Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценочные средства текущего контроля.




Контрольная работа №1.

 

Прочитайте предложенные ниже отрывки из философских произведений. Заполните пропуски (……) определив, о каких философских школах и течениях идет речь.

 

1. «Так называемые ……, занявшись математическими науками, впервые развили их и, воспитавшись на них, стали считать их начала началами всех вещей. Но в области этих наук числа занимают от природы первое место, а у чисел они усматривали, как им казалось, много сходных черт с тем, что существует и происходит, - больше, чем у огня, земли и воды; например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то - душа и ум, другое - удача, и можно сказать, что в каждом из остальных случаев точно так же. Кроме того, они видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям» (Аристотель).

2. «Простую мысль о чистом бытии как об абсолютном и как о единственной истине впервые высказали ……, особенно Парменид, который в дошедших до нас фрагментах высказал ее с чистым воодушевлением мышления, в первый раз постигшего себя в своей абсолютной абстрактности: только бытие есть, а ничто вовсе нет» (Г.В.Ф. Гегель).

3. «они не только в меру своих сил привели теологию в порядок и придали ей форму науки, но и вдобавок еще добились того, что строптивая и колючая философия Аристотеля смешалась, более чем следовало, с религией» (Ф. Бэкон).

«Если вы желаете знать, почему известного рода тела падают по своей природе на землю, тогда как другие подымаются, то ……, основываясь на Аристотеле, скажут вам, что тела, падающие вниз, обладают тяжестью и что именно эта тяжесть заставляет их падать вниз. Если же вы спросите их, что они понимают под тяжестью, то они определят ее как стремление к центру земли. Выходит, таким образом, что причиной падения тел является стремление быть внизу, - сказать так - все равно что сказать, будто тела падают и подымаются, потому что они так делают» (Т. Гоббс).

4. «…… и психология должны находиться в очень близких отношениях, поскольку обе они имеют дело с сознанием, хотя и различным образом, в различной «установке»; выразить это мы можем так: психология должна оперировать с «эмпирическим сознанием», с сознанием в его опытной установке, как с существующим в общей связи природы; напротив, …… должна иметь дело с «чистым сознанием» (Э. Гуссерль).

5. «…… отвергали в природе всякие конечные цели; они признавали только чисто физические причины или необходимые отношения тех частных элементов, которые лежат в основании вещей. Этим причинам они подчиняли все безусловно; весь ход природы представлялся им строго законным» (Б.Н. Чичерин).

6. «Нам очевидным образом надлежит достигнуть знания о первоначальных причинах, - мы ведь тогда приписываем себе знание каждой вещи, когда, по нашему мнению, мы постигаем первую причину. А о причинах речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия (основание почему вещь такова, как она есть, восходит в конечном счете к понятию вещи, а то основание, благодаря чему вещь именно такова, есть некоторая причина и начало); другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третьей - то, откуда идет начало движения; четвертой - причину, противолежащую только что названной, а именно - то, ради чего существует вещь, и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)» (Аристотель).

7. «Мы имеем теперь все данные для того, чтобы утверждать, что …… представляет собою самую типическую утопию земного рая со всеми ее основными особенностями. У него есть своя вера в возможность скорого достижения последнего благодатного предела истории и есть свое разрешительное слово, с помощью которого он считает достижение этого предела обеспеченным. По своему внутреннему содержанию эта утопия представляет собою систему абсолютного коллективизма, и, как всякая система этого рода, она вызывает против себя все те же возражения, которые неизбежно возникают при обсуждении каждого подобного учения… Он разрывает связь человека с мировым законом добра и не видит в мире ничего, кроме действия материальных сил, а в то же время верит в предстоящее господство человека над миром и в победу разума человеческого над внешней природой. Наконец, он отрицает все сверхъестественное и чудесное и вместе с тем предсказывает осуществление на земле абсолютного идеала, которое нельзя понять иначе, как выход из естественных условий, как чудо всеобщего преображения» (П.И. Новгородцев).

8. «……, учителя мудрости, впервые распространили субъективную рефлексию и то новое учение, согласно которому каждый должен действовать по своему собственному убеждению. Как только появляется рефлексия, у всякого оказывается свое собственное мнение; люди исследуют, нельзя ли улучшить право, вместо того чтобы придерживаться существующего, они находят убеждение в себе, и таким образом возникает субъективная независимая свобода, при которой индивидуум в состоянии, даже выступая против существующего государственного строя, основывать все на своей совести. У всякого оказываются свои принципы, и соответственно своим воззрениям он убежден, что в этом-то и заключается наилучшее и что оно должно быть осуществлено в действительности. Об этом упадке упоминает уже Фукидид, говоря, что всякий полагает, что без него дела идут плохо. ……, не будучи учеными или людьми науки, мастерски умели обращаться с мыслями и тем изумляли греков. У них был ответ на все вопросы, у них оказывались все общие точки зрения для всех интересов, имевших политическое и религиозное содержание, и дальнейшее развитие заключалось в том, чтобы все уметь доказать, во всем находить такую сторону, которую можно было бы оправдать (Г.В.Ф. Гегель).

9. «Если бы все существующее превратилось в дым, то органом познания были бы ноздри» (Гераклит).

Примечание. Шлейермахер полагает, что смысл фрагмента таков: Гераклит отдает носу предпочтение перед всеми остальными органами чувств. Кн. С. Трубецкой, следуя Патину, понимает этот фрагмент иначе: «Если бы весь мир разрешился в дым, человек и тут бы, хоть носом стремился бы разнюхать его». По поводу данного фрагмента один любознательный критик ставит вопрос: «Если бы все сущее стало дымом, то чем бы был сам познающий нос?».

10. «Школа Сократа разбилась на два противоположных направления: киренаики признавали добром для человека умное пользование жизненными благами, ……, напротив, воздержание от всего внешнего. Они поставляли себе целью не нуждаться ни в чем, утверждая, что этим человек уподобляется Божеству. Выше всего они ставили внутреннюю свободу человека, не сдержанную никакими внешними правилами. Мудрый сам себе дает закон» (Б.Н. Чичерин).

11. «Он хочет быть новым методом разрешения старых «проклятых» вопросов… Пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия, хочет, чтобы не было совсем этих гор вдохновенной и чистой мысли, чтобы люди ремесленно порождали лишь полезные, кому-то зачем-то нужные идеи» (В.Ф. Эрн).

12. «……всюду стремились к единству принципа, и Бог и мир у них вовсе не были двумя началами…

Их этика, взятая в целом, действительно является очень ценной и достойной уважения попыткой воспользоваться великим преимуществом человека - разумом - для важной и спасительной цели, чтобы возвысить человека над страданиями и скорбями, которым подвержена всякая жизнь, наставив его.

 

Способом можешь каким свой век провести ты спокойно,

Так, чтоб тебя не томили: всегда ненасытная алчность,

Страх потерять иль надежда добыть малонужные вещи.

 

И этим доставить ему то высшее достоинство, которое подобает ему как разумному существу в противоположность животным» (А. Шопенгауэр).

«…… умудряется проглатывать камни и червей, осколки стекла и скорпионов, не испытывая при этом отвращения; его желудок должен в конце концов стать невосприимчивым ко всему, что ссыпает в него случайность существования… Для людей, которыми импровизирует судьба, для тех, кто живет в насильственные времена и пребывает в зависимости от взбалмошных и непредсказуемых людей, …… может оказаться весьма желательным» (Ф. Ницше).

13. «…… соединяет с теизмом атеизм, соединяет с богом его отрицание: бог есть материальная, - если пользоваться выражением Спинозы, - протяженная сущность. …… есть теологический атеизм, теологический материализм, отрицание теологии, но все это с точки зрения теологии; ведь он материю, отрицание бога превращает в предикат или атрибут божественного существа. А кто превращает материю в божественный атрибут, тот делает материю божественной сущностью» (Л. Фейербах).

14. «Единственною целью человека признавалось личное счастье, то есть ощущение удовольствий и избежание страданий… Выше всего ставилась невозмутимость духа, которая одна дает человеку истинное наслаждение. Восхвалялось и общение с другими для взаимной пользы; но так как общение, с этой точки зрения, служит только средством для личного удовольствия, то …… учили, что мудрый вообще должен удаляться от общественных дел, принимая в них участие единственно настолько, насколько это требуется собственною его безопасностью (Б.Н. Чичерин).

15. «……, резюмирующий всю древнюю философию, представляет последний отдел логики - цельную идею (жизнь, или душа мира, познание, или ум, абсолютная идея, или единое сверхсущее) (Гегель).

16. «…… мыслит себе Россию как главный элемент особого культурного целого, противополагаемого им германо-романскому миру, создавшему европейско-американскую культуру. Поскольку у …… есть доктрина, эта доктрина сводится к утверждению культурно-расовых особенностей народов евразийского мира (П.Б. Струве).

17. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше… Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах.

Приведу несколько примеров. Пятьсот миллионов лет тому назад, в кембрийской геологической эре, впервые в биосфере появились богатые кальцием скелетные образования животных, а растений - больше двух миллиардов лет тому назад. Это кальциевая функция живого вещества, ныне мощно развитая, была одной из важнейших эволюционных стадий геологического изменения биосферы.

Не менее важное изменение биосферы произошло 70-110 млн. лет тому назад, во время меловой системы и особенно третичной. В эту эпоху впервые создались в биосфере наши зеленые леса, всем нам родные и близкие. Это другая большая эволюционная стадия, аналогичная ноосфере. Вероятно, в этих лесах эволюционным путем появился человек около 15-20 млн. лет тому назад.

Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу» (В.И. Вернадский).

18. «…… во сто раз реальнее христианства, - он представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он является после философского движения, продолжавшегося сотни лет; с понятием «Бог» уже было покончено, когда он явился. …… есть единственная истинно позитивистская религия, встречающаяся в истории; даже в своей теории познания (строгом феноменализме) он не говорит: "борьба против греха", но, с полным признанием действительности, он говорит: «борьба против страдания…».

Чрезвычайно мягкий климат, кротость и либеральность в нравах, отсутствие милитаризма - вот условия, предрасполагающие к ……; равно как и то, чтобы очагом движения были высшие и даже ученые сословия. Ясность духа, спокойствие, отсутствие желаний как высшая цель - вот чего хотят и чего достигают» (Ф. Ницше).

19. «В основе своей это, прежде всего не национально-политическое или партийное, а принципиально духовное и культурно-политическое направление. Его основную мысль можно выразить понятием, ставшим общеупотребительным в Германии со времени Тённиса, - понятием сообщества. Его идеал - свободное народное сообщество, которое строится на любовном единении людей в Боге, осуществляемом православной церковью, а холодные договорные отношения людей - индивидуалистические и утилитаристски-корыстные, которые господствуют на Западе в экономической, социальной и политической жизни, - должны замениться любовным, жертвенным сотрудничеством всех в свободном, духовном общем организме» (С.Л. Франк).

 

Контрольная работа №2.

Дайте ответы на тестовые задания.

 

1. Материя – это:

а) философская категория, обозначающая материальную основу бытия;

б) объективная реальность, данная нам в ощущениях;

в) один из типов материальных систем;

г) форма существования сознания.

 

2. С точки зрения метафизического материализма сознание это:

а) материальный продукт деятельности мозга, как желчь – продукт печени;

б) свойство человеческого общества;

в) этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;

г) божественный дар человеку.

 

3. Диалектика в современном философском представлении это:

а) синоним понятия «прогресс»;

б) отрицание развития;

в) разновидность метафизики;

г) учение о противоречиях.

 

4. Противоречие с точки зрения диалектики – это:

а) конфликт;

б) единство и борьба противоположностей;

в) мистическое совмещение противоположностей, постигаемое интуицией;

г) несоответствие субъекта и объекта познания.

 

5. Экологический императив – это:

а) нравственный закон;

б) изучение глобальных моделей развития человечества;

в) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;

г) золотое правило нравственности.

 

6. Взглядам Гегеля соответствует следующий тезис:

а) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;

б) общество развивается по спирали;

в) общество развивается по кругу;

г) общество не развивается.

 

7. Критерием исторического прогресса в теории стадий роста является:

а) состояние морали;

б) способ производства;

в) авторитет церкви;

г) научно-технический прогресс.

 

8. Познание, основанное на ощущении называется:

а) чувственным;

б) логическим;

в) интуитивным;

г) образным.

 

9. Формами научного познания являются:

а) теория;

б) проблема;

в) тезис;

г) диспут.

 

10. Наука – это:

а) вид духовной деятельности;

б) социальный институт;

в) развивающаяся система знаний о законах мира;

г) все варианты верны.

 

11. Как следует трактовать следующую цитату К. Маркса: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:

а) человек – это марионетка в руках общества;

б) сущность человека социальна, а не биологична;

в) оригинальность личности не более чем иллюзия;

г) изменение общественных отношений меняет личность.

 

12. Свобода – это:

а) возможность человека делать то, что он хочет;

б) умение действовать на основе познания необходимости;

в) умение подчинять все своей воле;

г) осознанная необходимость.

 

13. Массовая культура – это:

а) культура, произведения которой являются в первую очередь товаром;

б) культура, которая тиражируется с помощью СМИ;

в) культура вне национальных и социальных различий;

г) все варианты верны.

 

14. Основные понятия, характеризующие современную культуру:

а) экранная культура;

б) постмодернизм;

в) массовая культура;

г) игровая культура.

 

15. Высшая цель культуры:

а) создание условий для формирования личности;

б) выработка алгоритма творчества;

в) человек как личность;

г) сама культура как самоцель.

 

16. Факторами, повлиявшими на процесс антропосоциогенеза, являются:

а) нравственно-социальные запреты;

б) язык;

в) орудийная деятельность;

г) природная среда.

 

17. Биологизаторский подход к природе человека представлен во взглядах:

а) марксистов;

б) расистов;

в) платоников;

г) гегельянцев.

 

Дайте определения понятиям.

Онтология Диалектика Общество Гносеология Наука
Бытие Качество Социальная мобильность Истина Эмпирическое исследование
Формы бытия Количество Социальный институт Субъект познания Теоретическое исследование
Материя Мера Страт Объект познания Философские методы познания
Сознание Метафизика Прогресс Уровни познания Эмпирические методы исследования
Атрибуты Практика Цивилизация Формы чувственного познания Теоретические методы познания
Движение Противоречие Культура Формы рационального познания Проблема
Пространство Развитие Духовное производство Понимание Гипотеза
Время Детерминизм Общественное сознание Объяснение Теория
Самосознание Соотносительные категории диалектики Класс Агностицизм Закон

 

Контроль знаний осуществляется посредством тестирования. Полный банк тестов прилагается к РПД.

Вопросы к экзамену по философии

 

1. Философия, ее предмет, функции, роль в обществе и жизни человека.

2. Развитие как форма изменения мира. Диалектика и метафизика.

3. Основные философские школы, течения и направления Античности (VII в. до н.э. - V в. н.э.).

4. Сознание и самосознание человека.

5. Основные философские школы, течения и направления Средневековья (V – XV вв.).

6. Смысл жизни человека. Общечеловеческие ценности. Совершенный человек.

7. Основные философские школы, течения и направления Нового времени (XVII – XVIII вв.).

8. Современный мир и основные тенденции его развития. Философия будущего (футурология).

9. Основные философские школы, течения и направления Нового времени (XIX в.).

10. Природа и сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.

11. Основные философские школы, течения и направления XX в.

12. Бытие как существование мира и человека. Материальное и идеальное в мире.

13. Восточная философия: особенности, основные философские школы, течения и направления.

14. Основные атрибуты материи и свойства сознания.

15. Национально-культурное своеобразие русской философской мысли.

16. Научная, религиозная и философская картины мира.

17. Природа как среда обитания человека.

18. Гносеология как учение о познании.

19. Философия в системе мировоззрения.

20. Наука как социокультурный феномен.

21. Уровни и методы научного познания.

22. Формы поведения и действия человека в мире, его свобода и ответственность.

23. Формы научного познания.

24. Россия и Татарстан в контексте современного мира.

25. Общество как форма жизнедеятельности людей.

26. Индивид, индивидуальность, личность. Параметры личности и факторы ее развития.

27. Экономическая и социальная сферы жизни общества.

28. Духовность человека и смысл его жизни.

29. Политическая и духовная сферы жизни общества.

30. Теория историко-философского процесса. Структура философского знания.

31. Гражданское общество и государство.

32. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

33. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

34. Насилие и ненасилие. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.

35. Эстетические ценности и свобода совести.

36. Вера и знание.

37. Наука и техника. Критерии научности.

38. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций.

39. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины.

40. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.

РЕГЛАМЕНТ ДИСЦИПЛИНЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...