Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация общины и защита.




Организации микрорайона стремятся изы­скивать дополнительные ресурсы и воздейст-

325

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

вовать на принятие решений на государствен­ном и частном уровне, затрагивающих инте­ресы общины (Д. Биклен, 1983; С. Берг хардт, 1982; Р. Перлман и А. Гарин, 1972). Они применяют силовую тактику для улуч­шения жилищных условий, санитарного со­стояния школ, транспортного обслуживания и усиления контроля за состоянием преступ­ности. Фактически каждая проблема или вопрос, касающиеся микрорайона, могут стать стимулом, организующим жителей микрорайона на действия, которые заставля­ют услышать их голос. Тактика давления не обязательно должна носить негативный или реактивный характер, т. е. не обязательно должна быть направлена против какого-то решения или действия; она может быть также направлена на защиту действий или ресур­сов, необходимых для решения проблем.

Оказание гуманитарных услуг. Многие организации микрорайона участвуют в работе служб здравоохранения и психиче­ского здоровья, обслуживания престарелых; они участвуют в программах профилактики преступности, работе с молодежью и в борьбе с наркоманией. Иногда эти программы разра­батываются и осуществляются именно потому, что организации считают услуги, предлагаемые социальными агентствами, не­адекватными и недостаточными — из-за де­централизации усилий государственного сектора. Другая причина стремления решать эти задачи на местном уровне в том, что орга­низации считают возможным укрепить свою власть и влияние своих групп, расширив объ­ем и размах своей деятельности. Естественно, решать эти задачи можно только при наличии значительных средств.

Развитие и планирование общи­ны. Организации микрорайона также при­нимают активное участие в деятельности, связанной с экономическими функциями микрорайонов (под ред. Дж. Эклейна и А. Лауфера, 1972). Оно выражается в дея­тельности по улучшению жилищного фонда, коммерческому возрождению отсталых рай­онов, строительству промышленных парков, развитию нового бизнеса и созданию новых рабочих мест в общине. Иногда подобная де­ятельность связана с трудностями и требует специальных знаний и навыков. Руководите­ли микрорайонов могут испытывать неудоб­ства в связи со своей неспособностью разо­браться в проблемах планирования и развития и могут дистанцироваться от проек­тирования. Чтобы избежать такой ситуации, руководителям общины следует с самого на-

чала вникать в планирование и осуществлять надзор за деятельностью по развитию общи­ны.

Экономические функции, в эконо­мическом плане микрорайоны могут выпол­нять рыночные и защитные функции. День­ги, которые жители микрорайона могут потратить на необходимые им товары и услу­ги, составляют их покупательную способ­ность. Чем больше их покупательная способ­ность, тем больше появляется магазинов и зон отдыха, некоторые из которых концентриру­ются в микрорайоне. Качество жилищного фонда в значительной мере также зависит от экономических возможностей жителей (Р. Альбрандт и Дж. Каннингем, 1979).

Многие функции, прежде выполнявшие­ся местными структурами микрорайона (та­кие, как распределение продуктов питания через семейные бакалейные лавки), в насто­ящее время осуществляются в основном внешними, вертикальными структурами — скажем, огромными супермаркетами в боль­ших торговых центрах. Торговые ряды мик­рорайона пострадали в результате создания больших многосекционных торговых центров с просторными, хорошо обслуживаемыми ав­тостоянками. Тем не менее общинные орга­низации в различных городах разработали стратегии экономического развития для оживления торговли в микрорайоне.

Переменные величины, от которых зави­сит успех таких стратегий, включают: нали­чие субсидий или займов под низкие процен­ты для владельцев магазинов, необходимых им для модернизации; участие частного сек­тора, особенно желание частных кредитных структур дать или продлить кредит; сопутст­вующие обязательства и инвестиции местно­го правительства в ремонт дорог, автомобиль­ные стоянки и освещение; улучшение и сохранение магазинов и мелких лавочек; на­личие достаточной покупательной способно­сти жителей микрорайона в целях поддержа­ния местного бизнеса; наличие фондов для организаций местной общины, необходимых этим организациям для выполнения их фун­кций.

Нарушение оборота капиталов. Жизнеспособность микрорайонов зависит как от внешних, так и от внутренних эконо­мических факторов. В 60-х годах банки счи­тали, что многие старые индустриальные микрорайоны являются ненадежным местом для вложения капитала под закладную для улучшения жилищных условий и развития коммерции. Хотя банки получали средства от
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

326

этих микрорайонов через личные накопле­ния жителей по банковским счетам, эти фон­ды не реинвестировались в хозяйство общи­ны. В результате подобного нарушения оборота капиталов эти микрорайоны испы­тывали серьезные экономические затрудне­ния. Мощные стихийные усилия, направлен­ные против этой политики во многих городах, привели к созданию национальной коалиции групп микрорайонов, которая потребовала от федерального правительства принятия мер в отношении банков, чтобы те обнародовали информацию о порядке предоставления ссуд местным структурам.

Джентрификация. в конце 70 -х го­дов на рынок жилья в микрорайонах начали воздействовать другие экономические факто­ры. Высокие цены на энергоносители, значи­тельное подорожание жилья (включая высо­кие проценты по закладной) и изменение стиля жизни сделали городские микрорайо­ны более привлекательными для верхушки среднего класса. Городские власти приветст­вовали возвращение этих людей в города, ви­дя в этом средство возрождения микрорайо­нов и расширения налоговой базы.

Многие наблюдатели были обеспокоены тем, что переселение среднего класса назад в города, или джентрификация, вынудит бед­няков и рабочих оставить свои дома, ибо их владельцы выгодно распродадут арендную собственность зажиточным переселенцам, и что владельцы домов будут вынуждены про­дать дома, ибо не смогут платить высокие на­логи, ставшие результатом роста цен на недвижимость в их микрорайонах. Исследо­вания этой ситуации дали сходные результа ты (М. Шилл и Р. Натан, 1983; под ред. Дж. Паллена и Б. Лондона, 1984). Большин­ство переселенцев были удовлетворены пере­ездом; только меньшинство было настроено отрицательно. Джентрификация будет всег­да ограничена небольшим числом микрорай­онов, которые особенно привлекательны для верхушки среднего класса. В будущем боль­шинство городских микрорайонов, нуждаю­щихся в реинвестировании, переживут не­значительный подъем благодаря усилиям "белых воротничков", чей доход ниже, чем у обитателей джентрифицированных микро­районов.

Политические функции. Микро­районы являются важными политическими единицами. В прошлом это были кварталы политических организаций, т. е. именно эти организации обеспечивали свой микрорайон социальными службами, заботились о полу­чении рабочих мест, доступе к городским

службам, обеспечивали защиту интересов жителей. Хотя сфера обслуживания в боль­шинстве городов больше не связана с деятель­ностью политических организаций, голосо­вание до сих пор происходит по месту проживания, поэтому микрорайон остается сильной единицей в политике города.

Политические функции микрорайона весьма разнообразны. Здесь можно назвать деятельность в области образования, стиму­лирование участия жителей микрорайона в избирательной кампании на местном уровне, мобилизацию жителей на акции в поддержку политической программы регионального правительства, управление некоторыми сторонами районной жизни и микрорайоном в целом. Эти политические задачи можно ре­шить с помощью целого ряда различных организационных структур общины. Напри­мер, этнический клуб, местная церковь или организация микрорайона могут финансиро­вать проведение регистрации избирателей или организацию собрания жителей для встречи с местными политическими кандида­тами. Подобные мероприятия часто прово­дятся в связи с тем, что жителей волнуют определенные местные проблемы. Они соби­раются вместе, чтобы обсудить их и предло­жить решение. В случае успешного решения проблемы растет политическое влияние, спо­собность жителей влиять на политический процесс. Подобная деятельность политизиру­ет жителей и укрепляет их уверенность, силу и способность взять под контроль ситуацию в микрорайоне. Часто успешное решение одной проблемы побуждает организацию заняться другими проблемами и разработать целевой план укрепления влияния жителей микрорайона на решение других политиче­ских вопросов. Иногда политическая роль организаций микрорайона непосредственно связана с такой деятельностью, как сбор под­писей в поддержку политических кандидатов и оказание содействия в проведении предвы­борной кампании тем из них, кто с понимани­ем относится к проблемам микрорайона.

По мере роста и укрепления своего влия­ния некоторые общинные организации рас­ширяют круг своих задач — от организации и защиты общины до развития общины и ока­зания социальных услуг. Эти широкие функ­ции организации микрорайона могут выпол­нять самостоятельно или путем создания корпорации микрорайона во главе с советом директоров, выбранным жителями. Первые такие корпорации стали появляться в 1966 г. в рамках программы социальных действий в территориальных общинах, и их число неук-

327 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

лонно растет и в настоящее время. Они высту­пают как еще одна форма политической де­централизации (X. Холлман, 1974).

Некоторые исследователи политического функционирования микрорайона (М. Кот-лер, 1969; Д. Моррис и К. Гесс, 1975; Э. Мо-сковитц и Д. Симпсон, 1984) считают, что самой лучшей и должной политической ролью микрорайона является полное самоуп­равление. Котлер в своей известной книге "Управление микрорайоном" утверждает, что ошибочно определять микрорайон как только социальную единицу, ибо он возник и до сих пор существует как политическая еди­ница. Котлер заявляет, что микрорайоны должны иметь структуру корпораций с обще­ственными уставами и законными полномо­чиями на управление, так же как и другие формы управления на местах.

Моррис и Гесс рассматривают управле­ние микрорайоном как способ преодоления отчуждения и разобщенности общества в бо­лее широком смысле. Руководители микро­районов стоят ближе к народу и поэтому в меньшей степени склонны злоупотреблять властью. Преимущество властей микрорайо­нов в том, что они состоят из самого электора­та, а не из его представителей. Такой способ управления предполагает активное участие в делах микрорайона его жителей как граждан, а не просто как избирателей.

Полное самоуправление микрорайона на сегодняшний день нигде не реализовано, и вряд ли оно получит широкое распростране­ние в обозримом будущем. Хотя по крайней мере в 50 городах и округах микрорайоны формально участвуют в управлении городом, в большинстве случаев их роль чисто совеща­тельная.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...