Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.




Комментируемый принцип распадается на два принципа:

2.1. Принцип, гарантирующий каждому право на образование. Данный принцип, закрепленный в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", воспроизводит конституционную норму, в соответствии с которой право на образование принадлежит каждому (ст. 43 Конституции РФ), а также аналогичные международно-правовые нормы, закрепленные в источниках международного права - Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, культурных и социальных правах, Конвенции о правах ребенка и др.

Этот принцип часто используется в правоприменительной практике. В Определении Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. <9> указано: "В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (части 1, 2, 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")".

--------------------------------

<9> Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. N 51-КГ14-4 "Об отмене решения Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 01.08.2013 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 02.10.2013 и признании недействующими пунктов 3, 4 плана мероприятий на 2013 год (приложение к приказу), утвержденного приказом комитета по образованию г. Барнаула от 27.12.2012 N 2154-осн "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599". Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

Комментируемый принцип непосредственно связан с конституционным принципом равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), который в образовательном праве трансформируется в требование равноправия при получении образования - право на образование принадлежит каждому (ст. 43 Конституции РФ). От этого требования производен, в частности, запрет устанавливать льготы индивидуального характера для участников образовательных правоотношений.

2.2. Принцип, гарантирующий всем право на образование, сочетается с запретом на дискриминацию в сфере образования.

Нормы образовательного права не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Комментируемая норма Федерального закона имеет под собой международно-правовое основание. Речь идет о Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования <10>, заключенной в Париже в 1960 г. и ратифицированной СССР в 1962 г.

--------------------------------

<10> Ведомости ВС СССР. 2 ноября 1962 г. N 44. Ст. 452.

 

Под дискриминацией в области образования понимается "всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования" (ст. 1 Конвенции).

Проявлениями дискриминации в области образования считаются:

- закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

- ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;

- создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц;

- положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

При этом не рассматриваются как проявления дискриминации в сфере образования (ст. 2 Конвенции):

- создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам;

- создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным, и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования;

- создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования.

Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.

Данный принцип устанавливает рамки, в которых определяется содержание образования, формируются методы образования, важнейшие установки образовательной политики.

Российское образование имеет давние и богатые традиции. Названные принципы максимально полно их учитывают, подытоживая достижения отечественного образования, его нацеленность на общечеловеческие и универсальные ценности.

Свободное развитие личности в качестве принципа образовательной политики государства означает признание за ней собственной позиции и права на самоопределение в процессе образования.

Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Соблюдение этого принципа, вытекающего из конституционного определения Российской Федерации как федеративного и многонационального государства, особенно важно при формировании и реализации государственной политики Российской Федерации в области образования.

Принцип единства образовательного пространства в законодательных актах субъектов Российской Федерации трансформируется в принцип обеспечения единства федерального, регионального и муниципального образовательного пространства. Так, в Областном законе Ленинградской области от 24 февраля 2014 г. N 6-оз "Об образовании в Ленинградской области" <11> закреплено (ст. 7): "Развитие системы образования Ленинградской области основывается на следующих принципах: <...> обеспечение единства федерального, регионального и муниципального образовательного пространства <...>".

--------------------------------

<11> Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области: http://www.lenobl.ru, 25.02.2014.

 

Единство образовательного пространства в Российской Федерации не противоречит норме Конституции РФ (п. "е" ч. 1 ст. 72), в соответствии с которой общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Региональные законы лишь уточняют федеральное законодательство об образовании, адаптируя их к местным социально-экономическим, этнокультурным, языковым особенностям конкретной территории. Так, в ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 50 "Об образовании в Чувашской Республике" <12> предмет правового регулирования регионального законодательства об образовании определяется следующим образом: "Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Чувашской Республике".

--------------------------------

<12> Собрание законодательства Чувашской Республики. 05.09.2013. N 7. Ст. 675.

 

Системы образования в субъектах Российской Федерации и муниципальные системы образования представляют собой составные части единой общегосударственной системы российского образования. Это положение находит свое отражение в актах регионального и муниципального законодательства об образовании, в которых содержатся нормы, устанавливающие, что нормативно-правовая база регулирования складывающихся в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях отношений в сфере образования формируется в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством об образовании, согласно принципам государственной политики в сфере образования, закрепленным в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации".

Таким образом, единое образовательное пространство Российской Федерации представляет собой сложносоставное пространство, образованное в соответствии с едиными законодательными принципами и правилами и включающее в себя образовательные системы, формируемые на региональном и муниципальном уровнях.

В законах субъектов Российской Федерации об образовании чаще всего регулируются вопросы, связанные с выбором языков обучения и формы одежды, созданием условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, процедурами индивидуального отбора обучающихся для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов и т.д.

Принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации дополняется важной гарантией - законодательным предписанием о защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Данный принцип предусмотрен не только в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", но и закреплен в иных законодательных актах Российской Федерации (например, в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <13>, Федеральном законе от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" <14> и др.).

--------------------------------

<13> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.

<14> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.

 

Данный принцип находит свое отражение в законодательстве об образовании отдельных регионов. Прежде всего это относится к проблеме изучения в школах национальных языков.

Так, например, в ст. 8 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. N 1755-ЗРК "Об образовании" <15> установлено: "В государственных образовательных организациях Республики Карелия, муниципальных образовательных организациях может вводиться преподавание и изучение карельского, вепсского и финского языков. Преподавание и изучение карельского, вепсского и финского языков в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. В целях создания условий для изучения карельского, вепсского и финского языков органы государственной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления в Республике Карелия обеспечивают:

--------------------------------

<15> Собрание законодательства Республики Карелия. 2013. Декабрь. N 12 (часть I). Ст. 2194.

 

1) создание необходимого числа образовательных организаций, классов, групп с целью преподавания и изучения карельского, вепсского и финского языков и условий для их функционирования;

2) подготовку специалистов для преподавания и изучения карельского, вепсского и финского языков;

3) издание и внедрение в учебный процесс учебников и учебных пособий на карельском, вепсском и финском языках".

Территории, на которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации, оставаясь составной частью единого образовательного пространства России, вместе с тем представляют собой зону гарантированного развития языков и культуры коренных народов.

В Законе Ямало-Ненецкой автономной области от 27 июня 2013 г. N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" <16> (ст. 4) предусмотрено: "В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера организуется изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера. В автономном округе обеспечивается подготовка высококвалифицированных кадров для осуществления образовательного процесса на родных языках коренных малочисленных народов Севера. Изучение предметов этнокультурной направленности определяется образовательной организацией самостоятельно за счет компонента образовательной организации базисного учебного плана".

--------------------------------

<16> Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. N 5-1. 2013. Июнь.

 

Региональное законодательство воспроизводит законодательные положения о включении в образовательный процесс этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации.

В Областном законе Ростовской области от 5 февраля 2013 г. N 1043-ЗС "О казачьем кадетском образовании в Ростовской области" <17> закреплено, что казачье кадетское образование представляет собой "процесс обучения и воспитания учащихся, воспитанников и студентов по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку обучающихся к несению государственной или иной службы российского казачества, с использованием культурно-исторических традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края".

--------------------------------

<17> Наше время. 12.02.2013. N 57.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...