Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное развитие и проблемы




Андрогиния и социобиология. в ранней феминистской литературе содержа­лись призывы к андрогинии и признанию то­го, что многие различия в половых ролях

являются результатом деструктивной социа­лизации. Считалось, что это можно исправить путем распределительной справедливости и социальных изменений. Однако социобиоло­гия утверждает, что существуют наследст­венные биологические различия у мужчин и у женщин, неизбежно ведущие к моделям ди­морфного поведения, — различия, которые нельзя преодолеть с помощью научения. На­пример, согласно этой позиции, биологиче­ская природа мужчин обусловливает прису­щее им "побуждение" распределять миллионы клеток спермы, в то время как женщины ревностно оберегают свою единст­венную, раз в месяц созревающую яйцеклет­ку. Это различие приводит к тому, что в обла­сти секса мужчины больше ориентированы па поиск все новых партнерш, тогда как жен­щины — на завоевание любви и привязанно­сти одного мужчины. В более современной феминистской литературе признается, что могут существовать наследственные разли­чия в характерных особенностях, потребно­стях, желаниях и возможностях мужчин и женщин и что оба пола могут наслаждаться многими из этих различий без чувства вины. Однако в то же время существует стремление ослабить репрессивную полоролевую социа­лизацию, предоставив как мужчинам, так и женщинам больше возможностей следовать их индивидуальному выбору без дискрими­нации по признаку пола.

Аборты. Полемика вокруг проблемы абортов не прекратилась и после того, как в январе 1973 г. Верховный суд Соединенных Штатов принял решение об их легализации. Хотя многие сочли это решение триумфом движения за сексуальное раскрепощение женщин и право женщины самой распоря­жаться собственным телом, другие расцени­ли его как лицензию на убийство. Продолжа­ет бушевать полемика, в которой многие социальные работники поддерживают право на аборты, но одновременно обеспокоены тем, чтобы аборты не заменили средства контрацепции.

Порнография и проституция. Хо­тя диапазон допускаемых обществом видов сексуальной деятельности, осуществляемых совершеннолетними лицами в частном по­рядке по взаимному согласию, постоянно, пусть и неравномерно, расширяется, в глазах многих остаются предосудительными два ис­точника получения сексуального удовлетво­рения: проституция и порнография. Оба су­ществуют с древних времен, от обоих получают удовольствие многие мужчины и некоторые женщины, и оба могут рассматри-

67

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

ваться как реакция на подавление сексуаль­ности в рамках общества. Оставаясь офици­ально незаконными, в США они продолжают функционировать, невзирая на время от вре­мени применяемые против них жесткие ме­ры. Часто они процветают в так называемых зонах борьбы в городах и контролируются или управляются представителями организован­ной преступности. В сознании многих людей эти социальные явления тесно связаны, и большинство относится к ним одинаково. "Те, кто считает, что секс сам по себе неприятен, не одобряют эти явления, а те, кто относится к сексу положительно, или одобряют, или иг­норируют их" (М. Даймонд, 1984).

Однако среди небезразличных есть люди, считающие, что и порнография, и проститу­ция отражают угнетенное положение жен­щин и служат его причиной (С. Браунмил-лер, 1975). Многие утверждают, что порнография и проституция должны быть уничтожены, поскольку они унижают чело­веческое достоинство, поддерживают пред­ставление о женщине как о чисто сексуаль­ном объекте, наносят физический и психический вред женщинам, непосредст­венно занятым этими видами деятельности, а также способствуют росту числа изнасилова­ний.

Сексуальная терапия. Пишущие на тему сексуальной терапии все больше под­вергают сомнению биологический акцент школы сексуальной терапии У. Мастерса и В. Джонсона и те исследования, на которых она была построена. Они замечают, что сек­суальные трудности являются результатом не столько того, что происходит во время поло­вого акта, сколько воздействия факторов, по­буждающих индивида к сексуальной актив­ности. Таким образом, большее внимание уделяется проблемам, связанным с сексуаль­ным желанием или его отсутствием (Г. Кап-лан, 1980), определению и суммированию условий, связанных с позитивным проявле­нием сексуальности (Б. Зильбергельд, 1978), а также таким типам взаимоотношений, при которых сексуальные проблемы проявляются сами собой.

Заключение

Модели проявления сексуальности столь же различны, сколь и люди, которые им сле­дуют. Люди придают различное значение проявлениям секса в своей жизни. Кроме того, факторы, которые влияют на создание индивидуальных моделей сексуального пове­дения, — репродуктивный уклон, обще­ственное мнение в социальной, экономиче-

ской и политической сфере, религия, культу­ра и этническая принадлежность, географи­ческий фактор, семья и круг общения, здо­ровье, возраст, биологический пол и индивидуальность человека — формируют каждого из нас абсолютно индивидуально. Общие рассуждения о сексуальности могут быть полезны лишь в качестве фона, на кото­ром отдельные люди из плоти и крови живут своей сексуальной жизнью по моделям, кото­рые используют только они.

Харви Л. Гочрос

См. также: Гомосексуальность: женщины; Гомосексуальность: мужчины; Прости­туция; Сексуальное насилие над детьми; Сексуальное насилие: службы социальной помощи; Сексуальные дисфункции.

• BlumsteinP., SchwartzP. (1983). American Couples. N. Y.: William Morrow & Co. • Brownmiller S. (1975). Against Our Will: Women and Rape. N. Y.: Simon & Schuster. • Brown L. (1981). Sex Education in the Eighties: The Challenge of Healthy Sexual Evolution. N. Y.: Plenum Press. • Diamond M. (1984). The World of Sexual Behavior: Sexwatching. N. Y.: Gallery Books. • Duck S., Cilmour R. (Eds.) (1981). Personal Relationships (Vols. I— III). N. Y.: Academic Press. • Friedan B. (1982). The Second Stage. N. Y.: Simon & Schuster.* CoclirosH. (1971). Sexual Issues in Social Work Practice.— Social Work, 16(1), 3—5. • Gochros H., Gochros J., Fischer J. (1985). Helping the Sexually Oppressed. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • HatfieldE., WalsterG. W. (1978). ANewLook at Love. Reading, Mass.: Addison-Wesley Publishing Co. • Kaplan H. S. (1980). Disorders of Sexual Desire. N. Y.: Brunner/Mazel. • Kinsey A., Pomeroy W., Martin C. (1948). Sexual Behavior in the Human Male. Philadelphia: W. B. Saunders Co. • Kinsey A., et al. (1953). Sexual Behavior in the Human Female. Philadelphia: W. B. Saunders Co. • Masters W.H., Johnson V. E. (1966). Human Sexual Response. Boston: Little, Brown & Co. • McWhirter D. P., Mattison A. M. (1984). The Male Couple. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Mother Teresa, Main Speaker at New Orleans' Mayor's Prayer Breakfast.— (1984, October 24). San Francisco Chronicle, p. 1. • Repairing the Conjugal Bed (1970, May 25).Time, p.49. • RossM. (1983). The Married Homosexual Man. L., England: Routledge & Kcgan Paul. • Schlesinger B. (1983). Teaching Human Sexuality to Graduate Social Work Students: A Decade Review 1971— 1982.— Journal of Social Work and Human

 

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ

68

Sexuality, 1(3), 7—17. • Streanll. S. (1983). The Sexual Dimension: A Guide for the Helping Professional. N. Y.: Free Press. • Swenson C. (1972). The Behavior of Love. In: H. Otto (Ed.). Love Today. N. Y.: Association Press, 1972. • Zastrow С. (1985). The Practice of Social Work (2nd ed.). Homewood, 111.: Dorsey Press. • ZilbergeldB. (1978). Male Sexuality: A Guide to Sexual Fulfillment. Boston: Little, Brown & Co. • Zilbergeld В., Evans M. (1980, August). The Inadequacy of Masters and Johnson.— Psychology Today, p. 29—43.

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ

Сексуальной дисфункцией называется неспособность к половой активности. До 80-х годов 95% половых расстройств объясняли психогенными причинами. Теперь при нали­чии дополнительных данных считается, что в значительном числе случаев сексуальная дисфункция может объясняться нарушением функций других органов и систем. Как пра­вило, она возникает в тех случаях, когда па­циент страдает сердечно-сосудистыми рас­стройствами, а также когда он употребляет наркотики и алкоголь. При наличии органи­ческой причины дисфункции попытки пре­одолеть свое физическое состояние могут вы­звать напряженность как у мужчины, так и у женщины. Хотя половое расстройство вызы­вается нарушением функций других органов, необходимо принимать во внимание и психо­логический аспект проблемы. Половое бесси­лие может возникнуть при стрессе, психо­зах, депрессии, тревожных состояниях и других психопатологиях. К половым рас­стройствам, которые обычно не бывают связа­ны с нарушением функций других органов, относятся сексуальные симптомы, вызванные определенной ситуацией, сексуальные фо­бии и боязнь интимной близости (Г. Каплан, 1983).

Социальный работник в качестве кон­сультанта часто может оказаться главным ли­цом, помогающим индивиду или партнерам понять, что они страдают именно половой дисфункцией. Кроме того, многие социаль­ные работники, первыми выслушивающие жалобы клиентов, разрабатывают методики вмешательства, необходимого для лечения.

Настоящая статья посвящена проблемам оценки симптомов и диагностики, а также лечению сексуальных дисфункций.

Диагностика

Половой акт состоит из четырех стадий: вожделения (эротические фантазии и жела­ние), возбуждения (субъективное ощущение удовольствия и сопровождающие его физи­ческие изменения), оргазма (пик сексуаль­ного наслаждения) и разрядки (психологиче­ская расслабленность и ощущение удовлетворенности). Нарушение может воз­никнуть на любой из этих стадий, но реже всего наблюдается на четвертой.

Г. Каплан (1983) определил, что сексу­альная дисфункция бывает трех видов: затор­моженное сексуальное вожделение, затормо­женное сексуальное возбуждение и заторможенный оргазм. Для того чтобы по­ставить правильный диагноз, важно устано­вить, какая из фаз полового акта несовершен­на, какова природа этого несовершенства и как оно влияет на половой акт. Предложив пациенту подробно описать свое состояние, можно проанализировать его сексуальную активность в данный период. Таким образом может быть поставлен точный диагноз.

Заторможенное сексуальное

вожделение. Важно установить, идет ли речь о постоянной заторможенности вожде­ления (другими словами, о всегда существо­вавшем у данного человека ослабленном вож­делении) или о заторможенности, вызванной определенной ситуацией. Заторможенность вожделения может объясняться медицински­ми причинами, такими, как заболевания щи­товидной железы или гипофиза, депрессия или лечение, принимаемое в связи с сердеч­но-сосудистыми расстройствами. Однако чаще подавляет вожделение характер взаи­моотношений, например недостаточное взаи­мопонимание, страх перед интимной близо­стью, отсутствие веры в прочность связи и склонность партнера к изменам. Многим для вступления в интимную близость необходима уверенность в прочности взаимоотношений. Женщина, социализированная по традици­онному типу, согласно которому она вообще не в состоянии испытывать сексуальное удов­летворение, вполне может быть заторможен­ной и не испытывать вожделения. Партнеры, активно занимающиеся какой-либо профес­сиональной деятельностью, настроенные на достижение успеха в карьере и соответствен­но живущие в постоянном напряжении и спешке, страдают от истощения физической энергии и эмоциональных перегрузок, вслед-

69

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ

ствие чего у них могут возникнуть сексуаль­ные проблемы. Когда все внимание в семье сконцентрировано на ребенке, ему отдают время и силы, которые могли бы быть обраще­ны на поддержание хороших супружеских отношений. Заторможенность сексуального вожделения может развиться в результате страха перед интимной близостью и стремле­ния уклониться от нее, возможно, в связи с грубым обращением при половом акте или изнасилованием, имевшими место в про­шлом.

Заторможенное сексуальное воз­буждение у женщин. Наиболее частая проблема, возникающая в этом случае, — от­сутствие смазки. Среди медицинских причин заторможенности сексуального возбуждения могут быть недостаток эстрогена, чаще всего у женщин в период менопаузы, и воздействие лекарств, таких, какантигистамины, препят­ствующих половому возбуждению у некото­рых женщин.

К психосоциальным факторам, чаще все­го вызывающим это расстройство у женщин, относятся страх перед интимной близостью, стремление ее избежать или реакция па бли­зость. Обычно эти факторы являются резуль­татом прошлых сексуальных травм.

Заторможенное сексуальное воз­буждение у мужчин. Симптомом этого расстройства является отсутствие или ослаб­ление эрекции. Чем старше мужчина, тем ча­ще это расстройство носит органический ха­рактер. Имеющиеся данные позволяют предположить, что при определении причин отсутствия эрекции многие методы диагно­стики, ориентированные на органические расстройства, не дают возможности исклю­чить психогенное происхождение этого нарушения. Одной из причин заторможенно­сти сексуального возбуждения может явиться старение. С возрастом заметно уменьшается чувственность. Реакция возбуждения за­медляется, а рефракторный период затягива­ется. Наиболее распространенной психо­генной причиной заторможенности возбуждения является тревожное состояние, вызванное страхом, что эрекция может не произойти. Если мужчина знает или предпо­лагает, что жена относится к его сексуальным возможностям критически, и недостаточно уверен в себе, то он может испытывать труд­ности с эрекцией. Противоречивые чувства в отношении женщин и подавленный гнев так­же могут служить психогенными причинами заторможенности. Возникновению этого рас­стройства могут способствовать и напряжен-

ный ритм жизни, чрезмерная загруженность работой.

Заторможенный оргазм у жен­щин. Некоторые женщины могут испытать оргазм только при особой стимуляции с по­мощью руки, рта или вибратора. С. Фишер (1973) отмечает, что лишь 8% женщин пол­ностью не способны достипгуть оргазма. Про­блема так называемой точки G, или точки Грефенберга, породила противоречивые суждения и нуждается в дальнейшем изуче­нии. Г. Каплан (1983) рассеивает миф о том, что причина здесь в клиторе, и ставит под сомнение утверждение, будто влагалищное отверстие в этом случае находится слишком далеко от клитора для адекватной стимуля­ции. Исследования показывают, что сильные мышцы влагалища не способствуют достиже­нию оргазма и что его легко могут достигать женщины, у которых эти мышцы развиты слабо. Специальные упражнения Кегеля в лучшем случае могут помочь женщине найти внутренние источники контроля над сексу­альным процессом. Наиболее распространен­ной психологической причиной, по которой женщины препятствуют собственному оргаз­му, является гипертрофированное стремле­ние к самонаблюдению в процессе полового акта, или так называемый эффект "зрителя". Другим объяснением является недостаточная стимуляция клитора (сексуальная стимуля­ция которого представляет собой основной способ достижения оргазма). Отрицательные навязчивые идеи в момент оргазма тоже за­тормаживают его. В методике лечения осо­бенно продуктивными оказались акцентиро­вание на ролевых моментах и воспитание умения безотчетно отдаваться своим чувст­вам.

Расстройство оргазма у мужчин. Диагностирование преждевременного семя­извержения затруднено тем обстоятельством, что некоторые женщины испытывают оргазм при половом акте в 90—100% случаев, даже если он длится менее одной минуты. С другой стороны, 10,2% женщин никогда не достига­ют оргазма или испытывают его редко, даже если половое сношение длится более 16 ми­нут. Поэтому определить преждевременное семяизвержение, вероятно, проще, опреде­лив, чем оно НЕ является. Преждевременное семяизвержение не представляет собой про­блемы, если партнеры соглашаются, что сте­пень их удовлетворенности интимной близо­стью друг с другом не зависит от попыток задержать эякуляцию. Г. Каплан отмечает, что перед мужчиной с преждевременной

 

 

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ 70

эякуляцией возникает проблема обучения технике половой близости. Поскольку семя­извержение является реакцией симпатиче­ской нервной системы, один из методов вклю­чает системную десенсибилизацию наряду с особыми упражнениями, такими, как техни­ка сжатия или "стоп-старта".

У мужчин с задержкой семяизвержения возникает иная ситуация. Мужчины, у кото­рых эякуляция происходит не полностью, ча­сто говорят, что испытывают сильное вожде­ление. Наиболее обычным психологическим объяснением этой дисфункции организма яв­ляется гипертрофированное стремление к са­монаблюдению (эффект "зрителя"). Другие теории предполагают, что к задержке семяиз­вержения приводят противоречивость чувств и озлобленность против женщин, страх перед слишком крепкой привязанностью и возни­кающими в связи с этим обязательствами. Г. Каплан (1983) отмечает, что мужчинам, страдающим этим расстройством, часто бы­вает свойственна жесткость характера, авто­ритарность и требовательность.

Диспарейния. У некоторых женщин сексуальное возбуждение затормаживается в связи с тем, что половая близость причиняет им боль. Если болезнен момент введения пе­ниса, то следует тщательно обследовать вход во влагалище, поскольку обычной причиной поверхностной диспарейнии является недо­статочно нарушенная девственная плева. Та­кую диспарейнию может также вызвать вуль-вит, включающий инфекцию и аллергию. Боль при промежуточном и глубоком введе­нии пениса является результатом воспали­тельных процессов в органах таза, эндомет­рита, загиба матки или гиперемии органов таза. Нередко причиной бывает большой раз­мер пениса. Боль психогенного происхожде­ния чаще всего возникает в момент глубокого введения пениса и не может быть воспроизве­дена при обследовании.

Вагинизм. Вагинизм — это упорно по­вторяющиеся непроизвольные спазмы мус­кулов внешнего отдела влагалища, делающие половой акт невозможным. Многие женщи­ны, страдающие вагинизмом, никогда не про­ходили гинекологического обследования и очень боятся его. Часто выясняется, что в ос­нове болезни лежит навязанная в прошлом необходимость "быть очень хорошей девоч­кой", причем под этим подразумевалось про­тиводействие интимной близости. У многих страдающих вагинизмом развиваются страх перед половым актом и боязнь проникнове­ния во влагалище. Независимо от остроты эмоциональной проблемы, прогноз в отноше-

нии лечения в таких случаях считается очень хорошим, если оно предполагает постепенное расширение влагалищного отверстия. Неко­торые случаи не поддаются столь простому и быстрому излечению и требуют более интен­сивной психотерапии.

За исключением вагинизма, все описан­ные выше дисфункции могут проявляться как у гомосексуалистов, так и у людей с гетеро­сексуальной ориентацией. По своему харак­теру они одинаковы у обеих этих групп.

К числу других дисфункций относятся сексуальная одержимость, искаженное пред­ставление о своей внешности и спутанная сексуальная ориентация. Сексуальная одер­жимость сходна с другими маниями — поло­вая близость, снимающая плохое настроение, приобретает первостепенное значение в жиз­ни такого человека, и он теряет контроль над своим сексуальным поведением. Женщина или мужчина, страдающие искаженным представлением о своей внешности, могут считать себя сексуально непривлекательны­ми, в результате чего возникает боязнь ин­тимной близости или заторможенность. Для людей, не уверенных в своей половой принад­лежности, страдающих спутанной сексуаль­ной ориентацией, как вторичное следствие характерны также сексуальные дисфункции.

, Современное представление о сексуаль­ной дисфункции выделяет несколько общих факторов, ведущих к половым расстройст­вам. Традиционные сексуальные роли, в со­ответствии с которыми женщины привыкают не иметь своего эротического имиджа, лиша­ют их возможности осознать, что половая близость нужна им "для себя". Здоровые половые отношения состоят из двух компо­нентов — ощущений каждого из партнеров и их совместных переживаний. "Порядочная" женщина, в соответствии с традиционным представлением о сексуальных ролях, не стремится изучить сексуальные реакции ее тела. В точно таких же традициях воспитан­ный мужчина стремится взять всю ответст­венность за успешное завершение акта им са­мим и его партнершей на себя. Это создает напряжение, которое, в свою очередь, порож­дает опасение оказаться не на высоте. Нор­мальной половой активности препятствует также чувство вины из-за эротических фан­тазий и ощущений и испытанного благодаря им сексуального наслаждения. Это чувство может быть следствием неправильного поло­вого воспитания и антисексуальных тенден­ций в социальном окружении. В некоторых случаях религиозное воспитание подавляет сексуальные импульсы, вызывая чувство ви ны. Это также может способствовать заторможенности.

71 СЕКСУАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ

Мифы и неверные представления о "нор­мальной" половой жизни могут быть разными в зависимости от конкретной культурной и социальной среды. При диагностике должны приниматься во внимание социальные усло­вия существования каждой личности и пары, с тем чтобы тактика просветительных мероп­риятий соответствовала обстоятельствам их жизни.

Лечение

В литературе приводится множество ме­тодов лечения. Они включают индивидуаль­ную психотерапию, переобучение пар, сис­темную десенсибилизацию с применением лекарств или без них, десенсибилизацию "in vivo", гипноз и перевоспитание по методу У. Мастерса и В. Джонсона. Популярным становится медицинское вмешательство, осо­бенно при лечении импотенции. Для реше­ния проблем с эрекцией все чаще используют имплантанты для пениса.

В начале 60-х годов делались попытки рассматривать сексуальную дисфункцию с поведенческой точки зрения, однако при этом большинство специалистов концентрировало внимание на поведении, отклоняющемся от общепризнанных норм. Лечение отвращения к интимной близости и системная десенсиби­лизация применялись для предотвращения нежелательного антисоциального сексуаль­ного поведения. Системная десенсибилиза­ция — лечение, применяемое специалиста­ми в области поведения в случаях специфических тревожных состояний, — требует от пациента умения поэтапно справ­ляться с рядом ситуаций, из которых каждая вызывает более сильное состояние тревоги, чем предыдущая (Дж. Банкрофт, 1983).

В 1963 г. А. Лазарус сделал сообщение об использовании системной десенсибилизации для лечения фригидности у женщин, а Фрид­ман добился успеха, работая с небольшой группой мужчин. У. Мастерсу и В. Джонсону (1970) принадлежит разработка краткосроч­ных программ лечения методом перевоспита­ния. Поскольку их программы опирались на мероприятия, включающие интенсивную те­рапию, они подверглись некоторой критике в связи с тем, что делали акцент на внимание к среде, а также из-за отсутствия соответству­ющего дальнейшего контроля за состоянием пар, прошедших курс лечения.

Г. Каплан (1983) разработал программу использования методов перевоспитания, описанных У. МастерсомиВ. Джонсоном, но

включил в нее и другие моменты, такие, как использование еженедельных встреч, акцент на специфические методы лечения, сфокуси­рованные на конкретной жалобе, привлече­ние одного консультанта для лечения обоих партнеров. "Программа чувственного вос­приятия", разработанная У. Мастерсом и В. Джонсоном, представляет собой серию предписаний для постепенной десенсибили­зации поведения, включенных в общий курс лечения. В основном цель программы сексо-терапии, использующей предписания пове­денческого характера, состоит в том, чтобы перенести внимание пары на получение при­ятных чувственных ощущений вместо повы­шенного интереса к тому, сумеют ли они со­вершить половой акт. При этом преследуется сопутствующая лечебная цель — ослабить тревожное состояние. В дополнение к пред­писаниям в области поведения Г. Каплан (1983) советует проводить лечение, соответ­ствующее конкретной дисфункции, которой страдают индивид или оба партнера.

Модель PLISSIT. Использование этой консультационной компьютерной про­граммы по сексуальным дисфункциям полез­но непрофессионалам. Расшифруем назва­ние:

1. Р (англ. Permission). Разрешение. Пре­доставление пациентам возможности норма­лизовать свои отношения путем соответству­ющих разъяснений. Многие пациенты с сексуальными проблемами полагают, что их случай уникален и совершенно необычен.

2. L (англ. Limited Information). Ограниче­ние информации о нарушениях, которыми страдают пациенты. Предполагается, что у многих людей сексуальные проблемы возни­кают из-за неверных представлений.

3. SS (англ. Specifie Suggestion). Конкрет­ные предложения, такие, как упражнения или рекомендации относительно поведения.

4. IT (англ. Intensive Therapy). Интенсив­ная терапия, к которой следует прибегнуть, если предыдущие меры не сняли проблему.

Используя модель PLISSIT, многие соци­альные работники, не будучи врачами, тем не менее делают успешную экспертную оценку половых отношений. Такое сексуальное об­разование чаще всего является неофициаль­ным и не соответствует традиционному пред­ставлению о социальной роли педагога (Д. Брэшир, 1976). Социальные работники как наставники в области половых отношений со­общают клиенту сведения о сексуальных дис­функциях, причинах их возникновения и способах лечения. Эта разъяснительная рабо­та часто помогает клиенту обнаружить, что он

 

 

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ

72

что он страдает именно сексуальной дисфун­кцией, и начать лечиться.

Когда социальные работники устанавли­вают, что необходимо лечение, их роль в ка­честве посредников приобретает первосте­пенное значение. Зная возможности клиента и приводя их в соответствие с его конкретны­ми нуждами, социальный работник стано­вится ключевой фигурой в лечебном процес­се. Выступая в качестве посредников, социальные работники нередко обнаружива­ют, что клиенты не обеспечиваются необхо­димыми услугами, и могут, мобилизуя ресур­сы, организовать такие услуги.

Актуальные проблемы

Исследования в области сексуальной ак­тивности и выработка методик лечения нача­лись относительно недавно, в то время как дискуссии по проблеме воздействия биологи­ческого и гормонального состояния на поло­вую активность ведутся постоянно. Очень редко рассматривались исследователями ценностные представления о половых отно­шениях, отражающие культурные и этниче­ские особенности среды.

Степень распространенности случаев сексуальной дисфункции едва ли поддастся строгой документализации. Часто приводи­лись высказывания У. Мастерса и В. Джон­сона о том, что по меньшей мере 50% супру­жеских пар могут в какой-то период стать кандидатами в пациенты по поводу сексуаль­ной дисфункции (Л. Лсрмап, 1979). Истин­ные масштабы проблемы определить трудно, поскольку люди обычно не делятся такими сведениями, а многие специалисты не задают соответствующих вопросов. Поведение спе­циалистов имеет первостепенное значение. В одном из исследований было установлено, что если клиницисты расспрашивают пациента о его сексуальных затруднениях, не ожидая, пока он сам о них расскажет, выявляется вдвое больше случаев сексуальных наруше­ний (Д. Бернап и Дж. Голдсн, 1967). Тради­ции социальной среды привили людям обы­чай не говорить о сексе с посторонними. Поэтому социальный работник должен со­здать атмосферу непредвзятости и терпимо­сти, когда клиенты обоего пола смогли бы сво­бодно рассказать о своих сексуальных затруднениях.

Социальные работники обслуживают контингент со специфическими физически­ми проблемами, такими, как поражение спинного мозга, слепота и глухота. В ходе ле­чения сексуальных расстройств у этих боль-

ных и проводимой с ними разъяснительной работы следует учитывать ограничения, ко­торые накладывает их физическое состояние. Социальные работники играют важную роль как часть медицинского персонала, занимаю­щегося лечением таких больных.

Некоторые методы сексотерапии все еще подвергаются критическому обсуждению как с точки зрения их эффективности, так и в этическом отношении. Одним из таких мето­дов является привлечение суррогатных "пар­тнеров".

Ограниченное финансирование лечения сексуальных дисфункций у представителей групп населения с низким доходом может от­ражать проблему уровня жизни в целом. Речь идет о том, имеет ли человек право на нор­мальную здоровую половую жизнь. До 1985 г. такие профессиональные организа­ции, как Национальная ассоциация социаль­ных работников, непосредственно не занима­лись этим вопросом. На практике многие страховые агентства и другие учреждения, выплачивающие пособия на лечение, отка­зываются платить при диагнозе "сексуальная дисфункция". Однако налоговая инспекция разрешает вычитать расходы на лечение сек­суальных дисфункций из сумм, подлежащих налогообложению. Дополнительные пробле­мы создает то обстоятельство, что лечение по­ловых расстройств во многих регионах стра­ны обходится гораздо дороже, чем другие виды психотерапии.

Социальная работа может играть важную роль в оказании помощи лицам, страдающим сексуальными дисфункциями. Многие сексо­логи имеют частную практику. Без оценки потребностей и разработки соответствующих программ некоторые группы населения могут остаться без необходимой помощи. Социаль­ные работники в целом слабо разбираются в проблемах сексуальных дисфункций у пред­ставителей расовых меньшинств, и те из них, кто занят обслуживанием этих групп и понимает их нужды, могут многое сделать для создания соответствующих служб.

И по исторически сложившейся тради­ции и по определению социальные работники призваны помогать жертвам несправедливо­сти. Социальная дискриминация в отноше­нии гомосексуалистов и лесбиянок привела к нехватке необходимых служб для лечения у них половых расстройств. Социальные ра­ботники могут сыграть важную роль в качест­ве защитников прав этих людей.

Другой острый вопрос касается того, как сексотсрапня и сексология соотносятся с пси­хиатрией. Все еще остается предметом спора,

73

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

должна ли сексотерапия, как таковая, быть самостоятельной специальностью.

В 1967 г. группа специалистов, заинтере­сованных в повышении уровня компетентно­сти педагогов, консультантов и врачей, рабо­тающих в области сексологии, создала национальную некоммерческую организа­цию — Американскую ассоциацию сексоло­гов-педагогов, консультантов и врачей. Се­годня эта ассоциация общепризнана как национальная организация, которая объеди­няет представителей разных профессий, оди­наково заинтересованных в обеспечении вы­сокого уровня деятельности в этой сфере. Социальные работники, желающие трудить­ся в области сексотерапии, могут подумать о получении диплома этой организации. При этом для каждой категории существуют свои правила. Чтобы стать дипломированным сек-сотерапевтом, необходимо иметь образова­ние, звание магистра и трехлетний стаж практической работы или докторскую сте­пень и двухлетний стаж, подтверждающие знания в области сексологии, а также опыт руководящей работы и соответствующие ре­комендации. Как один из крупных отрядов специалистов в области психического здо­ровья, многие социальные работники, зани­мающиеся сексотерапией, являются членами этой организации, имеющей право присуж­дать соответствующие дипломы.

Дайана Блейк Брэшир

См. также: Сексуальность.

• Bancroft J. (1983). Human Sexuality and Its Problems. N. Y.: Churchill Livingstone. • Brashear D. (1976). The Social Worker as Sex Educator. N. Y.: Human Sciences Press. • Burnap D. W., Golden J. S. (1967). Sexual Problems in Medical Practice.— Journal of Medical Education, 42, 673—680. • Fisher S. (1973). The Female Orgasm. N. Y.: Basic Books. • Kaplan H. S. (1983). The Evaluation of Sexual Disorders: Psychological and Medical Aspects. N. Y.: Brunner/Mazel. • Lazarus A. (1963). The Treatment of Chronic Frigidity by Systematic Dcsensitization.— Journal of Nervous and Mental Disorders, 136, 272—278. • Lehrman N. (1970). Masters & Johnson Explained. Chicago: Playboy Press. • Masters W. H., Johnson V. E. (1970). Human Sexual Inadequacy. Boston: Little, Brown & Co.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...