Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бабочки, которых я видел летом




Нетрадиционные техники: «знакомая форма — новый образ» (обведение кулака, ножниц, кисти руки или печать ею), монотипия.

Цель: совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках; развивать пространствен­ное мышление; знакомить с симметрией и асимметри­ей на примере бабочки в природе и в рисунке.

Оборудование: вырезанные из белой плотной бума­ги силуэты различных симметричных и несимметрич­ных предметов (гриб, чайник, чашка, цветок, человек и др.), белая бумага (20x20 см), гуашь, кисть, ножни­цы, простой карандаш, иллюстрации, фото бабочек эскизы с изображениями бабочек различных видов, цвета, формы, выполненные в разных техниках.

Ход занятия

~ Педагог спрашивает детей, каких насекомых они наблюдали летом. Рассматривается изображение бабоч­ки, вырезанное из бумаги. Определяется, что одна из половинок очень похожа на другую. Педагог рассказы­вает о том, что существует много предметов, животных и растений, у которых половинки одинаковые. Они счи­таются симметричными, те же, у которых разные поло­винки, — асимметричными. В игровом упражнении «Половинки одинаковы?» ребята называют различные предметы, а взрослый проверяет, симметричны ли они (складывает изображение пополам).

Дети рассматривают иллюстрации, фото бабочек, эскизы, указывают понравившиеся и непонравившие- ся, придумывают свои изображения, выбирают техни­ку. Воспитатель объясняет, что от техники зависят цветосочетания, например, при монотипии цвета сме­шиваются, при печати ладошкой получается нечеткое изображение и т.д. При затруднениях он показывает способ создания изображения индивидуально.

Просмотр детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных образов: самая яркая бабочка, самая необычная, ночная и т.д.

На следующем занятии можно вырезать изображе­ния бабочек и наклеить на картину цветущего луга, придумать название пейзажу с бабочками.

Я в подводном мире

Нетрадиционные техники: цветной граттаж, об­ведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к под­водному миру и его изображению в различных худо­жественных техниках; развивать чувство композиции и фантазию.

Оборудование: иллюстрации и эскизы с изображе­нием морских животных, гадов и растений, материалы для цветного граттажа (лист красного или желтого картона формата А4, свеча, синяя гуашь с жидким мылом, кисть, палочка для процарапывания, гуашь обычная), материалы для обведения ладони (лист голубой бумаги формата A3, простой карандаш, гуашь, кисть), воско­вые мелки, белая бумага формата A3 или А4 на выбор, кисть, акварель, материалы для кляксографии (лист голубой бумаги формата A3, трубочка, жидко разведен­ная гуашь в мисочке, кисть, гуашь в наборе).

Ход занятия

Просматриваются видеоматериалы о подводном мире, аквариум, обсуждается, что необходимо рыбкам в аква­риуме, чтобы они могли нормально жить, чувствовать себя комфортно. Сравнивается, что нужно обитателям морских глубин, реки, аквариума (чем похожи, чем отличаются).

Дети фантазируют, что было бы, если бы они могли опуститься под воду и остаться там долго? Кого бы там могли увидеть? Ответ предлагается нарисовать.

Техника выбирается при рассматривании эскизов. Внимание детей обращается на то, как по-разному мож­но нарисовать золотую рыбку, других рыб, гадов, во­доросли и др. Обсуждаются возможности разных тех­ник: например, водоросли получатся необычные, если их делать кляксографией, красивые медузы — если обвести кисть руки. Ребятам предоставляется свобода выбора техники.

По ходу и окончании рисунков с каждым ребенком обсуждается, что он «увидел в подводном мире». От­мечается самый сказочный подводный мир, и подвод­ный мир, похожий на настоящий, самый веселый или мрачный, красочный или темный, таинственный или простой, как в аквариуме.

У каждого ребенка выясняется, какие материалы и техники он применял, можно ли рисунки считать мор­скими пейзажами, или «маринами», как их называют художники, а детей — художниками-маринистами.

Животные, которых я сам придумал

Нетрадиционные техники: кляксография, обведе­ние ступни, кисти руки.

Цель: развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками.

Оборудование: черная или цветная тушь в мисоч­ке, белый лист (20x20 см) — для кляксографии мож­но два листа, пластмассовая ложечка, простой каран­даш, гуашь, кисть, восковые мелки или фломастеры, эскизы с изображениями реальных животных разны­ми техниками для стимуляции способности к комби­нированию способов рисования.

Ход занятия

Педагог рассказывает сказку об ожившей кляксе и других чудесах, сопровождая повествование своими рисунками:

«Однажды неаккуратная девочка Катя поставила в своей тетрадке кляксу, вот такую (рисует). Расстрои­лась Катя, уже хотела заплакать, вдруг видит — чуде­са да и только — у кляксы глаза появились (рисует). Заморгала клякса и говорит девочке: «Не удивляйся, мы все, кляксы, живые. На самом деле я сказочное существо, животное». У кляксы появились лапки, хвост (рисует). «Мы живем в волшебной стране, там еще живут ладошки» — сказала клякса.

— Ладошки? — удивилась Катя.

— Да. Обведи свою ладошку, и она оживет! (Пока­зывает.) А еще ножки (рисует). Видишь, как нас мно­го, необычных животных!

— Ой, как здорово! Я так хочу попасть в вашу стра­ну, только как это сделать? — закричала Катя.

— А ты нарисуй нас, и мы всегда будем с тобой! — ответила Кате клякса и пропала».

Дети рассматривают педагогические эскизы с изо­бражениями животных, обсуждают, каким из предло­женных способов каких животных лучше рисовать. Воспитатель объясняет, что выбранным способом надо создать животное, не похожее на представленных на эскизах. На время выполнения рисунка педагогические эскизы убираются. Комбинирование образов знакомых животных приводит к фантазийным образам. Среди них выбирается самое необычное, самое добродушное, самое страшное существо и т.д. У детей выясняется, ка­кая техника помогла им фантазировать на бумаге.

Я люблю пушистое, я люблю колючее.

Нетрадиционные техники: тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к жи­вотным через их изображение в различных художе­ственных техниках; упражнять в выразительной пере­даче фактуры, цвета, характера животного, зверя.

Оборудование: тонированная бумага бледно-зелено- го и голубого (для филина) цвета, жесткая кисть, гу­ашь, скомканная бумага, поролон, тарелочки для печа­ти, эскизы, фото, иллюстрации с изображением разных животных.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Про всё на свете»:

Все-все, все на свете, на свете нужны. И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд! Кто делает мед, и кто делает яд! Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки не лучше делишки. И если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны. А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется! Все-все, все на свете, на свете нужны, И это все дети запомнить должны!

Дети высказывают свои впечатления от стихотворе­ния, рассматривают фото, иллюстрации, сравнивают таких разных пушистых и колючих зверей: котенка и ежика, птиц: цыпленка и филина. Отмечают не только их различия, но и сходства. Предлагается придумать сказочных, необычных пушистых и колючих зверей, дать им соответствующие названия. Ребята выбирают

художественные техники, наиболее подходящие для изображения пушистого (оттиск поролоном) и колюче­го (тычок жесткой кистью, скомканной бумагой). Рису­ют понравившееся реальное или придуманное фанта­стическое животное, стараясь передать несложный сю­жет. Рисунок дополняется изображением травы, цветов, грибов, веток, деревьев и превращается в пейзаж.

Дети рассматривают рисунки, выбирают самое пу­шистое, самое колючее животное, то, которое нравит­ся, и наоборот. Всем животным придумываются назва­ния (клички); Задается вопрос, можно ли картину с животным назвать пейзажем.

Моя любимая погода зимой

Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к при­роде и ее изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояния пого­ды в рисунках (ясно, метель); развивать чувство ком­позиции, колорита.

Оборудование: иллюстрации или репродукции кар­тин, рисунки детей за прошлые годы, бумага голубого и темно-серого цвета, уголь, белая и зеленая гуашь, ми­сочки для краски, тампоны поролоновые, жесткие кис­ти, трафарет, кусочки картона для набрызга, салфетки.

Ход занятия

Педагог показывает детям две иллюстрации зимней погоды — ясно и морозно; метет метель. Читает от­рывки из стихотворения А. Пушкина:

—... Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима...

—... Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит-

Предлагается выбрать подходящие иллюстрации, определить, чем они отличаются и чем похожи, выде­лить основные признаки ненастной и ясной погоды зимой, решить, какие из них лучше изобразить. Дети рассказывают, какой зимний день им запомнился именно из-за погоды, описывают, как выглядели небо, деревья, земля.

Обсуждаются различные техники и способы изобра­жения: снег изображается пальчиками, набрызгом; де­ревья — углем, печатью по трафарету (ели); небо голу­бым и серым; ветер обозначается склоненными деревь­ями. Рассматриваются детские работы за прошлые годы, определяются, какие техники использованы наиболее удачно. При затруднениях напоминаются или показы­ваются приемы работы в выбранных техниках.

Выполненные рисунки группируются по темам: «Ясно и морозно», «Снегопад», «Сильная метель». Далее они оформляются: вставляются в рамки или паспарту. По­лучается подобие выставки. Дети выбирают понравив­шиеся и непонравившиеся работы, дают им названия.

Я в волшебном лесу

Нетрадиционные техники: печать поролоном по тра­фарету, тычок полусухой кистью, черно-белый граттаж.

Цель: развивать фантазию и творчество в рисова­нии нетрадиционными графическими техниками вы­разительного образа леса; развивать чувство компози­ции, колорита.

Оборудование: белая бумага формата A3 и А4, бе­лый картон для граттажа формата А4, палочка для процарапывания, свеча, черная тушь с жидким мы­лом для граттажа, черные тушь и гуашь, уголь, жест­кие и мягкие кисти, трафареты елей, поролоновые там­поны, иллюстрации, эскизы.

Ход занятия

Детям предлагается представить, что они попали в дремучий еловый лес, где растут старые-престарые, боль­шие ели, живет старик Леший и Баба Яга. Они знако­мятся с иллюстрацией Ю. Васнецова к сказке А. Тол­стого «Три медведя», репродукцией картины И. Шиш­кина «Лесная глушь», обмениваются впечатлениями, фантазируют, кто еще может обитать в таком лесу.

Юные художники изучают эскизы волшебного дре­мучего елового леса, выполненные в разных техниках. Педагог показывает, как с помощью угля можно со­здать пасмурное небо n темную землю; с помощью туши или гуаши — образ ели. Каждый выбирает технику, в которой будет работать, сказочных существ, населяю­щих его лес. Рассматриваются детские рисунки за про­шлые годы, на которых изображены гномы, гоблины, лешие и др.

При просмотре выполненных рисунков выбирается самый волшебный дремучий лес, пушистый, колючий, мрачный. При этом педагог читает отрывок из стихо­творения А. Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом: Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей...

Сказочным существам и животным, населяющим лес, дети дают имена или образные названия. Вари- ант: заранее нарисовать обитателей леса, а на данном занятии изобразить лес и наклеить (поселить) их в него. Вместе с детьми обсуждается: можно ли картину фан­тастического леса назвать пейзажем.

Мои любимые животные

Нетрадиционные техники: оттиск поролоном, ты­чок полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой.

Цель: воспитывать эстетически-нравственное отно­шение к животным через изображение их образов в нетрадиционных графических техниках; развивать чувство фактурности и объемности.

Оборудование: бумага белая формата A3 и А4, чер­ные тушь и гуашь, жесткие и мягкие кисти, поролоно­вые тампоны, скомканная бумага.

Ход занятия

Вместе с детьми рассматриваются иллюстрации Е. Чарушина, обращается внимание на их выразитель­ность, несмотря на то, что они выполнены одним цве­том. Изображенным животным желательно дать образ­ную характеристику, особенно выделить, что они по­казаны в движении, в разных позах, например: зайчата испуганные, сжались в комочек, котенок рассержен­ный, выгнул спинку, щенок любознательный и весе­лый, пытается поймать ласточку, принюхивается, рябчонок совсем маленький, спрятался под грибок и т.д. Детям предлагается рассмотреть эскизы, выбрать по­нравившиеся. Дается задание на придумывание неслож­ного сюжета по эскизу: кто изображен и что делает. Затем обсуждаются различные способы цолучения «пу­шистых» изображений, начиная с шарика: он превра­щается в цыпленка, в толстого котенка, сову, кроли­ка, других животных, при дорисовывании различных деталей. Фон выполняется углем — он растирается пальцами.

При просмотре рисунков отмечается самый пушистый зверь, самый толстенький, самый неуклюжий и т.п. Ребята выбирают понравившиеся и непонравившиеся работы, животным придумывают забавные клички.

Звездное небо

Нетрадиционные техники: печать по трафарету, набрызг.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к при­роде через изображение образа неба; упражнять в ком­бинировании различных техник изображения; разви­вать чувство композиции и колорита.

Оборудование: лист бумаги формата A3, гуашь; жел­тая, голубая, белая гуашь в мисочках; мягкие и жест­кие кисти, поролоновые тампоны, трафареты звезд, кусочек картона для набрызга, эскизы и иллюстрации с изображениями звездного неба.

Ход занятия -

Перед занятием педагог читает рассказ В. Борозди­на «Звездолетчики».

Напоминает, что 12 апреля — День космонавтики. Обсуждается, кто такие космонавты и чем они занима­ются. Детям- предлагается представить, что они тоже полетели в космос. Что же они там увидят? Рассмат­риваются эскизы и иллюстрации, сравниваются пере­ливы цвета у неба, звезд. Выбираются подходящие краски для неба (черная, синяя, фиолетовая) и звезд (белая, желтая, голубая). Кто-нибудь из юных худож­ников показывает, как надо смешивать краски прямо на листе бумаги, чтобы весь лист был покрыт разно­цветными разводами (основное правило — не прово­дить кистью по одному и тому же месту много раз, тогда лист станет одноцветным). Затем воспитатель объясняет, как лучше изобразить звезды — крупные можно напечатать по трафарету, мелкие — сделать набрызгом. Повторяет, что звезды можно рисовать толь­ко там, где краска на листе подсохла, не блестит. При­ем набрызга показывает кто-нибудь из детей. Тот, кто закончит рисовать раньше остальных, дополнит свою работу ракетой, космонавтом, летающей тарелкой и другими деталями.

При просмотре рисунков выбирается самое звездное небо, самое светлое, самое темное, самое разноцветное и т.д. У каждого ребенка выясняется, какие техники он использовал, как они помогли передать красоту звездного неба.

Паук в паутине

Нетрадиционная техника: обрывание бумаги.

Цель: учить технике обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги; познакомить с тех­никой рисования фломастером.

Оборудование: цветной картон, черная бумага, чер­ный фломастер, иллюстрации с изображением пауков.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изо­бражением пауков. Анализирует их строение (округ­лое туловище, небольшая голова, тонкие лапки, выпу­ченные глаза). Объясняет, что такое путина, для чего она нужна. Помогает вспомнить образ паука из стихотворения К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Демонст­рирует способы выполнения изображения: лист бумаги скомкать и расправить, разделить на две части — боль­шую (туловище) и маленькую (голова), обрыванием по­лучить круглую форму и сделать тонкие полоски — лапки.

Педагог акцентирует внимание детей на том, что для изображения тонкой паутины целесообразнее ис­пользовать фломастер или гелевую ручку.

В Конце занятия при анализе детских работ отмеча­ется реалистичность изображения за счет особенности мятой бумаги — она придает образу объем.

У лукоморья дуб зеленый

Нетрадиционные техники: печать по трафарету, скатывание бумаги.

Цель: формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (ска­тывание бумаги, трафаретная печать, лепка из плас­тилина); развивать чувство композиции; воспитывать умение работать в парах.

Оборудование: лист формата A3, цветные бумага и салфетки, трафареты в форме листьев дуба, пластилин, саргина, гуашь, эскизы — дуб, изображенный санги­ной и гуашью, варианты ученого кота из пластилина.

Ход занятия

Педагог читает отрывок из стихотворения А. Пуш­кина «У лукоморья дуб зеленый...» Беседует с деть­ми о том, как они представляют себе ученого кота, какой он (важный, умный, мудрый, хитрый, лука­вый). Предлагает создать образ пушкинского кота около дуба.

Уточняет, что дети знают о дубе. Вспоминает пого­ворки: «Крепкий как дуб», «Мудрый как старый дуб». Отмечает на эскизах особенности изображения этого дерева: ствол толстый, кора имеет темные и светлые оттенки, крона раскидистая и ветвистая. Рассказыва­ет, что ствол можно изобразить сангиной или гуашью, а крону — скатыванием бумаги и трафаретной печа­тью. Показывает различные образцы изображения кота из пластилина. Уточняет последовательность лепки кота. Поясняет детям, что работать они будут в парах, при этом нужно решить между собой, кто что будет изображать, проговорить композиционное решение.

Занятие заканчивается анализом детских работ, в процессе которого подчеркиваются оригинальность и проявленное творчество.

Чудесные бабочки

Нетрадиционная техника: тычкование.

Цель: познакомить с техникой тычкования; закре­пить представление о симметрии как о средстве выра­зительности образа; учить работать в парах.

Оборудование: силуэты бабочек на цветном карто­не формата А4, клей, квадраты разных цветов (2><2 см), иллюстрации с изображение бабочек, карандаши.

Ход занятия

Загадывается загадка: «Над цветком порхает, пля­шет, веерком узорным машет» (бабочка).

Рассматриваются иллюстрации бабочек. Педагог об­ращает внимание на то, что оба крыла бабочки одина­ковые, у них симметричный рисунок. Объясняет и по­казывает, как изобразить бабочку тычкованием. Что­бы получить тычок, нужно взять квадрат, приложить к тупому концу карандаша, загнуть углы квадрата и одновременно скрутить их вокруг карандаша. Этими тычками дети заполняют внутреннюю часть силуэта бабочки. Подчеркивается, что необходимо подобрать наиболее удачно сочетающиеся цвета. Ребята должны суметь договориться между собой в подборе цвета, что­бы крылья бабочки получились одинаковыми.

В конце занятия рассматриваются все бабочки. Сре­ди Них выбираются самые нежные, самые яркие, са­мые симметричные.

Осенний натюрморт

Нетрадиционные техники: печать листьями, на- брызг, рисование пальчиками.

Цель: формировать эстетическое отношение к ре­альным предметам и их изображению разными техниками; упражнять в комбинировании различных тех­ник; развивать чувство композиции.

Оборудование: листы бумаги формата A3 (для пе­чати листьями — черного цвета, либо тонированные пастелью в различные цвета на предыдущем занятии; для набрызга — пастельных тонов), гуашь, мягкие и жесткие кисти, картонка для набрызга (5x5 см), лис­тья (желательно опавшие), трафареты различных лис­тьев для набрызга, мисочки с гуашью для рисования пальчиками, салфетки, натюрморт (букет боярышни­ка в вазе и т.п.), педагогические эскизы.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение «Натюрморт»: Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу — Знай, что это натюрморт!

Дети рассматривают и анализируют предложенные композиции (из чего состоят, какого размера и цвета и т.д.). Особое внимание уделяется веткам (они не пря­мые, а немного изогнутые) и ягодам (они собраны вме­сте, в грозди). В старшей группе рассматриваются и другие похожие натюрморты с рябиной, калиной.

Ребятам предлагается выбрать и нарисовать аналогич­ный натюрморт. Обсуждается его название. Рассматри­ваются педагогические эскизы, дети выбирают понравив­шиеся и непонравившиеся, соответствующую технику изображения. Показываются либо вспоминаются основ­ные приемы работы в разных техниках. Особое внима­ние уделяется колориту — при печати листьями каж­дый лист раскрашивается сразу несколькими красками (желтой, зеленой, красной, бордовой, оранжевой по вы­бору), при набрызге также используются разные цвета. Оттенки называются основными и образными названия­ми, например, светло-коричневый и охристый, красный и багряный и т.д. Определяется последовательность работы: сначала изображается стол (скатерть), затем — ваза, далее — ветки, листья и наконец ягоды.

При просмотре детских рисунков выбирается самый веселый натюрморт, натюрморт, в котором больше всего ягод, самый разноцветный натюрморт, больше всего похожий на настоящий и т.д. Обсуждается, какими красками и материалами пользовались дети.

Лары осени

Нетрадиционные техники: оттиск пробкой, печат­ками из картофеля, монотипия.

Цель: формировать эстетическое отношение к на­тюрмортам из даров осени и их изображению в рисун­ке; упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и колорита.

Оборудование: ватманский лист с наклеенной ва­зой для фруктов, фрукты и овощи или их муляжи, пол-листа формата А4, гуашь, кисти, пробка, печатки из картофеля, мисочки для печати, репродукции на­тюрмортов (Машков, Коровин, малые голландцы, Се­занн), ножницы, педагогические эскизы.

Ход занятия

Рассматриваются репродукции натюрмортов различ­ных художников, выбираются понравившиеся и непонравившиеся.

Обыгрывается ситуация «Составь натюрморт»: дети учатся различать и называть фрукты и овощи, упраж­няются в составлении композиции натюрморта. Рас­сматриваются педагогические эскизы с изображения­ми натюрмортов разными техниками.

Педагог показывает, как с помощью монотипии мож­но нарисовать яблоки, груши, сливы, лимоны, другие фрукты, как их вырезать и создать из них компози­цию. Дети сами выбирают и рассказывают, как напе­чатать виноград и другие дары осени. Они рисуют на­тюрморт из трех и более предметов. По желанию мож­но изображать общий натюрморт на большом листе.

При просмотре детских рисунков отмечаются самое румяное яблочко, самая сочная груша, самая спелая гроздь винограда и т.д. Уточняется название такого произведения — натюрморт. Обсуждается, что являет­ся главным в натюрморте — ваза или какие-нибудь фрукты яркого цвета с объемной или фактурной по­верхностью, окрашенные с оттенками, самый спелый или самый незрелый, зеленый и т.д. Рекомендуется сравнить рисунки с репродукциями или эскизами, оп­ределить их сходство или различие.

Необычная посуда

Нетрадиционные техники: оттиск пробкой, печат­ками из ластика, печать по трафарету, «знакомая фор­ма — новый образ».

Цель: формировать эстетическое отношение к быто­вым предметам и их художественным изображениям в натюрморте; упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, об­разные представления о предметах.

Оборудование: листы формата A3, гуашь, кисти, ми­сочки для печати, печатки из ластика и пробки, трафа­реты, поролоновые тампоны для печати по трафарету, посуда или ее рисунки, педагогические эскизы; различ­ные предметы, которые молено обводить (маленькие под­носы разной формы, ножницы, спичечные коробки и др.)

Ход занятия

Педагог читает стихотворение «Натюрморт»:

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу — Знай, что это натюрморт!

Предлагает поиграть в игру «Художник составляет натюрморт»: дети упражняются в составлении натюр­морта из различной посуды, учатся правильно называть посуду, гармонично строить рисунок. Затем рассматри­ваются эскизы с изображениями вариантов натюрморта из разной посуды, показывается, как можно нарисо­вать посуду, используя знакомые предметы: например

из подноса круглой формы с помощью обведения и дори­совывания получается заварной чайник, из ножниц — ваза и т.д. Выбираются и обсуждаются различные ва­рианты украшения посуды. Дети выполняют неслож­ный натюрморт из двух — трех предметов.

Просматриваются детские рисунки, оформленные в виде выставки, и выбираются самый веселый натюрморт, самая оригинальная, самая расписная посуда и т.д.

Наши комнатные растения

Нетрадиционные техники: обрывание, скатыва­ние и др.

Цель: формировать эстетическое отношение к ком­натным растениям и их изображению в натюрморте; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и колорита.

Оборудование: лист цветного картона формата А4, пол -клетчатой салфетки, цветная бумага (коричневая, свет­ло- и темно-зеленая — большие прямоугольники; розо­вая, белая, сиреневая, фиолетовая — маленькие прямоу­гольники), желтые салфетки (небольшой кусочек), фи­алка, сансевьера (цветок), клей, кисти, эскизы.

Ход занятия

Педагог беседует о значении комнатных растений: они радуют человека зимой, когда нет зелени на ули­це, делают воздух чище, поднимают настроение.

Рассматривая сансевьеру и фиалку, дети определяют, чем они похожи и чем различаются: разная форма листь­ев, наличие или отсутствие цветов, листья длинные или короткие, темные или светлые, форма цветочных горш­ков одинаковая или разная. Обсуждается, как их можно нарисовать, смастерить из бумаги. Изучаются эскизы, уточняется, какая бумага: темно- или светло-зеленая, си­реневая, фиолетовая, розовая — потребуется для работы.

Воспитатель демонстрирует, как из салфетки смасте­рить скатерть (капельки клея наносятся на уголки кар­тона, а не на салфетку), а из прямоугольника коричне­вой бумаги — цветочный горшок. Вспоминается, как с помощью обрывания можно сделать круглые и длинные листья, лепестки цветка. Желающим предлагается показать, как можно сделать объемной серединку цветка: для этого из кусочка салфетки скатывается шарик. Дети выбирают, какое растение им больше нравится, и начи­нают рисовать или работать с бумагой с натуры.

При просмотре детских рисунков определяется сход­ство с натурой, обсуждается, какими материалами оно передано. Выбираются самое пушистое растение, рас­тения, на которых много листьев, цветов и т.д.

Завтрак куклы

Нетрадиционные техники: обрывание, скатыва­ние и др.

Цель: формировать эстетическое отношение к быто­вым предметам и их изображению в натюрморте; уп­ражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции, колорита, объемности, пространственные представления.

Оборудование: лист цветного картона формата А4, пол клетчатой салфетки, прямоугольники цветной бу­маги (коричневой, оранжевой, красной, синей, фиоле­товой, желтой), кусочки салфеток (красные, желтые, зеленые), кукла Катя, кукольный столик с разными предметами (муляжи фруктов, тарелочка супа, кастрю­ля, половник, ваза для фруктов, чашка и стакан, иг­рушки, краски), педагогические эскизы, клей, кисти.

Ход занятия

Разыгрывается сценка из жизни куклы Кати: кук­ла хочет сама, без мамы, накрыть стол к завтраку. Дети обсуждают, что из предложенных предметов можно подать к завтраку, а что нет.

Обыгрывается задание «Составь натюрморт к зав­траку». Дети упражняются в составлении натюрморта из различной посуды и фруктов.

После просмотра нескольких композиций натюрмор­та к завтраку рассматриваются эскизы с вариантами натюрмортов, дети выбирают понравившиеся и непонравившиеся. Педагог показывает, как из салфетки сде­лать скатерть, как из прямоугольника путем обрыва­ния получить стакан, вазу для фруктов, сами фрукты. Напоминает, как скатыванием салфетки в шарик можно создать объемные изображения ягод, фруктов, руч­ки у чашки и др.

При просмотре рисунков выбираются самый фрук­товый завтрак, самый обильный и самый скромный, самая необычная посуда. Детям предлагается опреде­лить, какой бы натюрморт к завтраку они выбрали.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...