Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XI. Культура и воздействие на преступность




 1. Понятие и сущность культуры

Бытие человека многогранно, он реализует себя в различных измерениях: пространственных, временных, культурных. Культура — сложнейший социальный феномен. Она имеет отношение практически ко всем аспектам жизни и деятельности людей, в том числе и криминальным. Культура может выступать мощным барьером, препятствующим возникновению и распространению социального зла. В этом ракурсе культура является эффективным инструментом разрушения преступности. К сожалению, культура может играть и деструктивную роль. Подчас культурная среда оказывается криминогенным фактором. Например, криминальный мир создает свою культуру. Когда масштабы ее распространенности и роль в социальной жизни незначительны, этот феномен обычно именуют криминальной субкультурой. В ХХ веке во многих странах отмечен феномен экспансии криминальной субкультуры, трансформации ее в своеобразную («полукриминальную») культуру общества. Все это делает весьма актуальным анализ как антикриминального, так и криминогенного потенциала культуры. В этом ракурсе культурологические аспекты криминологических исследований приобретают особую ценность.

В анализе данного явления криминолога прежде всего интересует то, что воздействуя на культуру, можно оказывать влияние на преступность. Правомерно ли рассматривать культуру как инструмент воздействия на преступность? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать сущность и природу культуры.

На сегодняшний день у ученых нет единства в определении данного явления (в различных монографиях можно найти более пятисот определений культуры). По поводу сложности уяснения сущности данного феномена немецкий философ И.Гердер (1744-1803) отмечал: «Нет ничего менее определенного, чем это слово — «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать ее к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе! И в каких чертах следует усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей?»[94]

Термин «культура» имеет латинское происхождение: cultura — возделывание, обработка земли. Цицерон был первым, кто употребил это слово в значении обработки и совершенствования души. С легкой руки древнеримского мыслителя культура и воспитание длительный период рассматривались как аналогичные явления. Сегодня ни у кого не остается сомнения, что хотя воспитание и является важнейшим аспектом культурного процесса, сам феномен культуры гораздо шире и объемнее. Отдельные авторы ставят знак равенства между такими глобальными феноменами, как цивилизация, мир (например, арабский мир), суперэтнос и культура[95]. К числу наиболее многогранных определений культуры можно отнести следующее: «культура — это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека:

- это — материальные и духовные ценности человека;

- это — способ жизнедеятельности людей;

- это — их отношения между собой;

- это — своеобразие жизни наций и народов;

- это — уровень развития общества;

- это — накапливаемая в истории развития общества информация;

- это — совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

- это — религия, мифология, наука, искусство, политика;

- это — знаковая система»[96].

Из приведенного определения видно, насколько велико многообразие форм проявления данного явления. Культуру можно рассматривать и как информационную среду, возникающую между человеком и природой, обеспечивающую оптимальное бытие людей (а все перечисленное выше является носителем указанной информации, механизмом ее передачи от одних людей другим). Характер и содержание информации, составляющей культурную среду, механизмы, обеспечивающие ее функционирование, и определяют сущность культурных процессов, характер влияния культуры на преступность.

 2. Грани взаимодействия преступности и культуры

Криминологический анализ культурного феномена позволяет выделить несколько аспектов его взаимодействия с феноменом криминальным.

А. Культура формирует социальную иерархию потребностей. Первичные потребности, данные человеку от природы, обрабатываются культурной средой, в результате чего потребностная сфера человека претерпевает существенную трансформацию.

Одни потребности могут обрести статус социально значимых, важных, одобряемых, а их удовлетворение возводится в ранг заслуг. Другие потребности принято удовлетворять стыдливо. Третьи — вообще могут оказаться под запретом. В одних культурных системах в ранг социально одобряемых возведены духовные потребности, реализация которых связана с религиозной или научной деятельностью, в других — материальные. В христианской культуре чревоугодие — грех. В большинстве нерелигиозных культур обильный обед в дорогом ресторане — символ престижа, социальной значимости, объект особой гордости. Потребности в спиртном или наркотиках отрицаются исламской культурой (в Саудовской Аравии за употребление спиртного шариатский суд может приговорить человека к двумстам ударам палками, употребление наркотиков в Иране карается смертью). В криминальной субкультуре удовлетворение этих потребностей престижно.

В отдельных социальных системах употребление спиртного и наркотиков официально не одобряется, однако весь строй социального бытия подталкивает человека к смертельно опасной грани алкоголизации или наркотизации. Форма подчас вступает в противоречие с содержанием, поэтому при анализе культуры очень важно выявлять интегрированный вектор, суммарный результат деятельности механизмов реального детерминирования поведения людей (сущность культуры).

Стандарты социальной иерархии потребностей, характерные для тех или иных культур, оказывают значительное влияние на преступность: ее масштабы, структуру, характер.

Б. Помимо формирования структуры потребностей, культура определяет и способы их удовлетворения. Отдельные культуры отрицают насилие вообще. В некоторых культурах положительно оцениваются одни аспекты насилия (самозащита) и отрицательно — другие (агрессия). В криминальных субкультурах любая форма насилия может возводиться в ранг заслуг. В православной христианской культуре бедность всегда вызывала сочувствие, а богатство изначально считалось порочным (ибо, как утверждал Иисус, «скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем перед богатым откроются врата рая»). Для христианского протестантизма (идеологической основы капитализма) богатство — символ близости богу: чем более человек угоден высшему разуму, тем в больше мере бог способствует финансовому успеху.

Древние германцы убивали сородичей с извращенными нравами, в Древнем Риме гомосексуализм постепенно утвердился в качестве нормального аспекта половой жизни. Крах древнеримской цивилизации под напором германцев показал, сколь серьезные последствия могут иметь незначительные на первый взгляд пороки. Сегодня православное христианство признает гомосексуализм отрицанием бога, а священники-протестанты освящают браки между лицами одного пола.

Типичные структуры потребностей и типичные способы их удовлетворения образуют стандарты поведения, которые могут быть оценены с точки зрения наличия и величины криминогенного потенциала. В этом аспекте особую значимость имеет культура реализации социальной активности населения, которая во многом зависит как от традиций, так и от объективных условий. Жажда социальной активности и творчества может реализоваться как в актах вандализма и агрессии, так и в созидании, благотворительной деятельности, милосердии.

 3. Криминологический аспект типологии культур

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...