Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4. Средневековая философия




Лекция.

Средневековая философия. Особенности средневековой философской мысли. Патристика. Схоластика. Номинализм и реализм. Соотношение веры и разума в европейской и арабской средневековой философии. Теория двойственной истины.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- каково было положение наук, и в особенности философии, в эпоху Средневековья?

- почему философию в эпоху Средневековья называли «служанкой богословия»?

- выделите основные философские вопросы, волновавшие умы средневековых мыслителей.

- из каких двух традиций складывалась средневековая философия?

- какие важнейшие принципы лежат в основе христианского монотеизма?

- на какие этапы может разбить средневековую философию?

- что такое реализм и номинализм?

- в чем заключается содержание жизни человека с точки зрения Августина Аврелия?

- какие творения различает Августин?

- в чем заключается августиновская концепция «бесконечного» творения?

- что из себя представляет теория экземпляризма?

- как соотносится настоящее, прошедшее и будущее время в философии Августина?

- что означают понятия свободы-воли, предопределения и благодать и как они связаны между собой?

- чем отличалась философия от теологии с точки зрения Фомы Аквинского?

- какие доказательства бытия Бога вы знаете?

- что такое эминенция?

- какие формы выделяет Фома Аквинский?

- в чем заключается концепция универсалий?

- как Аквинат представлял себе «совершенство вселенной»?

- каково было отношение Аквината к демократии?

- что такое философия с точки зрения Иоанна Домаскина?

- как мыслился человек в византийской философии?

2. Внести в терминологический словарь понятия: софистика, догмат, креационизм, провиденциализм, сотериологизм, патристика, схоластика, универсалия, номинализм, реализм.

 

Раздел 5. Философия Возрождения и Нового времени

Лекция.

Философия Возрождения и Нового времени. Гуманизм. Антропоцентризм. Пантеизм. Эмпиризм Ф. Бекона и рационализм Р. Декарта. Сенсуализм Дж. Локка. Антиклерикализм и деизм философии эпохи Просвещения. Материалистическое понимание человека. Социально-философские концепции эпохи Просвещения. Коперниканский переворот в философии. Этика И. Канта. Субъективный и объективный идеализм в немецкой классической философии. Диалектика Г. Гегеля. Материалистическая антропология Л. Фейербаха. Исторический и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- какое место стала занимать религия в умах людей в эпоху Возрождения?

- почему стало возможно развитие естественных наук в эту эпоху? Какова роль в развитии науки Д. Бруно и Г. Галилея?

- какие черты философии Н.Кузанского можно охарактеризовать как принадлежащие к эпохе Средневековья, а какие к эпохе Возрождения?

- проиллюстрируйте примерами каждый вид «идолов» по Ф. Бэкону, мешающих истинному познанию. Можно ли утверждать, что «идолы» искоренены из сознания современных людей?

- на какие положения должны ориентироваться средневековый философ и философ XVIII века в познании мира и человека? Являются ли эти положения одинаковыми?

- что такое рационализм и сенсуализм? В чем заключался предмет спора между сторонниками этих направлений?

- согласны ли вы с агностицизмом И.Канта? Обоснуйте.

- проследите развитие какого-либо явления, отразив в этом развитии действие трех диалектических законов Г. Гегеля.

- продемонстрируйте взаимовлияние базиса и надстройки в процессе общественно-исторического развития (К. Маркс).

2. Внести в терминологический словарь понятия: эмпиризм, индукция, рационализм, дедукция, сенсуализм, агностицизм, гностицизм, иррационализм.

 

Темы докладов и рефератов

- Философия М.Монтеня

- Философия Эразма Роттердамского

- Философия Томаса Мора

- Гелиоцентрическая модель мира Н.Коперника

 

Раздел 6. Неклассическая философия

Лекция.

Неклассическая философия. Причины возникновения неклассической философии и ее особенности. Неоидеализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Позитивистское направление. Экзистенциализм. Структурализм. Философия франкфуртской школы. Герменевтика. Постмодернизм.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- как вы думаете, отличается ли личность философа ХХ века от личности философа ХIХ века?

- чем обусловлено возникновение большого количества философских направлений в ХХ веке?

- есть ли что-либо общее между трактовками мира и человека в этих направлениях?

- какое место, по мнению философов различных школ, занимает человек в современном мире, в чем его предназначение и смысл жизни?

- в чем заключается суть проблемы отчуждения человека? Кто впервые озвучил проблему отчуждения в истории философии?

2. Заполнить таблицу «Основные течения западной философии ХХ века»:

 

Название течения Представители Область философских интересов
Экзистенциализм    
Герменевтика    
Психоаналитическая философия    
Прагматизм    
Философская антропология    
Постмодернизм    

 

3. Внести в терминологический словарь понятия: полицентризм, логоцентризм, сциентизм, антисциентизм.

 

Темы докладов и рефератов

- Западноевропейская философия истории и российская историософия

- Экзистенциализм как мироощущение

- Феноменологическая редукция: теория и практика

- Сильные и слабые стороны постмодерна

 

Раздел 7. Русская философская мысль

Лекция.

Русская философская мысль. Особенности русской философской мысли. Учение митрополита Иллариона. Поучение Владимира Мономаха. Нестор Летописец. Дискуссия иосифлян и нестяжателей. Латинствующие и староверы. Материалистический деизм М.В. Ломоносова. Революционно-демократическое течение. Русский консерватизм. Почвиничество. Славянофильство. Западничество. Толстовство. Евразийство. Философия положительного всеединства В.С. Соловьева. Антроподицея Н.А. Бердяева. Русский марксизм. Русский космизм. Татарская философская мысль.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- почему о русской философии принято говорить с середины XIX века?

- чем отличалась русская философия XIX века от философии Западной Европы XIX века?

- чью точку зрения на направление развития России – славянофилов, западников или евразийцев – вы разделяете? Почему?

- какими идеями обогатила русская философия мировую философию?

 

2. Заполнить таблицу «Направления русской философской мысли XIX в.»:

 

Название течения Представители Круг философских интересов (основные идеи)
Славянофильство    
Западничество    
Евразийство    
Религиозное направление    
Писательское направление    
Русский консерватизм (византизм)    
Революционно-демократическое направление    
Анархизм    
Русский марксизм    
Русский космизм    

 

Темы докладов и рефератов

 

- Религиозный антиинтеллектуализм (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)

- Российская философия начала ХХ века в эмиграции

- Современная российская философская мысль

- Русская и татарская философия: общее и особенное

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...