Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условное обозначение и маркировка подшипников качения для узлов железнодорожного тягового подвижного состава




 

Ж.1 На подшипниках, выпускаемых в России, на Украине, Белоруссии и Казахстане, наносится маркировка в соответствии с ГОСТ 520-2002, условное обозначение по ГОСТ 3189-89 обозначения предприятия-изготовителя и года выпуска подшипника.

В узлах железнодорожного подвижного состава, в основном, применяются подшипники с диаметром отверстия свыше 10 мм. Схема основного условного обозначения такого подшипника (кроме диаметров 22, 28, 32 и 500 мм) представлена на рисунке Ж.1.

 

 

Х ХХ Х Х ХХ
         

 

1 – диаметр отверстия внутреннего кольца – два знака. Обозначается частным от деления значения диаметра на 5;

2 – серия диаметров – один знак;

3 – тип подшипника – один знак;

4 – конструктивное обозначение – один знак;

5 – размерная серия (серия ширины или высоты) – один знак.

 

Рисунок Ж.1 – Схема основного условного обозначения подшипника с диаметром отверстия свыше 10 мм:

 

Подшипники, отличаются от основного типа по классу точности, группе радиального зазора, конструкции, материалу деталей подшипников, термообработка и т.д., имеют дополнительные обозначения, проставленные слева (через тире) и справа от основного обозначения.

Слева от основного обозначения ставятся знаки:

- класс точности (7, 8, 0, 6Х, 6¸5, 4, 2);

- группа радиального зазора по ГОСТ 24810-81 (1, 2 … 9, для радиально-упорных шариковых подшипников обозначают степень преднатяга 1, 2, 3);

- момент трения (1, 2 … 9);

- категорию подшипника (А, В, С).

Знаки, проставленные справа от основного обозначения подшипника, представлены в таблице Ж.1.

 

Таблица Ж.1 – Значение знаков, проставляемые справа от основного обозначения подшипника

 

Отличительные признаки деталей подшипников Буквенное обозначение
Сепаратор из латуни Л
Сепаратор из черных металлов (стали или ферромагнитных сплавов) Г
Сепаратор пластических материалов (например, стеклонаполненного полиамида) Е, Е1, Е2
Конструктивные изменения деталей подшипника К, К1, К2
Специальные требования к подшипнику по уровню вибрации Ш, Ш1, Ш2 и т.д.
Ролики подшипника имеют модифицированный контакт (бомбину) М
Специальные требования к температуре отпуска деталей подшипника Т, Т1, …, Т5
Смазочный материал, закладываемый в подшипники закрытого типа С1, С2, С3 и т.д.
Детали подшипника из нержавеющей стали Ю
Повышенная грузоподъемность подшипника А

 

Пример полного условного обозначения подшипника: 26-2080 907ЮТС2Ш2 – подшипник шариковый однорядный с внутренним диаметром 35 мм, где 07 – внутренний диаметр, 9 – серия диаметра, 0 – тип подшипника, 08 – конструктивная разновидность, 2 – серия ширины, 6- класс точности, 2 – группа радиального зазора, Ю – подшипник изготовлен из нержавеющей стали, Т – дополнительный отпуск при 400оС, С2 пластичный смазочный материал ЦИАТИМ-221, Ш2 – уровень вибрации.

Ж.2 Большинство отечественных подшипников для узлов ТПС и, в первую очередь КМБ, изготавливаются по следующим специальным техническим условиям (ТУ) для железнодорожного подвижного состава:

- ТУ ВНИПП.048-1-00 «Подшипники качения для железнодорожного подвижного состава. Подшипники шариковые, роликовые цилиндрические и сферические. Технические условия» (основные ТУ);

- ТУ ВНИПП.072-01 «Подшипники качения для железнодорожного подвижного состава повышенного качества. Технические условия»;

- ТУ ВНИИП.051-99 «Подшипники качения для опытных узлов подвижного состава железных дорог. Технические условия»;

- ТУ ИЦ ЕПК.018-12 «Подшипники качения. Подшипники для железнодорожного подвижного состава и вагонов метрополитена. Технические условия»;

- ТУ 37.551.00019-94 «Подшипники роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами для тяговых электродвигателей скоростных электровозов».

Указанные ТУ являются дополнениями к общемашиностроительному ГОСТу 520-2002 «Подшипники качения. Общие технические условия» и содержат специальные требования, предъявляемые к подшипникам отечественных узлов железнодорожного подвижного состава. ТУ на них существенно ужесточают требования данного ГОСТа к материалу, показателям точности, шероховатости, микроструктуре материала деталей упомянутых элементов, приемке, методам контроля и гарантиям изготовителей. Установка в КМБ ТПС отечественных подшипников, выпущенных по техническим требованиям ГОСТа 520-2002, может привести к снижению работоспособности этих ответственных узлов.

Ж.3 За последние 30 лет маркировка подшипников, выпускаемых по ТУ для железнодорожного подвижного состава, несколько раз изменялась и была изложена в ТУ 37.006.048-73 (срок действия 1973-2000 гг.) и ТУ ВНИПП.048-1-00. Маркировка всегда основывалось на положениях ГОСТ 520-2002 (выпуски 1971, 1989 и 2002 гг.). Общим для ГОСТа и ТУ всегда было указание: «…маркирование наносится изготовителем любым способом, не вызывающим коррозии подшипников. При маркировании собранных подшипников электрографическим способом электрический ток не должен проходить через тела качения».

Следующим определяющим признаком ГОСТа и ТУ является дополнительное обозначение условного знака года выпуска подшипников. На подшипники, изготовленные по ГОСТ 520-2002 после 1982 г. и железнодорожным ТУ всех выпусков, кроме их типа и предприятия-изготовителя указывается условный знак их года выпуска, представленный в таблице Ж.2.

 

Таблица Ж.2 – Условные знаки годов выпусков подшипников с 1982 г.

 

Условный знак Год выпуска Условный знак Год выпуска Условный знак Год выпуска
У   L   V  
Л   K   C  
I   M   F  
    X   Г  
S   Ч   Е  
U   Н   Б  
Г   Э   В  
Т   П   И  
П   Т   П  
С   У   С  
И   N      

 

Некоторые производители подшипников (в первую очередь буксовых) после условного знака года выпуска иногда, чтобы избежать повтора, указывают цифру 1 или число 11 после условной буквы. В последнее время вместо буквенного знака допускается нанесение двух последних цифр года.

В подшипниках, выпускаемых по ТУ для железнодорожного подвижного состава с конца 1985 г. в маркировку был введен основной отличительный признак от требования ГОСТ 520-2002 – знак «1», который наносили после года и месяца выпуска. С IV квартала 2004 г. его заменили знаком «Т».

Отличительными признаками выпуска подшипников по ТУ для железнодорожного подвижного состава также являются: номера подшипника, маркировка завода-изготовителя на торце сепаратора (не является обязательным условием) и условный знак года.

Необходимую информацию наносят на наружном и внутреннем кольцах подшипников только с одной стороны, на неразъемных подшипниках – на наружном кольце. В случаях применения одних и тех же колец (наружных, приставных плоских, упорных внутренних для подшипников разных типоразмеров) на них допускается следующая маркировка.

Например, наружное кольцо с двумя бортами для подшипника 42726ЛМ применяют в модификациях подшипников типов 30-42726Л4М, 30-232726Л4М, 30-42726Е2М и др. В этом случае на наружное кольцо наносят условное обозначение – 42726ЛМ. На внутренних кольцах указывают полную маркировку, характеризующую конструктивную особенность подшипника. Пример маркировки подшипника, выпускаемого ОАО «Саратовский подшипниковый завод» по ТУ на подшипники для железнодорожного подвижного состава, показан на рисунке Ж.2.

 

 

Рисунок Ж.2 – Пример маркировки подшипника, выпускаемого по железнодорожным техническим условиям: 5586- порядковый номер подшипника; C – год выпуска; U – месяц выпуска (январь-А; февраль-Б; март-В; апрель-Г; май-Д; июнь-Е; июль-Ж; август-И; сентябрь-К; октябрь-Л; ноябрь-М; декабрь-Н);   Т – изготовление по ТУ; SPZ - изготовитель подшипника ОАО «Саратовский подшипниковый завод»  

 


ПРИЛОЖЕНИЕ И

(обязательное)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...