Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1.3. Психологические особенности учащихся седьмого класса




Для того чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков, необходимо хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности его физического и психического развития. В этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие ребенка. В связи с особенностями физического развития, как отмечает А. Г. Ковалев, следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые и резкие смены настроения. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют ее во всех видах деятельности: проявляя настойчивость в одном виде деятельности (например, спортивной), они могут не обнаруживать ее в других видах (например, учебной), обнаруживая волю в овладении математикой, не проявляют ее по отношению к иностранному языку.

В подростковом возрасте происходит формирование личности, нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения, происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности (Крутецкий 1976; 87).

О пубертатном периоде (от лат. pubertas, pubertatis – возмужалость, половая зрелость) известно, конечно, всем, в том числе и родителям подростков. Известно, что этот период у девушек и юношей совпадает лишь частично (12-16 лет у девушек и 13-17 лет у юношей, хотя может и выходить за эти возрастные пределы). Известно также, что это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в том числе появляются вторичные половые признаки.

· Половое созревание – это период, который в психологии единодушно обозначается как время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во много связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей. В седьмом классе возникают первые половые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений. Все это, повторяем, в той или иной степени известно всем.

· Опасное недовольство. Однако эти знания у многих родителей не определяют их отношения к своим детям. Жалобы родителей на чрезмерное, с точки зрения взрослых, внимание подростков к своей внешности, на чрезмерную озабоченность сексуальными проблемами или ранний сексуальный опыт, являются наиболее распространенными. Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов с взрослыми.

· Проблема внешности – одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен. Об этом прекрасно пишет рок-музыкант Ди Снайдер, его книгу «Курс выживания для подростков» можно рекомендовать не только самим подросткам, но и их родителям, учителям и практическим психологам. Подлинные или мнимые недостатки внешностивсе это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет всегда – эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь. Внешность – чрезвычайно значимая часть Я – всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана, кстати, особая подростковая застенчивость. Это проявляется, в частности, в отношении к занятиям физкультурой. Особенно заметно – у девочек, уроки физкультуры нередко оказываются источником отрицательных переживаний для подростка. Ведь сравнение себя с другими – основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен.

· Самооценка. Внешность сверстников и собственная внешность в глазах подростка имеют очень большое значение. Это характерно практически для всех категорий подростков, различных подростковых групп. Внешность должна жестко соответствовать некоторым нормам, эталонам, принятым в той или иной группе, а чаще среди подростков в целом. И наиболее важны для подростка признаки развития тела по женскому и мужскому типу. Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, а главное – несовпадение с эталонами подростковой группы (а с этим в той или иной степени в различные моменты сталкивается большинство подростков) имеет громадное значение для самооценки подростков. Представления о собственной внешности нередко служат причиной самых разных поступков, причем часто без специального анализа эту связь обнаружить очень трудно. Сильные отклонения в физическом развитии от некоего, бытующего среди подростков «стандарта» объективно относятся к факторам риска. Так, согласно данным психолога Е. Т. Соколовой, такие подростки более, чем их благополучные сверстники, подвержены неблагоприятным влияниям, у них чаще формируется негативная самооценка, негативная Я-концепция, отмечается большая зависимость окружения – в формах подчинения ему или бунта против него.

· Стремление поделится проблемой. Напряженность и аффективная значимость проблемы внешности, полового созревания вызывают у подростков стремление обсудить свою внешность с окружающими. Однако ощущение подростком собственной уязвимости, боязнь проявить себя слишком маленьким, наивным, стать объектом насмешек со стороны сверстников – все это приводит к повышенному грубому обсуждению этой темы, возрастанию популярности анекдотов с сексуальной проблематикой. Такие анекдоты и шутки часто пугают взрослых, заставляя их говорить о распущенности современных детей. Взрослые часто обращаются к психологу, если замечают, например, в раздевалке перед уроками физкультуры, в лагере и т. п. стремление подростков сравнить буквально измерить признаки своего созревания. Чаще всего такие жалобы касаются мальчиков, хотя девочки ничуть не меньше озабочены, например, размерами груди, но это достаточно обычное для подростков явление, что в процессе сравнения, «обсмеивания» подросток постепенно осваивает свой новый физический облик.

· Демонстративный вызов. В последнее время приходится также часто сталкиваться с волнениями родителей и педагогов по поводу того, что дети слишком открыто и много говорят на сексуальные темы, что они совершенно не стесняются взрослых. На наших глазах происходит определенное «разоблачение» указанных тем, снятие запретов, табу. Подростки, действительно, много думают и говорят о сексуальных проблемах. Современные школьники в интернете, в кино видят немало сцен, которые в открытой или скрытой форме несут сексуальное содержание. Однако несомненно, что именно для подростков половые проблемы приобретают особую остроту. Поэтому в это время особенно важно, чтобы родители разговаривали со своими детьми на эту тему. Школьник должен научиться смотреть на эту сферу как на одну из значимых для счастливой жизни человека. За демонстративными рассказами подростков о собственном сексуальном опыте часто скрывается переживание неуверенности в этой сфере. Особенно следует обратить внимание на случаи, когда подобный опыт прямо или косвенно демонстрируется подростком взрослому, что обычно является проявлением двух разнонаправленных тенденций: с одно стороны, стремлением доказать свою взрослость, «шокировать» взрослого, с другой – привычным ожиданием и даже требованием от взрослого помощи.

· Желание получить помощь скрывается и за звонками подростков в службу «Телефон доверия». Дети хотят в беседе с внимательным и понимающим взрослым обсудить свои, пусть вымышленные, сексуальные проблемы. Если такая помощь не оказывается, то это может привести к печальным последствиям. За случаями, когда подросток намеренно придумывает истории о своем сексуальном опыте, пытаясь таким способом утвердить свою взрослость, обычно скрываются трудности самоутверждения. Следует отметить, что среди школьников это довольно широко распространено. Подобная ситуация, конечно, не требует вмешательства со стороны взрослых. Однако если такие рассказы повторяются, то это может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростка, о его комплексе неполноценности в этой сфере, о неудовлетворительных отношениях со сверстниками и о переживании невозможности утвердить себя другим путем. В этом случае помощь родителей может быть направлена на выявление в тактичной форме проблем ребенка, на нормализацию его самооценки и отношений со сверстниками.

· Ранее половое созревание когда биологический возраст подростка существенно опережает его психологический и культурно-педагогический возраст. Очень сложны случаи, когда подросток сам как бы не осознает или осознает не полностью сексуальную окрашенность своего поведения. Отметим, что именно такие подростки, как правило, достаточно охотно обсуждают свои проблемы с чутким, внимательным, понимающим взрослым собеседником. Этим подросткам обычно рекомендуют такие занятия, где они могли бы демонстрировать себя, свои внешние особенности и вместе с тем разряжать свою энергию. Это занятия многими видами спорта, танцы, сценическое искусства, в том числе искусство пантомимы и т. п. Но не менее важно, как представляется, помочь подростку понять, что с ним происходит и найти разумные, правильные формы поведения.

· Осознанный подход. Когда же речь идет о раннем сексуальном опыте, в том числе и о раннем материнстве и отцовстве, то здесь, как правило, важное значение, приобретает отношение подростка к случившемуся, его переживание этой ситуации. Причины каждого случая, конечно, очень индивидуальны, но в этом случае очень важно не чтение нотаций и не наказание, а формирование у подростка психологических новообразований (разнообразные интересы, нравственные и эстетические чувства, взгляды и оценки) в котором половое влечение не занимает доминирующего положения. Ведь, в подростковом возрасте начинает интенсивно формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении (Крутецкий 1976; 88).

· Интересы. Трудно однозначно оценить возрастные особенности интересов подростков. Они могут быть и широкими (когда подросток интересуется многим) и узкими (когда он интересуется чем-то одним), устойчивыми и не устойчивыми, часто меняющимися, глубокими и поверхностными.

· Изменение учебной деятельности

- Мотивация. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играет содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности учащихся.

- Планирование и самоконтроль. Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью её самостоятельности, но еще наблюдается отсутствие элементарные умения организовывать самостоятельную работу. Как указывает Д. И. Фельдштейн, в этом возрасте возрастает самостоятельность подростка, ответственное отношение к себе, к другим людям и т. д. (Фельдштейн 1987; 112). Он уже самостоятельно выполняет домашние задания, может самостоятельно осваивать новый материал, и даже новые области знаний (Эльконин, Драгунова 1967; 302).

- Речь. В этом возрасте у человека складывается умение рассуждать, самостоятельно творчески мыслить, делать обобщения, выводы, строить доказательства. Идет стремительное развитие речемыслительной деятельности. В своей коммуникативной деятельности подросток решает разнообразные коммуникативные задачи, совершенствует способы решения этих задач (Зимняя 1991; 74).

- Мышление. Учащиеся седьмых классов начинают сознательно пользоваться такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, абстрагирование. Мышление подростка становиться более самостоятельным, творческим, активным (Зимняя 1991; 136). развивается теоретическое рефлексивное мышление. Отмечается также активно развивающиеся в этом возрасте такие операции, как классификация, аналогия, обобщение.

- Внимание. В соответствии с концепцией А. В. Петровского, развитие внимания в подростковом возрасте отличается известной противоречивостью: В подростковом возрасте формируется устойчивое произвольное внимание, но обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, его быстрый отвлекаемости. В данном возрасте заметно увеличивается объем внимания, а также способность к переключению внимания с одной операции на другую, с одного вида деятельности на другой. В отличие от младшего школьника подростку обычно не требуется какой-то особой психологической подготовки для перестройки деятельности(Петровский, 1976).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...