Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития компьютерных справочных правовых систем




Основными причинами активного развития компьютерных справочных правовых систем в России являются стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров в последнее десятилетие, с одной стороны, и большое количество нормативных и других правовых документов, порожденных реформами политической и экономической жизни в стране, с другой стороны. В настоящее время существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решить которые можно лишь при использовании компьютерных СПС. Бухгалтерский учет в полной мере можно отнести к таким направлениям.
Использование компьютерных технологий для работы с законодательной информацией началось еще во второй половине 1960-х гг. Сначала справочные системы создавались в основном в виде электронных картотек («электронных каталогов»). Так, бельгийская система CREDOC, появившаяся на свет в 1967г., стала первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации.
Некоторые юридические электронные картотеки в процессе развития начали работать в диалоговом режиме благодаря сети терминалов в библиотеках и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.
При всех достоинствах электронные картотеки не позволяют знакомиться с полным текстом документов, поэтому более удобны полнотекстовые системы, дающие возможность не только практически моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с текстом найденного документа. В 1967 г. в результате соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем США — LEXIS. С 1980 г. система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США.
Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе через сеть Интернет.
В настоящее время все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы и по некоторым оценкам сейчас в мире насчитывается более сотни подобных систем.
В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения был создан при Министерстве юстиции Научный центр правовой информации (НЦПИ) (25 июня 1975 г. постановление Совета Министров СССР №558 о создание Научного центра правовой информации в составе Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства), 28 сентября 2005 г. приказом Министерства юстиции России №182 утвержден новый Устав НЦПИ

. Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов и первой советской справочной правовой системой была, компьютерная справочная правовая система "Эталон. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.

Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров. Большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов. Быстрое развитие и распространение справочных систем в России началось в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда и появились первые негосударственные СПС: Первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она Юридическая Справочно-Информационная Система (ЮСИС), позже название поменялось на автоматизированное рабочее место АРМ „Юрист"". Изучение сайта компании "Интралекс", производителя "Юриста", показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас — непонятно…

То, что история справочных правовых систем на АРМ "Юрист" не закончилась, объясняется двумя факторами:

Первый: распад СССР, после которого стало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела.

Второй: развитие компьютерной техники.

 

Приведем хронологию событий развития компьютерных справочных правовых систем

· в 1989 г. — «ЮСИС»,

· в 1991 г. — «Гарант»,

· в 1992 г. — «Консультант Плюс».

Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации — это как бы «мозг и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть.

На рынке России существуют два вида справочных правовых систем:

· Государственные системы.

· Коммерческие системы.

 

Государственные системы:

· Информационно-поисковая система «Закон» — база законодательства Государственной Думы РФ.

· Научно-технический центр правовой информации «Система» — эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти.

· Информационно-правовая система «Законодательство России» —Государственная система распространения правовых актов «Законодательство России» (ГСРПА России)

· База данных научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации

· База данных Министерства иностранных дел России

Коммерческие системы

· Законпрост

· Право.ру

· ГАРАНТ

· КонсультантПлюс

· Lexpro

· Кодекс

· БСС "Система Главбух"

· Референт

· «ЮСИС» и Юрист (фирма «Интралекс»);

· «Юридический Мир» (издательство «дело и право»);

· «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);

· «1С: Эталон» (фирма «1С»);

Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации выполняет функции центрального узла распределенной информационно-вычислительной системы в структуре органов юстиции Российской Федерации. В научном центре правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации были созданы и ведутся следующие электронные базы данных законодательных, подзаконных и нормативных актов:

- база действующих нормативных актов «Эталон»

- Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Центр проводит научные исследования по проблемам создания, внедрения и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем, а также проводит опытно-конструкторские, проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по созданию информационных систем, систем обработки данных, аппаратно-программных комплексов и программных продуктов.

Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (НЦПИ) — федеральное государственное учреждение при Минюсте России,

Основными целями деятельности Научного центра правовой информации являются: реализация государственной политики информатизации Российской Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации; обеспечение выполнения единой научно-технической политики в области информатизации в интересах структурных подразделений центрального аппарата Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и их территориальными органами, федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минюста России и их территориальных органов; ведение федерального регистра, государственных информационных ресурсов, других баз данных правовой информации в Минюсте России; внедрение передовых информационных технологий в деятельность Минюста; удовлетворение потребностей структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и их территориальных органов, федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минюста России, в информационной поддержке деятельности; обеспечение потребностей центрального аппарата, территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и их территориальных органов, федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минюста России, в вычислительной технике и программно-технических средствах; предотвращение утечки по техническим каналам информации ограниченного доступа (отнесенной к государственной тайне и конфиденциальной), обрабатываемой на технических средствах; содействие обеспечению гарантированных законодательством прав организаций и граждан на доступ к информационным ресурсам; обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов в области компьютерных технологий для Министерства юстиции РФ.

Таблица 2.1

История развития справочных правовых систем в России от фирмы ГАРАНТ

Главные новшества на рынке справочных правовых систем Когда и где реализовалось впервые Когда реализовано в других системах*
Гипертекстовые связи между документами ГАРАНТ, 1990 с опозданием на 5 лет
Комментарии в текстах документов ГАРАНТ, 1990 с опозданием на 5 лет
Поиск по ситуации, позволяющий находить нужные документы, когда не известны их реквизиты ГАРАНТ, 1990 отсутствует (некоторый аналог - с опозданием на 13 лет)
Законодательство России на английском языке, представляющее российские законы в крупнейшем международном информационном правовом массиве LexisNexis ГАРАНТ, 1992 продукт "Legislation of Russia in English" отсутствует
Поставка системы на рабочих дисках, обеспечивающая мобильность и позволяющая работать на любом компьютере ГАРАНТ, 1993 отсутствует
Единые сквозные поисковые средства по всему информационному банку с единым результирующим списком документов ГАРАНТ, 1997 отсутствует
Сортировка документов по юридической силе ГАРАНТ, 1997 отсутствует
Собрание книг и комментариев ведущих юристов по правовым вопросам ГАРАНТ, 1997 блок "Комментарии к законодательству" с опозданием на 3 года
Материалы ведущих бухгалтерских изданий ГАРАНТ, 1999 блок "Бухучет и аудит: разъяснения и консультации" с опозданием на 2 года
Бланки в форматах MS Word и MS Excel ГАРАНТ, 2000 с опозданием на год
Построение всех связей фрагмента документа с другими материалами системы ГАРАНТ, 2001 с опозданием на 2 года
Подборка судебной и арбитражной практики по налоговым спорам ГАРАНТ, 2001 блок "Налоговые споры: арбитражная практика" с опозданием на 4 года
Доступ из системы к графическим копиям официальных публикаций ГАРАНТ, 2002 отсутствует
Серия обновляемых энциклопедий по вопросам бухучета ГАРАНТ, 2002 блок "Электронная версия бератора "Практическая энциклопедия бухгалтера" отсутствует
Построение всех связей текущего документа с другими материалами системы по типам правовой информации ГАРАНТ, 2003 отсутствует
Актуализируемое энциклопедическое собрание профессиональных комментариев к налоговому законодательству ГАРАНТ, 2003 блок "Практическая налоговая энциклопедия" одно издание с опозданием на 2 года
Машина времени, обеспечивающая мгновенный переход к тексту документа, действовавшему на указанный момент времени ГАРАНТ, 2004 отсутствует
Передовая клиент-серверная архитектура системы, позволяющая снижать нагрузку на персональные компьютеры пользователей и обмениваться результатами работы ГАРАНТ, 2004 отсутствует
Обновление без прекращения работы пользователя ГАРАНТ, 2004 отсутствует
Интерактивная Структура документа, позволяющая мгновенно обратиться к отдельным статьям документа и встроенным в него объектам ГАРАНТ, 2004 отсутствует
Индивидуализированная оперативная правовая информация в сжатой форме и средства для построения обзоров изменений законодательства ГАРАНТ, 2005 сервисный информационный продукт "ПРАЙМ" отсутствует

* Рассматривались справочные правовые системы с долей рынка по России более 5%.

Информационно-правовые системы можно условно разбить на следующие группы:

профессиональные юридические системы;

системы арбитражной практики, содержащие обобщение практики применения законодательства;

информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы);

отраслевые справочные системы;

электронные правовые справочники.

Достаточно часто при комплектовании информационно-правовых систем, предоставляемых пользователю, используется комплексный подход, т.е. в них могут входить разделы с различными видами правовой информации. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся [3]:

1) объем информационного банка;

2) формирования пользовательской базы;

3) скорость поиска документов по базе;

4) актуальность информации и оперативность поступления документов;

5) степень аутентичности документов оригиналу;

6) юридическая обработка документов;

7) возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...