Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специализированные социальные службы




Среди множества социальных служб в США, имеющих определенную специализа­цию и нацеленных на проблемы личности (А. Кан и Ш. Камерман, 1976), здесь будут рассматриваться только службы помощи де­тям, психического здоровья и службы, зани­мающиеся проблемами стариков, так как они наиболее важны для жителей сельских районов.

Службы помощи детям. Закон о со­циальном страховании (1935) обязал штаты уделять особое внимание больным детям. Статья IV этого закона содержала в себе принципы сохранения семьи и социального обеспечения, необходимых для того, чтобы ухаживать за больным ребенком в собствен­ном доме, в семье. Масштабы ответственно­сти, которую правительства штатов разделя­ли с различными местными союзами, зависели от законов каждого штата и от тех соглашений, которые были разработаны эти­ми союзами. Принцип местной ответственно­сти хорошо прижился в организациях служ­бы помощи детям, и довольно часто такими службами руководит окружной совет. Из-за тесной взаимосвязи между окружными слу­жащими и местными избирателями служа­щие детских благотворительных организа­ций часто играют роль посредников в организации взаимодействия между сельски­ми жителями и профессиональными служба­ми. Они вынуждены решать огромное коли­чество проблем, с которыми им приходится сталкиваться в отдаленных районах, даже в тех случаях, когда их основной задачей явля­ется забота о детях. Из-за специфики инфра­структуры проблемы детских благотвори­тельных организаций в сельских районах порой носят уникальный характер. В случае иедолжного обращения с детьми профилак­тические действия затруднены из-за того, что семьи, испытывающие различные стрессы (разногласия в семье, безработица, проблемы со здоровьем и др.), часто находятся слишком далеко от служб, которые могли бы облегчить ситуацию и предотвратить злоупотребления, и эти стрессы часто переходят в серьезные кризисы (Г. Шепард, 1977). Кроме того, хотя тесные взаимоотношения служащих из орга-

79

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

низаций, осуществляющих помощь детям, и местных жителей могут играть положитель­ную роль, они также могут создавать слож! ю-сти, так как наблюдается стремление смяг­чать сообщения о злоупотреблениях из опасения, что об этом узнают окружающие.

Службы психического здоровья. Сельские центры психического здоровья час­то обслуживают крупные районы, включаю­щие в себя несколько округов. Довольно часто создаются крупные клиники, но в них либо небольшой штат сотрудников, либо часть со­трудников выезжает для работы в отдаленные районы. Люди, работающие в сельских цент­рах психического здоровья, занимаются не только психически больными людьми или людьми с различными психическими откло­нениями, но и алкоголиками, детьми с замед­ленным развитием, наркоманами. В сфере внимания этих служб — депрессии и случаи самоубийств в сельских районах, которые являются следствием изоляции людей (М. Мэйзер, 1976; Д. МюррсйиС. Калииски, 1982). Разграничительная черта между пси­хиатрическими и другими социальными службами не так заметна в сельской местно­сти, работникам социальных служб прихо­дится заниматься огромным количеством раз­личных проблем, требующих вмешательства специалиста. В сельских службах также на­много труднее соблюдать профессиональные границы, так как очень трудно, например, видеть в своем соседе врача (Б. Фепби, 1978). Поэтому социальным служащим нелегко ра­ботать, особенно если они проживают в том же районе, где практикуют. Очень трудно также решать проблемы конфиденциально­сти.

Службы помощи престарелым. Закон о социальном обеспечении содержал в себе основные установления об обеспечении доходов пожилого населения страны. В 1965 г. конгресс издал Закон о положении престарелых американцев, который предус­матривал создание Администрации по делам пожилых людей в Министерстве здравоохра­нения и социального обеспечения. Хотя действие закона в сельских районах оказа­лось не очень эффективным, его направлен­ность на поднятие сознательности пожилых американцев привела к тому, что в сельских районах намного повысилась активность из­бирателей. Поправки к закону (1973) обязы­вали создать общенациональную систему местных агентств, занимающихся пробле­мами престарелых. Такие агентства, обслу­живающие один или несколько округов, яв­ляются бесприбыльными организациями и

финансируются через государственные ве­домства и службы, занимающиеся проблема­ми стариков. Местные организации, желаю­щие заняться проблемами стариков, обращаются в такие агентства за помощью. К сожалению, средства, выделяемые на дея­тельность агентств, рассчитываются исходя из общего количества населения данной мес­тности, что приводит к выделению меньшей доли средств на сельские районы. Эта пробле­ма, вместе с инфраструктурными проблема­ми и проблемами территориальной отдален­ности многих сельских районов, приводит к тому, что оказание помощи престарелым на селе сильно затруднено. Местные агентства, занимающиеся проблемами пожилых людей, опираются в основном на добровольцев и род­ственников.

Сельские меньшинства

Чернокожие, испаноязычное население и американские индейцы (включая эскимосов и алеутов) составляют основную массу сель­ских меньшинств, хотя каждая из этих групп может превалировать в каком-либо районе. Кроме того, исторически сложилось так, что сельские женщины составляют также отдель­ную группу, имеющую определенные воз­можности и потребности. Люди, переселяю­щиеся в сельские районы, также имеют специфические проблемы, прежде всего свя­занные с адаптацией к сельской жизни. Не уделялось достаточного внимания и азиат­ским эмигрантам, хотя в литературе уже по­являются материалы на эту тему.

Чернокожие. Перепись 1980 г. в США показала, что в провинциальных областях проживает более 5 млн чернокожих. Несмот­ря на их постоянную миграцию, за последние десятилетия чернокожие жители южных сельских областей составляют самое крупное из всех проживающих там расовых мень­шинств. Они всегда были самыми бедными и плохо обслуживаемыми жителями в Амери­ке. Исторически сложилось так, что бедность заставляет их покидать сельские районы, и даже очень плохие условия проживания в больших городах кажутся им привлекатель­ными (под ред. Л. Макги и Р. Буна, 1979).

Многие ученые утверждали (что передви­жение чернокожих американцев с Юга на Север было вызвано главным образом влия­нием быстро развивающейся промышленно­сти. Однако современные исследователи от­вергают чисто экономическое объяснение и вместо этого указывают на притеснения в сельскохозяйственной деятельности на Юге и считают, что это также явилось одним из ос-

 

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

80

новных факторов миграции. Стремление чернокожих стать собственниками земли сдерживалось дискриминацией и различны­ми политическими силами. Формирование крепкой законодательной базы для передачи земли во владение чернокожим и для их эко­номической самостоятельности являлось час­тью идеологии лидеров чернокожих южан.

В 1977 г. 6,5 млн чернокожих жили в про­винции, а к 1980 г. эта цифра упала до 5 млн. В 1970—1980 гг. чернокожее фермерское на­селение сократилось на 65%, а белых ферме­ров — лишь на 22%. Комиссия по граждан­ским правам США с беспокойством сообщала, что если эта тенденция не изме­нится, то к концу века не останется ни одного чернокожего фермера. Дополнительный фактор в сокращении черного фермерского населения — это особо тяжелые для него по­следствия корпоративного фермерства.

Во время правления президента Дж. Кар­тера Администрация общественных служб поддержала обучающие программы, помога­ющие чернокожим фермерам создавать ры­нок для сбыта своей продукции. Федерация южных кооперативов в Алабаме, например, обеспечивала техническую и образователь­ную помощь сельским фермерским коопера­тивам. После прекращения деятельности ад­министрации Национальный совет церквей, руководствуясь протестантским вероиспове­данием и в духе кампании развития человека, осуществляемой католической церковью, взял на себя осуществление поддержки таким организациям, как Федерация южных кооперативов и др.

Отдельные чернокожие фермеры на сво­их маленьких фермах активно занимаются поиском различных альтернатив для выжи­вания, как, например, выращивание особых видов продукции (сладкий картофель, клуб­ника и др.), что более выгодно, чем выращи­вать требующие больших затрат табак или земляные орехи.

Испаноязычные. Согласно данным переписи 1980 г., испаноязычные, хотя их ис­тинное количество не выяснено, являются на­иболее быстро растущим меньшинством в США. Из 2 млн испаноязычных, проживаю­щих в провинциальных областях континен­тальной Америки, 1,3 млн являются амери­канцами мексиканского происхождения. В данных переписи имеется определение "дру­гие испаноязычные", под которыми подразу­меваются латиноамериканцы, и они пред­ставляют вторую по величине группу, проживающую в провинции. Конечно, если 1 408 793 пуэрториканца, которые прожива-

ют в сельских областях Пуэрто-Рико, будут включены в эти данные, то цифры будут зна­чительно выше.

В 1981 г. 2,5 млн испаноязычных зараба­тывали на жизнь, нанимаясь на сельскохо­зяйственные работы. В низовьях побережья Тихого океана 49% нанимаемых работников была испаноязычными гражданами. Пересе­ленцы просто необходимы для сельскохозяй­ственных работ во многих районах страны. Хотя не все переселенцы являлись испаного-ворящими. В 1981 г. испаноговорящие со­ставляли по крайней мере 17 % из переселен­ных жителей, работающих в сельском хозяйстве США. Эти официальные данные, конечно, не включают незаконных пересе­ленцев из испаноязычных стран и отражают национальную, а не региональную их кон­центрацию. Согласно другим подсчетам, только в Калифорнии находится более 250 тыс. переселенных сельскохозяйствен­ных рабочих (большинство из которых испа­ноговорящие).

Жизнь коренных и переселенных испа­ноязычных на селе продолжает оставаться трудной, но благодаря усилиям многих фер­мерских организаций происходят некоторые улучшения.

Деятельность социальных служб на селе должна обязательно затрагивать проблемы испаноязычных. На Западен Юго-Западе не­обходимо принимать во внимание корни и традиции мексиканских и испанских амери­канцев, проживающих в отдаленных высоко­горных деревнях Ныо-Мексико и Колорадо. На Востоке надо учитывать интересы пуэрто­риканских и латиноамериканских пересе­ленных рабочих, которые следуют за урожа­ем от Флориды до Мэна.

Американские индейцы. Амери­канские индейцы включают в себя представи­телей многих племен, а также огромное коли­чество людей смешанного происхождения. Из-за этого количество американских индей­цев в национальной статистике указано не­верно. Однако для проведения переписи на­селения 1980 г. был создан метод, позволяющий определить людей, ведущих свое происхождение от американских индей­цев. Кроме того, многие племена утвердили списки людей, которые являются законными собственниками доходов племени.

Динамичная и сложная последователь­ность событий, включая войну и прерываю­щийся конфликт между американскими ин­дейцами и белым населением, легла в основу социального, экономического и политиче­ского статуса американских индейцев на се-

81

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

годняшний день. Культурное, экономическое и политическое преобладание белых лишило американских индейцев власти. Лишенные возможности поддерживать взаимодействие с окружающей природой (В. Делориа, 1970), сталкиваясь с проблемами ассимиляции и др., американские индейцы все же продол­жают борьбу за национальное самоутверж­дение.

С момента первого контакта с белыми людьми и до первой четверти XX в. количест­во американских индейцев в США заметно сократилось. Затем ситуация стабилизирова­лась и был даже отмечен рост индейского населения. Перепись 1980 г. выявила, что 679 227 американских индейцев проживают в крупных городах и 684 806 — в провинции. Штаты, где процент индейского населения высок, — Аляска, Аризона, Монтана и Юж­ная Дакота — являются штатами с наиболь­шим количеством сельских районов. Другие штаты с хорошо развитыми крупными сель­скохозяйственными районами (Калифорния и Вашингтон) также имеют большое количе­ство американских индейцев. В Оклахоме и на Юго-Западе американские индейцы нахо­дят работу как сезонные сельскохозяйствен­ные рабочие. Высокий процент американ­ских индейцев в Айдахо, Монтане, Северной Каролине, Вермонте, Вайоминге и Юте зани­мается фермерским трудом; многие жители Аризоны и Нью-Мексико зарабатывают себе на жизнь тем, что пасут овец; некоторые представители племени апачей, проживаю­щие в Аризоне, являются животноводами. В силу экономического роста больших городов многие американские индейцы, проживаю­щие на селе, выезжают на работу в город, тем самым теряя свои сельские корни и место жи­тельства.

Эскимосы И алеуты. Согласно пере­писи населения 1980 г., в США живут 42 162 эскимоса и 14 205 алеутов. Аляска является родным домом для 81 % эскимосов и 57% але­утов, а в Калифорнии и в Вашингтоне живет около 1000 эскимосов. Аборигены являются наиболее значительной группой в сельских районах Аляски, так как очень невысок про­цент белых, проживающих в них. Эскимосы и алеуты живут в основном на побережье, и их жизнь традиционно зависит от моря. Ос­новные проблемы и трудности их привычного образа жизни составляют нехватка пищи, внешние угрозы, такие, как эпидемии и др. Изменение жизни этих людей тесно связано с событиями, происходящими в Вашингтоне, и с деятельностью государственных агентств на Аляске. Однако в целом их сообщества имеют

постоянную внутреннюю связь, которая гово­рит об их силе. До сих пор не существует документов, описывающих работу социаль­ных служб с этой категорией населения, и очень мало материалов о путях организации социальной помощи эскимосам и алеутам можно найти в литературе.

Сельские женщины

Женщины всех возрастов составляют чуть больше половины всего сельского насе­ления Америки. Хотя численно сельские жен­щины не составляют меньшинства, их потреб­ности и заботы всегда привлекали особое внимание. В 1908 г. комиссия, занимающая­ся проблемами жизни в сельских районах, при изучении условий проживания на селе адресовала свои вопросы "фермерам и их же­нам". И хотя все члены этой комиссии были мужчинами, сделанные ими рекомендации конгрессу содержали утверждения типа "ра­бота женщины на фермах является... одной из темных сторон жизни страны" или: недоста­точная поддержка сельских женщин со сто­роны мужчин "приводит к тому, что бремя сельской жизни намного труднее вынести женщинам, чем мужчинам".

Сельские женщины были и остаются рав­ноправными с мужчинами партнерами в фер­мерской деятельности. Однако их экономи­ческая роль в сельском хозяйстве является скрытой. Совсем недавно критики спрашива­ли, чьи интересы (мужчин или женщин) бы­ли удовлетворены при создании семейных ферм, занимающихся производством разного рода продукции. Неоплачиваемый, неприз­нанный и невознагражденный труд женщин является необходимым для выживания се­мейной фермы. Однако не на всех фермах руководящую роль играют мужчины. Соглас­но сообщениям Бюро трудовой статистики, в 1981 г. одним из каждых девяти руководите­лей ферм является женщина. Эта удивитель­ная статистика только подтверждает важную экономическую роль сельских женщин. Во времена рабства более 80% всех женщин-ра­бынь работали на полях, такую же работу в начале XX в. выполняли женщины-эмигран­тки.

Роль женщины в сельском хозяйстве вы­ходит за рамки работы на ферме. В общем более двух третей сельских женщин работают полный день, но особенности их жизни и де­ятельности во многих сельских районах не позволяют рассматривать женщину как тру­довую силу. Для того чтобы поддержать и уве­личить доходы своей семьи, сельские женщи­ны работают в различных отраслях сельской

 

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

82

промышленности, выполняют большинство оплачиваемых и неоплачиваемых социаль­ных услуг, а также несут тяжкий груз домаш­него хозяйства. Из-за сложившихся тради­ций и ценностей в сельских районах женщины в основном рассматриваются как матери и хранительницы домашнего очага. Хотя рождаемость в сельских районах сни­жается намного быстрее, чем в городах, оче­видным остается факт, что сельские женщи­ны хотят иметь детей раньше и больше, чем городские.

Традиции, и по сей день существующие в сельских районах, делают жизнь женщин, не желающих им подчиняться, просто невыно­симой, поэтому женщины стремятся уехать. Исследователи предполагают, что традицио­нализм привел к тому, что в сельской местно­сти остались те женщины, которые предпо­читают жить для семьи. Иммиграция более молодых, способных и образованных людей в сельские районы за последние десять лет, ве­роятно, приведет к глубокому изменению нравов.

Социальные работники не уделяют до­статочного внимания проблемам сельских женщин, за исключением, пожалуй, случаев психических отклонений, так как количество женщин, испытывающих депрессию, значи­тельно больше, чем мужчин. Национальный совет по делам женщин выпустил доклад об образовательных, социальных и политиче­ских проблемах сельских женщин (1977). В этом докладе отмечалось, что сельским жен­щинам недостает политического образова­ния, необходимо дать им знания об их правах на собственность, законах о недопущении ди­скриминации и т. д. В нем также отмечалось, что необходимо усилить внимание к таким проблемам, как уход за детьми, начальное и среднее образование, забота о здоровье и т. д. Любые преобразования на селе не должны приводить к оттоку женщин в большие горо­да. Хотя социальные работники и многие спе­циалисты на селе начинают постепенно уде­лять все больше внимания общим проблемам женщин, отдельные их трудности и потреб­ности, особенно связанные с существующими традициями, часто выпадают из поля зрения профессионалов, ориентированных в основ­ном на решение городских проблем.

Эмилия Мартинес -Броули

См. также: Естественные источники помо­щи; Комплексный подход в социальной работе; Мигрирующие и сезонные сель­скохозяйственные рабочие.

• BealeC. (1981, February). Rural and Small Town Population Change, 1970—80. Wash., D. C: Economics and Statistics Service, U. S. Department of Agriculture. • Brlgham T. (1968). Faculty Convocation Address.— Fresno: School of Social Work, California State University. Mimeographed. • Brown J. C. (1935). Rural Social Work.— Social Work Yearbook (p. 427—431). Philadelphia: Russell Sage Foundation. • CaudillH. M. (1962). Night Comes to the Cumberlands. Boston: Little, Brown & Co. • Chadwick B. A., Bohr H. M. (1978). Rular Poverty. In: T. R. Ford (Ed.). Rural U.S.A.: Persistence and Change (p. 182—195). Ames: Iowa State University Press. • Deloria V. (1970). We Talk, You Listen. N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Dillman D. A., Hobbs D. J. (Eds.) (1982). Rural Society in the U.S.—Issues for the 1980s. Boulder, Colo.: Westview Press. • Buncombe P. (1982). Rural Churches and Rural Networks: Implications for Service Delivery. In: M. J. Jacobsen (Ed.). Nourishing People and Communities Through the Lean Years (p. 22— 31). Iowa School of Social Work. • Fenby

B. L. (1978). Social Work in a Rural Setting.— Social Work, 23(2), 162—163. • FettermanJ. (1967). Stinking Creek. N. Y.: E. P. Dutton. • FinkR.L, (1977). The Role of Mental Health Programs in Rural Areas. In: R. K. Green, S. A. Webster (Eds.). Social Work in Rural Areas: Preparation and Practice (p. 328—341). Knoxville: University of Tennessee School of Social Work. • Forstall R. L., Engels R. A. (1984, March 16). Growth in Metropolitan Areas Slows. Wash., D. C: U.S. Bureau of the Census. • Gif/ord D. M., Nelson G. L., Ingram L. (Eds.) (1981). Rural America in Passage: Statistics for Policy. Wash., D. C: National Academy Press. • Ginsberg L. H. (Ed.) (1976). Social Work in Rural Communities: A Book of Readings. N. Y.: Council on Social Work Education. • Ginsberg L. H. (1983). The Practice of Social Work in Public Welfare. N. Y.:FreePress. • HinesF. K, Brown D. L., ZimmerJ. M. (1975). Social and Economic Characteristics of the Population in Metro and Nonmetro Counties, 1970. Wash., D. C: Economic Research Service, U. S.: Department of Agriculture. • Hoppe R. A, Martin G.V. (1981). Transfer Payments: An Important Source of Nonmetropolitan Income. In: L. Clemmons Morris (Ed.). Dignity, Diversity and Opportunity in Changing Rural Areas (p. 140—152). Columbia: University of South Carolina Press. • JacobsenM. G. (1980). Rural Communities and Community Development. In: W. II. Johnson (Ed.). Rural Human Services: A Book of Readings (p. 196—202). Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers. • Kahn A. J.,

83 СЕМЬИ В ПОВТОРНЫХ БРАКАХ

Kamerman S. В. (1976). Social Services in International Perspective. Wash., D. C: U. S. Department of Health, Education & Welfare. • Martinez-Brawley E. E. (1981). Seven Decades of Rural Social Work. N. Y.: Praeger Publishers. • Mazer M. (1976). People and Predicaments: Of Life and Distress on Martha's Vineyard. Cambridge: Harvard University Press. • McGee I., Boone R. (Eds.) (1979). The Black Rural landowner—Endangered Species. Westport, Conn.: Greenwood Press. • Mermelstein J., SundetP. (1978, March). Education for Social Work Practice in the Rural Context.— Keynote address delivered at the Conference on educating for Social Practice in Rural Areas, I'Vesno, California. • Murray D. J., KupinskyS. (1982). The Influence of Powerlessness and Natural Support Systems on Mental Health in the Rural Community. In: P. A. Keller, D. J. Murray (Eds.). Handbook of Rural Community Mental Health (p. 62—73). N. Y.: Human Sciences Press. • O'Neil J. (1984a). Thoughts on Generalist Practice.— Inland Empire School of Social Work and Human Services Newsletter, 7(2). • O'Neil J. (1984b). Curriculum for Advanced Generalist Practice.— Presented at the Annual Program Meeting, Council on Social Work Education, Detroit. • Piven F. Fox, Cloward R.A. (1979). Poor People's Movements: Why They Succeed and How They Fail. N. Y.: Vintage Books. • Shepard G. (1977). Child Protection in a Rural Setting. In: D. Bast (Ed.). Second Annual Northern Wisconsin Symposium on Human Services in the Rural Environment Reader. Madison: University of Wisconsin Extension. • Stephenson J. B. (1968). Shiloh: A Mountain Community. Lexington: University of Kentucky Press. • Vinson E. A., Jesberg К. M. (1978). The Rural Stake in Public Assistance. Wash., D. C: National Rural Center. • Watkins J. M., Watkins D. A. (1984). Social Policy and the Rural Setting. N. Y.: Springer Publishing Co. • Weller I.E. (1965). Yesterday's People. Lexington: University of Kentucky Press. • Wilkinson К P. (1982). Changing Rural Communities. In: P. A. Keller, L. D. Murray. Handbook of Rural Community Mental Health (p. 20—28). N. Y.: Human Sciences Press.

СЕМЬИ В ПОВТОРНЫХ БРАКАХ

Отличительной чертой современных американских семей является их многообра­зие. Один из видов — семья в повторном бра­ке. Возрастающее число повторных браков в обществе и обращений в социальные органи­зации людей, которые вступили в такие бра­ки, предполагает изменение в Соединенных Штатах моделей брака, развода и повторного брака. Изменения в обществе и в семье отра­жают изменение индивидуальных целей и ценностей, и если судить по тенденции к по­вторному вступлению в брак, то можно пред­положить, что близкие отношения в рамках семьи продолжают оставаться желаемой целью личности.

Хотя семьи в повторном браке являются важной частью "семейного" населения, пара­докс заключается в том, что литература о та­ких семьях мала и противоречива. Клиенты из семей в повторных браках объясняют свое разочарование деятельностью профессио­нальных учреждений недостаточным внима­нием к их уникальным проблемам и реально­стям. Действительно, многие рассматривают семью в повторном браке как традиционную семью в первом браке, несмотря на различия между ними.

Определение

И нуклеарная семья, и семья в повторном браке являются семьями с двумя родителями, в них представлены два поколения. Они отли­чаются родственными и правовыми отноше­ниями, а также этапами семейного развития и культурной идентификацией. Типичная семья в первом браке — основное и идеальное семейное образование, с которым сравнива­ются все другие типы семей, — состоит из юридически оформивших брак мужа и жены, которые являются родными или приемными родителями общих детей, живущих совмест­но с ними до достижения возраста, когда они смогут жить самостоятельно. В противопо­ложность этим семьям, типичная семья в по­вторном браке состоит из заключивших юри­дически брак мужа и жены, один из которых или оба имеют детей от прежних браков или отношений. Эти дети могут жить вместе с вновь поженившимися родителями или в дру­гом месте. В семье в повторном браке могут родиться дети, и таким образом семьи в пер­вом и в повторном браке будут сосущество­вать.

 

СЕМЬИ В ПОВТОРНЫХ БРАКАХ

84

Один из вариантов семьи в повторном браке следующий: не состоявший в браке ро­дитель имеет своего или приемного ребенка и позже вступает в брак первый раз. В этой ситуации супруг или супруга этого родителя становится соответственно отчимом или ма­чехой для ребенка. Другой вариант: живущие совместно мужчина и женщина имеют от предыдущих браков детей, которые живут вместе с ними. Такие семьи обычно называют "повторными в социальном отношении бра­ками", так как они отчасти, но не полностью отвечают приведенному выше определению семьи в повторном браке.

Кроме целостных отличий от нуклеарной семьи, в семье в повторном браке могут быть представлены разные варианты соотношений детей и родителей. Например, детей от пер­вого брака может иметь только муж, или только жена, или же они оба. Все эти особен­ности могут иметь важное значение для раз­вития семьи и отражаться на природе стрес­са, испытываемого семьей.

Разными терминами называются семьи, где хотя бы один ребенок принадлежит лишь одному из супругов. Это ключевая характе­ристика, она определяет атмосферу повтор­ного брака, все то множество нормальных, непатологических проблем, с которыми стал­киваются эти семьи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...