Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие системы ТО и ремонта автомобилей в России




1. Первое упоминание о необходимости регулярного контроля технического состояния автомобилей содержится в постановлении Министерства путей сообщения России (МПС) "О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе Ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах" (1896 г.), в котором, в частности, предусматривалось про­хождение периодических освидетельствований "экипажей тем же порядком и в те же сроки, которые установлены для паровых котлов пароходов, плавающих по внутренним водам". В 1900 г. периодичность таких осмотров в Санкт-Петербурге была установлена не реже одного раза в год.

2. Расширение автомобильного парка России потребовало организации торговли ав­томобилями, запасными частями и материалами, проведения обслуживания и ремонта, упорядочения взаимоотношений между владельцами автомобилей и исполнителями соот­ветствующих услуг.

В 1902 г. в Санкт-Петербурге был открыт автомобильный торговый дом "Победа", про­изводивший продажу, в том числе и в кредит на 20-30 мес, новых и подержанных ав­томобилей, запасных частей и материалов, хранение, обслуживание и ремонт автомобилей.

В 1903 г. в СПб. организовано техническое бюро "Автомобиль-клуб", которое за­нималось хранением, обслуживанием и ремонтом автомобилей, продажей бензина и некоторых запасных частей.

В 1906 г. появились первые правила, разработанные автомобильными обществами, регламентировавшие взаимоотношения клиентуры и обслуживающих предприятий (мас­терских, гаражей) при хранении, ремонте, приобретении запасных частей, оплате услуг и т.п. Начали развиваться автотранспортные предприятия.

В 1904 г. в СПб. появилось грузовое автотранспортное предприятие; в СПб. (1906 г.) и Москве (1908 г.) открылись регулярные автобусные маршруты; в Москве (1909 г.) орга­низовано таксомоторное предприятие "Товарищество автомобильного перемещения" (ТАП). В 1907 г. в Москве возникает ряд ведомственных специализированных грузовых пред­приятий (перевозка текстильных товаров, угля, кондитерских изделий и др.). В 1910 г. в Москве организована первая фирменная станция технического обслуживания и ремонта автомобилей Русско-Балтийского вагонного завода.

В 1913 г. Российским императорским автомобильным обществом подготовлены предложения по строительству гаражей, на основании которых технической комиссией при Московской городской управе были разработаны правила устройства и содержания га­ражей.

3. Важное значение для оценки качества и надежности автомобилей, их при­
способленности к различным условиям эксплуатации, а в дальнейшем для нормирования и
разработки профилактических мер обеспечения работоспособности имели автомобильные
соревнования (пробеги, гонки, ралли), первое из которых состоялось в России в 1898 г.

 

 

Наиболее известны международные дорожные испытания (1909 г.). Всероссийские испытания автомобилей и мотоциклов (1923 г.), Каракумский пробег протяженностью 9,4 тыс. км (1933 г.), пробег газогенераторных автомобилей (Москва-Ленинград-Москва, 1934 г.), испытательный пробег автомобилей ГАЗ-51 протяженностью 5,4 тыс. км (1946 г.) и др. Эти пробеги и соревнования позволили создать методики оценки технико-эксплуа­тационных свойств автомобилей и проведения длительных эксплуатационных испытаний и наблюдений, практиковавшихся в России в 1946-1992 гг.

4. В 1921 г. обязанности по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного
парка были возложены на ЦУМТ при НКПС, в котором в 1924 г. был подготовлен
"Сборник руководящих указаний по содержанию, эксплуатации и владению авто­
транспортом. Нормы и измерители по автотранспорту".

В 1928 г. ЦУМТ разработало "Инструкцию о мероприятиях по сохранению автотранс­порта в исправном состоянии", содержащую нормы трудоемкости работ, разделение ремонта на индивидуальный и массовый.

5. Мероприятия по обеспечению работоспособности автомобилей были разработаны в
виде планово-предупредительной системы, содержащей виды и нормативы ТР и ремонта, и
утверждены Центральным управлением шоссейных и грунтовых дорог автомобильного
транспорта в 1933 г.

В 1940 г. Народным комиссариатом автомобильного транспорта РСФСР было подготовлено "Положение о профилактическом обслуживании автомобилей", которое было утверждено в 1943 г.

В дальнейшем этот документ периодически корректировался с учетом опыта его применения, изменения условий, совершенствования конструкции автомобилей и проводимых НИР (1947, 1949, 1954, 1963, 1974, 1984-1994).

Важным этапом совершенствования системы ТО и ремонта стало "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", которое было разработано и утверждено в 1963 г. Государственным комитетом по автоматизации и машиностроению при Госплане СССР, представляющим автомобильную промышленность, и Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, представляющим транспорт. Таким образом, на государственном уровне признавалась и закреплялась в виде нормативов согласованная оценка фактического (а не рекламного) технического уровня и надежности производимых и эксплуатируемых в стране автомобилей. В этом документе впервые была дана классификация условий эксплуатации и рекомендованы методы корректирования нормативов в зависимости от этих условий.

6. В 1974 г. Министерством автомобильного транспорта РСФСР было принято решение о создании сети опорных автотранспортных предприятий (ОАТП), которая охватывает все основные марки и модели автомобилей. На этих производственных предприятиях орга­низовались научно-производственные подразделения - лаборатории надежности автомоби­лей (ЛНА), которые в реальных условиях эксплуатации собирали объективную информа­цию о фактической надежности и реализуемых показателях качества автомобилей, харак­терных отказах, неисправностях и их причинах, расходе запасных частей и материалов. Эти данные позволяли, во-первых, предъявлять обоснованные требования промышленности, со­поставлять заявленные и фактические показатели, т.е. поднять роль потребителей в оценке качества изделий; во-вторых, разрабатывать нормативы ТО и ремонта; в-третьих, раз­рабатывать конкретные предложения по совершенствованию самой технической эксп­луатации.

7. В 70-е годы был разработан и утвержден ряд государственных стандартов и отрас­левых нормативов, закрепляющих и развивающих принципы системы ТО и ремонта тех­ники, не потерявших свое принципиальное значение и в настоящее время: система техни­ческого обслуживания и ремонта техники; система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники; требования к эксплуатационной технологичности конструкций изделий; требования к качеству аттестованной продукции, в которых фиксировались предельные значения трудоемкости ТО и ТР; методы определения показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности при испытаниях; система освоения автомобильной техники в Министерстве автомобильного транспорта РСФСР (COAT), в которой были определены порядок и этапы освоения новой автомобильной техники, взаимодействия и обязанности производителей и потребителей этой техники, и др.

 

Разработанный пакет документов позволил

• сформулировать, прогнозировать и реализовать техническую политику и методы обеспечения работоспособности автомобильных парков;

• обеспечить разработку информационно-технологической поддержки и обеспечения технической эксплуатации (нормы технологического проектирования авто­транспортных предприятий, пооперационные нормативы трудоемкостей ТО и ре­монта; типовые технологические процессы и др.);

• создать методическую и информационную основу подготовки специалистов и кадров массовых профессий для сферы технической эксплуатации автотранспортной техники;

• определить механизм взаимодействия промышленности и сферы эксплуатации для объективной оценки технического уровня и надежности автомобилей в условиях отсутствия или недостаточной конкуренции на рынке автомобильного транспорта, и, что наиболее важно, обеспечить и контролировать в сложных экономических, природно-климатических, ресурсных и других условиях техническое состояние ав­томобильного парка страны.

8. Особое место в этом пакете документов занимает "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" (утвержденное в 1984 г. Министерством автомобильной промышленности СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР), в котором

• закреплена и развита практика согласованной оценки производителями и потреб­ителями уровня производимой и применяемой в стране автомобильной техники;

• получила дальнейшее развитие система ресурсного и оперативного корректирования нормативов технической эксплуатации с учетом реальных условий эксплуатации;

• предложена гибкая схема оперативного учета происходящих изменений конструкции, показателей надежности и условий эксплуатации.

С этой целью предусматривалось функционирование двух частей положения о ТО и ремонте.

Первая часть, содержащая основы технического обслуживания и ремонта подвижного состава, определяет техническую политику по данным вопросам на автомобильном транс­порте, систему и виды технического обслуживания и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификацию условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава и другие основополагающие данные.

Вторая часть включает нормативы по моделям конкретных семейств автомобилей, в том числе: виды технического обслуживания и ремонта; периодичность технического обслу­живания; перечни операций и трудоемкости; межремонтные пробеги; распределение тру­доемкости по видам работ; химмотологическую карту и другие материалы, необходимые для планирования и организации технического обслуживания и ремонта.

Вторая часть разрабатывалась в виде отдельных приложений к первой и утверждалась государственной административной структурой, представляющей интересы автомобильного транспорта по согласованию с заводом-изготовителем, по мере изменения конструкции автомобилей, условий эксплуатации и других факторов, приводящих к отклонению фактических нормативов от исходных, установленных первой частью положения. При разработке нормативных частей использовались данные опорных АТП.

Эта схема в течение 1985-1993 гг. была успешно реализована по большинству моделей отечественных автомобилей. В дальнейшем предполагалось обобщить материалы норма­тивных частей, опыт эксплуатации, результаты проводимых НИР и с регулярностью 7-10 лет формулировать новую версию системы ТО и ремонта и сопутствующее нормативное и технологическое обеспечение.

Таким образом, в России была создана современная и гибкая система управления рабо­тоспособностью и техническим состоянием автомобильных парков с обратной связью, итеративными и обоснованными методами принятия и реализации решений, которая при определенной адаптации вполне может функционировать и в новых условиях хозяйст­вования, так как, определяя техническую политику и методы ее реализации, не нарушает права хозяйствующих субъектов, получающих при сохранении предупредительных принци­пов обеспечения работоспособности (стратегия I) право и механизм корректирования нормативов ТЭА с учетом конкретных условий эксплуатации и целей предприятия.

 


 

 

Таблица П 7-3

Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта Кл и продолжительности простоя на техническом обслуживании и в ремонте К' в зависимости от пробега с начала эксплуатации

Приложение 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...