Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные работники в общине




Социальные работники в общине могут выполнять различные роли. Они способству­ют созданию групп активистов, их работе, по­могают выявить проблемы и задачи и направ­ляют их деятельность. Они консультируют, планируют работу и координируют ее, изы­скивают источники субсидий. В зависимости от ситуации они выполняют руководящие функции или остаются на втором плане в ро­ли советников. Их направляющее воздейст­вие в общине может быть более очевидным, чем у социальных работников, действующих в иных условиях. Их основные интересы ле­жат в сфере достижения социальной справед­ливости, но наряду с этим они занимаются и межличностными отношениями. Философия деятельности общины предполагает, что ее члены могут и должны самоорганизовывать­ся, чтобы выявить потребности общины, установить приоритеты и использовать име­ющиеся ресурсы для выполнения соответст­вующих программ. Роль социального работ­ника заключается в том, чтобы, исходя из этой философии, способствовать решению социальных проблем — разработке программ и созданию необходимых институтов. Соци­альный работник в общине должен обладать способностями и навыками организатора, уметь работать как с группой, так и с отдель­ным клиентом. Это позволяет ему свободно себя чувствовать при контактах с организаци­ями в общине, занимаясь нуждами и пробле­мами определенных групп жителей и отдель­ных лиц. Больше всего социальному работнику нужны такие качества, как сдер­жанность и самодисциплина при выполнении своих ответственных обязанностей. При необходимости социальные работники в об­щине должны отходить от роли активистов, занимающихся общими вопросами развития, и принимать на себя другие функции — со­ветников, консультантов, администраторов программ, экспертов. Они могут быть и чле­нами общины, возможно, даже ее лидерами.

Профессиональные социальные работ­ники, при всех их знаниях и навыках, недо­статочно подготовлены к тому, чтобы сотруд­ничать с членами и представителями общин. Действуя в общине, социальный работник не обязательно должен принадлежать к ней, но ему необходимо делить ответственность за выявление проблемы, анализ ситуации и осу­ществление решений. Он должен уметь вжиться в общину на ее условиях. Но и общи­на со своей стороны должна признавать ком­петенцию социального работника в профес­сиональных и межличностных вопросах, чтобы их отношения были полнокровными и равноправными. Вероятно, и школы соци­альной работы должны лучше готовить своих слушателей для различных видов деятельно­сти в общине. Этого можно достичь путем непосредственных контактов школ, социаль­ных работников и аналитиков с девиантными (отклоняющимися от нормального поведе­ния) и обычными группами на низовом уров­не, с организациями и агентствами общины.

В настоящее время кадровые вопросы в общинах разработаны, вероятно, еще мень­ше, чем в других сферах, где оказываются социальные услуги. Здесь мало хорошо опла­чиваемых должностей с полностью занятым днем. Возможно, что именно поэтому сравни­тельно немного профессионально подготовленных социальных работников действуют на практическом уровне в общине, отдавая предпочтение сферам планирования и управ­ления.

Однако перспективы вселяют определен­ный оптимизм. Местные общинные организа­ции в Соединенных Штатах переживают пе­риод расцвета, хотя многие из них еще слабы, не устоялись и не располагают достаточными ресурсами. Усиливающиеся диверсифика­ция, специализация и поляризация амери­канского общества требуют строить и пере­страивать жизнь общины на новых, творческих основах. В последние годы замет­ны усилия правительственных и частных ин­станций, являющихся источниками финан­сирования, по активизации деятельности общин на местах. Соответственно можно ожидать, что возрастят число вакансий для социальных работников, а школы социаль-
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

320

ной работы будут больше заинтересованы в подготовке соответствующих специалистов. Чтобы социальная работа не отставала от со­временных и будущих проблем общества, ее работники должны в дополнение к своим зна­ниям в области социальной терапии, полити­ки и планирования получить навыки деятель­ности в общине.

Ирвинг А. Спергел

См. также: Группы взаимной помощи; Соци­альное планирование и организация в ме­стных общинах; Территориальная община: социальные действия; Террито­риальный аспект социальной работы.

• BiegelD. Е., NaparstekA. J. (Eds) (1982). Community Support Systems and Mental Health: Practice, Policy and Research. N. Y.: Springer Publishing Co. • Estes R. J. (1984). The Social Progress of Nations. N. Y.:Praeger Publishers. • Fisher R. (1984). Let the People Decide: Neighborhood Organizing in America. Boston: Twayne Publishers. • Hallman H. W. (1984). Neighborhoods: Their Place in Urban Life. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Peterson P. E. (Ed.) (1985). The New Urban Reality. Wash., D. C: The Brookings Institution.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ. См. Сеттльменты и территориальные центры; Территориальная община: социаль­ные действия; Территориальная община: эволюция; Территориальный аспект соци­альной работы.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

О микрорайонах нам напоминает все вок­руг: целый ряд департаментов городского планирования, где работают специалисты-планировщики района; карты, созданные

плановыми службами, с тем чтобы показать названия и границы микрорайонов; назва­ния, с которыми многие горожане обычно свя­зывают свой район. Подсчитано их количест­во в США: это свыше 10 тыс. микрорайонов с организованными структурами, которые за­нимаются организацией общины, оказанием гуманитарных услуг, правовой защитой и развитием общины (Дж. КаннингемиМ.Кот-лер, 1983). Тем не менее общепринятого определения микрорайона не существует. Данная статья посвящена городскому микро­району, который рассматривается здесь как арена для социальной работы. В ней совмеща­ются представления о микрорайоне (как оп­ределяются микрорайоны и как устанавлива­ются их границы и размер), о роли микрорайона в жизни его обитателей и общи­ны и о роли социальных работников в обеспе­чении микрорайонов гуманитарными услуга­ми и в планировании и развитии общины. В силу концептуальных трудностей и зачаточ­ного состояния литературы по проблеме мик­рорайона, автор ограничился городским мик­рорайоном, понимая при этом, что понятие микрорайона должно также охватывать при­городные и сельские микрорайоны.

Что такое микрорайон?

Хотя городские плановые работники, со­циологи, социальные работники и социопсихологи и используют термин "микрорайон" в своих анализах, среди ученых и специали­стов нет согласия в том, как следует опреде­лить микрорайон. Единого понятия о микро­районе нет и у проживающих там горожан. Отсутствие согласия объясняется двумя фак­торами. Во-первых, концепция микрорайона сложна и содержит в себе объективные и субъ­ективные компоненты. Во-вторых, микро­район сравнительно недавно стал предметом научного исследования, и значительное боль­шинство публикаций по этой теме появилось только в последние десятилетия.

С. Келлер (1968) заметил, что под микро­районом "подразумевается то местность, от­личающаяся определенными природными свойствами, то совокупность человеческих действий и взаимных отношений, то — сно­ва — территория, где могут, хотя и не обяза­тельно, иметь место человеческие поступки и взаимоотношения". Это наблюдение сохраня­ет свою значимость и сегодня, хотя и не реша­ет проблемы определения. Таким образом, в зависимости от характера своих интересов, исследователи, определяя микрорайон, дела­ют акцент либо на природных характеристи­ках, либо на социальных связях.

321 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

По мнению Келлера, это смешение в оп­ределении микрорайона объясняется отчасти отсутствием ясности в терминах "соседний" и "соседство" и неспособностью разграничить "... три существенных и при этом разных эле­мента, в том числе: "сосед" как особая роль и отношение, "соседний" как более широкое понятие совокупности действий и отношений и "соседство (микрорайон)" как ограни­ченный район, где могут иметь место соседст­во и действия, затрагивающие соседей. Дру­гие проблемы, на которые указывал Келлер, связаны с противоречивыми исследователь­скими данными, полученными на основе не­ясных посылок, обусловленными качеством инструментария и быстрыми социальными изменениями, которые нарушают баланс между соседями, соседним и микрорайоном.

Последние определения, при всех их различиях, отражают физические и социаль­ные элементы микрорайонов (Д. Моррис и К. Гесс, 1975; Р. Уоррен и Д. Уоррен, 1977; А. Дауне, 1981; X. Холлман, 1984).

С объективной точки зрения микрорайон может рассматриваться как географическая территория, на которой имеет место социаль­ное взаимодействие. Однако определения территории даются весьма различные. На­пример, С. Келлер заметил: "Это может быть четко выделенная пространственная единица с определенными границами и давно устано­вившимися традициями или же расплывча­тая, имеющая смутные границы часть город­ка или большого города, — эти границы едва различимы и по-разному воспринимаются ее обитателями".

Существуют также самые разные пред­ставления о социальном взаимодействии внутри микрорайона, которое зависит отча­сти от таких переменных, как возраст, соци­альная группа, этническая принадлежность, доход, раса, стиль жизни и обычаи прожива­ющих в микрорайоне людей. А. Дауне (1981) определяет микрорайоны как "географиче­ские единицы, в пределах которых существу­ют определенные взаимные отношения, хотя интенсивность этих отношений и их значение для жизни постоянных жителей чрезвычайно различны". Еще одна сложность состоит в том, что исследование социальных взаимо­связей может либо ограничиваться прожива­ющими на территории микрорайона, либо быть расширено и включать также экстерри­ториальные связи. Например, Р. Уоррен и Д. Уоррен (1977) определили микрорайон как "... социальную ориентацию населения, проживающего в непосредственной геогра­фической близости. Это включает в себя не

только социальные связи в обозначенной группе населения, но также все связи данной группы с лицами, не являющимися прямыми соседями".

Г. Саттлз (1972) также считает, что отно­шения микрорайона с внешними единицами важны для определения микрорайона. Он ут­верждает, что четко определившийся микро­район может существовать даже в том случае, если его обитатели не связаны между собой тесными соседскими или эмоциональными отношениями. С точки зрения Саттлза, мик­рорайон существует как городская единица благодаря непрерывному взаимодействию его жителей с теми, кто живет за его пределами. Таким образом, внешний фактор может быть столь же важен для определения микрорайо­на, как и внутренний.

Существуют также определения микро­района с субъективной точки зрения, которые подчеркивают психологическое самочувст­вие и самоотождествление жителей микро­района. Д. Моррис и К. Гесс (1975) замети­ли, что, когда люди "...говорят "мой микрорайон", это обычно означает, что они нашли место для проживания, которое вну­шает им человеческое чувство причастности к людям, человеческое восприятие себя как части общности, какой бы маленькой послед­няя ни была, а не просто чувство своего нали­чия в обществе, пусть даже и большом".

Некоторые ученые пришли к выводу, что понятие "микрорайон" отторгает определе­ние. П. Бергер и Р. Ньюхауз (1977) катего­рически заявили, что микрорайон есть имен­но то, чем считают его проживающие там люди.

Несмотря на отсутствие единого согласо­ванного определения микрорайона (похоже, что такое определение вряд ли когда-либо по­явится), имеющиеся определения указывают на важные функции микрорайона, которые разъясняются в следующем разделе.

Границы микрорайона

Не существует согласия также и в том, что составляет географические границы или чем определяется размер данного микрорайона. И С. Келлер (1968), и П. Манн (1970) привя­зывали географические границы к социаль­ному взаимодействию между жителями мик­рорайона. Манн писал, что "человек имеет соседей и поэтому можно сказать, что круг его знакомств и определяет его микрорайон. Это предполагает, что микрорайоны не имеют фиксированных границ — концепция, получившая поддержку в исследованиях Дж.РусаиТ. Бродена (1976), основанных на

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

322

опросе 200 жителей, которые дали 50 разных вариантов границ своего микрорайона. Одна­ко Р. Альбрандт и Дж. Каннингем (1979) по­казали, что жители Денвера и Питтсбурга со­вершенно четко определили границы своих микрорайонов. Следует отметить также, что хотя Рус и Броден практически не выявили согласованного мнения относительно границ микрорайона, они обнаружили, что 2/3 ре­спондентов называют свои микрорайоны оп­ределенными именами, т. е. полагают, что проживают в определенных микрорайонах.

По мнению Д. Морриса и К. Гесса (1975), границы определяются той местно­стью, которую живущие в ней люди легко обходят пешком, так что переход из одного конца в другой не требует особых усилий, а также тем обстоятельством, что микрорайон есть территория, знакомая каждому ее жите­лю. Д. БигельиУ. Шерман (1979) отмечали, что представление о размере микрорайона меняется в зависимости от возраста жителей; многие пожилые люди считают своим микро­районом только один квартал, т. е. значи­тельно меньшую территорию, чем более мо­лодое население.

Р. Коулмэн (1978) утверждает, что гео­графическую территорию микрорайона можно рассматривать как совокупность иерархических уровней. В этом смысле каж­дый микрорайон имеет свое социальное и символическое значение. Первый уровень — небольшая территория «.округ дома, второй уровень часто совпадает с общепринятым представлением о микрорайоне и предпола­гает социокультурную гомогенность, и, нако­нец, микрорайоном можно считать большую и неоднородную территорию с проживающи­ми на ней людьми и их взаимоотношениями.

Границы микрорайона зависят от геогра­фических характеристик территориальной общины и от ее социальных характеристик. Некоторые микрорайоны имеют четко выра­женные природно-географические границы, определяемые железнодорожными линиями, большими улицами или автобанами, парка­ми или реками и заливами, гористой и возвы­шенной местностью. Такие социальные ха­рактеристики, как различная этническая принадлежность, раса и общность по классо­вым признакам, также могут разделять об­ласть на отдельные микрорайоны.

Функции микрорайонов

Были предприняты многочисленные по­пытки определить функции микрорайона. Представляется, что микрорайон осуществ­ляет 4 основные функции: 1) социальную,

2) структурно-организационную, 3) эконо­мическую, 4) политическую.

Социальные функции. Микрорайо­ны осуществляют ряд важных социальных действий для своих жителей, таких, как под­держка дружеских и соседних связей, способ­ность жить в обществе, межличностное взаи­модействие и социализация, взаимная помощь и неформальная поддержка (А. Нэй-пастек, Д. БигельиХ. Спиро, 1982). Они да­ют своим жителям психологическое чувство общности, обеспечивают поддержку со сторо­ны значимых людей микрорайона и помога­ют инвалидам почувствовать свою сопричаст­ность к общим делам на уровне микрорайона. Они играют важную роль в организации об­щения, в создании широких личных связей между людьми, живущими поблизости (в одном микрорайоне), — первичных, а также более поверхностных вторичных связей. Ко­нечно, не все микрорайоны создают положи­тельное социальное окружение для своих жи­телей; некоторые микрорайоны весьма безличны.

Как первичные, так и вторичные связи имеют важное значение для жителей микро­района. Например, исследование показало, что даже поверхностные связи с соседями могут играть большую роль в системе поддержки, которая имеет серьезное значе­ние для выхода людей из кризиса (Г. Каплан, 1974).

Роль соседей уникальна. Вы не выбираете соседей, вы выбираете лишь место жительст­ва, которое вам по душе и по карману. Сосе­дями же оказываются те люди, чьи дома на­ходятся в непосредственной близости к вашему. В отличие от дружбы, отношения со­седей обычно прерываются с переездом одно­го из них. Кроме того, не существует универ­сального понятия о хорошем соседе. Скорее роль соседей определяется главным образом на основании понятий о хорошем соседе, сло­жившихся в общественном мнении конкрет­ной общины. В одном микрорайоне хорошим соседом может считаться сердечный, отзыв­чивый и дружелюбный человек, в то время как в другом микрорайоне подобное поведе­ние может быть расценено как неуместное вторжение в личную жизнь.

Э. Литвак и И. Зелены (1969) определя­ют три основных типа взаимосвязей между соседями: 1) возможность быстрого и непос­редственного участия, начиная с одалжива­ния чашки сахара и кончая спасением соседа от огня или в других чрезвычайных ситуаци­ях, 2) получение и улучшение качества услуг через участие в жизни микрорайона и 3) со-

323

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

циализация (например, соседка может нау­чить тому, что следует делать хорошей мате­ри). Можно добавить четвертую функцию — хотя и не обязательную, но тем не менее зна­чимую: возможность обсудить с соседом лич­ные проблемы или межличностные конфлик­ты (см. также: Э. Литвак, 1979).

Хотя степень укорененности межлично­стных связей в микрорайоне является предме­том обсуждения, последние исследования прояснили, что для большинства людей меж­личностные связи выходят за рамки микро­района, при всей важности связей с соседями для отдельных групп населения. Например, исследование Р. Альбрандта (1984) показы­вает, что связи с соседями важны почти для половины респондентов и что почти все ре­спонденты уверены в возможности обратить­ся к соседу в случае опасности. Первичные связи были особенно сильны в микрорайонах, где проживают белые, католики, люди оди­наковой этнической принадлежности и более бедные и пожилые. Респонденты чаще имели друзей и получали значительную эмоцио­нальную и социальную поддержку в своем микрорайоне.

Ясно, что микрорайон не может отвечать всем социальным и межличностным потреб­ностям всех своих жителей; однако в некото­рых микрорайонах создаются целенаправ­ленные системы интенсивной поддержки определенным группам населения. Базирую­щиеся на структуре микрорайона, социаль­ные связи или системы поддержки являются важным источником помощи, о чем пойдет речь далее. Здесь следует заметить, что сеть социальных связей не всегда является чем-то положительным, что можно проиллюстриро­вать, например, фактами наркомании или молодежных банд. Даже позитивные соци­альные связи могут иметь негативные сторо­ны — скажем, толерантность может перера­стать в конформизм, необходимо отметить также, что люди в очень разной степени иден­тифицируют себя со своим микрорайоном и используют неформальные системы поддер­жки. Равным образом степень важности неформальных систем поддержки на базе микрорайона зависит от конкретного микро­района.

Социальные Связи. Неформальные системы поддержки — семья, друзья, соседи, коллеги по работе, естественные помощники и т. п. — всегда оказывали гораздо большую помощь нуждающимся людям, чем профес­сиональные работники социальных служб. Если бы неформальная система поддержки перестала действовать, то профессиональная

система развалилась бы, поскольку не смогла бы справиться с дополнительной нагрузкой.

В плюралистическом обществе люди ищут помощи, решают проблемы и удовлет­воряют потребности по-разному. Нефор­мальные системы поддержки имеются во всех общинах и в определенной мере служат каж­дому. Хотя они не укоренены исключительно в микрорайоне и в разных районах в разной степени являются источником помощи для жителей, неформальные системы поддержки все же играют важную роль и могут оказывать существенную помощь жителям микро­района.

Неформальные системы поддержки на базе микрорайона осуществляют ряд функ­ций по оказанию помощи жителям микро­района в кризисных ситуациях и в повседнев­ной жизни. Они могут:

■ поддерживать в людях чувство благопо­лучия и правильности поведения;

■ частично принимать на себя тяжесть жиз­ни и тем самым способствовать снижению не­гативных последствий жизненных стрессов для физического и психического здоровья;

■ предупреждать появление серьезных проблем, приходя людям на помощь;

■ оказывать услуги многочисленным груп­пам, в том числе этническим и расовым мень­шинствам, а также тем, которые не желают или не способны получать профессиональ­ную помощь, или же тем, на кого профессио­нальная помощь не рассчитана;

■ предлагать помощь в приемлемой с точки зрения культуры форме, не заставляя людей испытывать чувство стыда и не ущемляя их самолюбия;

■ оказывать помощь, не требуя от получаю­щих ее людей, чтобы они сами признали свои трудности, слабость или болезни, и не назы­вая их клиентами или пациентами, что обя­зательно подразумевается при оказании помощи профессиональными специалиста­ми.

Перечисление достоинств неформальной помощи не означает, что профессиональные службы менее важны или что неформальные системы могут удовлетворить все потребно­сти жителей микрорайона. Совсем наоборот: обе системы жизнеспособны и, чтобы быть действительно эффективными, должны вза­имодействовать одна с другой.

Структурно-организационные функции. В микрорайоне сосредоточено много разных институтов и небольших мест­ных организаций. Эти институциональные
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

324

структуры часто не являются независимыми, принадлежат микрорайону, представляют собой части систем, действующих на уровне общины. Примерами таких институтов явля­ются школы, социальные агентства, админи­стративные учреждения, общественные орга­низации и др. Структурные организации микрорайона выполняют программы самого широкого назначения. Например, они обес­печивают рабочими местами жителей микро­района, способствуют формированию у них чувства причастности к делам микрорайона, помогают жителям микрорайона приспосо­биться к нормам и ценностям общества, предоставляют возможности для участия в добровольческой деятельности — от препода­вательской и религиозной до самосовершен­ствования и гражданского совершенствова­ния. С другой стороны, они предоставляют широкий круг непосредственных услуг, включая образование, индивидуальное кон­сультирование, экономическую помощь, и содействуют участию жителей в правитель­ственных программах.

Добровольческие организации, располо­женные в микрорайоне, представляют собой, в частности, клубы или группы при церкви; этнические, братские и социальные органи­зации; организации на базе школы, такие, как объединения родителей и учителей; клу­бы кварталов, союзы соседей и корпорации развития соседских сообществ. Таким обра­зом, ясно, что некоторые виды добровольче­ских организаций, такие, как школьные и церковные организации, возникли на базе институтов микрорайона, тогда как другие добровольческие организации являются не­зависимыми.

Что касается институтов, их организаци­онная функция охватывает не только пробле­мы собственно микрорайона, но и более ши­рокие задачи. Участие в деятельности организаций на базе микрорайона способст­вует реализации социальной задачи усиле­ния психологической идентификации жите­лей микрорайона по отношению к месту их проживания и воспитанию в них чувства от­ветственности перед микрорайоном. Участие в организациях на базе микрорайона может служить также политическим целям, по­скольку именно такие цели ставят некоторые организации.

Как уже отмечалось, микрорайоны не яв­ляются самостоятельными, независимыми, изолированными единицами, которые могут удовлетворить все потребности всех своих жителей. Желая решить свои проблемы, жи­тели обращаются к более широким структу-

рам — наряду с использованием возможно­стей своего микрорайона. Кроме того, необхо­димо отметить, что использование возможно­стей микрорайона зависит от таких характеристик его жителей, как раса, этни­ческая и социально-классовая принадлеж­ность, возраст.

Хотя показатели участия в организациях на базе микрорайона, согласно исследовани­ям Р. Альбрандта (1984), довольно высокие, это участие не ограничивалось границами микрорайона. Из тех опрошенных, кто рабо­тал на добровольных началах в течение про­шедшего года, 56% тратили большую часть своего внерабочего времени на работу вне микрорайона. Наиболее высокий показатель участия в организациях на базе микрорайона был у лиц в возрасте 35—44 лет; более моло­дые люди в возрасте 18—34 лет принимали участие в организациях за пределами микро­района. Показатель участия в организациях микрорайона был выше среди жителей с бо­лее высоким доходом.

Организации микрорайона. Орга­низация микрорайона — это особого типа группа, работающая на уровне микрорайона и чаще всего состоящая из социальных работ­ников. В США существует свыше 10 ООО ме­стных организаций микрорайонов, а также множество различных коалиций, объединя­ющих организации микрорайонов на уровне округа, штата и общенациональном. Дж. Каннингем и М. Котлер (1983) опреде­лили организацию микрорайона как "...по­стоянную добровольческую ассоциацию, со­зданную на небольшой территории, состоящую из постоянно проживающих на ней граждан, представителей местного биз­неса и институтов, и нацеленную на решение различных проблем, жизненно важных для улучшения благосостояния их территориаль­ной общины".

Организации микрорайона в своем боль­шинстве являются структурами скорее обще­го типа, нежели специализированными. Они стремятся помочь жителям микрорайона об­рести уверенность в своих силах, знания и научиться применять их для оказания воздей­ствия на принятие государственных и част­ных решений, касающихся общины. Они да­ют возможность "коммунальным силам" влиять на экономические силы, от которых зависит благосостояние микрорайона.

Среди функций организаций микрорай­онов можно назвать следующие:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...