Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие и совершенствование систем управления качеством




Применение новых информационных технологий является важнейшей пред­посылкой развития и совершенствования систем управления качеством техни­ческой эксплуатации и сервиса. Станет возможным переход от отдельных фрагментов таких систем (учет наработки на отказ, простоев в ремонте, расхода запасных частей и материалов) или фиксации уровня качества и его несоответствия имеющимся требованиям к предотвращению некачественного выполнения услуг, т.е. к формированию и применению системы управления качеством предоставления и выполнения сервисных услуг, основанной на международных (МС МСО 9004.2) и российских (ГОСТ 40900) стандартах.

Согласно данным международной организации по стандартизации (ИСО) от­мечается пять уровней (причин) появления несоответствия качества услуг (про­дукции) требованиям потребителей.

Первый уровень. Уровень управления рабочим местом. Плохое исполнение персоналом своих обязанностей: непрофессионализм, пренебрежение к докумен­тации и т.п. Эффективным методом повышения качества на этом уровне является введение экономически обоснованных мотиваций.

Второй уровень. Уровень управления бригадой, цехом, участком. Плохая ор­ганизация работы в бригаде, цехе, на участке, неоснащенность рабочих мест, отсутствие нужного мерительного инструмента, оснастки, статистических методов

 

 

управления. Повышение качества на этом уровне осуществляется путем раз­работки и осуществления организационно-технической программы.

Третий уровень. Уровень управления производством и предприятием в целом. Плохое взаимодействие между подразделениями, участками, низкая производ­ственная дисциплина, плохая работа ОТК, нестабильность рабочих процессов, отсутствие в системе применения статистических методов и в целом системы ка­чества. Эффективным методом повышения качества на этом уровне является пересмотр и переработка системы управления качеством продукции с привле­чением соответствующих квалифицированных специалистов, применение внутрен­него хозрасчета, улучшение или перестройка производственных взаимоотношений между участками, цехами, бригадами.

Четвертый уровень. Уровень конструктор-технолог-ОТК-производственник проявляется в некорректных взаимных требованиях к качеству продукции (услуг) и называется "ложным несоответствием". Решение проблемы должно осу­ществляться за счет делового взаимопонимания.

Пятый уровень. Уровень взаимоотношений с поставщиками. Низкое качество поставок: несоблюдение контрактов, технических условий и другой нормативной документации, отсутствие резервных поставщиков и т.п. Решение проблемы - по­вышение требований к поставщикам путем совершенствования системы управ­ления качеством поставляемой продукции, использование стандартов на статисти­ческий приемочный контроль и ужесточение экономических санкций.

ИСО рекомендует поэтапное совершенствование качества (приложение 11).

Для ИТС автотранспортных и сервисных предприятий управление качеством ТО и ремонта будет обеспечиваться:

• применением научно обоснованных методов и процедур принятия и реализации управляющих решений (см. гл. 6, 9, 14, 15);

• разработкой и реализацией многоуровневой системы целевых нормативов (см. гл. 9), выполнение которых может служить обобщающим показателем качества функционирования конкретных исполнителей, бригад, участков, цехов и ИТС в целом;

• определением понятия качества работы конкретного исполнителя, которое должно характеризоваться, прежде всего, соблюдением технологии, выпол­нением назначенной работы точно в срок и обеспечивать заданные целевые нормативы простоя автомобилей на ТО и в ремонте (см. гл. 9) и гаранти­рованную наработку после ТО и ремонта;

• наличием, доступностью оперативной индивидуальной (автомобиль, испол­нитель) информации и ее использованием при управлении производством и оценке его эффективности;

• разработкой и применением объективных нормативов ТО и ремонта, их кор­ректированием с учетом условий эксплуатации автомобилей (см. гл. 5, 7, 8);

• рациональным технологическим и нормативным обеспечением производ­ственных процессов, включающим обеспечение рабочего места;

• повышением квалификации персонала, совершенствованием методов его отбора, повышением престижа профессии работников ИТС;

• совершенствованием методов контроля качества (используемые материалы и запасные части, текущий производственный и выходной контроль);

• материальной и моральной заинтересованностью персонала в качестве выполняемых работ, ответственностью за конечные результаты (отказы, простои, рекламации, потеря клиентуры).

Согласно разработкам ОАО "АвтоВАЗтехобслуживание" при оценке качества функционирования предприятий по техническому обслуживанию и ремонту авто­мобилей их целесообразно рассматривать в виде четырех последователно связан-

 

ных подсистем: административно-управленческий персонал (АУП), подчиненный директору; инженерно-технический персонал (ИТР), руководимый главным инже­нером; производственный персонал основного производства (ОП), руководимый начальниками цехов и участков; механизм стимулирования (МС), включающий мотивацию (материальное стимулирование, психологический климат, страхование здоровья), обучение и обеспечение нормативно-технологической документацией и литературой.

Внутри подсистемы связи между подразделениями и специалистами могут быть последовательными, параллельными и смешанными, а связи между подсистемами -последовательными. Используя соответствующие формулы (см. гл. 3), можно определить вероятность выполнения предприятием принятых целевых нормативов качества (см. гл. 9) и вклад каждого подразделения и исполнителя. Например, по данным АвтоВАЗтехобслуживания, вклад основных подсистем в повышение качества гарантийного ремонта и выполнения сервисных услуг составляет: АУП -10; ИТР - 15; ОП - 65; С - 10%.

Оценка качества работы этих предприятий должна проводиться на основе структурно-производственного синтеза принятия и реализации управленческих решений.

Строится структурная схема предприятия, характеризующая связи органов управления, цехов, участков и др., оценивается вероятность принятия и реализации правильных решений или риск принятия ошибочных решений каждым под­разделением, а при необходимости и наличии информации - исполнителем.

В системе управления качеством ТО и ремонта важным является сокращение промежутка времени между выполнением работы и стимулированием исполнителя (исполнителей) за ее качественное проведение, т.е. принцип оперативности.

Предварительно оценить качество проведения конкретной работы можно не­сколькими способами:

• контролем конструктивных и диагностических параметров (см. гл. 2) техни­
ческого состояния (зазоры, люфты, размеры, уровни, тормозной путь, расход
топлива, состав отработавших газов и т.д.);

• внешним осмотром автомобиля, агрегата (качество мойки, уборки, окраски).

Однако достоверно убедиться в качестве выполненных работ, особенно регла­ментных, можно только по конечному результату, т.е. фактическому ресурсу или наработке до отказа обслуженного или отремонтированного объекта. Но для этого может потребоваться, особенно при качественном выполнении работы, большая наработка автомобиля (месяцы, тысячи километров).

Длительное откладывание стимулирования снижает его эффективность, так как теряется причинно-следственная связь: конкретно выполненная работа -эффект - стимулирование (или санкции).

Одним из способов сокращения этого промежутка времени является разра­ботанный МАДИ метод предварительной оперативной оценки качества ТО и ремонта по прогнозируемой наработке до отказа с учетом вида закона распре­деления.

Суть этого метода состоит в оценке вероятности безотказной работы изделия Р(Г) и средней ожидаемой наработке до отказа х по ограниченному числу отказов, зафиксированных в течение так называемого оценочного периода /оц (рис. 29.5), т.е. рассматривается усеченная справа выборка.

Достоверность и точность прогнозирования показателей качества растет с увеличением продолжительности оценочного периода /оц (рис. 29.6). При этом незначительное увеличение погрешности 5 в оценке х агрегатов дает возможность повысить достоверность прогнозирования. Увеличение числа ремонтируемых аг­регатов также увеличивает достоверность прогноза. С увеличением /оц снижается

 

 

где Т — время, сут., прошедшее с момента возникновения события до момента анализа сохранившейся информации о нем; Г3 - среднее время сохранения (за­поминания) информации в памяти рабочего, сут.

На Ри большое влияние оказывает степень у фиксации информации о выпол­ненных ремонтах в учетной документации предприятий (см. рис. 29.6).

Необходимо отметить, что на вероятность сохранения информации о выпол­ненных ремонтах существенное влияние оказывает количество отремонтиро­ванных агрегатов, т.е. программа, а также квалификация рабочих, их возраст и стаж работы, образование и другие факторы.

Продолжительность оценочного периода можно оптимизировать, что позволит обеспечить, с одной стороны, заданную точность и достоверность прогнозирования среднего ресурса, а с другой - оперативность управления качеством ремонта агре­гатов на участках и постах предприятия.

Критерием оптимизации оценочного периода /оц является минимизация веро­ятностей возникновения погрешностей в этот период, с одной стороны, при прогнозировании на /оц среднего ресурса и, с другой - при оценке ремонтными



 

рабочими технологических воздействий в процессе проведения работ на оценочном периоде. При этом вероятность погрешности прогноза для ресурса агрегатов

где Р - доверительная вероятность прогноза ресурса агрегатов после ремонта при относительной ошибке 5 на /оц.

Вероятность потери информации о ремонтах рабочими на /оц для осу­ществления корректирования технологических воздействий в процессе проведения работ

где А0бщ - суммарная погрешность при прогнозе среднего ресурса агрегатов и оценке ремонтными рабочими технологических воздействий в процессе выполнения работ.

Разработанная модель позволяет определить оптимальный оценочный период

/оц. Для учета влияния срока службы (пробега с начала эксплуатации) на наработку

после ремонтов на АТП агрегаты автомобилей объединяются в отдельные груп­пы - "категории ремонта". Поэтому по разным категориям ремонта определяются оптимальные оценочные периоды, а затем - средневзвешенный оценочный период, который, как показывает практика, для большинства агрегатов, механизмов и узлов современных автомобилей составляет 3-4 мес.

Для оперативной оценки качества ремонта, прямого начисления оплаты и материального стимулирования ремонтных рабочих по конечным результатам труда может использоваться стоимостная матрица оценка качества ремонтных работ.

Основанием для построения стоимостной таблицы являются сложившийся

уровень затрат на оплату труда рабочих С^, суммарная наработка агрегатов после

у

ремонта L и фактическая вероятность безотказной работы агрегатов после

ремонта. Эти данные получаются за определенный период работы (например, год), по каждой модели автомобиля и каждой категории ремонта (новые автомобили, первый, второй, третий ремонт).

Пример построения стоимостной матрицы (в расчетных единицах - р.е.) для двигателя 2-й категории (после второго ремонта на АТП) для автобуса особо большого класса приведен в табл. 29.6.

Для получения средней оплаты за у'-й ремонт (строка 3) надо определить оперативные удельные затраты Суд, которые составляют 0,75% фактических удельных затрат на ремонт.

Вероятность безотказной работы и величины оплат за месяц работы агрегата определяются на трехмесячном оценочном периоде.

Размер оплаты труда ремонтника за месяц работы отремонтированного им двигателя приведен в строках 7, 8 и 9. И он должен возрастать по мере увеличения наработки двигателя после ремонта. При неизменном качестве труда рабочий за ремонт двигателя 2-й категории получит 199,5 р.е. как средневзвешенное по вероятностям безотказной работы и средней оплаты за месяц безотказной работы агрегата: 0,96 • 70 + 0,73 90 + 0,51 129,6 = = 199,5 р.е. Если двигатель проработает безотказно 3 мес. - ремонтник получает 289,6 р.е. Если двигатель выбраковывается раньше трех оценочных месяцев работы не по вине рабочего - последний получит среднюю оплату, т.е. 199,5 р.е.

 

 

Стоимостные матрицы могут строиться не только для участковых, но и для постовых работ.

Таким образом, стоимостная матрица позволяет оценивать качество выпол­ненных работ индивидуально по исполнителям и оплачивать личный вклад ре­монтников в конечные результаты, а следовательно, управлять процессом ремонта агрегатов и узлов автомобилей.

Применительно к сервисной системе дополнительно к качеству выполнения тех или иных работ и услуг появляется понятие качества обслуживания клиента (заказчика), которое включает

• своевременную и достоверную информацию и рекламу о составе, стоимости и особенностях выполнения услуг;

• доступность получения услуг (удобное время);

• гарантии качества;

• выполнение требований или заказа точно в срок;

• информацию об изменении состава и стоимости работ и согласие на это клиента;

• предоставление клиенту отчета о фактическом содержании выполненных работ;

• предоставление клиенту во время выполнения заказа дополнительных услуг (размещение, отдых, питание, связь, развлечения, покупки, транспортные услуги и т.п.);

• льготное обслуживание постоянной клиентуры (скидки, удобное для клиента время обслуживания, дополнительные услуги и т.п.).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО СЕДЬМОМУ РАЗДЕЛУ

1. Используя понятие дерева систем ТЭА (приложение 1), перечислите мероприятия НТП на государственном, отраслевом и хозяйственном уровнях. Дайте оценку их эф­фективности, управляемости, ресурсоемкости.

2. Каковы причины затухания эффекта при последовательном внедрении однородных технических средств и технологических процессов?

3. Дайте анализ статьям по технической эксплуатации журналов "Автомобильный транспорт" и "За рулем" за последний год. Какие предложения, содержащиеся в этих статьях, по вашему мнению, могут быть отнесены к мероприятиям научно-технического прогресса?

4. Распределите эти статьи по факторам дерева систем ТЭА. О чем свидетельствуют результаты этой группировки?

 

 

Стоимостные матрицы могут строиться не только для участковых, но и для постовых работ.

Таким образом, стоимостная матрица позволяет оценивать качество выпол­ненных работ индивидуально по исполнителям и оплачивать личный вклад ре­монтников в конечные результаты, а следовательно, управлять процессом ремонта агрегатов и узлов автомобилей.

Применительно к сервисной системе дополнительно к качеству выполнения тех или иных работ и услуг появляется понятие качества обслуживания клиента (заказчика), которое включает

• своевременную и достоверную информацию и рекламу о составе, стоимости и особенностях выполнения услуг;

• доступность получения услуг (удобное время);

• гарантии качества;

• выполнение требований или заказа точно в срок;

• информацию об изменении состава и стоимости работ и согласие на это клиента;

• предоставление клиенту отчета о фактическом содержании выполненных работ;

• предоставление клиенту во время выполнения заказа дополнительных услуг (размещение, отдых, питание, связь, развлечения, покупки, транспортные услуги и т.п.);

• льготное обслуживание постоянной клиентуры (скидки, удобное для клиента время обслуживания, дополнительные услуги и т.п.).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО СЕДЬМОМУ РАЗДЕЛУ

5. Используя понятие дерева систем ТЭА (приложение 1), перечислите мероприятия НТП на государственном, отраслевом и хозяйственном уровнях. Дайте оценку их эф­фективности, управляемости, ресурсоемкости.

6. Каковы причины затухания эффекта при последовательном внедрении однородных технических средств и технологических процессов?

7. Дайте анализ статьям по технической эксплуатации журналов "Автомобильный транспорт" и "За рулем" за последний год. Какие предложения, содержащиеся в этих статьях, по вашему мнению, могут быть отнесены к мероприятиям научно-технического прогресса?

8. Распределите эти статьи по факторам дерева систем ТЭА. О чем свидетельствуют результаты этой группировки?

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем некоторые итоги изучения дисциплины "Техническая эксп­луатация автомобилей".

Во-первых, мы убеждаемся, что роль технической эксплуатации как подсис­темы автомобильного транспорта чрезвычайно велика, так как она обеспечивает саму возможность реализации транспортного процесса, поставляя в нужное время и в необходимом количестве требуемые, технически исправные транспортные средства.

Во-вторых, участвуя таким образом в обеспечении транспортного процесса, подсистема ТЭА активно влияет на основные показатели его эффективности: до­ходы, расходы, прибыль, надежность функционирования, обеспечение экологи­ческой и дорожной безопасности.

В-третьих, теория и практика технической эксплуатации показывают, что не только возможным, но и необходимым, особенно в рыночных условиях, является управление процессами обеспечения работоспособности автомобилей и парков, основанное на системном обосновании и реализации внутренних и внешних целевых нормативов и показателей ТЭА.

В-четвертых, учитывая роль автомобильного транспорта и его технической эксплуатации в развитии экономики страны, обеспечении ее эффективности и без­опасности, управление работоспособностью растущего автомобильного парка должно основываться не только на прошлом опыте и практических навыках, значение которых в данной сфере всегда будет важным, но все в большей степени на знании, понимании и умении использовать в практической работе базовые закономерности технической эксплуатации, к которым относятся

• закономерности изменения технического состояния автомобиля по наработке (1-го вида);

• причины и закономерности вариации случайных величин при ТЭА (2-го вида);

• закономерности определения и разграничения стратегий и тактик обес­печения работоспособности автомобилей (3-го вида);

• закономерности формирования и управления реализуемыми показателями качества автомобилей и парков в эксплуатации (4-го вида);

• закономерности процессов восстановления работоспособности автомобилей (5-го вида);

• закономерности и методы определения нормативов технической эксплуа­тации (6-го вида);

 

 

• закономерности формирования производительности и пропускной способ­ности средств обслуживания (7-го вида);

• закономерности формирования и функционирования систем технического обслуживания и ремонта (8-го вида) и учета условий эксплуатации авто­мобилей (9-го вида);

• закономерности системного управления ТЭА, формулирования ее внешних и внутренних целей и определения вклада в эффективность автомобильного транспорта (10-го вида);

• закономерности, технологии и условия принятия и реализации управляющих решений при технической эксплуатации автомобилей (11-го вида);

• закономерности, определяющие перспективы и основные направления раз­вития ТЭА как подсистемы автомобильного транспорта (12-го вида).

В-пятых, в обеспечении работоспособности автомобилей и парков при их эксплуатации основное место занимает предупредительная стратегия, органи­зационно и нормативно оформляемая в системе технического обслуживания и ремонта автомобилей. Роль этой стратегии и системы ТО и ремонта состоит не в полном исключении риска отказа или неисправности изделия (что нереально для случайных процессов и восстанавливаемых изделий), а в переходе от ожидания стихийного появления события (отказы, требования на услуги и т.п.), к их вероятностному описанию и объективному предвидению, позволяющему гаран­тировать необходимые уровни работоспособности автомобилей, подготовить и приспособить производство к эффективному освоению соответствующих потоков требований. Специалисты в области автомобильного транспорта и его технической эксплуатации должны исходить из условий, что в обозримом будущем планово-пре­дупредительная стратегия обеспечения работоспособности не имеет альтернатив, но сама система ТО и ремонта будет перманентно развиваться и совершенство­ваться содержательно (тактики, структура, виды ТО и ремонта, методы кор­ректирования нормативов ТО), организационно (применение новых информа­ционных технологий, индивидуализация нормативов, диагностика и прогнози­рование, система качества ТО и ремонта и т.д.) и технологически (методы ТО и ремонта, технологическое оборудование и др.).

В-шестых, предупредительная стратегия обеспечения работоспособности авто­мобилей может реализовываться в виде двух тактик: проведение профилакти­ческих мероприятий по наработке (1-1) или состоянию (1-2) изделия. Во втором случае осуществляется контроль технического состояния (в том числе и с ис­пользованием диагностического оборудования), по результатам которого при­нимается решение о необходимости проведения и содержании исполнительской части профилактической операции. Иными словами, диагностирование является технологическим элементом системы ТО и ремонта автомобилей.

Основными критериями выбора стратегий и тактик, целесообразности при­менения контрольно-диагностического и другого технологического оборудования разной стоимости и сложности являются необходимый уровень работоспособности автомобилей и парков и затраты на его обеспечение.

В-седьмых, сфера технической эксплуатации является открытой для научного и практического совершенствования, поэтому важна инициативная и творческая деятельность всех научных и практических работников в этой области.

Авторы заинтересованы в этой работе и с благодарностью примут пред­ложения и замечания читателей, особенно преподавателей и студентов вузов, прак­тических и научных работников в области автомобильного транспорта и смежных отраслей.

 

 

ЛИТЕРАТУРА, ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения. Требования к безопасности. ГОСТ 21393-75 с изменением в 1985 и 1999 гг. М: Гос. комитет по стандартам РФ, 1999.

Автомобильный справочник Бош: Пер. с нем. М.: За рулем, 1999.

Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Государственный стандарт РФ ГОСТ 25478-91. М.: Гос. комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, 1995. 34 с.

Бондарь В.А., Зоря Е.И., Цагарели Д.В. Операции с нефтепродуктами. Автозаправочные станции. М.: АОЗТ "Паритет", 1999. 338 с.

Волгин В.В. Запасные части: Особенности маркетинга и менеджмента. М.: Ось-89, 1997. 128 с.

Воронов В.П. Международные стандарты качества ИСО серии 9000: Учеб. пособие. М.: МАДИ, 2000. 50 с.

Высшее техническое образование: Мировые тенденции развития, образовательные программы качества подготовки специалистов, инженерная педагогика / Под ред. В.М. Жураковского. М.: Междунар. об-во по инж. педагогике, 1998.

Газобаллонные автомобили: Справочник / А.И. Морев, В.И. Ерохов, Б.А. Бекетова и др. М.: Транспорт, 1992.

ГличевА.В. Основы управления качеством продукции. М.: АМИ, 1998.

Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1998 г." М.: Гос. центр экол. пробл., 1999. 608 с.

Государственные стандарты: Указатель: В 4 т. М.: Госстандарт России, 1998.

Информатика: Базовый курс / Под ред. СВ. Симоновича. СПб., 1999. 640 с.

Карбанович И.И. Экономия автомобильного топлива: опыт и проблемы. М.: Транспорт, 1992. 145 с.

Классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Постановление № 37 от 21 августа 1998 г. М., 1998. 399 с.

Коваленко ВТ. Транспортные средства для дорожной перевозки опасных грузов в цистернах: Курс лекций. М.: АО "Трансконсалтинг", 1995.

Крайнев А.Ф., Гусенков А.П., Болотин В.В. и др. Конструкция машин / Под ред. К.В. Фролова. Т. 2. М.: Машиностроение, 1994. 624 с.

Краткий автомобильный справочник / А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко, М.Б. Ляликов и др. М.: АО "Трансконсалтинг", НИИАТ, 1994. 779 с.

Кузнецов ЕС. Техническая эксплуатация автомобилей в США. М.: Транспорт, 1992.352 с.

Кузнецов ЕС. Управление техническими системами: Учеб. пособие. М.: МАДИ, 1999. 20? г

 

Кузнецов ЕС, Постолит А.В. Компьютеризация процессов принятия инженерных решений на предприятиях автомобильного транспорта. Ч. 2. Опыт и перспективные направления применения вычислительной техники на автомобильном транспорте. М., 1992. 54 с. (Автомоб. трансп.: Обзор, информ. Сер. 3, Техн. эксплуатация и ремонт автомобилей / Информавтотранс концерна Росавтотранс; Вып. 3).

Луканин В.Н., Буслаев А.П., Яшина MB. Автотранспортные потоки и окружающая среда-2. М.: Инфра-М, 2001. 646 с.

Льотко В., Луканин В.Н., Хачиян А.С. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания / Под ред. В. Льотко, В.Н. Луканина. М.: МАДИ, 2000. 311с.

Методика расчетов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. Утверждена Министерством транспорта РФ, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. М., 1996. 54 с.

Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). Утверждена Министерством транспорта РФ. Согласована Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды и гидрометеорологии. М., 1998. 67 с.

Морозов К.А. Токсичность автомобильных двигателей: Учеб. пособие. М.: МАДИ, 1997.84 с.

Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.: Транспорт, 1993.

Нормативные (вторые) части Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта по конкретным моделям автомобилей: ГАЗ 53-А, 4301, ЗИЛ 130, 4301, 431410; МАЗ 500-А, 75402, 7510, 548-А, 75482, 7525; автомобили семейства КамАЗ; ПАЗ 3205; ЛиАЗ 5226; ЛАЗ 695-М, Н, 677, 697; автомобили семейства ИКАРУС. М.: Транспорт.

О безопасности дорожного движения. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.95 №163-Ф3.

Об охране окружающей природной среды. Закон РСФСР № 2060-1 19 декабря 1991.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК002-93 / Госстандарт России. М.: Изд-во стандартов, 1994. 96 с.

О защите прав потребителей. Федеральный закон от 9.01.96 № 2-ФЗ // Рос. газ. 1996. 16 янв.

Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 1998.

О лицензировании отдельных видов деятельности. Закон РФ. № 158 ФЗ от 25.09.1998.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Утверждены Постановлением Совета министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 184; 1998. № 45. Ст. 554.

Острековский В.А. Информатика: Учебник для вузов. М.: Высш. шк., 1999. 511 с.

Охрана окружающей среды в России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1998. 204 с.

Охрана природы. Атмосфера. Нормативы и методы измерения содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования к безопасности. ГОСТ 17.2.2.03-87. С изменением 1999 г. М.: Гос. комитет по стандартам РФ, 1999.

Охрана природы. Атмосфера. Нормативы и методы измерения содержания СО и СН газобаллонных автомобилей. ГОСТ 17.2.2.03.06-99. М.: Гос. комитет по стандартам РФ, 1999.

Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-эксплуатационной и другой деятельности, сязанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте Российской Федерации. Приложение к Постановлению Правительства РФ от 26.02.92 № 118 с изменениями от 31.07.98.

Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобиль­ного транспорта / Минавтотранс РСФСР. М.: Транспорт, 1986. 114с; Министерство транспорта и коммуникаций республики Беларусь. Минск: Транстехника, 1998. 59 с.

 

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 3.07.98 № 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зареги­стрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации.

Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 184; 1998. № 45. Ст. 5521.

Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств от 24.06.98 № 639 / Ведомости съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. 1998. № 15. Ст. 776.

Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств // Гос. комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). М., 1995. 14 с.

Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов. Утверждены Постановлением Госстандарта России 01.04.1998. № 19.

Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации от 30.04.98 г. № 1502 // Бюл. норматив, актов Федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 8.

Правила эксплуатации автомобильных шин. Утверждены Министерством промышленности России, Министерством транспорта России по согласованию с МВД России. М., 1997.

Проблемы и методы обеспечения экологической безопасности автотранспортного комплекса московского региона: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Кузнецова, Г.И. Маршалкина. М.: МАДИ, 1998. 145 с.

Резник Л.Г., Ромалис Г.М., Парков СТ. Эффективность использования автомобилей в различных условиях эксплуатации. М.: Транспорт, 1989. 128 с.

Рекомендации по технико-экономической оценке маршрута автобуса, троллейбуса, трамвая. Р17059144-0364-96 / Минтранс РФ, Департамент автомобильного транспорта. М., 1996.70 с.

Решения Microsoft'99. Вып. 7 / Microsoft. 1999. 294 с.

Российская автотранспортная энциклопедия. Т. 3. Техническая эксплуатация и ремонт автотранспортных средств: Справочное и научно-практическое пособие для специалистов отрасли "Автомобильный транспорт", для студентов и научных сотрудников профильных учебных заведений, НИИ. М.: Междунар. центр труда; Изд-во "Региональная общественная организация инвалидов и пенсионеров", 2000. 456 с.

Российский статистический ежегодник, 1999 / Роскомстат. М., 1999.

Рубец АД. История автомобильного транспорта России. М.: НИИАТ, 1999. 311 с.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. Автомобили ВАЗ-2110, 2111, 2112. М.: За рулем, 1999. 216 с.

Руководство по эксплуатации. Двигатели КамАЗ 74011 / Открытое акционерное общество "КамАЗ". Набережные Челны, 1999. 138 с.

Сборник нормативных документов, регламентирующих проведение надзора за техническим состоянием транспортных средств / ГУГИБДД МВД России; НИЦ ГИБДД МВД России; ГУП "Спецдиагностика" ГоссМЭП МВД России. М., 1999. 243 с.

Сборник стандартов ИСО серии 9000 по административному управлению качеством. 7-е изд. М.: Изд-во стандартов, 1998.

Сергеев А.Г. Метрологическое обеспечение эксплуатации технических систем. М.: МГОУ, 1995.

Состояние и тенденции развития технической эксплуатации и сервиса автомобилей в России. Кузнецов Е.С. М.: Информавтотранс, 2000. 46 с. (Автомобильный транспорт. Сер. Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей).

Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. Кузнецов Е.С, Воронов В.П., Болдин А.П. и др. / Под ред. Е.С. Кузнецова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1991.416с.

Топлива, смазочные материалы, технические жидкости: Ассортимент и применение: Справочник / Анисимов ИГ., Бадыштова КМ., Бнатов СА. и др. / Под ред. В.М. Школьникова. 2-е изд. М.: Центр "Техинформ", 1999. 596 с.

Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих

 

автотранспортные средства на компримированном природном газе: Руководящий документ, РД-3112199-98.

Турсунов А.А. Надежность автомобилей в горных условиях. Душанбе: Маориф, 1999. 140 с.

ТУ 152-12-008-99 "Автомобили и автобусы. Переоборудование грузовых, легковых автомобилей и автобусов в газобаллонные для работы на сжиженных нефтяных газах. Приемка на переоборудование и выпуск после переоборудования. Испытания газотопливных систем".

ТУ 152-12-007-99 "Автомобили. Переоборудование грузовых, легковых и специализированных автомобилей в газобаллонные для работы на компримированном природном газе. Приемка на переоборудование и выпуск после переоборудования. Испытания газотопливных систем".

ТУ РД 031112194-1014-97 "Автомобили. Переоборудование автобусов в газобаллонные, работающие на компримированном природном газе. Приемка на переоборудование и выпуск после переоборудования. Испытания газотопливных систем".

Фролов ЮН. Защита окружающей среды в АТК: Учеб. пособие. М.: МАДИ, 1997. 72 с.

Экология: Учебник для технических вузов /Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев, Б.П. Усанов и др. / Под ред. Л.И. Цветковой. СПб., 1999. 488 с.

Янчевский В.А. Безопасность, обслуживание, ремонт автомобильных шин: Учеб. пособие. М.: МАДИ, 1998.

Журналы: "За рулем", "Автомобильный транспорт", "Автомобильная промышлен­ность", "Fleet Owner: (США).

Kalculattion zur Bewertung and Instandsetzung / Eurotaxstwacke. Издается 2 раза в год.

Kelley Blue Book: Used car guide consumer edition. Used car and truck retail values. California. Издается 2 раза в год.

Repair times autodata / Autodata etd. Berkshire (England), 1997. 704 p.

Schwache Liste/Eurotaxstwacke: Die Informations - Gesellshaft. 1997. Ежемесячное издание.

 


 


 

Приложение 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...