Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок несовершенной конкуренции..(современный рынок)




С появлением в производстве крупных предприятий (монополии) меняется и ситуация на рынке. На большинстве рынков подавляющая часть продукции поставляется ограниченным числом фирм. Крупные монополии начинают занимать господствующее положение на рынке и могут существенно влиять на условия продажи, меняются отношения между участниками рынка.

Несовершенная конкуренция подразделяется на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. ПО степени монополизации:

 
 


Совершенная монополия олигополия чистая

Конкуренция монополия

На рынке монополистической конкуренции продавцы предлагают, как правило, похожие товару товары одного назначения, но отличающиеся качеством т.е. набором особых потребительских свойств, которым не обладают другие сходные товары. Таким образом продавцы являются своего рода монополистами и стараются убедить нас, потребителей, что их товар в данной товарной группе является самым лучшим например, по дизайну, упаковке, экономичности экономичным параметрам и.т.д. (с помощью рекламы).

Признаки монополистической конкуренции:

1. На отраслевом рынке присутствуют множество фирм;

2. отдельная фирма поставляет на рынок объем продукции столь незначительный по сравнению с общим отраслевым предложением, что фирма не может повлиять на цену при помощи этого фактора;

3. продукция производится дифференцированная (отличающаяся по составу, дизайну). Т. о продукция становится в своем роде уникальной.;

4. в отрасли практически нет барьеров для притока других капиталов.

Дифференциация товара позволяет продавцам самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Принято считать, что на таком рынке на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% объема продаж, а на долю восьми - не менее 50%. Вход на такой рынок достаточно свободен и определяется главным образом размерами капитала. Однако у новых продавцов могут быть и трудности, т.к., ниш и заняты. Дифференциация продукта определяет степень монополизации рынка: чем более однородна продукция, тем в большей мере товары могут друг друга и конкуренция сильнее, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция и легче устанавливать монопольную цену.

Рынок монополистической конкуренции – это синтез свободной конкуренции и монополии. На рынке множество фирм предлагающих схожие товары, но различные с точки зрения потребителя. Это товары заменители, которые отличаются по качеству, дизайну упаковки и т.д. Поэтому каждый производитель поставляет на рынок своего рода уникальный товар превращаясь в монополиста, с помощью неценовых факторов производитель снижает эластичность спроса, в результате он имеет возможность влиять на цены. Вход на рынок конкурентов ограничен размерами капитала и необходимостью захвата своего сегмента на рынке. Такие рынки функционируют в области реализации одежды, моющих средств, обуви, напитков.

Олигополия - это рынок. На котором доминирует несколько фирм. Как правило, на таком рынке четыре крупные фирмы (по объемам поставок и продаж) контролируют от 65 до 99% рынка. Они имеют высокую прибыль, потому что доступ на рынок для конкурентов затруднен. Этому препятствует: 1. необходимость значительных финансовых средств. 2. Контроль действующих компаний над научно-техническими разработками в данной области.

Доступ на такой рынок ограничен, затруднен. Одним из основных барьеров являются размеры капитала, контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию. На рынке чистой олигополии - однородная продукция (цемент, алюминий и.т.д.) Дифференцированная олигополия - это рынок, на котором продается разнородная продукция, но одного функционального назначения (например это, автомобили, покрышки автокосметика и т.д). К олигополии обычно относится картель (договор по ценам и объемам продаж с целью максимизации прибыли). Если в картель объединяется все предприятия, то он ведет себя как фирма -монополист.

Олигополия характеризуется стабильностью цен в отрасли, цены складываются вокруг ценового лидера (крупнейшей компании в отрасли). Эти рынки действуют в области автомобилестроения, черной и цветной металлургии, нефтедобычи и т.д.

Монополию ММК можно рассматривать с двух сторон с одной стороны как тип фирмы (картель, синдикат, трест, концерн), а с другой - как экономическое поведение фирмы. Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, а значит один продавец на рынке, который контролирует ситуацию на рынке и устанавливает монопольно высокую цену, позволяющую получать монопольно высокую прибыль. Вход на такой рынок теоретически возможен, а практически нет. Признаки чистой монополии:

1. в отрасли функционирует 1 фирма, поэтому понятия «фирма» и «отрасль» равнознвчны;

2. т.к произведенная фирмой продукция представляет собой все предложение товаров отрасли, то фирма обладает полным контролем над ценами и рыночной властью (фирма может поднять цены и непотерять спрос на нее);

3. доступ других фирм закрыт барьерами.

Монополия – это экономический тип поведения, она предполагает, что отрасль представляет один производитель, поэтому он полностью контролирует объем продаж и уровень цен. Власть монополиста над ценами тем сильнее, чем меньше имеется товаров заменителей на рынке, абсолютная власть – в случае уникальности продукта. Монополисты получают сверхприбыли, т.к. в отрасли отсутствуют конкуренты. Выделяют следующие барьеры для вхождения в отрасль: 1. Собственность на уникальные сырьевые ресурсы. 2. Масштабы производства, предприятие может пойти на демпинговое снижение цен, чтобы вытеснить конкурента из отрасли. 3. Исключительное право на производство. 4. Лицензии и патенты.

 

  Тип рын. стр-ры Число продавцов Тип продукта Контроль над ценами Условия входа в отрасл Доступ информации
Рынок совершенной конкуренции Множество мелких фирм Однородная Отсутствует Никаких ограничений Полный доступ
Рынок монополистической конуренци Множество мелких фирм   Дифференцируемый   частичный     Некоторые затруднения Некоторые ограничени
олигополия   Несколько крупных фирм   дифференцируемый   Групповой контроль над ценами затруднительно ограничена    
монополия   Одна фирма Уникальный полный невозможно недоступна
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...