Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Герард Доу. Старый учитель




 

Герой рассказа А.П.Чехова «Учитель словесности» – преподаватель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе. Ученики не уважают его, и он сам их не любит. Никитин влюблен в дочь местного помещика, и это чувство его полностью поглощает, не давая проявляться в жизни целостно. Школа и профессия вызывают у него скуку.

Отрицательный образ словесника представлен и в рассказе И.Франко «Отец юморист». Ученики с нетерпением ожидают при переходе в следующий класс нового учителя словесности – отца Телесницкого, о котором идет слава «юмориста». На первом уроке у «отца юмориста» дети смеются над каждой его фразой, но как сильно разочарование, когда ученики узнают, что юмор у учителя Телесницкого весьма своеобразный – жестокие телесные наказания, презрение к личности ребенка, мелкие комплексы, мелочные придирки. Учеба у такого словесника – сплошное наказание. Понятно, что любви к художественному слову у героя И.Франко никто не научился.

 

Неизвестный художник. Учитель и ученики

 

Образ словесника-тирана встречаем в романе Г.Манна «Учитель Гнус». Фамилия главного героя Нусс, но все поколения учеников называют своего учителя литературы Гнусом. Он уже почти четверть века преподает отечественную и античную литературу, хотя, по мнению исследовательницы Г.Знаменской, «его убогому уму и закоснелой душе абсолютно недоступны духовное богатство и красота искусства» [7, 9]. Гнус – человек, одержимый жаждой власти, это не учитель, а тиран по призванию. Герой Г.Манна – личность злобная, трусливая, мстительная, ненавидящая учеников, которые называют его «этим именем». «Он был беден и непризнан; никто не знал, сколь важную работу выполняет он вот уже двадцать лет. Незамеченным, даже осмеянным проходил он среди всех этих людей, но в душе был сопричастен властителям мира» [8, 45].

Учитель Гнус остановился в своем развитии, у него нет никакой перспективы, главное – чтобы все было по порядку, как положено. Сам неподвижный, застывший, он требует такой же неподвижности и от учеников. Злобный окрик словесника: «Думать не разрешаю!» останавливает всякую свободу мыслить, всякое творческое начинание школьников. Он учит лицемерию, заставляя юношей говорить «не то, что подсказывает разум и убеждения, а изрекать утвержденные, заготовленные властями штампы» [7, 10].

Гнус не обладает таким необходимым для учителя литературы качеством, как богатство речи и читает лекции, используя ничего не значащие словосочетания: «право же, конечно», «итак, следовательно» и т.п. Ученик для него – «серое, забитое, коварное существо, которое не знает в жизни ничего, кроме своего класса, и ведет нескончаемую подпольную войну с тираном…» [8, 32]. Герой произведения пытается сломить учеников, подавить их волю, усмирить дух и установить на уроке кладбищенскую тишину.

 

А. Рябушкин. Школа 17 века

 

Как же учит литературе этот герой? Гнус – сторонник схоластического догматичного обучения. Главное для него – количество, а не качество знаний, и повиновение учеников. «Орлеанскую деву» например, Гнус изучает чуть ли не целый год, и все поколения школьников ненавидят эту поэму Вольтера. «Ее читали с начала и с конца, заучивали наизусть целые сцены, давали к ней исторические пояснения, на примерах из нее изучали поэтику и грамматику, перекладывали стихи в прозу и обратно, прозу в стихи. Для всех, при первом чтении ощутивших сверкающую прелесть ее стихов, они давно поблекли. Мелодия стала неразличима в звуках разбитой шарманки, изо дня в день скрипевшей одно и то же» [8, 23]. Учитель Гнус говорит о том, что заботится о нравственности своих учеников, используя в то же время бесчестные приемы (например, дает тему для сочинения, которую невозможно раскрыть, с целью «засыпать» весь класс).

Такие герои, как словесник Гнус – предупреждение о том, что человеку с комплексами и жаждой власти не место в школе, потому что такая личность может только безнадежно покалечить детские души.

Удивительную, необычную личность словесника создает В.Железняков в повести «Каждый мечтает о собаке». Учителя литературы Федора Федоровича Долгоносика ученики сокращенно называют «Эфэф». Его все уважают, хотя и посмеиваются над «странностями» словесника. Так, например, в класс Эфэф входит всегда стремительно и сразу же начинает вести урок, не желая тратить даром времени. На каждый случай жизни у учителя припасена цитата из классической литературы. Его ученик Юрий Палеолог говорит про Эфэфа: «…Когда он говорил эти цитаты, то волновался, а не просто шпарил наизусть. В общем, настоящий комик… Не в том смысле, что он смешной, какой-нибудь там хохотун вроде циркового клоуна. Наоборот, он редко смеется, хотя еще довольно молодой и неусталый, а комик в том смысле, что он какой-то необычный человек» [9, 153].

Ходит Эфэф со старой солдатской полевой сумкой, и когда скучно становится на уроке, когда всем ученикам надоедают разговоры об однородных членах предложения, учитель что-нибудь вынимает из этой сумки, доставшейся ему от отца. Однажды он «вытащил из сумки какую-то тоненькую потрепанную книжонку и без всяких слов предупреждения стал ее читать… без выражения, тихо, однообразно, точно не читал, а рассказывал то, что видел сам. А потом, когда закончил, сказал: «Солдата, который написал эту книжку, уже нет в живых. – И в сердцах с обидой добавил: – Рановато он умер».

Книжка пошла по рядам, и каждый ее рассматривал: …«Эм.Казакевич. Звезда». А ниже от руки было написано: «Товарищу по землянке». И стояла подпись автора. Это отец Эфэф был товарищем по землянке» [9, 156].

Уверенность и авторитетность Федора Федоровича на уроке сменяются на улице скромностью. Вне школы Эфэф – обыкновенный человек, небольшого роста, худенький, который ходит в старом пальто и в кепке со сломанным козырьком. У него отсутствуют педагогические деформации личности: никто на улице не признает в Эфэфе школьного учителя, тем более словесника. Ученики могут приходить к нему домой как к старшему товарищу, и он делится с ними своими сокровенными мыслями, например, о том, что любит думать «больше про незнакомых, чем про знакомых. Про знакомых все знаешь, а про незнакомых можешь придумать то, что тебе хочется» [9, 157].

И вот когда у ученика Юрия Палеолога случается такая безвыходная ситуация, что он решает убежать из Москвы на полюс, ученик идет за помощью не к матери, не к дедушке, и не к одному из своих одноклассников, а к Эфэфу. И учитель оказывает ему реальную поддержку, на личном примере показывая, как нужно взять себя в руки и не сломиться: «– А это ты видел? – Федор Федорович повернулся к нему спиной и рывком сорвал с себя рубаху. И Сократик увидел исхлестанную шрамами спину Федора Федоровича. – Из лоскутков сшили. – Он надел рубаху. – Я ведь летчиком был. Для меня самое главное в жизни было небо и самолеты. А мне сказали, что я отлетался. Три года я провалялся в постели. Врачи думали, не встану, а я встал… Думаешь, мне было тогда легче, чем тебе сейчас? Ты пойми, человека украшает не только сила и победа, но и признание собственного поражения. А вот бегство и трусость еще никого не спасали… Ты сейчас пойдешь к ребятам и все им объяснишь. Ну, иди, иди» [9, 237]. На глазах читателя учитель спасает одного ученика. Древняя мудрость гласит: «Кто спас одного человека – спас весь мир».

В образе словесника Федора Федоровича Долгоносика больше проявлены человечность и душевность, чем профессионализм, но, по-видимому, в этом и заключалась задача писателя.

В условиях, когда старая школа уходит безвозвратно и возникает необходимость создать новую школу, проблема учителя в своем значении удвоилась. И поиск нового учителя осуществляет Юрий Поляков в повести «Работа над ошибками» через образ филолога Андрея Петрушова.

Молодой журналист, временно устроившийся преподавать русский язык и литературу в школу, чувствует разрыв связи времен и пытается найти между собой и учениками нечто объединяющее. «Пока я изучал учеников, они изучали меня» [10, 207] – таким был первый приход молодого учителя в класс.

«На первом уроке в пятом классе я разбирал с ребятами главу «Одиссей на острове циклопов». Они, замирая, следили, как хитроумный Улисс выпутывается из сложной ситуации, и предлагали много других способов спасения, вплоть до лазерного оружия. В духе времени я постарался не заострять их внимание на «крепком божественно-сладком напитке», при помощи которого был усыплен одноглазый людоед» [10, 225].

Петрушов интересен ребятам, потому что они интересны ему. Он пытается приблизить к себе учеников на уроке разнообразной литературой, силой воображения и фантазии, серьезной и глубокой мыслью. Но все тщетно: устоявшиеся порядки в школе и постоянное влияние директора: «ну за чем тебе это надо», не позволяют молодому педагогу раскрыть себя. В итоге герой не становится ни хорошим педагогом, ни талантливым журналистом. Автора повести волнует не положительный герой – пример для подражания, а другое – как покончить с негативными явлениями в школе.

В произведениях Г.Полонского всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, сложный внутренний мир героев. Его известная киноповесть «Ключ без права передачи» – исследование того нового, свежего, молодого, что пришло в педагогику. Марина Максимовна – вдохновленная любовью к литературе и увлеченная учительница-словесник, которую постоянно окружает кружок ребят – ее единомышленников, в трудном поиске добирающихся до истины.

Вот как писатель рисует ее портрет: «У нее мальчишеская стрижка, худая шея, великоват рот, косметики – ноль. Глаза говорили как-то очень явно и серьезно о "присутствии духа" в небогатом ее теле…» [11, 2].

Марина Максимовна умеет нажать на «точку удивления», предлагает старшеклассникам сочинения на вольную тему. На ее уроках – уроках творчества, уроках духовности – ведутся удивительные дискуссии, которые дарят и учителю, и ученикам радость совместного открытия. Старшеклассники приходят и к ней домой, как к родному близкому человеку, где читают стихи, поют песни, говорят по душам. Она для ребят больше чем учительница: «Она – человек, понимаешь? С ней интересно – раз. Никогда не продаст – два. И говорить можно о чем угодно – три. Нам дико повезло с ней, если хочешь знать» [11, 10].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...