Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тычок жесткой полусухой кистью




Занятия

По рисованию с дошкольниками

 

Творческий Центр

Москва 2008

 

 

УДК 373

ББК 74.100.5

Р54

Авторы: Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)

ISBN 978-5-89144-851-3

Пособие создано на основе результатов опытно-эксперимен­тальной работы в детской студии изобразительного искусства на базе дошкольного образовательного учреждения № 1266 Северо-Восточного административного округа Москвы и широкой проверки в массовой практике. В нем описываются более 30 не­традиционных для отечественного дошкольного образования ху­дожественных техник, способствующих развитию детской худо­жественной одаренности. Авторами проанализировано влияние различных художественных техник на особенности развития дет­ского изобразительного творчества.

Пособие адресовано воспитателям и методистам ДОУ, сту­дентам педагогических колледжей и вузов, преподавателям изо­бразительного искусства в детской студии, родителям.

ББК 74.100.5

ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ

С ДОШКОЛЬНИКАМ

Под ред. Р. Г. Казаковой

Редактор Н. М. Богаткина

Художник обложки Е. В. Кустарова

Корректор Л. Б. Успенская

Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953 Д.О13738.11.07 от 23.11.2007 г. Подписано в печать 28.02.08. Формат 84хЮ8'/32. Усл. печ. л. 6,72. Доп. тираж 7 000 экз. Заказ № 4394.

Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-70-33. ОАО «Владимирская типофафия» 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7 Качество печати соответствует качеству представленных диапозитивов

 

ISBN 978-5-89144-851-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2004

 

 

От авторов

Сегодня есть выбор вариантов художественного до­школьного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, автор­ских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теорети­ческой и экспериментальной проверки в конкретных условиях московских дошкольных образовательных уч­реждений. В частности, проблема изучения и разви­тия детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике столичного дошкольного художественного образования. В содержании пособия представлено описание нетра­диционных художественных техник, рекомендуемых для использования в детском рисовании.

Педагогические условия для решения поставленной проблемы заключались:

— в создании художественно-эстетической развива­ющей среды в ГДОУ д/с № 1266 СВОУО;

— в переподготовке педагогических кадров, способ­ных к использованию многообразия художественных техник с целью эффективного развития детской худо­жественной одаренности;

— в изучении, апробации, интерпретации программ­но-методических материалов Р.Г. Казаковой, Л.Г. Бе­ляковой из учебного пособия «Детская одаренность» (Гриф УМО вузов РФ по педагогическому образованию от 11.02.97);

— в построении педагогического процесса экспери­ментальной площадки ГДОУ д/с № 1266 СВОУО на принципах «Педагогики ненасилия» как прогрессив­ного направления в отечественной педагогике XXI века;

в авторских разработках и экспериментальной проверке участниками эксперимента серий эксперимен­тальных занятий по развитию детской художествен­ной одаренности средствами нетрадиционных художе­ственных техник.

 

 

Все представленные в пособии нетрадиционные для отечественного дошкольного образования художествен­ные техники изучены и апробированы в работе с деть­ми. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития детской одаренности в рисовании.

Авторами изучено и освоено более 30 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми, раз­работано программно-методическое содержание для детской студии.

В данной книге авторы предлагают планирование занятий с использованием различных нетрадиционных художественных техник, а также самые интересные конспекты занятий из проведенных в эксперименталь­ном режиме.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольни­ков! Так, например, начинать работу в этом направле­нии следует с таких техник, как рисование пальчика­ми, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят худо­жественный образ, создаваемый с помощью более слож­ных: кляксографии, монотипии и т.п.

Авторы также рекомендуют использовать на заня­тиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

При оформлении книги были использованы педагоги­ческие эскизы и Детские рисунки: «Мухомор» (рисова­ние пальчиками), Карелина Даша 3 г. стр. 5; «Рыбки» (рисование ладошкой) Силкин Илья 3 г. стр. 6; «Букет в подарок маме» (печатание по трафарету) Тураджев Лева 5 л. стр. 14; «Летний луг» (в основе мелки+акварель) Мочалова Катя 5 л. стр. 18.

 

 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

ТЫЧОК ЖЕСТКОЙ ПОЛУСУХОЙ КИСТЬЮ

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикаль­но. При работе кисть в воду не опускается. Таким об­разом заполняется весь лист, контур или шаблон. По­лучается имитация фактурности пушистой или колю­чей поверхности.

 

 

 

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага лю­бого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

 

 
 

 


РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фанта­стический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого форма­та, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помо­щью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бу­маге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются сал­феткой, затем гуашь легко смывается.

 

 
 

 


ОТТИСК ПРОБКОЙ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет пробку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

 

 

 

ОТТИСК ПЕЧАТКАМИ

ИЗ КАРТОФЕЛЯ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

 

 

ОБРЫВАНИЕ БУМАГИ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цвет­ной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длин­ные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобра­зить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В резуль­тате изображение получается объемным. Путем обры­вания можно также изготовить крупные части изобра­жения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохна­тым. В данном случае части изображения намазыва­ются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид рабо­ты используется на занятиях с детьми старшего до­школьного возраста.

 

СКАТЫВАНИЕ БУМАГИ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в ру­ках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скаты­вает из нее шарик. Размеры его могут быть различны­ми: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опус­кается в клей и приклеивается на основу.

 

 

 

ОТТИСК ПОРОЛОНОМ

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет поролон к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 

 

 

ОТТИСК ПЕНОПЛАСТОМ

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет пенопласт к штемпельной подушке с краской и на­носит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...