Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1961)—1974 гг.




60-е годы ознаменовались резкой активи­зацией борьбы за гражданские права За­родившись среди чернокожего населения Юга, которое выработало определенную так­тику в конце 50-х годов и перенесло затем свою деятельность на Север, это движение выдвинуло в качестве первоочередных объек­тивных требований предоставление избира­тельных прав этническим меньшинствам и более справедливое распределение государ­ственных пособий по социальному страхова­нию. В это время социальные работники раз­ных направлений были в согласии друг с другом чаще, чем когда бы то ни было ранее. Движение за устранение расовой несправед­ливости на Юге и другие подобные движения объединили профессионалов для пропаганды новых форм воздействия на политику соци­ального обеспечения, направленных на то, чтобы положить конец расовому неравенству. Профессионалы, занимающиеся социаль­ным обеспечением, использовали все свои умения и знания для оказания давления на политические и законодательные структуры в борьбе за предоставление равных граждан­ских прав.

Характер социальной работы в 60-е годы претерпел некоторые изменения. Активисты

Прогрессивной Эры чаще всего развертывали широкие кампании по детским проблемам, тогда как пропагандистам 60-х годов при­шлось бороться за предоставление социаль­ных прав различным категориям граждан, выступая против громоздкости и сложности государственной системы социального обес­печения.

На методы защиты прав человека оказали влияние и более социально активные настро­ения 60-х годов. Профессионалы часто защи­щали интересы не отдельных лиц, а группы клиентов. Объединяясь с активистами, рабо­тающими в других областях, таких, как право и медицина, социальные работники стали ис­следовать и разрешать более широкий круг вопросов, включая права потребителя. Такая работа акцентировала внимание на защите прав потребителей и была направлена на уве­личение государственных пособий, выделяе­мых широким слоям населения; в частности, социальные работники способствовали рас­ширению таких программ, как "Медикейд" и "Медикэр", а также выплатам страховых пособий по безработице. Эта работа объеди­нила профессиональных социальных защит­ников. Профессионалы охотнее определяли себя как активистов движения, а не как чле­нов профессионального цеха. Часто они так же враждебно относились к профессионали­зации, как и активисты территориальных общин.

Этот период интенсивной социальной политики и активных социальных действий и по сей день вызывает споры и расхождения во мнениях. Некоторые рассматривают его как время великих обещаний и целеустрем­ленности, открывшее новые возможности для людей, ранее лишенных избирательных прав. Другие вспоминают неразбериху в про­граммах и тенденции к антиинтеллектуализ­му и антипрофессионализму. Однако, неза­висимо от разных оценок, это время характеризуется преобладанием конфликтов над согласием, прямыми атаками на государ­ственную систему социального обеспечения, как таковую, и верой в то, что объединивши­еся члены общин, клиенты и профессионалы способны изменить ситуацию.

Опыт, накопленный в 30—60-е годы, до­статочно очевиден и заслуживает внимания. Он включает в себя:

Навыки в управлении групповы­ми процессами. Социальная деятельность обычно ориентирована на людей. Активисты постоянно проводят встречи и со старыми и с новыми группами. Навыки работы в больших коллективах с самыми разными повестками
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА- СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

306

дня при полном соблюдении демократиче­ских процедур требуют четкой организации, которая является непременным условием данной формы социальной деятельности.

Политические навыки коалици­онной работы. Независимо от политиче­ской ориентации работника, коалиционная работа требует четкого знания политических взглядов каждого партнера по коалиции, политической повестки дня, целей и задач, требующих разрешения. Повестки дня долж­ны составляться с учетом знания о том, будет ли конкретное лицо сотрудничать с другими для разрешения вопроса. Надо знать, после­дователен ли работник в своей неприязни к определенной политической группировке. Анализ проблем с точки зрения политических идеалов и стратегий имеет существенное зна­чение для социальной работы.

Знание политической структу­ры U структуры власти. Социальные работники 30—60-х годов научились хорошо разбираться в политических структурах и распределении властей как в обществе, так и в различных социальных институтах. Это знание по-прежнему имеет важное значение, в особенности при критическом отношении к различным политическим лидерам. Это име­ет важное значение еще и потому, что чувство несправедливости, испытываемое членами территориальной общины, часто бывает вполне обоснованно, но тем не менее оно мо­жет служить пищей для нереальных требова­ний, которые подпитываются из соответству­ющих источников.

Сексизм U расизм. Социальное дви­жение 60-х годов дало огромный опыт по про­блемам сексизма и расизма. Для участия в социальной работе необходимо четко опреде­лить свое отношение к расе, полу, сексуаль­ным предпочтениям, возрастным особенно­стям и классу. Подобный самоанализ является важной частью происходящих внут­ри группы процессов и нуждается в постоян­ном повторении.

Сбор средств. Небольшие рядовые организации никогда не станут богатыми, но и не могут существовать без денежных средств. Для любой группы, занимающейся социальной работой, необходимо знать, как составляется прошение о субсидии, каковы выходы на агента, занимающегося денежны­ми средствами, а также условия эффективно­го достижения намеченной цели.

Сокращение ассигнований

И политическая перегруппировка

Сил: 1973—1984 гг.

Стратегический подход 60-х годов содер­жал еще одну невысказанную, но подразуме­вавшуюся посылку, а именно: послевоенное развитие экономики будет непрерывно нара­стать. Это предположение было опровергнуто болезненными последствиями нефтяно|о кризиса 1973 г., способствовавшего росту американского долга, общего экономическо­го недопроизводства и беспомощности амери­канских крупных городов перед лицом нарастающего упадка. Политические и экономические лидеры ответили на этот кри­зис резким сокращением затрат на социаль­ное обеспечение, повлекшим общее снижение черты бедности для рядовых американцев. Финансовый кризис, начавшийся в 1974— 1975 гг. и охвативший в 80-е годы все уровни политической и экономической жизни, со­кращение социальных пособий привели социальных работников к серьезной пере­оценке своей деятельности.

В связи с этим возникло множество взаи­мосвязанных вопросов. Социальные работ­ники намерены были вести борьбу за установ­ление социальной справедливости и равенства, но признавали, что денежных средств, поступающих из государственной системы социального обеспечения, для этого недостаточно. Это означало, что ряд общин­ных организаций социальной работы прекра­тит свое существование.

В связи с нарастающими сложностями в системе государственного социального обес­печения, впервые отмеченными в 1960 г., кампании, проводимые социальными орга­низациями, были чаще всего направлены на решение конкретных вопросов, часто обсуж­даемых с точки зрения потребительских прав, таких, как высокие и необоснованные рас­ценки на коммунальные услуги, арендная плата и несправедливая банковая практика "красной черты" (отказ в выдаче ссуды по за­кладной по расовым соображениям). И хотя в литературе отмечается стремление социаль­ных работников проводить многопроблемные кампании, они были вынуждены в основном ставить и разрешать конкретные вопросы. Таким образом, в отличие от 30—60-х годов, лишь немногие организации работали над ре­шением стратегических проблем, из которых могла бы сформироваться общая политиче­ская программа. Политический прагматизм сегодня более важен для этих организаций, чем общая политическая программа.

307

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Этот шаг в сторону прагматизма явился одним из факторов объединения большей ча­сти социальных работников на базе террито­риальной общины в рамках единых действий. Другим фактором явилось подключение к ос­новной работе по социальному обеспечению организаций активистов 60-х годов, которые не могли более позволить себе организовы­вать собственные независимые организации. Когда иссякли источники финансирования со стороны как государственного сектора, так и частных фондов, многие активисты стали за­ниматься патронажным обслуживанием, служить на административных должностях невысоких уровней в госпиталях, принимать участие в программах по борьбе с наркотика­ми, работать в центрах для пожилых людей. Ориентированные по-прежнему на социаль­ную справедливость, эти активисты направи­ли свои усилия на повышение своих знаний и методов защиты по конкретным проблемам, которыми всегда занимались социальные ра­ботники. Внимание к таким вопросам, как проблема бездомных, жестокое обращение с детьми, недоедание, обеспечивалось путем пропаганды какой-то отдельной проблемы с привлечением большого количества социаль­ных работников и других активистов. Они яв­ляются информированными членами союзов, способствуют всестороннему освещению воз­никающих социальных проблем, представля­ют хорошо документированную информа­цию своим агентствам, тщательно собранную во время непосредственного обслуживания. Хотя финансовые ограничения продолжают сдерживать эффективность подобных уси­лий, возросшая частота подобных объедине­ний активистов при поддержке и одобрении многочисленных агентств свидетельствует о размахе деятельности во многих секторах со­циальной работы.

И наконец, занимающиеся социальной работой организации, которые осознанно противопоставляли эту работу политической деятельности, к 80-м годам начали одобрять политическую активность. Широкомасштаб­ные сокращения бюджетов агентств социаль­ного обслуживания, вначале на местном уровне, а к 1980 г. в государственных и феде­ральных учреждениях, заставили агентства, традиционно занимавшиеся социальной дея­тельностью, и профессиональных социаль­ных работников пересмотреть свой подход к социальной работе. Не будучи заинтересо­ванными в борьбе, как таковой, союзы соци­альных работников, сформировавшиеся в различных штатах по всей стране, призывая к восстановлению бюджетов на социальное

11—5382

обслуживание, переключили свое внимание с законодательной области на выборную политику. Лидеры социального обслужива­ния, активисты агентств и правозащитники рядовых потребителей пришли примерно в одно и то же время к общему заключению: единственным способом проведения законо­дательной реформы является работа в офици­альных учреждениях выбранных лиц, гото­вых к реальной поддержке социальной работы. Это означало включение социальных работников в политический выборный про­цесс, вначале на местном, а затем и на прави­тельственном уровне. В 1982 г., например, Национальная ассоциация социальных ра­ботников, участвуя в выборной кампании, по­тратила на нее 130 тыс. долл. Эта цифра к общенациональным выборам 1984 г. возрос­ла более чем вдвое. Основной тактикой была регистрация людей в качестве избирателей при обращении за пособием или при получе­нии права на пособие и использование орга­низаций социального обеспечения для выяв­ления незарегистрированных избирателей.

Рассмотренные изменения, происшед­шие с середины 70-х годов, позволяют понять, почему когда-то отличавшиеся друг от друга традиции имеют теперь так много общего. Выступающие против экономического и фи­нансового консерватизма рядовые организа­ции, люди, объединившиеся для решения конкретной проблемы, и крупные объедине­ния, сформированные представителями агентств социального обеспечения, представ­ляют сегодня основные силы социальной ра­боты на базе территориальной общины. Аген­тства рассматривают ныне такого рода союзы как средство финансового выживания. В 60-е годы такая деятельность была бы невозмож­на. Это объединение усилий способствовало выработке коалиционной деятельности груп­пировок, имеющих различные тенденции, которая продлится в 90-е годы, а возможно, и далее.

Дилеммы

Конечно, при объединении усилий раз­личных организаций не обходится без про­блем. Ряд активистов, в особенности те из них, которые относят себя к социал-фемини­стскому и черному освободительному движе­нию и придерживаются традиций тред-юни­онов, поднимали в последние годы вопросы, заслуживающие внимания (М. Мэрейбл, 1981; С. Шехтер, 1982). Вот некоторые из них:

1. Может ли стратегическая нацелен­ность на выборы и кампании по решению
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

308

конкретных потребительских проблем дать возможность приобрести соответствующий политический опыт, который обычно ассоци­ируется с формированием лидерства? Выбо­ры и кампании по регистрации избирателей так скоротечны и ставят перед собой такие кратковременные задачи, что не позволяют развернуться более длительному процессу политического образования и формированию соответствующих навыков, особенно у нович­ков. Некоторые полагают, что решение соци­альными службами отдельного вопроса пред­ставляет собой слишком узкое поле деятельности и не позволяет перекинуть не­обходимый образовательный мостик от неот­ложных нужд потребителей к долгосрочным экономическим проблемам, связанным с про­цессом перестройки производства. Не менее важно и то, что острые, но скрытые формы расизма и сексизма, существующие в орга­низациях, могут выплеснуться в пылу сраже­ний наружу, что немедленно скажется на ра­боте.

2. Аналитики поднимали также вопрос, все ли занятые в государственной системе со­циальной помощи лица имеют одинаковые интересы. Новые направления в социальной работе свидетельствуют о том, что большин­ство людей не считает более государственную социальную помощь простой формой соци­ального контроля. Однако многие рядовые активисты из профсоюзов, работающие в со­циальных агентствах, задаются другим воп­росом, который возникает из краткосрочной деятельности союзов, формирующихся во время выборов. Они исходят из того, что ли­деры институтов социального обеспечения и их сотрудники имеют четкие различия в сво­ем отношении к власти и контролю внутри своих собственных организаций. Насколько реальны эти различия и как велики измене­ния, вызванные стремительным началом эко­номического кризиса, а также сдвигом вправо многих политиков, покажут последующие годы.

3. Последний вопрос касается равновесия между опорой на политиков в социальной ра­боте и построением более независимых, орга­низованных социальных движений. Изуче­ние некоторых исторических материалов говорит о том, что без четко определившихся, независимых движений серьезное социаль­ное изменение представляется маловероят­ным. Эта тенденция, вероятно, будет разви­ваться в последующие годы.

Если обсуждать эти вопросы как дилем­мы, выясняется, что возникающие проблемы носят абстрактный характер, весьма далекий

от реального процесса разработки стратегии. За всеми этими вопросами кроется стратеги­ческая тема самоопределения, т. е. совмест­ной борьбы угнетенных людей, действующих в своих собственных интересах для улучше­ния условий, влияющих на их жизнь. Этот процесс всегда имел решающее значение для социального действия и политической жиз­ни. Как много работы может быть выполнено для собственной пользы и до каков степени человек может изменить условия собственной жизни без помощи и поддержки со стороны других людей — вот проблема, задающая, в зависимости от ее решения, те или иные им­пульсы прогрессивной политической жизни на протяжении столетия. Ведутся ли споры в терминах партии и класса (классический политический аргумент о связи революцион­ной партии с рабочим классом) или в терми­нах профессионального работника и клиента (классическая дискуссия о взаимоотношени­ях квалифицированного специалиста и кли­ента), они неизменно завершаются расхож­дениями во взглядах.

Рассмотренные выше вопросы имеют большое значение, так как и сегодня социаль­ные работники и активисты общины занима­ются социальной работой на базе территори­альной общины. Если активисты слишком настойчиво отвергают союз с институциона­лизированными силами, организованными на высшем уровне, то они, например, риску­ют оказаться изолированными и бессильны­ми что-либо предпринять. С другой стороны, активисты усвоили тяжелые уроки 60-х годов, состоящие в том, что открытый поли­тический прагматизм и слишком большие ожидания, возлагаемые на руководство, под­рывают широкомасштабное членство в дви­жении и его развитие. Ни один из активистов не сможет сделать сегодня немедленный вы­бор, основываясь только на уверенности, что Вечная Истина на его стороне, и в наивном убеждении, что "все образуется". Будущие социальные движения будут так же реально оценивать свои собственные новые подходы, как это делали движения прошлого.

Независимо от стратегического выбора социального работника, широкомасштабная социальная работа на протяжении несколь­ких последних лет, несмотря на частые пора­жения, очевидно, будет продолжаться в том же направлении. Активисты из местных группировок и работники, являющиеся пред­ставителями агентств, будут и впредь созда­вать союзы. Возрастающая нехватка денеж­ных средств будет оказывать влияние на привлечение профессионалов к новым и бо-

309

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ

лее сложным социальным проблемам. Соци­альная работа на базе территориальной общины будет развиваться, усваивая новые уроки, совершенствуя старую тактику и раз­рабатывая новую стратегию для более совер­шенных форм социального обслуживания на пороге XXI столетия.

Стив Бергхардт

См. также: Законотворчество и социальная работа; Радикальное направление в со­циальной работе; Территориальная об­щина: эволюция; Территориальный аспект социальной работы; Участие граждан в социальных программах; Фе­деральное социальное законодательство после 1961 г.

•Alinsky S. (1946). Reveille for Radicals. N. Y.: Vintage Books. • Alinsky S. (1969). Rules for Radicals. N. Y.: Vintage Books. • Biddle W., Biddle L. (1965). The Community Development Process. N. Y.: Holt, Rinehart, Winston. • Boyte H. (1981). The Backyard Revolution. Philadelphia: Temple University Press. • BurghardtS. (1982a). Organizing for Community Action. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Burghardt S. (1982b). The Other Side of Organizing. Cambridge, Mass.: Schenkman Publishing Co. • С toward R., Piven F. F. (1975). The Politics of Turmoil, N. Y.: Vintage Books. • Cloward R., Piven F. F. (1983). Toward a Class-Based Realignment of American Politics: A Movement Strategy.— Social Policy, 13(3), 3—14. • Ecklein J. (1984). Community Organizing. N. Y.: Free Press.* FabricantM., Epstein I. (1984). Legal and Welfare Rights Advocacy: Complementary Approaches in Organizing on Behalf of the Homeless.— Urban and Social Change Review, 17(1), 15—20. • Fisher J. (1980). The Rank and File Movement in Social Work. Cambridge, Mass.: Schenkman Publishing Co. • Fisher R. (1984). Let the People Decide. Boston: Twayne Publishers. • Gough J. (1981). The Political Economy of Soccial Welfare. N. Y.: Macmillan PublishungCo. • KahnS. (1982). Organizing. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Kramer R. (1969). Participation of the Poor. N. Y.: Prentice-Hall. • MarableM. (1981). From the Grass Roots. Boston: South End Press. • Piven F. F., Cloward R. (1977). Poor People's Movements: How They Succeed, Why They Fail. N. Y.: Pantheon Books. • Reynolds B. (1951). Social Work and Social Living. Secaucus, N. J.: Citadel Press. • Rothman J. (1979). Three Models of Community Organization. In: F. Cox, J. Erlich, J. Rothman, J. Tropman (Eds.). Strategies of Community Organization (p. 25—

45). Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers. • Schechter S. (1982). Women and Male Violence. Boston: South End Press. • Silk L., Silk M. (1981). The American Establishment. N. Y.: Avon Books. • Staples L. (1984). Roots to Power. N. Y.: Praeger Publishers. • Tabb W. (1983). The Long Default. N. Y: Monthly Review Press. • TrattnerW. (1974). From Poor Law to Welfare State. N. Y: Free Press.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...