Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструменты макроэкономической политики.




1. Налогово-бюджетная политика, означающая использование налогов и государственных расходов с целью воздействия на экономику. Первый компонент налогово-бюджетной политики - налогообложение - оказывает влияние на общую экономическую ситуацию посредством двух способов: · сокращая располагаемый или расходуемый доход домашних

хозяйств. Так, налоги уменьшают сумму денег, которую население расходует на покупку товаров и услуг, в результате чего сокращается совокупный спрос на блага, что вызывает

уменьшение объема ВВП; · оказывая влияние на цены благ и факторов производства. Например, повышение налогов на прибыль вызывает снижение стимулов у фирм к инвестированию в новые капитальные блага. Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

Различают дискреционную и недискреционную. 1 – сознательное манипулирование доходами и расходами государством. 2 – автоматическое регулирование доходами и расходами бюджета.

2. Кредитно-денежная политика, осуществляемая государством посредством денежной, кредитной ибанковской систем страны. Регулирование денежной массы влияет на процентные ставки и тем самым на экономический рост. Так, политика дорогих денег в США повысила процентные ставки и снизила экономический рост, повысила уровень безработицы. Только после того, как стало осуществляться аккуратное регулирование денежной массы, в стране наступил экономический рост.

3. Политика доходов - это желание государства сдержать инфляцию директивными мерами: либо прямым контролем над заработной платой и ценами, либо добровольным планированием повышения заработной платы и цен. Политика доходов в западной экономической литературе является наиболее дискуссионной. Тридцать лет назад эта политика считалась эффективной в борьбе с инфляцией. В настоящее время многие экономисты считают ее не только неэффективной, но и вредной, поскольку, в сущности, она не снижает инфляцию. Поэтому большинство развитых стран используют ее в чрезвычайных обстоятельствах.

4. Внешнеэкономическая политика. Международная торговля повышает эффективность и экономический рост, служит цели повышения уровня жизни. Важным показателем внешней торговли является чистый экспорт, представляющий собой разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта. В случае превышения экспорта над импортом наблюдается избыток, если же импорт превышает экспорт - имеет место дефицит торгового баланса.

5. Торговая политика включает в себя тарифы, квоты и другие инструменты регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт. Регулирование иностранного сектора осуществляется координацией макроэкономической политики в различных экономических регионах, но главным образом путем управления валютным рынком, ибо на внешнюю торговлю влияет валютный курс страны.

По динамике ВП судется конъюктура рынка.

№ 7 Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (совокупный спрос – совокупное предложение)

В самом общем виде равновесие в экономике - это сбалансированность и пропорциональность её основных параметров, другими словами - когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения. По отношению к рынку равновесие - это соответствие между производством благ и платёжеспособным спросом на них.

Обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей (на рынке они всегда выступают в виде платёжеспособного спроса), либо увеличения и оптимизации использования ресурсов.

Равновесие системы (национального хозяйства) не сводится только к рыночному равновесию. Рыночные факторы следует отделять от производственных. Ведь диспропорции, нарушения в сфере производства неизбежно ведут к неравновесности на рынках.

К тому же в реальной действительности наряду с рыночными воздействиями экономика испытывает влияние других, нерыночных факторов (воины, социальные волнения, погода, демографические сдвиги)

Совокупный спрос – это реальный объем нац-ого произв-ва, к-рый экон-ие субъекты готовы приобрести при любом возможном уровне цен. Зависимость м/у уровнем цен и совок-ым спросом явл-ся обратной или отрицат-ой. Это определяется тремя факторами: эффектом процентной ставки; эфф-ом богатства или кассовых остатков; эфф-ом импортных закупок. Графически кривая совок. спроса АD отклоняется вниз вправо. Неценовые ф-ры, вызывающие изменения совок-ого спроса: изменения в потребительских расходах; измен. в инвестиционных расходах; измен. в гос-ных расходах; измен. в соотношении м/у экспортом и импортом, т.е. в чистом экспорте.

Сов-е предложение – это реальный объем нац-ого произв-ва при каждом возможном уровне цен. Это сумма всех конечных тов-ов и услуг, предъявляемых к продаже. Зависимость м/у уровнем цен и величиной совок-ого предложения явл-ся прямой или положит-ной. Неценовые ф-ры, вызывающие изменение совок. предлож-ия вызывающих изменения издержек на ед-цу продукции: изменение цен на ресурсы; изменение в производительности; изменение правовых норм.

Пересечение кривых совокупного спроса и предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Макроэ-ое равновесие – это сбалансированность совокупного спроса и предложения, соответствие товарной, денежной массы и цены. Отсутствуют излишки и дефицит на всех товарных рынках, все свободные деньги инвестируются. Т.О. Макроэкономическое равновесие – это идеальное состояние в экономике. Реально фактический объем национального производства может отклоняться от равновесного, и чем больше это отклонение, тем меньше возможности решения данного отклонения. Макроэкономическое равновесие меняется под воздействием неценовых факторов совокупного спроса и предложения.

1. классический подход – рынок способен обеспечить практически полную занятость и полное использование ресурсов. Это саморегулирующая система, не требующая вмешательства государства. В таких условиях за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства, даже если к этому побуждает увеличение совокупного спроса. Отдельные фирмы могут пытаться расширить свое производство, предлагая более высокие цены за ресурсы, но тем самым они понижают объемы производства других фирм. Усиление конкуренции на рынке ведет к повышению их цен и является фактором инфляции. Таким образом, изменение совокупного спроса может оказать влияние только на уровень цен, но не затрагивает объемы совокупного производства и занятости.

Совокупное предложение порождает собственный совокупный спрос.

Если рынок сталкивается с проблемой недо или перепроизводства, то благодаря эластичности цен, з/п восстанавливается МЭР. Если из потока «Доходы-Расходы» часть денежных средств будет изъята ввиде сбережений, то они появятся в этом потоке виде инвестиций (благодаря управляющей функции процента).

Совокупный спрос – тот реальный объем национального производства который потребители, инвесторы, государство готовы и в состоянии приобрести при каждом возможном уровне цен.

С ростом цен в экономике снижается совокупный спрос, это объясняется:

· эффектом процентных ставок (с увеличением цен увеличивается спрос на деньги, увеличивается %, снижается инвестиции, снижаются потребительские расходы)

· эффект богатства (с увеличением цен обесцениваются финансовые активы, снижаются расходы)

· эффект импортных закупок (с ростом цен увеличивается спрос на импортные товары, снижается спрос на отечественные товары).

Уровень цен (Р)

ВНП (р)

Элементы совокупного сроса:

АД = С (потребительские расходы) + Y (инвестиционные расходы) + G (государственные расходы) + Хr (чистый экспорт).

Неценовые факторы совокупного спроса:

· изменение потребительских расходов, которые могут быть вызваны: изменение реальной стоимости накопленного богатства; ожиданием потребителя будущего изменения цен (инфляция); задолженностью потребителей и размером индивидуальных налогов (НДФЛ).

· Изменение в инвестиционных расходах, которые могут быть вызваны: изменением % ставки; ожиданиями нормы прибыли инвестиций; изменением налогов на предприятии; характером применяемых технологий.

· Изменением в государственных расходах.

· Изменением чистого экспорта, которое может быть вызвано: динамикой валютных курсов; уровнем национального дохода зарубежных стран.

Совокупное предложение – это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен в экономике.

Уровень цен

1 2 3

ВНП (р)

В целом существует прямая зависимость между уровнем цен и величиной реального ВНП.

На кривой AS выделяют 3 участка:

1. кейнсианский – национальный продукт может меняться при постоянном уровне цен. Любой объем производства характеризует не полное использование ресурсов. Вынужденная безработица, увеличение национального производства не приводит к увеличению издержек,

2. промежуточный – с увеличением объемов национального производства растут цены, безработица снижается, требуется дополнительная рабочая сила, это приводит к росту з/п, а следовательно не приводит к увеличению издержек и увеличению цен.

3. классический – экономика достигает полной занятости и границ своих производственных возможностей. Увеличение производства невозможно, привлечение дополнительной рабочей силы достигается за счет более привлекательной з/п. в результате производство одного товара увеличивается, а другого сокращается. В целом ВНП не меняется.

Неценовые факторы совокупного предложения:

1. цены на сырьевые ресурсы, трудовые, капитальные.

2. изменение производительности ресурсов (увеличение производительности означает расширение возможностей производства)

3. налогообложение предприятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...