Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Питер Сзамовский. Прогулка с учителем




 

Героиня Б.Кауфман находится в постоянном творческом поиске. Для нее важна не оценка ученика, а качество и умение общаться с художественным произведением. Она всегда идет навстречу интересам детей и позволяет им переписывать сочинения (по Гомеру, например) с целью улучшения итоговой оценки. Она стремится к совершенствованию своих уроков, улучшает конспекты, собирает новый, увлекательный материал. Ей удается к концу учебного года раскрыть в учениках уверенность в своих силах, пробудить интерес к литературе и чтению. Проблемы, с которыми сталкивается в произведении американская учительница литературы, знакомы всем педагогам и школьникам; именно этим, как думается, и объясняется широкая популярность книги далеко за пределами США. Бел Кауфман объездила весь мир именно как автор произведения «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Читатели-взрослые и читатели-дети засыпали писательницу вопросами об американской школе, учителях, преподавании литературы и других предметов. Словесницу Сильвию Баррет многие восприняли не как литературную героиню, а как реального человека, идеал и пример для подражания.

Нелегко складывается учительская судьба еще одного «художественного» словесника – Андрея Даниловича, героя повести В.Каверина «Школьный спектакль». Учитель на первом же уроке пытается переломить школьные стереотипы, догматичность и схоластику в преподавании литературы, предлагая ученикам отвечать от себя, а не по учебнику. Андрей Данилович (от его лица ведется действие произведения) рассказывает, что его начинания зачастую сопровождались полным неприятием со стороны ребят, даже ревом и свистом. «Борьба – а это была именно борьба – продолжалась месяца три. А может, и больше. Заключалась она в том, что я неоднократно пытался, так сказать, перекинуть психологический мост между собой и своими учениками, а они этот мост преспокойно взрывали, отлично понимая, что за двойки отвечаю я, а не они…» [2, 37].

Герой В.Каверина ставит перед собой нелегкую задачу сделать уроки литературы интереснее, преодолеть в школьниках равнодушие к книге, научить читать стихи наизусть, а не по шпаргалкам. Но не просто внушить мысль о том, что литература – не менее полезный и необходимый предмет, чем, скажем, математика или история. Андрею Даниловичу удается в конце концов преодолеть главную трудность: «…Литературой все-таки заинтересовались. Может быть, потому, что я рассказывал им о книжных редкостях, о литературных мистификациях – для шестнадцатилетнего ума все загадочное уже по самой своей природе заслуживает внимания» [2, 37]. Герой В.Каверина становится лучшим другом старшеклассников, ученики поверяют ему свои тайны и открывают сердца. Постановка школьного спектакля доказывает учителю важность внеклассных занятий по литературе.

Традиционный образ педагога, которого ученик интересует как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления, присутствует в повести Е.Криштоф «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой»: пожилая учительница литературы принимает детей такими, какие они есть, со всеми их ошибками, и искренне переживает за них, в то время как молодая представительница этой профессии формально подходит к своим обязанностям. К сожалению, чаще всего ученики тянутся к молодым педагогам, не имеющим той мудрости, которая помогает решить юношеские болевые вопросы.

Замечательную словесницу встречаем на страницах повести М.Прилежаевой «Осень». Главная героиня произведения – Ольга Денисовна, пожилая учительница, увлеченная любимым делом; человек прогрессивный, знающий, чего хотят ученики сегодня. Это тихая, спокойная, жизнерадостная женщина, выбравшая себе профессию по призванию. Для нее очень важно, чтобы ученики проявляли себя как личности, чтобы они учились анализировать жизнь, спорить, воспитывали в себе свободу мысли, вырастали нравственно. Ведь увлечься чем-нибудь вне себя (в том числе и литературой) – уже нравственно. Ольга Денисовна часто читала ученикам новые проблемные произведения. Читала она хорошо. «Знала это свое уменье и любила читать ребятам вслух. После начинался разговор, иногда долгий, трудный, равнодушных не было – то и дорого Ольге Денисовне, что эти чтения и разговоры захватывали и будоражили всех» [4, 86]. Зная тягу своих восьмиклассников к философствованию, учительница не жалела времени на литературные разговоры и споры.

Ольга Денисовна, бывало, знакомила ребят со стихами, не входящими в программу. Такие стихи она не объясняла. Ей важно было, чтобы поэзия осталась в душах учеников, что-то затронула, что-то вылечила, кого-то наполнила и обогатила.

«Блоковские часы Ольга Денисовна любила особенно. Она готовилась к ним с тем праздничным чувством, с каким в студенческие Московские годы ходила в театр…

Блоковские часы. А пушкинские, лермонтовские?.. Да что! Она любила все в школе. Вот входит в класс, вся в предчувствии чего-то единственного. Им, своим сегодняшним ученикам, она открывает Блока впервые. Всегда впервые. И сама вместе с ними всякий раз переживает как бы первую встречу» [4, 119].

Ученики обожали словесницу, и каково же было их негодование, когда в новом учебном году они увидели вместо своей любимой Ольги Денисовны молодого невыразительного учителя Павла Игнатьевича Утятина, который получил это место по знакомству. Старшеклассники хотели учиться только у Ольги Денисовны, и не видели разумных причин ухода учительницы из школы. Но они просто не могли наблюдать за тем, как их директор на протяжении длительного времени выживал пожилую словесницу, бесчестным обманным путем внушая ей мысль о склеротической болезни. Оказавшись в тупике, Ольга Денисовна была вынуждена уступить свое место человеку недостойному, не способному учить и вдохновлять литературой. Утятин признается своему знакомому: «Три положенных года как-нибудь протрублю – и домой. Главное, знаешь что – не жениться. То есть не в том смысле, конечно, ты понимаешь, а в смысле – не регистрироваться. Холостого меня, когда отработаю срок, на родительскую площадь пропишут, с женой ни за что, ищи свою крышу. Такие порядочки, да. Эх, придется тянуть лямку…» [4, 148]. Так школа добровольно расстается с талантливым, творческим учителем, взамен получая расчетливого, прагматичного человека. Писательница не выдумала сюжет, а взяла за основу повести реальные случаи, когда выгода и приказ «сверху» вмешиваются в привычное течение школьной жизни.

Молодой словесник Утятин из повести М.Прилежаевой «Осень» далеко не единственный в мировой литературе отрицательный образ учителя литературы. Так, в комедии Д.Фонвизина «Недоросль» один из наставников Митрофана – как раз учитель грамматики, за которого себя выдает недоучившийся семинарист Кутейкин. Речь Кутейкина, лукаво-льстивая, построена на церковнославянизмах. Во время урока грамоты он заставляет своего ученика читать из «Часослова»: «Аз есмь скот, а не человек, поношение человеков» [5, 89]. Кутейкин открыто издевается над Митрофаном, не уважает его, и ничему полезному не способен научить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...