Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению




Общество ожидает, что социальная рабо­та будет помогать людям восстанавливать и повышать их функциональные возможности, способствовать наиболее полному, эффектив­ному и скоординированному выявлению и ис­пользованию внутренних, материальных и социальных ресурсов. Таким образом, термин "ресурсы" относится к той первейшей обще­ственной функции, которую выполняют со­циальные работники.

РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ 26

Природа и виды ресурсов

К ресурсам относится все, что может быть привлечено и использовано для удовлетворе­ния определенной потребности или решения проблемы. Это источник и арсенал средств и возможностей, к которым можно обращаться по мере необходимости для выполнения ка­кой-либо задачи или совершения тех или иных действий, в особенности когда они носят необычный характер или осуществляются в критической ситуации. Так, близкий друг может стать источником необходимой фи­нансовой помощи. Полученные от него день­ги могут в свою очередь быть использованы для закупки необходимых товаров — к собст­венной выгоде или для других лиц.

Ресурсы рассматриваются сточки зрения их природы, источников и полезности. Они могут быть, во-первых, внутренними или внешними по отношению к лицу или коллек­тиву; во-вторых, официальными (формаль­ными) или неофициальными (неформаль­ными); в-третьих, реально существующими или потенциальными (скрытыми); в-четвер­тых, в разной мере управляемыми с точки зрения их использования для достижения оп­ределенной цели. Например, человек может располагать такими внутренними ресурсами, как интеллект, целеустремленность и жиз­ненные силы. Для семьи внутренними ресур­сами могут быть достаточная сумма сбереже­ний, а также член семьи, способный рачительно вести хозяйство или имеющий хороший заработок. Внешние ресурсы могут быть материальными (например, земельная собственность) или ресурсами общественных связей (например, добрые друзья). Офици­альные ресурсы может представлять собой го­родская пожарная охрана, неофициаль­ные — хорошие соседи и т. п.

Широко используется типология, пред­ложенная Ю. Фоа(1971), рассматривающая ресурсы с точки зрения их меновой стоимо­сти. Для характеристики ресурсов применя­ются два противопоставления: символиче­ские ресурсы в противовес конкретным и универсальные в противовес специальным. Предлагается шесть типов таких ресурсов: деньги, любовь, информация, статус, услуги и товары. Деньги, например, имеют универ­сальный характер, любовь — частный.

А. Лауфср (1982) делит ресурсы, нахо­дящиеся в распоряжении социальных агентств, на программные, людские и страте­гические. Стратегическими считаются сред­ства добывания и применения программных ресурсов, включая деньги, материальные средства, политическое влияние, профессио-

нализм, юридический статус организации, правовые аспекты и энергия.

Д. Томас (1975) писал, что обществен­ные ресурсы воспринимаются жителями как финансовые, социальные и межличностные ценности и подразделяются следующим об­разом: материальные услуги (производство, школы, магазины, театры), средства органи­зационной поддержки (церкви и социальные учреждения), средства внутренней поддерж­ки (неофициальные ресурсы поддержания благосостояния, имеющиеся внутри семьи, получаемые от друзей и соседей).

Значение и функции ресурсов

Ресурсы имеют первостепенное значение для тех индивидов и общественных систем, которыми занимаются социальные работни­ки. При этом человек рассматривается ими как комплекс ресурсов, способностей и воз­можностей, используемых для жизненных свершений и достижения поставленных це­лей. Его жизненный потенциал состоит из внутренних ресурсов, которые люди приме­няют, когда перед ними открываются благо­приятные возможности, когда требуются ка­кие-либо действия или возникает кризисная ситуация. Способность влиять на других, оп­ределять ход событий, возможность добиться исполнения тех или иных требований зависят от обладания необходимыми ресурсами.

Структуры таких социальных систем, как группы, организации или общины, и про­текающие в них процессы так или иначе свя­заны с контролем над ресурсами и их исполь­зованием. Нормальное или ненормальное социальное функционирование человека яв­ляется реакцией соответственно на гармонию или дисгармонию между внутренними ресур­сами и свойствами индивида, с одной сторо­ны, и внешними ресурсами и особенностями жизненных ситуаций — с другой. Социаль­ные проблемы и конфликты понимаются как реакция па несбалансированный обмен ре­сурсами между лицом или группой и окружа­ющей средой.

Социальное обеспечение как институт включает в себя политические программы, направленные на предоставление ресурсов, необходимых людям, чтобы нормально раз­виваться и функционировать, на предотвра­щение или урегулирование возникающих при этом проблем. Такие ресурсы в форме дополнительных прав, льгот, информации, услуг и денежных средств перераспределя­ются между нуждающимися в них лицами. Услуги и льготы могут быть дополнением к тому имуществу и тем возможностям, кото-

27 РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ

рыми человек уже располагает, или возмеще­нием их недостатка. Доступ ко многим видам официального социального обеспечения ре­гулируется как социальным порядком, так и юридическим правом. Система помощи включает неофициальную добровольческую сеть людей и другие социальные ресурсы и официальную структуру, располагающую некоторой поддержкой и финансированием. Группы социальной помощи (например, раз­веденным или овдовевшим) могут либо не­посредственно предоставлять необходимые ресурсы, либо оказывать то или иное содейст­вие отдельным лицам, семьям и группам, спо­собствуя возвращению людей в общество, по­могая им восстановить общественные связи, смягчить последствия стрессов, кризисов или бедствий и содействовать их преодолению.

Концептуальная основа

Проблема ресурсов составляет теоретиче­ский стержень многих взглядов на практиче­скую социальную работу. Это нашло свое от­ражение в концептуальном документе, подготовленном специальной группой, дей­ствовавшей по поручению Национальной ас­социации социальных работников. В нем от­мечается, что главная задача практической социальной работы заключается в том, чтобы помогать людям найти необходимые ресурсы. Аналогичным образом определялись уровни и методы практической работы. Э. Хартман (1983) в обобщенном виде формулирует со­циальную работу как использование "ресур­сов в интересах перемен". Изыскание, оценка и применение ресурсов занимают видное ме­сто в современных концепциях общественной организации и социального планирования. Одна из центральных забот административ­ной работы состоит в том, как распорядиться человеческими ресурсами, а организацион­ная политика воспринимается прежде всего как контроль сотрудников агентств над ресур­сами.

Социальная работа способствует выявле­нию ресурсов системы социального обеспече­ния, при этом необходимые ресурсы могут отсутствовать, быть неизвестными, недоступ­ными, слишком дорогими, могут быть неприемлемыми, фрагментарными, нескоор-динированиыми, сопряженными со злоупот­реблениями или бесхозяйственностью. Зна­чительная часть усилий расходуется на исправление и совершенствование недоста­точно хорошо Функционирующем системы до­ведения социальной помощи до потребителя.

Социальные работники используют ре­сурсы, зыступая в роли хонтролеров, броке-

ров, умиротворителей, посредников, адвока­тов и в особенности организаторов патрона­жа. Необходимо обладать специальными зна­ниями и навыками для того, чтобы найти необходимые ресурсы, довести их до тех, кто в этом нуждается, помочь людям оптимально их применить. Необходимо также обладать особым умением помогать при социальных проблемах и конфликтах, способствуя даль­нейшей общественной интеграции, справед­ливому и взаимовыгодному использованию ресурсов.

Характерный для социальной работы ак­цент на оказание поддержки базируется на двух типах общественных ресурсов, которые используются, чтобы развить внутренние способности и возможности клиента. Один из них — личные ресурсы социального работни­ка: забота, благожелательность в сочетании с реализмом. Полезными ресурсами одновре­менно являются предоставляемые клиенту информации, советы, помощь в оформлении документов. Другой тип — получение клиен­том общественных льгот и услуг, включая фи­нансовую помощь или естественные источни­ки помощи, такие, как церковь и соседи. Клиентам предлагают вступать в обществен­ные группы досуга, добровольческие органи­зации, группы социальной поддержки или более активно принимать участие в их работе.

Привлечение ресурсов

Важнейшая функция социальной работы состоит в том, чтобы создать связующее звено между человеком, находящимся в трудном положении, и социальными структурами. Чтобы выявить и привлечь внешние ресур­сы — материальные средства, услуги, фи­нансы и др., человек должен быть компетен­тным, т. е. обладать знаниями, навыками и целеустремленностью. Между тем как раз та­кой компетенции, навыков общения, ведения переговоров, владения ситуацией часто не хватает бедным и обездоленным людям, им­мигрантам. В некоторых же бюрократиче­ских ситуациях теряются даже образованные и обладающие приличным достатком лица. Поэтому социальные работники выполняют важную роль, вовлекая людей в обществен­ные связи и помогая им развивать свои внут­ренние ресурсы, и параллельно повышают собственную компетенцию и овладевают на­выками.

Социальным работникам часто прихо­дится прилагать значительные усилия для выявления ресурсов социального обеспече­ния. Такими ресурсами, требующими допол­нительных усилий, могут быть пропаганда

 

 

РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ 28

новых идей, создание новых, более оператив­но реагирующих на изменения обстановки программ, практическое осуществление кам­паний и стратегии социальных действий, формирование и целенаправленное исполь­зование групп влияния и групп по интересам в целях предоставления дотаций и изыскания средств для программ социальных услуг. По­добным ресурсом могут быть программы но­вых видов социальных услуг, а усилия здесь требуются, чтобы продемонстрировать их полезность для граждан. Эта деятельность, кроме того, имеет целью вызвать большую восприимчивость к нуждам людей у прави­тельственной и других систем.

Подобные процессы необходимо поощ­рять и в интересах развития личных ресур­сов клиента, потенциала личности и кол­лектива. При этом следует обеспечить систему непрерывного руководства целеуст­ремленными усилиями человека или группы, направленными па то, чтобы развить и себе необходимые качества и уметь противостоять препятствиям, чувствам разочарования и от­чаяния. Такие усилия нуждаются также в мо­ральной поддержке, поощрении и вознаг­раждении.

Действовать успешно и эффективно — значит использовать наиболее эффективные индивидуальные ресурсы для достижения поставленной цели. Нужны определенные аналитические способности, чтобы выявить и правильно оценить условия, необходимые для решения поставленных задач, реалистич­но, конструктивно и позитивно изучить воп­рос ресурсов, касающийся личности и ситуа­ции в целом, правильно представить себе наличие и доступность внутренних и внеш­них средств решения проблемы или возмож­ностей их получения. Нужно также уметь планировать, координировать и контролиро­вать усилия отдельных лиц и коллектива. Для эффективного использования возможностей личности или группы людей требуется спо­собность синхронизировать внешние и внут­ренние ресурсы, целенаправленные усилия индивида.

Помощь в использовании ресурсов

Способствовать тому, чтобы клиенты по­могали самим себе, — значит дать им воз­можность расширить свою компетенцию и свои способности, поверить в свои силы, нау­читься самоконтролю и позитивной само­оценке, умению управлять собой и своими общественными ролями. Социальные работ­ники по сути своей профессии действуют в этом направлении, помогая клиентам умно-

жить свои возможности и эффективность действий, добиваясь успехов, общественного признания и внутреннего удовлетворения.

Использовать комплекс личных и обще­ственных ресурсов — значит привлечь то, что находится вне человека, и объединить с тем, что заложено в нем самом. Это значит также наладить процесс участия людей в естествен­ном движении ресурсов, присущем обще­ственному бытию. Как указывала Р. Смолли (1953), таким образом происходит творче­ское выражение стремления человека к цель­ности и росту, которое предполагает веру в свои способности, часто несмотря на неопре­деленность грядущих результатов. Идеаль­ная цель социальной работы — освободить клиента от необходимости обращаться за по­мощью, чтобы он мог самостоятельно разби­раться в возникающих проблемах и решать их.

Метод практической социальной работы, который предполагает помощь клиентам в мобилизации, реализации и умножении их внутренних ресурсов, заслуживает самой вы­сокой оценки и представляет собой часть той терапии, о которой так настойчиво говорят многие социальные работники. Однако все шире признается, что терапия в социальной работе, как и вся практическая социальная работа, часто имеет в виду и использование общественных ресурсов. При этом клиент должен также отчетливо представлять себе, что от него требуется определенный уровень компетентности, чтобы получить и оптималь­ным образом использовать эти ресурсы. Ука­занный аспект методологии и теории соци­альной работы еще не привлек того внимания, которого заслуживает. Если прак­тические работники будут лучше понимать важность общественных и личных ресурсов в деле оказания социальной помощи, это даст им возможность более сознательно и квали­фицированно действовать во всех случаях вмешательства.

Макс Сипорин

См. также: Естественные источники помо­щи; Защита прав клиента; Посредниче­ские услуги в практической социальной работе; Ресурсы клиента: мобилизация и координация; Управление финансами.

• Foa U.G. (1971). Interpersonal and Economic Resources.— Science, 171(2), 345— 351. • Harlman A. (1983). Theories for Producing Change. In: D. Rosenblatt, D. Waldfogc! (Eds.). Handbook of Clinical Social Work (p. 97— i 09). San Francisco: Jossey-Bass.

29 РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: МОБИЛИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ

• LaufferA. (1982). Getting the Resources You Need. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • SmalleyR. E. (1953). Mobilization ofResources Within the Individual.— Social Service Review, 27(3), 300—307. • Thomas D. (1975). Said Alice "The Great Question Certainly Was, What?"— Social Work Today, 6 (17), 544—547.

РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: МОБИЛИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ

К ресурсам можно отнести все, что восп­ринимается индивидом как необходимое для его благосостоянии. Следовательно, внима­ние и поддержка являются ресурсами не и меньшей мере, чем жилье и финансовая по­мощь. Ресурсы смыкаются с социальной те­рапией. Как указывал Г. Гамильтон (1951), "ресурсы и есть терапия, я социальная работ;: помогает человеку правильно ими пользо­ваться".

Участники дискуссий по проблемам ре­сурсов исходят из того, что в количсоиенж» и качественном отношениях ресурсы пеГп ральны и достаточно подготовленный нрак. -тик может без труда ими воспользоваться. Од­нако в реальной жизни, чтобы получись Доступ к необходимым ресурсам, приходится иметь деле с теми, кто ими распоряжается, — отдельными лицами, группами лиц лг.н орга­низациями. Поэтому проблема упираете» не в техническое исполнение, а в межличност­ные отношения.

Мобилизация ресурсов

Усилия по мобилизации ресурсов пред­принимались уже на заре существования со­циальной работы как профессии. Не сама концепция начала приобретать популярность лишь в 60-е годы. Под мобилизацией понима­ются меры, направленные па максимальное удовлетворение потребностей клиентов в те;, или иных ресурсах. М. Коэн (1974) опреде­ляет мобилизацию как "выявление потенци­альных внутренних ресурсов, не используе­мых должным образом", как "изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми община или клиент еще не воспользовались". Мобилизация — это не мероприятие чисто

интеллектуального плана, а попытка убедить других действовать в определенных направ­лениях. Например, социальный работник в больнице, пытаясь получить средства на строительство дешевых квартир для нуждаю­щихся пациентов, может действовать как че­рез персонал больницы, так и через предста­вителей общины, с тем чтобы заручиться поддержкой общественности. Социальный работник в общине в свою очередь может не только непосредственно воздействовать на потенциальных спонсоров, но и формировать общественное мнение в пользу расширения соответствующих видов деятельности.

В целом задача человека, занимающегося привлечением ресурсов, носит в высшей сте­пени политический характер. Ф. Рабинович (1970) характеризует его как лицо, которое "генерирует, конструирует и выстраивает в определенном порядке" такие составляющие, как преданность делу, интерес, мотивация и поддержка. Он всегда активен, всегда в дви­жении, всегда экспериментирует, ведет пере­говоры.

Стремление к мобилизации обычно воз­никает там, где социальные ресурсы раздроб­лены, скудны, не соответствуют текущим по­требностям или находятся в прямом противоречии с ними. Человек, занимаю­щийся изысканием и привлечением ресур­сов, прпобрегае'1 особую значимость в глазах практиков социальной работы, т«>к как. и он, и они часто действуют водной и км же сфере. 11еред ними стоит несколько задач.

Основные задачи

Выяснение обстановки, необходи­мо досконально изучить социальные условии и правила поведения, принятые и данной сре • де, и познакомиться с нужными людьми. Эта информации поможет Определить, к кому следует обратиться, какие существуют пре­пятствия и какие способы действий приемле­мы для тех, кто нуждается в помощи. Сведе­ния можно получить при непосредственном знакомстве с ситуацией, а также через кол­лег, сослуживцев, клиентов, сотрудников других агентств. Полезно запускать "пробные шары", чтобы получить представление о воз­можной реакции.

Умение заинтересовать. Это мед-. -

ет делать таким образом, чтобы значимости 1 ой или иной проблемы возросла в глазах всег. причастных лиц. Социальный раОотник, з>: иимающийся мобилизацией, должен умет<-заставить других рассматривать данный воп­рос как крайне важный или, по меньшей ме­рс, весьма острый. Заседая в комиссиях, ис-

 

 

РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: МОБИЛИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ 30

пользуя средства информации (включая слу­жебную переписку), следует убеждать дру­гих, что дело является не только жизненно необходимым, но и безотлагательным.

Разработка Стратегии. Нужно иметь план, обеспечивающий максимальные результаты. Его исходными пунктами обыч­но являются: занятие выгодных для себя пози­ций; подключение наиболее гибких звеньев в системе; применение рычагов воздействия, способных "разоружить" систему и нацелить ее в свою пользу; использование фактора вне­запности. Имеется много впечатляющих при­меров применения этих приемов, почерпну­тых из разнообразного опыта социальной работы в различных системах.

ПОИСК СОЮЗНИКОВ. Поскольку в воп­росе мобилизации ресурсов часто приходится встречаться с оппозицией, эта работа не мо­жет увенчаться успехом без активной поддер­жки извне. Чтобы заручиться ею, следует более гибко реагировать на нужды значитель­ных группировок. Отдельные лица или груп­пы людей редко помогают человеку, если он не приносит им пользу. Так, сотрудник агент­ства может развивать тесные рабочие контак­ты с коллегами, лишь будучи уверенным, что при необходимости ом может па них рассчи­тывать. Работник, действующий в обилие, завоевывает симпатии представителей мест­ного населения, оказывая им услуги в надеж­де на то, что они при необходимости окажут ему содействие. Подобные сделки полезны не только в плане организации поддержки, по и в целях сохранения ее в дальнейшем.

Сохранение необходимого тем­па. Меры по мобилизации ресурсов начнут пробуксовывать, если их организатор ослабит нажим. Следует демонстрировать сторонни­кам, что их усилия приносят плоды, не забы­вая подчеркивать, что результаты могут быть еще лучше, стоит только постараться. После того как осе, кто распоряжается ресурсами, задействованы, их готовность оказать по­мощь нужно реализовать самым эффектив­ным образом и за самое короткое ирсмя. Именно на этом этапе центральной становит­ся проблема координации.

Координация ресурсов

Многие специалисты считают координа­цию управленческим процессом, в результа­те которого индивидуальные цели и действия согласуются в интересах решения совместно определенной задачи. Поэтому, координируя использование ресурсов, практик стремится добиться слаженности действий, имея в виду извлечение максимальной пользы для клиен-

та. Координаторы государственных программ в области здравоохранения и социального обеспечения, например, часто "дирижируют" услугами, предоставляемыми рядом местных агентств, чтобы необходимая помощь дошла по назначению. Б. Рейнольде (1972) лако­нично определяет координацию как "меры, принимаемые с целью создать слаженно ра­ботающее целое", но предупреждает, что ча­стям этого целого нужно помогать соотнести себя с целым, ощутить себя важной, не изо­лированной составляющей общего процесса.

Методы координации

Обычно практики стараются координи­ровать усилия распорядителей ресурсов, используя один или несколько методов — за­ключение соглаше! 1ия, убеждение, формиро­вание коалиции, оказание влияния. Для удоб­ства изложения каждый из них рассмотрим в отдельности, хотя в жизни они часто накла­дываются друг на друга.

Заключение соглашения, в про­цессе взаимодействия каждая сторона убеж­дает другую пойти ей навстречу, предлагая необходимые ресурсы и угрожая их лишени­ем. Социальный работник, например, может настаивать па том, чтобы члены семьи следо­вали его указаниям, угрожая в противном случае прервать с ней отношения. И напро­тив, семья может достичь своих целей, посту­пая в соответствии с пожеланиями социаль­ного работника. Для осуществления соглашения требуются определенные усло­вия. Во-первых, каждая сторона должна иметь нечто, что можно было бы предложить партнеру. Во-вторых, обе стороны должны желать и быть способны заключить соглаше­ние. В-третьих, необходимо вести перегово­ры на основе искренности, честности и добро­порядочности. Бывает и так, что соглашения заключаются в конфликтной ситуации, при­чем каждая из сторон стремится выиграть.

Убеждение. В отличие от соглашения, в основе которого лежат отношения обмена, убеждение носит побудительный характер: одна сторона стремится к тому, чтобы другая восприняла ее основные интересы и цели. Это достигается, главным образом, благодаря ис­пользованию дара убеждения, когда оппо­ненту внушается, что цели социального ра­ботника совпадают с его собственными. В распоряжении практиков много способов убеждения. Например, в вопросах здравоох­ранения они обычно апеллируют к професси­ональным ценностям, таким, как "преемст­венность ухода" и "благо пациента", относящимся к высокочтимым идеалам меди-

31 РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: МОБИЛИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ

цинского обслуживания. Другой распростра­ненный прием заключается в том, чтобы представить свое предложение как плод кон­сенсуса ("все согласны с тем, что..."). Тем са­мым тот, кто распоряжается ресурсами, даже если и испытывает некоторые колебания, бы­вает вынужден пойти навстречу предложе­нию, чтобы не выступать против целой груп­пы. Убеждение порой отвергают, если считают его надувательством. Возможно, по­рой это действительно так, но это не меняет того, что убеждение является основой добро­вольного сотрудничества.

Формирование коалиции. Практи­ки часто стремятся скоординировать свои действия, цели, усилия и ответственность пу­тем создания коалиций, т. е. объединения двух и более лиц для достижения определен­ных целей. Для формирования коалиции тре­буется: 1) признание общности интересов участников; 2) сохранение верности ее це­лям, желание и потребность предоставить на ее благо те или иные ресурсы или услуги; 3) готовность развивать или пересматривать достигнутые соглашения, с тем чтобы приве­сти их в соответствие с изменяющимися потребностями участников. Существует мно­го примеров успешной координации ресурсов благодаря созданию коалиций. Например, формирование группы, состоящей из юри­стов и специалистов-медиков, для посредни­чества в бракоразводных делах; или сотруд­ничество персонала больниц и общинных агентств при решении вопроса о выписке па­циентов; или установление отношений парт­нерства с родителями детей, находящихся в интернатах, для проведения профилактики в отношении таких семей. Подобные меры осо­бенно эффективны в период финансовых трудностей и нехватки ресурсов, поскольку способствуют объединению знаний экспертов и возможностей тех, в чьем ведении находят­ся ресурсы.

Использование влияния. Это эф­фективный способ координации, когда лица, распоряжающиеся ресурсами, ведут себя не­последовательно или отказываются от со­трудничества. Чаще всего он применяется в социальных агентствах, сотрудники которых наделены юридической или административ­ной властью. По даже рядовой специалист по социальной терапии может продемонстриро­вать, что от него во многом зависит ход дела, и предложить клиентам и членам их семей выполнять его требования. К. Липдблом (1965) отмечает, что "использование влияния подразумевает уступку и явно относится к

сфере межличностных отношений". Основа­ми успеха в этом деле признаются высокие профессиональные знания социального ра­ботника, его официальное положение, нали­чие связей и уважение со стороны окружаю­щих. Практики используют различные приемы, чтобы координировать получение ресурсов от разных, часто находящихся в кон­фликте лиц и повышать качество услуг.

Заключение

В заключение отметим, что в социальной работе, ведущей свое начало от попыток ум­ножить и целесообразнее использовать обще­ственные ресурсы, в течение долгого времени проблема мобилизации и координации ре­сурсов рассматривалась как нечто малопре­стижное и не требующее высокой квалифи­кации. В последнее время эта чрезвычайно важная сфера начинает получать признание, которого она заслуживает.

Аллисон Д. Мердак

См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Защита прав клиента; Организационные аспекты со­циальной работы; Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Про­фессия социального работника: совре­менные требования; Социальное обеспечение: финансирование; Управле­ние финансами.

• Altmanll. (1982). Collaborative Discharge Planning for the Deinstitutionalized.— Social Work, 27(5), 422—427. • Cohen M. H. (1974). Community Organization Practice. In: A. E. Fink (Ed.). The Field of Social Work (p. 333—361). N. Y.: Holt, Rinehart & Winston. • Hamilton G. (1951). Theory and Practice of Social Casework. N. Y.: Columbia University Press. • Johnson P. J., Rubin A. (1983). Case Management in Mental Health: A Social Work Domain?— Social Work, 28(1), 49—55. • Lindblom С. E. (1965). The Intelligence of Democracy. N. Y.: Free Press. • RabinovitzF. F. (1970). City Politics and Planning. N. Y.: AthertonPress. • ReynoldsD. (1972).Learning and Teaching in the Practice of Social Work. N. Y.: Farrar & Rinehart. • Stewart R. P. (1984). Building an Alliance between the Family and the Institution.— Social Work, 29(7), 386—390.

 

РОДИТЕЛИ КАК КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...