Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Термины, применяемые в руководстве




УЗЛЫ С ПОДШИПНИКАМИ КАЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту

ПКБ ЦТ.06.0073

 

Москва, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………  
1 Термины, применяемые в Руководстве……………………………...  
2 Общие указания……………………………………………………….  
3 Типы и конструктивные особенности подшипников, применяемых в узлах железнодорожного тягового подвижного состава………………………………………………..…    
4 Техническое обслуживание и ревизии подшипниковых узлов железнодорожного тягового подвижного состава……………....  
4.1 Техническое обслуживание подшипниковых узлов в эксплуатации…………………………………………………….  
4.2 Ревизии подшипниковых узлов…………………………………..  
4.2.1 Общие требования…………………………………………........  
4.2.2 Ревизии первого объема подшипниковых узлов букс, тяговых электродвигателей, тяговых редукторов, тяговых генераторов……………………………………….........    
4.2.3 Ревизии второго объема подшипниковых узлов букс, тяговых электродвигателей, тяговых редукторов, тяговых генераторов…………………………………………….  
4.2.4 Ревизии подшипниковых узлов дизелей и вспомогательного оборудования ……………………………..............................................  
5 Порядок производства работ при ревизиях подшипниковых узлов…………………………………………………………………...  
5.1 Разборка подшипниковых узлов…………………………………  
5.1.1 Общие требования к промывке подшипниковых узлов……...  
5.1.2 Основные способы демонтажа подшипников и их внутренних колец с шеек осей и валов………………………..  
5.1.3 Разборка буксовых узлов……………………………………….  
5.1.4 Разборка якорных подшипниковых узлов тяговых электродвигателей……………………………………………… 5.1.5 Разборка моторно-осевых подшипниковых узлов с подшипниками качения тяговых электродвигателей локомотивов………………………………………………………………..    
5.1.6 Разборка подшипниковых узлов тяговых генераторов ……....  
5.1.7 Разборка подшипниковых узлов тяговых редукторов ……….  
5.2 Промывка, осмотр, подготовка к ремонту и монтажу подшипников и деталей подшипниковых узлов ……………….  
5.2.1 Промывка подшипников и деталей подшипниковых узлов….  
5.2.2 Осмотр и подготовка к ремонту и монтажу подшипников…..  
5.2.3 Измерение радиального зазора подшипников………………...  
5.2.4 Измерение осевого зазора (разбега) подшипников …………..  
5.2.5 Измерение зазора плавания сепараторов подшипников роликовых с короткими цилиндрическими роликами………..  
5.2.6 Измерение диаметра отверстия внутренних колец подшипников…………………………………………………….  
5.2.7 Осмотр и измерение шеек осей и валов ………………………  
5.2.8 Осмотр и измерение корпусов, подшипниковых щитов и крышек…………………………………………………………  
5.2.9 Осмотр и измерение игольчатых роликовых подшипников крестовин карданных валов…………………………………….  
5.2.10 Осмотр и измерение прочих деталей подшипниковых узлов  
5.2.11 Восстановление натяга посадки внутренних колец и втулок подшипников………………………………………..................  
5.3 Сборка узлов с подшипниками качения…………………………  
5.3.1 Общие положения……………………………………………….  
5.3.2 Сборка буксовых узлов с подшипниками роликовыми с короткими цилиндрическими роликами и шариковыми подшипниками ………………………………………………….    
5.3.3 Сборка буксовых узлов с подшипниками роликовыми сферическими двухрядными………………………….………..    
5.3.4 Сборка буксовых узлов с подшипниками коническими двухрядными кассетного типа…………………………………  
5.3.5 Сборка якорных подшипниковых узлов тяговых электродвигателей ……………………………………………...  
5.3.6 Сборка моторно-осевого подшипникового узла с подшипниками качения тяговых электродвигателей локомотивов…………………………………………………….    
5.3.7 Сборка подшипниковых узлов тяговых генераторов………...  
5.3.8 Сборка подшипниковых узлов тяговых и осевых редукторов.  
5.3.9 Сборка подшипниковых узлов дизелей и вспомогательного оборудования ………………...………………………………....  
5.3.10 Измерение монтажного перекоса наружных колец подшипников роликовых с короткими цилиндрическими роликами………………………………………………………    
6 Основные виды неисправностей подшипников и сопрягаемых с ними деталей подшипниковых узлов. Условия их дальнейшего использования…………………………………………………………    
6.1 Основные виды неисправностей и условия дальнейшего использования подшипников и их деталей……………………..  
6.2 Основные виды неисправностей и условия дальнейшего использования деталей, сопрягаемых с подшипниками ……...  
7 Ремонт подшипников качения………………………………………..  
7.1 Общие требования и виды ремонта……………………………...  
7.2 Ремонт подшипников роликовых с короткими цилиндрическими роликами ………………………..……………  
7.3 Ремонт подшипников роликовых сферических двухрядных…..  
7.4 Ремонт подшипников шариковых и подшипников роликовых однорядных с коническими роликами………………………………..  
8 Приемка и учет отремонтированных и новых подшипников……...  
9 Консервация подшипниковых узлов. Хранение и подготовка подшипников к эксплуатации…………………………….………….  
9.1 Консервация подшипниковых узлов…………………………….  
9.2 Хранение и подготовка подшипников к эксплуатации………...  
Приложение А. Нормы и допуски на износ деталей и монтаж подшипниковых узлов и подшипников качения букс, тяговых электродвигателей, тяговых и осевых редукторов…………………………..  
Приложение Б. Нормы и допуски на износ деталей и монтаж подшипниковых узлов и подшипников качения главных генераторов…………………………………….    
Приложение В. Нормы допусков на износ и монтаж подшипников качения дизелей и вспомогательного оборудования………………………..……………………    
Приложение Г. Требования к отделению по ревизии и ремонту подшипников качения и к участкам монтажа подшипниковых узлов…………………………………..    
Приложение Д. Примерный перечень типового инструмента, приспособлений, приборов и оборудования для ремонта, монтажа и демонтажа подшипников качения и подшипниковых узлов………………………………...  
Приложение Е. Журналы осмотра и ремонта (форма ТУ-92), монтажа (форма ТУ-93) подшипников качения……….  
Приложение Ж. Условное обозначение и маркировка подшипников качения для узлов локомотивов и моторвагонного подвижного состава………………..    
Приложение И. Условные обозначения железных дорог при маркировке подшипников качения после ремонта…………………………………………………..    
Приложение К. Рекомендации по применению технических моющих средств для промывки подшипников качения…    
Приложение Л. Указания по применению материалов – эластомеров для восстановления натяга посадочных поверхностей внутренних колец подшипников……….    
Приложение М. Перечень подшипников качения, применяемых в узлах колесно-моторных блоков и тяговых генераторов железнодорожного тягового подвижного состава ……………………………………………………      
Приложение Н. Перечень технической документации, применяемой при техническом обслуживании и ремонте узлов с подшипниками качения железнодорожного тягового подвижного состава……………...………………………  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Настоящим Руководством устанавливается порядок проведения технического обслуживания и ремонта узлов с подшипниками качения серийного тягового подвижного состава, эксплуатируемого на железных дорогах Российской Федерации с установленными скоростями движения до 200км/ч.

Наименование железнодорожный тяговый подвижной состав включает в себя все виды и серии локомотивов и моторвагонного подвижного состава*.

Руководством регламентируется проведение технической политики в области эксплуатации и ремонта узлов с подшипниками с целью обеспечения безопасности движения поездов, минимизации расходов на проведение технического обслуживания и ремонта ТПС.

Руководством определяются:

- правила технического обслуживания узлов с подшипниками;

- виды, сроки и правила ревизий подшипниковых узлов;

- порядок монтажа и демонтажа подшипниковых узлов;

- основные виды неисправностей и условия дальнейшего использования подшипников и сопрягаемых с ними деталей подшипниковых узлов;

- требования, предъявляемые к производственному участку ремонта подшипников;

-виды и правила ремонта подшипников;

- нормы и допуски на износ деталей и монтаж подшипниковых узлов и подшипников;

 

- порядок хранения и учета подшипниковых узлов и подшипников.

 

_____________

* Далее для сокращения вводится единое название «ТПС» для всех указанных видов железнодорожного тягового подвижного состава за исключением мест, где по характеру изложения необходимо указать точно, о каком именно виде тягового подвижного состава идет речь.

 

Для опытных видов ТПС или подшипниковых узлов, находящихся в гарантийном пробеге (в том числе зарубежной постройки), до утверждения на серию или окончание гарантийного пробега, порядок и нормы технического обслуживания и ремонта подшипниковых узлов устанавливаются технической документацией завода (фирмы) – поставщика. Техническая документация в установленном порядке согласовывается с ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»).

 


ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РУКОВОДСТВЕ

Значение отдельных терминов, содержащихся в Руководстве.

Железнодорожный тяговый подвижной состав - совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса и включающая в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав, имеющие в кузове кабину с органами управления.

Локомотивы – электровозы и тепловозы.

Моторвагонный подвижной состав – моторные и прицепные вагоны, из которых формируются моторвагонные поезда (электропоезда, дизель-поезда и автомотрисы (рельсовые автобусы)), предназначенные для перевозки пассажиров.

 

Вспомогательное оборудование – вспомогательные электрические машины и механизмы (вентиляторы, компрессоры, вспомогательные генераторы, насосы и т.д.).

Колесно-моторный блок – узел локомотива или моторного вагона моторвагонного подвижного состава, состоящий из тягового электродвигателя, тяговой передачи и колесной пары с буксовыми узлами и предназначенный для передачи крутящего момента тягового электродвигателя и весовой нагрузки ТПС на колесную пару.

Ось колесной пары, вал шестерни или якоря – элементы колесной пары, тягового электродвигателя, тягового редуктора, тягового генератора, представляющие стальной брус круглого поперечного сечения, имеющие различные диаметры по длине в зависимости от усилий, возникающих в них.

Шейка оси, вал якоря или шестерни – часть оси или вала, служащие для размещения на ней подшипников.

Предподступичная часть оси – часть оси, служащая переходом от шейки к подступичной части оси.

Буксовый узел (букса) – узел локомотива или моторвагонного подвижного состава с подшипниками качения, предназначенный для передачи вертикальных, горизонтально-продольных и горизонтально-поперечных усилий от экипажа на шейку оси колесной пары.

Моторно-осевой подшипниковый узел тягового электродвигателя локомотива -подшипниковый узел с опорно-осевым подвешиванием тягового электродвигателя через подшипники скольжения или качения.

Подшипник качения – подшипник, работающий по принципу трения качения.

Подшипник роликовый (шариковый) – подшипник с роликами (шариками) в качестве тел качения.

Конический (роликовый) двухрядный подшипник кассетного типа буксовых узлов локомотивов – автономная сборочная единица, базирующаяся на двух конических роликовых подшипниках (двух радиальных роликовых подшипниках с короткими цилиндрическими роликами) с заложенной смазкой, отрегулированным зазором, встроенными уплотнениями и деталями торцевого крепления.

Сепаратор подшипника – часть подшипника качения, удерживающая тела качения (ролики, шарики) на определенном расстоянии друг от друга.

Техническое обслуживание – комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (например, подшипников) при использовании по назначению, ожидании и транспортировании.

Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий (например, подшипников) и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

Технический осмотр – контроль, осуществляемый в основном при помощи органов чувств и, в случае необходимости, средств контроля, номенклатура которых установлена соответствующей документацией.

Органолептический контроль – контроль, при котором первичная информация воспринимается органами чувств (зрением, обонянием, слухом, осязанием).

Средства измерений – технические средства, применяемые для проведения экспериментальной части измерений и имеющие нормированные метрологические свойства. К средствам измерения относятся меры, измерительные приборы и преобразователи, а также состоящие из них измерительные установки и системы.

Ревизия – комплекс операций или операция по определению состояния или положения детали (например, подшипника), подвижных или неподвижных соединений, изоляции, смазки в сборочных единицах или их положение на локомотиве с применением соответствующих технологических средств (инструментов, приспособлений, стендов, установок).

В ревизию входят операции, определяемые нормативной документацией по техническому обслуживанию и ремонту конкретного узла ТПС.

Диагностирование – процесс определения технического состояния объекта (обнаружение и поиск дефектов) с помощью приборов без его разборки.

Освидетельствование – система проверки технического состояния объекта на соответствие установленным требованиям.

Дефект – каждое отдельное несоответствие объекта установленным требованиям.

Дефектоскопия -совокупность физических методов неразрушающего контроля сплошности структуры материалов и изделий.

Акустический (ультразвуковой) неразрушающий контроль -вид неразрушающего контроля, основанный на регистрации параметров упругих волн, возбуждаемых и (или) возникающих в контролируемом объекте.

Вихретоковый неразрушающий контроль – вид неразрушающего контроля, основанный на анализе взаимодействия электромагнитного поля вихретокового преобразователя с электромагнитным полем вихревых токов, наводимых в контролируемом объекте.

Магнитный неразрушающий контроль – магнитный контроль: неразрушающий контроль, основанный на регистрации магнитных полей рассеяния, возникающих над дефектами, или на определении магнитных свойств объекта контроля.

Магнитопорошковый метод – метод магнитного неразрушающего контроля, основанный на использовании в качестве индикатора магнитного порошка.

Перегрев подшипникового узла – нагрев подшипникового узла до высокой температуры (порогового значения), после которой работоспособность подшипника резко ухудшается, вплоть до его разрушения. Максимально допустимая температура нагрева подшипниковых узлов равна 80оC.

Некоторые показатели при измерении подшипников:

радиальный зазор подшипника в свободном состоянии – средняя арифметическая величина расстояний в радиальном направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного эксцентричного крайнего положения в диаметрально противоположное крайнее положение при различных угловых направлениях;

посадочный радиальный зазор подшипника – средняя арифметическая величина расстояний в радиальном направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного эксцентричного крайнего положения в диаметрально противоположное крайнее положение. При этом внутреннее или (и) наружное кольца подшипников устанавливаются на шейку оси (вал якоря или шестерни) или (и) подшипниковый щит с натягом;

осевой зазор (осевая игра) подшипника – средняя арифметическая величина расстояний в осевом направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного осевого крайнего положения в противоположное крайнее положение;

– зазор плавания сепаратора подшипников роликовых с короткими цилиндрическими роликами – средняя арифметическая величина диаметральных зазоров между сепаратором и бортом наружного кольца при вертикально расположенном подшипнике.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

2.1 Выполнение требований настоящего Руководства* обязательно для всех работников, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом, монтажом подшипниковых узлов и подшипников ТПС.

2.2 Техническое обслуживание и ремонт подшипниковых узлов и подшипников включает:

- расконсервацию новых подшипников;

- входной контроль подшипников;

- ревизии подшипниковых узлов и ремонт подшипников;

- приемку и учет отремонтированных и новых подшипников;

- монтаж-демонтаж подшипниковых узлов;

- контроль сборки подшипниковых узлов;

- консервацию и хранение подшипниковых узлов и подшипников.

2.3 Работы с подшипниковыми узлами и подшипниками локомотивов производит только обученный персонал, знающий технологию этих работ. Назначение персонала производится приказом начальника ремонтного локомотивного депо или моторвагонного депо**, директора локомотиворемонтного или локомотивостроительного завода после сдачи экзамена на знание ими настоящего Руководства.

Экзамены принимаются комиссией, назначенной приказом:

- начальника региональной дирекции по ремонту тягового подвижного состава или региональной дирекции моторвагонного подвижного состава (далее - дирекций);

- директора локомотиворемонтного или локомотивостроительного завода.

______________

* Далее по тексту ссылка идет на разделы, рисунки и Приложения настоящего Руководства.

** Ремонтное локомотивное депо и моторвагонное депо далее по тексту - локомотивное депо за исключением мест, где по характеру изложения необходимо указать точно, о каком виде тягового подвижного состава идет речь.

 

Копия протокола о сдаче экзамена с подписями членов комиссии хранится в личном деле работника. Повторная сдача экзамена производится один раз в два года.

Председатели и члены комиссий предприятий, имеющих отделения по осмотру и ремонту подшипников, испытываются один раз в два года на знание настоящего Руководства. Председатели, члены комиссии в локомотивных депо экзаменуются в дирекциях. На других предприятиях председатели и члены комиссии сдают экзамен главному инженеру предприятия (техническому директору).

Копия утвержденного экзаменатором протокола о сдаче экзамена хранится в личном деле председателя и членов комиссии.

2.4 Ревизии подшипниковых узлов и ремонт подшипников производятся с соблюдением норм и допусков, представленных в Приложениях А, Б, В.

2.5 Монтаж-демонтаж подшипниковых узлов производится на специально отведенных и оборудованных площадях. Осмотр и ремонт подшипников буксовых узлов колесных пар, тяговых электродвигателей, тяговых редукторов, тяговых генераторов и других узлов ТПС производится в специальном отделении (цехе). Осмотр и ремонт подшипников вспомогательных электрических машин и агрегатов допускается производить на специальных участках, расположенных в непосредственной близости от их монтажа и демонтажа. Отделение (цех, специальные участки) по осмотру и ремонту подшипников качения, а также участки по их монтажу и демонтажу должны отвечать требованиям, приведенным в Приложении Г.

2.6 Примерный перечень инструмента, оборудования и приспособлений, необходимых для ремонта, монтажа и демонтажа подшипников и подшипниковых узлов представлен в Приложении Д.

 

2.7 Новые отделения (цехи) по осмотру и ремонту подшипников качения могут открываться только после полного укомплектования их необходимым инструментом, оборудованием и подготовленным персоналом.

2.8 Средства измерения и неразрушающего контроля подвергаются периодическому метрологическому контролю (поверке, калибровке, аттестации) в соответствии с действующими нормативными документами Российской Федерации и ОАО «РЖД». Периодичность метрологического контроля определяется в соответствии с формуляром (паспортом) средства измерения. Изменение межповерочного интервала в сторону уменьшения, связанные с требованиями к типу средств измерения, производится по нормативным актам ОАО «РЖД».

2.9 Рабочие поверхности стеллажей и столов для осмотра, ремонта и хранения подшипников должны быть покрыты одним из следующих материалов: листовым оцинкованным железом, алюминием, линолеумом, пластиком, текстолитом.

2.10 Постановка в узлы подшипников без осмотра и производства необходимых замеров запрещается.

2.11 Подшипники, подготовленные к монтажу, запрещается брать грязными или влажными руками. Протирка подшипников производится безворсовыми обтирочными материалами.

2.12 Измерения деталей подшипниковых узлов и подшипников, промытых в моечной машине, а также их сборку следует производить только после остывания до температуры окружающей среды, но не ранее чем через 12 часов после промывки корпусов и осей (валов) и 8 часов после промывки подшипников качения.

2.13 Смазка, закладываемая в подшипник, должна иметь паспорт качества и соответствовать требованиям Технических условий. Каждая новая партия смазки проверяется на соответствие этим требованиям. Смазочные материалы, не отвечающие этим требованиям, применять запрещается.

2.14 Применение смазочных материалов для подшипниковых узлов и подшипников регламентировано требованиями Инструкции по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе

или специальных указаний ОАО «РЖД». Для подшипниковых узлов ТПС, не вошедших в указанную Инструкцию, типы смазочных материалов установлены Руководствами по эксплуатации конкретной серии ТПС.

2.15 Смазочные материалы хранятся в цехе в специальной закрытой таре.

Закладка и добавление смазки с использованием агрегатов и приспособлений должна производиться в соответствии с весовыми нормами, определенными нормативными материалами ОАО «РЖД» или согласно картам смазки заводов-изготовителей ТПС.

Агрегаты, приспособления и штуцера для добавления смазки должны содержаться в чистоте.

Закладка и добавление смазки в подшипники и подшипниковые узлы производится чистыми руками.

2.16 Закладка смазки в кассетные подшипники буксовых узлов колесных пар ТПС (например, подшипник кассетного типа CTBU, класс G фирмы SKF буксовых узлов колесной пары электровоза 2ЭС6), а также в радиальные шариковые подшипники с защитными шайбами производится на заводах – изготовителях кассетного подшипника или шарикового подшипника. Добавление смазки в эксплуатации в подшипниковые узлы локомотивов с этими типами подшипников не производится.

2.17 Электрические цепи ТПС, содержащие заземляющие устройства, исключающие возможность повреждения подшипников колесной пары прохождением электрического тока, должны находиться в исправном состоянии.

2.18 Сварка на корпусах и крышках подшипниковых узлов производится до их сборки с подшипниками. Сварочные работы производятся в соответствии с Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов. При сварочных работах на ТПС производится тщательное заземление у места сварки к зачищенным местам деталей при помощи кабеля с зажимом. При отсутствии необходимости разборки узла при ремонте ТПС допускается производство сварочных работ на корпусе при условии присоединения заземляющего кабеля непосредственно к корпусу.

2.19 Отправка в ремонт колесных пар, тяговых электродвигателей, тяговых генераторов, других агрегатов и узлов с подшипниками осуществляется с принятием мер по предупреждению возникновения коррозионных и других повреждений подшипников. Для этого подшипники должны транспортироваться с надетыми на них корпусами узлов (буксой, опорным стаканом или корпусом опоры редуктора и т.п.). Уплотнения подшипниковых узлов густо смазываются пластичной смазкой.

В случае отправки в ремонт узлов без корпусов подшипники полностью покрываются пластичной смазкой, а на них устанавливается защитный кожух.

2.20 Обточка бандажей колес колесных пар с собранными буксовыми узлами без выкатки из-под ТПС осуществляется с установкой на буксы временных крышек с отверстиями для центров станка. Это производится для предотвращения загрязнения подшипников.

2.21 Формуляры колесных пар, тяговых электродвигателей, тяговых генераторов дополняются записями о типах установленных в них подшипников и проведении ревизии подшипниковых узлов.

Тип подшипника записывается полностью, включая все цифры и буквы, стоящие впереди и позади условного (цифрового) номера подшипника. Это необходимо для однозначного конфигурирования подшипника при проведении диагностирования подшипников буксовых узлов, моторно-осевых подшипников колесных пар, тяговых электродвигателей и тяговых редукторов ТПС. Диагностирование подшипников производится согласно действующей нормативной документации, утвержденной ОАО «РЖД».

При отсутствии данных о ревизии подшипниковых узлов или данных о пробегах ТПС от очередной ревизии, а также при нарушении сроков выполнения ревизий производится тот вид ревизии, о производстве которой нет данных или очередная ревизия. Если отсутствуют данные по обеим ревизиям, то выполняется ревизия второго объема.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...