Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль социального работника




С увеличением количества разводов воз­росло и количество взрослых людей, состав­ляющих категорию остро нуждающихся в по­мощи со стороны социальных работников. При расторжении брака люди часто испыты­вают стресс, беспокойство и дискомфорт. Для многих людей этот трудный период является временным, если предшествующий разводу период не был кошмаром. Поэтому основной задачей социальных работников является по­мощь на этом первом этапе. Профессионал должен понимать, что развод вызывает силь­ный стресс, который предполагает неожи­данно сильные и чередующиеся чувства при­вязанности и гнева к бывшему партнеру. При этом недавно разведенным бесполезно кон-

13 РАЗВОД И РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ

центрировать свое внимание на прошлых ошибках в браке или на проблеме "несходства характеров". Это может усугубить и без того доведенное до предела эмоциональное состо­яние.

Со временем задачей профессионалов становится поддержка разведенных при адаптации к жизни после развода. Они помо­гают клиенту осознать разрыв супружеских взаимоотношений, сохранить при необходи­мости или желании контакт с бывшим супру­гом (например, для блага детей) и настроить­ся на новые взаимоотношения. В некоторых случаях бывшим супругам удается устано­вить спокойные "функциональные" взаимо­отношения, отношения же других в течение нескольких лет характеризуются привязан­ностью или конфликтами; многие люди дол­гое время колеблются между спокойствием и конфликтами. Оговоренные посещения ре­бенка, когда родители вынуждены регулярно встречаться, могут быть эмоционально труд­ными и являются источником длительного дискомфорта. Часто события в жизни могут нарушить достигнутое равновесие и возро­дить сильные чувства, существовавшие в мо­мент развода. Это может быть вызвано, на­пример, окончанием детьми учебного заведения или их браком. Взрослые должны отдавать себе отчет в возможных стрессовых последствиях своих контактов и должны ог­радить детей от конфликтов и двусмысленно­сти. Еще одно жизненное событие, могущее привести к стрессу, — повторный брак быв­шего супруга, даже если он имеет место через много лет.

При всей важности проблем, связанных с воспитанием детей, преимущественное вни­мание социальных работников к ребенку, не учитывающее морального состояния родите­лей, чревато серьезными последствиями, ибо может усугубить и без того тяжелые эмоцио­нальные нарушения. Так, например, остав­шаяся с детьми мать в ряде случаев не может уделить должного внимания своему выведен­ному из душевного равновесия ребенку до­школьного возраста, пока она сама не пройдет курс реабилитации в специально созданных для этой цели группах.

Некоторые детские проблемы аналогич­ны проблемам взрослых. Дети, пережившие развод родителей, часто бросают им вызов своим поведением, отражая тем самым имен­но родительские депрессию и раздражение, вызванные потерями и переменами в жизни. Со временем вызывающее поведение детей возвращается в нормальное русло, если не продолжаются начавшиеся еще до развода

конфликты между родителями. Непосредст­венной задачей вмешательства профессио­налов социальных служб является устране­ние риска возникновения проблем дома или в школе, проблем, которые могли бы иметь для детей долговременные отрицательные по­следствия. Социальный работник должен помочь детям преодолеть эмоциональные по­следствия развода родителей, регулировать конфликтные ситуации. Важно обратить внимание на интересы ребенка и осторожно выяснить его точку зрения на происходящее. Реакция детей и молодых людей может быть более острой, если время разделения совпада­ет с другими потерями, например привычного родственного окружения, соседей или под­держки группы ровесников. Присутствие обоих родителей одновременно может поро­дить в ребенке иллюзии по поводу их прими­рения и подтолкнуть его к фантазиям. Такие жизненные события, как повторный брак ро­дителя или рождение ребенка в повторном браке, могут освежить в памяти ребенка все пережитое при разводе родителей и снова привести к поведенческим проблемам. При оказании помощи необходимо принять во внимание возраст ребенка, его познаватель­ные способности и способность выражать свои чувства. Эту работу с успехом выполня­ют специально организованные группы — детские секции, объединяющие детей с ана­логичными проблемами и способные обеспе­чить атмосферу доверительности при их об­суждении.

Созданы специальные программы, наце­ленные на то, чтобы помочь взрослым преодо­леть тяжелые последствия развода и смягчить его потенциальное воздействие на детей. Программная модель предполагает помощь адвокатов, просвещение и самопомощь или же их сочетание. Характер личного и семей­ного кризиса, непосредственно связанного с разделением и разводом, требует умения справиться с собой, что может оказаться в тот момент не под силу членам семьи. Внимание социального работника в "раннем периоде" развода может предотвратить развитие на­вязчивых проблем как у взрослых, так и у детей.

Более трети американских детей прово­дят часть своего детства в семьях, образован­ных после развода родителей. Взрослые дети в этих семьях испытывают напряженность, не свойственную их ровесникам в целых семьях. Поэтому надо определить характер, длитель­ность и объем поддержки, которую общество должно предоставить этой категории семей. Такая поддержка предполагает госудаствен-

РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО

14

ное финансирование, опеку над детьми, об­служивание их, здравоохранение, социаль­ную работу и службу психического здоровья. Особое значение это имеет для этнических меньшинств, бедняков и женщин, для кото­рых стрессы, вызванные расторжением бра­ка, дискриминацией и нищетой, могут при­вести к серьезным последствиям. Указанные группы являются предметом особого внима­ния социальных работников.

Итак, с появлением в последнее время значительного количества взрослых и детей, испытывающих последствия разделения и разводов, повышается потребность в помощи со стороны социальных работников — компе­тентных и осведомленных. Большое значение имеет участие социальных работников в су­дах при рассмотрении гражданских дел. В целом же необходимы специальные исследо­вания, посвященные разным сторонам много­численных проблем, связанных с разводом.

Дорис С. Якобсон

См. также: Дети, получающие материаль­ную помощь; Семьи в повторных бра­ках; Семья содним родителем.

• BowlbyJ.A. (1973). Attachment and Loss, II: Separation. N. Y.: Basic Books. • Brown P., et al.(1980). Attachment and Distress Following Marital Separation.— Journal of Divorce, 3(4), 303—316. • Carter H., Glick P. C. (1976). Marriage and Divorce: A Social and Economic Study. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.' Hunt M., Hunt B. (1977). The Divorce Experience. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Jacobson D. S. (1983). Visiting and Child Adjustment in the Stepfamily: A Linked Family System. Paper presented at the meeting of the American Orthopsychiatric Association. San Francisco, Calif. • Kitson G. C. (1982a). Attachment to the Spouse in Divorce: A Scale and Its Application.— Journal of Marriage and the Family, 375—392. • Kitson G. C, et al. (1982b). Sampling Issues in Family Research.— Journal of Marriage and the Family, 965—981. • ParkesC.M. (1972). Bereavement: Studies of Grief in Adult Life. N. Y.: International Universities Press. • Thornton A., FreedmanD. (1983). The Changing American Family.— Population Bulletin, 38(4), 1—44. • Wallerstein J. S., Kelly J. B. (1980). Surviving the Breakup: How Children and Parents Cope with Divorce. N. Y.: Basic Books.

РАСОВАЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...