Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема наблюдения за методикой проведения занятия




Диагностируемые признаки Содержание признаков
Цель занятия     выявить зависимость между содержанием и структурой занятия, его целями и средствами их реализации, местом и значением занятия в системе учебного курса.
Структура занятия (этапы и их содержание)   Программа содержания занятия: 1. Ген – особенности хранения наследственной информации. 2. Структурная организация генов. 3. Изменчивость на генетическом уровне. Значение процессов репликации и репарации. 4. Генотип и среда; норма и диапазон реакции признака. Фенотип как результат взаимодействия генотипа с данной средой.   · основные разделы темы и их задачи 1. Представления современной генетики о механизмах наследственности. Задачи: - Закрепить знания об изменчивости на генетическом уровне - Познакомиться с современными психогенетическими исследования наследственности различных признаков 2. Ген, его структура. Задачи: - Закрепить понятие гена, классификации генов. - Повторить материал о репликации и репарации ДНК и РНК 3. Хромосомы. Задачи: - Закрепить теоретические знания о хромосомах - Рассмотреть механизмы хромосомных и генных мутаций. 4. Генотип и среда; норма и диапазон реакции признака. Задачи: - Повторить теоретические опнятия (генотип, норма реакции, диапазон реакции признака) 5. Фенотип как результат взаимодействия генотипа с данной средой. Задачи: - Закрепить теоретический материал, связанный с понятием «фенотип». - Рассмотреть варианты взаимодействия генотипа со средой.    
Средства обучения и дидактические приемы Самостоятельный разбор материала дома с вынесением основной информации на доклад на семинарском занятии. Запись основных моментах в рабочую тетрадь В ходе семинарского занятия применялись основные ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Целостность обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники. Научность предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Принцип доступности предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для «среднего» студента. Это означает, в частности, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступности изложения, нельзя снижать его научность. Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят: · взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов; · взаимосвязь частей изучаемого материала; · обобщение изученного материала; · стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса; · единообразие структуры построения материала. Дидактический принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.
Форма организации занятия (опрос, беседа, доклады, дискуссии, ролевые игры и т.д.) Доклады+дискуссия+опрос Доклад – сообщение на научную тему Дискуссия - Обсуждение какого-н. спорного вопроса для выяснения разных точек зрения. Опрос- это выяснение мнения аудитории по тем или иным вопросам · Формы проведения семинара Так как тема семинарского занятия перекликается с темой лекции, формой семинара – опрос. Во второй части семинара студентам были предложены задачи, решение которых позволило им применить теоретические знания на практике. · Программа предварительной ориентировки студента в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия в литературе. Опрос не является для студентов новой формой работы на семинарском занятии. Студентам заранее были выданы вопросы к семинару для самостоятельной подготовки, также был представлен список источников, в которых можно найти материал. · Требования к докладам, форме и характеру обсуждения темы. Выступление на семинаре – специфическая учебная работа студента, которая предполагает предварительную подготовку с использованием нескольких источников информации. Выступление с докладом должно соответствовать следующим требованиям: - воспроизведение подготовленного выступления без опоры на письменный текст; - временной регламент 10-15 минут; - умение формулировать цели и задачи доклада; - соответствие нормам литературного языка; - умение делать вывод из всего сказанного; - умение отвечать на вопросы.  
Выводы по ходу занятия     Психогенетика за последние годы значительно обогатила психологию множеством фактов, касающихся, в частности, изучения различных аспектов влияния среды на ход развития. Психогенетика закладывает основы методологии изучения человека как существа био-социального и позволяет не только обогатить теоретические основы психологии, но и заложить фундамент для применения знаний из области психогенетики в практической работе психолога. Практический психолог, работая с клиентом или с группой, манипулирует различными средствами среды, формируя или корректируя те или иные психологические качества человека  

АНАЛИЗ МЕТОДИКИ

СЕМИНАРСКОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО) ЗАНЯТИЯ №1

1. Тема Молекулярные основы психогенетики

· Обоснован ли выбор темы?

Выбор темы обоснован учебной программой курса

 

· Как вписывается данное занятие в общую программу курса?

 

Данное занятие является частью учебной программы курса. Семинарское занятие по этой теме нужно студентам для повторения изученного лекционного материала. Уровень подготовки студентов достаточно высокий, так как знания, полученные от преподавателя в ходе лекций, дополнились самостоятельной работой студентов, углубленным изучением материала.

 

Тема является одной из главных, основополагающих, так как в ней изучаются ключевые понятия психогенетики, без знания которых невозможно дальнейшее изучение данной дисциплины.

 

· Каковы цели занятия?

Повторение и закрепление студентами ранее изученного материала

 

· Соответствует ли рекомендуемая литература цели занятия, программе курса и уровню подготовки студентов?

Да, соответствует.

  • Методы психогенетики: учеб. пособие для вузов. Панкратова А.А. — М.: Солитон, 2006.
  • Психогенетика, Учебник для вузов. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. -Спб, Питер,2008,т.1. 406 с., т.2. 336 с.
  • Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
  • Психогенетика, Учебник. И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000,- 447 с.
  • Психогенетика: теория, методология, эксперимент. Малых С. Б. — М.:Эпидавр, 2004, — 414 с.

 

 

2. Форма организации семинарского (практического) занятия.

· Соответствует ли форма занятия его целям и содержанию материала?

Да соответствует,

Так как тема семинарского занятия перекликается с темой лекции, формой семинара – опрос. Во второй части семинара студентам были предложены задачи, решение которых позволило им применить теоретические знания на практике.

Программа предварительной ориентировки студента в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия в литературе.

Опрос не является для студентов новой формой работы на семинарском занятии. Студентам заранее были выданы вопросы к семинару для самостоятельной подготовки, также был представлен список источников, в которых можно найти материал.

Требования к докладам, форме и характеру обсуждения темы.

Выступление на семинаре – специфическая учебная работа студента, которая предполагает предварительную подготовку с использованием нескольких источников информации.

 

 

· Согласуется ли содержание отдельных этапов с темой занятия и его целями?

 

Да, соответствует

ТЕМА Молекулярные основы психогенитики

СОДЕРЖАНИЕ:

Ген – особенности хранения наследственной информации.

Структурная организация генов.

Изменчивость на генетическом уровне. Значение процессов репликации и репарации.

Генотип и среда; норма и диапазон реакции признака. Фенотип как результат взаимодействия генотипа с данной средой.

 

 

3. Ход занятия.

· Каково содержание основных разделов темы, каковы основные задачи каждого раздела?

ЦЕЛЬ

Повторение и закрепление студентами ранее изученного материала

СОДЕРЖАНИЕ

Ген – особенности хранения наследственной информации.

Структурная организация генов.

Изменчивость на генетическом уровне. Значение процессов репликации и репарации.

Генотип и среда; норма и диапазон реакции признака. Фенотип как результат взаимодействия генотипа с данной средой.

 

 

· Адекватно ли подобраны вопросы для развертывания дискуссии и практические задания?

Вопросов было немного, но они раскрывали суть и уточняли неясные моменты

· вопросы для развертывания дискуссии

1. Ген – особенности хранения наследственной информации:

- Что такое генетический код? Какими свойствами он обладает?

- Что можно сказать об особенностях хранения наследственной информации у прокариот и у эукариот? В чем различия?

- Что такое гистоны и какую функцию они выполняют в процессе наследования?

2. Структурная организация генов.

- Какие функции выполняет РНК-полимераза в структурной организации генов?

- Что такое кластер? Сколько генов рРНК входит в каждый кластер?

- Что такое псевдогены? Чем они отличаются от структурных генов?

3. Изменчивость на генетическом уровне. Значение процессов репликации и репарации.

- Какие уровни изменчивости выделяют современные исследователи?

- Какие ферменты играют ключевую роль в процессе репликации и репарации ДНК?

- Что можно сказать об ошибках репликации ДНК? Можно ли и исправить? Как?

4. Генотип и среда; норма и диапазон реакции признака. Фенотип как результат взаимодействия генотипа с данной средой.

- Приведите примеры наследственных и ненаследственных признаков.

- Что такое модификационная изменчивость? Приведите примеры модификационной изменчивости.

 

· Как разрешались возникающие в ходе обсуждения проблемы противоречия?

Для разрешиения возникающих противоречий использовалась вербальная дискуссия - обсуждение спорного вопроса для выяснения разных точек зрения. Находилась верная, под руководством студентки-практикантки.

 

· С какими понятиями и научными теориями осуществлялась работа, какие авторы анализировались, какие наглядные пособия использовались?

С понятиями по психогенетике, доминантным и рецессивным признакам, наследственностью, 1 и 2 законом

 

1. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 2007. Т.1. – Книга хороша тем, что акцент в ней делается именно на современные психогенетические исследования. Изложение материала сопровождается большим количеством примеров проводимых исследований.

2. Бочков Н.П. Генетика. -М., 1989 – В книге представлен в кратком изложении материал по каждой теме курса.

· Какие выводы сделаны по каждому разделу темы, правильны ли они, соответствуют ли поставленным целям?

Соответствуют поставленным целям

· предполагаемые выводы по каждому разделу

1. Ген – особенности хранения наследственной информации.

Таким образом, именно в ядре каждой клетки содержится основная наследственная информация, необходимая для развития целого организма со всем разнообразием его свойств и признаков.

2. Структурная организация генов.

Многообразие структурной организации генов, особенно у эукариотов, отражает многообразие путей эволюции.

3. Изменчивость на генетическом уровне. Значение процессов репликации и репарации.

В настоящее время считается, что в основе изменчивости лежат:

- Изменение самого генотипа в результате мутаций гснов, хромосом, всего генома.

- Взаимодействие аллельных генов.

- Взаимодействие неаллельных генов.

- Изменение функционирования генотипа под влиянием внешней среды.

В соответствии с этими причинами изменчивость делят на генотипическую и модификационную. Генотипическую изменчивость можно определить как изменчивость, возникающую вследствие изменения генотипа. Ее подразделяют на мутационную и комбинативную. Мутационная изменчивость — это изменчивость, возникающая вследствие мутаций. В мутационной изменчивости выделяют изменчивость, возникающую вследствие мутаций генов, изменчивость, возникающую вследствие мутаций хромосом, и изменчивость. возникающую вследствие изменения числа хромосом.

4. Генотип и среда; норма и диапазон реакции признака. Фенотип как результат взаимодействия генотипа с данной средой.

Таким образом, многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что проявление большей части признаков представляет собой результат влияния комплекса взаимодействующих генов и условий внешней среды на формирование каждого конкретного признака.

 

· Сделано ли резюме обсуждаемой темы и общие выводы?

Общие выводы

Итак, на семинарском занятии мы повторили одни из базовых вопросов психогенетики, связанные с такими единицами генетической информации как ген и хромосомы, такими процессами, как репликация ДНК, синтез белка, мутации и репарация. Кроме того, задачи, которые мы с вами решили, позволили вам подготовиться к практической части зачета.

 

ЗАДАНИЕ 2. АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ №1

Цель: выявить зависимость между содержанием и структурой занятия, его целями и средствами их реализации, местом и значением занятия в системе учебного курса.

Программа выполнения задания

1. Посетить с ознакомительной целью не менее 2 лекций сокурсников, проанализировать их по предложенной схеме.

2. Обсудить результаты анализа с руководителем практики и сокурсниками.

Форма отчетности

1. Письменный сравнительный анализ двух посещенных лекционных занятий сокурсников.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКЦИИ №1

Генетика психических расстройств. Генетика девиантного поведения

 

Преподаватель-практикант Харлова Ася

Дисциплина психогенетика

Дата Факультет, курс психологии, 2 курс

 
Знакомство с группой, структура занятия (план лекции), чтение самой лекции (раскрытие основных сущностных подходов по теме лекции, сущности понятий, запись основных моментов в рабочие тетради), ответы на вопросы аудитории. Работа с аудиторией для закрепление материала.
Чтение лекции, вопросы (активная форма) по проверке усвоения материала), запись в рабочие тетради.
Чтение лекции преподавателем,

 

Протокол 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...