Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ методики лекционного занятия №1




1. Тема занятия.

· Обоснован ли выбор темы?

Тема является частью учебной программы курса педагогическая психология.

Вопросы полового воспитания являются областью педагогики и психологии.

Половое воспитание - это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы.

Тема является частью учебной программы студентов 2 курса ф. психологии ПГУ в разделе Педагогическая психология.

На правительственном уровне актуальность вопроса была озвучена уже в 1994 году в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России»: эта программа была утверждена в рамках ряда целевых программ, в том числе и в целевой программе «Планирование семьи», которая должна была обеспечить в том числе и: «разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений;

 

· Как вписывается данное занятие в общую программу курса?

Часть учебной программы курса педагогическая психология

 

· Каковы цели занятия?

Целью лекции является рассмотрение целей, содержания, принципов, истории полового воспитания), а так же указание основных ошибок полового воспитания.

 

 

· Согласуется ли содержание отдельных этапов с темой занятия и его целями?

согласуется

ТЕМА Половое воспитание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (актуальность, современное состояние проблемы +проблемный вопрос)

Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии

1.2. История полового воспитания в контексте развития общества

1.3. Психология полового воспитания на различных возрастных этапах

1.4. Содержание и принципы полового воспитания

Ошибки педагогов и родителей в половом воспитании

Заключение

 

· 2. Ход занятия.

· Какова структурно-логическая схема построения лекции?

Введение, осн часть, заключение, примеры

 

Введение (актуальность, современное состояние проблемы +проблемный вопрос)

Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии

1.2. История полового воспитания в контексте развития общества

1.3. Психология полового воспитания на различных возрастных этапах

1.4. Содержание и принципы полового воспитания

Ошибки педагогов и родителей в половом воспитании

Заключение

 

 

· Каково содержание основных частей лекции, какова их взаимосвязь и связь с темой и целью данной лекции?

 

Дать определение понятию половое воспитание, обозначить его цель и задачи, на что направлен (что должно выработаться в процессе воспитания), средства воспитательного воздействия при половом воспитании, содержание полового воспитания, принципы полового воспитания, основные направления полового воспитания, стадии психосексуального развития по фрейду, определения понятия психосексуальное развитие.

 

 

С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание - это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология.

Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13 - 15 лет), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Сегодняшние 16 - 17 летние по половому поведению соответствуют 19 - 20 летним 60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 - 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание - замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.

Пол, с педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть.

Половые отношения, стихийные и практически нерегулируемые на ранних этапах развития общества, по мере общественного развития в истории человечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это было прежде всего связано с укоренением собственности и возникшей необходимостью четкого определения круга собственников по родственному признаку. Таким образом, уже в древности сформировались надолго укоренившиеся установки в сфере полового поведения и его преемственности. Нормы половых отношений предусматривали общественно санкционированные ограничения на выбор сексуального партнера и регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этих принципов вошла существенным компонентом и в идеологию мировых религий.

Эффективность полового воспитания зависит от учета связанных с полом особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах, начиная с самых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное отношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком или девочкой.

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

принципы полового воспитания:

- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

- принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

- принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характере информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

Ошибки педагогов и родителей в половом воспитании в основном сводятся к следующим:

- Подавление естественных реакций - не только половых, но и просто непосредственно эмоциональных; это приводит к возникновению препятствующих нормальной сексуальной жизни холодности и рассудочности.

- Излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц противоположного пола воспитание, препятствующее приобретению необходимых навыков общения.
- Выработка неприязни к противоположному полу, подавление любых проявлений половой сущности и интересов.

- Сглаживание половых различий, своеобразная половая унификация; уход от детских вопросов и выдача неверных ответов.

- Привитие исключительного отношения к целомудрию, своеобразная фетишизация невинности и девственности.

Для того чтобы эти ошибки не были совершены, а уже совершенные преодолены, необходимо воспитание уважения к лицам другого пола, формирование навыков общения с ними, недопустимость сведения представлений о взаимоотношениях полов исключительно к сексуальным контактам.

 

· Устанавливались ли меж- и внутрипредметные связи?

Да, устанавливаюстся, например стадии психосексуального развития (межпредметная связь с возрастной психологией, с основами психоанализа)

 

 

· Осуществлялся ли подбор примеров для иллюстрации и лучшего уяснения теоретических положений?

Для, пример с маугли

 

· Использовались ли в лекции наглядные пособия и ТСО и насколько целесообразным и эффективным было их применение?

Рисунки и схему на доске

Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения. Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повесить стопкой и обратной стороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории. Это отвлекает внимание студентов и, как следствие, не включает механизмы запоминания информации.

 

· Какие теоретические и практические выводы сформулированы?

Половое воспитание должно осуществлятся подготовленными людьми, должна быть разработана единая программа на государственном уровне

 

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...