Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н.Задонский. Портрет учителя




 

Словесник – частый гость на страницах художественных произведений (большим «спросом» у писателей пользуются также историки и математики). В своих произведениях авторы показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя литературы. Словесник – литературный герой, как правило, личность положительная, достойная уважения и любви учеников. Писателю интересно исследовать внутренний мир учителя литературы, его читательские вкусы, черты характера, продиктованные и выработанные спецификой предмета преподавания.

Прежде всего поговорим о тех художественных образах словесников, которые являются примером человечности, духовности и профессионализма.

В 60-х годах ХХ века во всем мире большой шум произвела книга американской писательницы, по профессии учительницы литературы, Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Главная героиня произведения – молодая, красивая, начинающая словесница Сильвия Баррет, которая пытается не только найти себя как педагога, но и установить контакт с трудными американскими подростками, привить им любовь к чтению, раскрыть их как личностей. Но первый же день в школе приносит разочарование: «Ни курсы английской литературы и педагогики, ни дипломная работа по Чосеру к такому меня не подготовили. Мне хотелось создать в классе атмосферу теплоты и взаимного уважения. Начну, думалось мне, с разговора о внешнем виде человека, его манерах, его речи – о том, что бросается в глаза сразу, потом перейду к хорошей дикции, правильному употреблению слов, умению выражать свои мысли. Отсюда ведь только шаг к бесконечным просторам творчества. Так я думала. Оказалось же, что я не смогла даже проверить, все ли в классе, дошла лишь до «Б» по журналу…» [1, 22].

Композиция книги «Вверх по лестнице, ведущей вниз» сложна и оригинальна: сюжет выстраивается из писем Сильвии Баррет, школьных записок учителей и завуча, расписания уроков, школьных анекдотов, распоряжений директора, отрывков из ученических сочинений и т.п. Из этой мозаики постепенно выстраиваются образы главной героини, ее друзей, учеников. Молодой учительнице литературы приходится преодолевать множество трудностей: расизм, ненависть к женщинам, лесть, равнодушие, наркоманию, преступность среди несовершеннолетних. Для мисс Баррет все школьники одинаково ценны и любимы, она никого не осуждает, но в каждом ученике ищет те черты, которые достойны уважения. Для того, чтобы лучше узнать детей, словесница в своем классе вывешивает «Ящик доверия», и из ученических писем узнает об их проблемах, предпочтениях, интересах, желаниях. Правда, подростки опасаются подписываться под откровенными записками настоящими именами и придумывают себе псевдонимы: «Мура-Вей», «Страдающий», «Ваш болельщик», «Ваша неизвестная поклонница», «Ваш рваг» (впоследствии – «Ваш рдуг»), «Опытный ученик», «Угадайте кто?», «Ястреб» и др. Из этих записок Сильвия Баррет узнает, что хотят читать школьники, что их волнует, в каком учителе литературы они нуждаются. И молодая словесница, набивая шишки на ошибках, стремится быть полезной и необходимой, ищет свои приемы работы.

Однажды на уроке она прочитала рассказ о том, как соседка тайком кормила больного мальчика конфетами, в результате тот еще больше заболел, и его мать подала на соседку в суд. Мисс Баррет предложила ученикам превратить класс в зал суда и рассмотреть «дело о сладостях». Ученики разобрали роли, чтобы подготовиться к «суду»: матери, отца, соседки, ребенка, прокурора, защитника, свидетелей обвинения, свидетелей защиты, даже врача. Осталось выбрать самую ответственную роль – судьи. И учительница пошла на рискованный шаг: поручила эту роль самому скромному, неприметному ученику Хосе Родригесу. В классе все только захихикали; никто не верил, что он справится. «На следующий день Хосе явился в класс в шапочке и в чем-то похожем на судейскую мантию, …с молотком в руках. Держался он с таким достоинством, что никто не посмел скалить зубы…

Когда раздался звонок, Хосе медленно снял шапочку и мантию, аккуратно сложил их и положил на свою тетрадь и пошел на следующий урок. Но шел он так, как будто на нем все еще было судейское облачение» [1, 101]. Этот урок и вера учителя перевернули жизнь разуверившегося в себе ученика. В «Ящик доверия» Хосе Родригес бросил следующую записку: «Литературе было бы гораздо лучше, будь больше таких учителей, как вы, что интересуются учениками, а не просто учат по обязанности. С тех пор как вы меня выбрали судьей, я стал чувствовать себя человеком. Я вас не забуду всю жизнь» [1, 133].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...