Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы гигиенических исследований.




Методы гигиенических исследований.

Организация учебной работы на кафедре

Цель занятия: знакомство с предметом, его историей, методологическими основами гигиенических исследований.

План проведения занятия:

При проведении занятия студенты знакомятся с профилактическим принципом российского здравоохранения, его ролью в охране здоровья населения, обосновывают значение гигиены в работе педиатра. Проводится разбор ситуационных задач решенных при самостоятельной подготовке к занятию.

Контрольные вопросы:

1. Гигиена как наука; цель, задачи, проблемы, объекты изучения.

2. Теоретические основы гигиены.

3. Основные этапы развития гигиены.

4. Современные методы гигиенических исследований.

Задания для самостоятельной подготовки к занятию. Каждый студент готовит материала по изучаемой теме и ответы на контрольные вопросы. Теоретическую подготовку к занятию осуществляет в соответствии с контрольными вопросами, используя список приведенной литературы. С использованием библиотечных фондов, лекционного материала прорабатывают вопрос о вкладе ученых-гигиенистов Пермской государственной медицинской академии в развитие науки. При раскрытии темы рекомендуется использовать примеры, характеризующие вклад сотрудников гигиенических, педиатрических кафедр ПГМА в создание оптимальных условий жизни, воспитания и обучения подрастающего поколения.

. В период самостоятельной подготовки к практическому занятию студент знакомится со справочно-информационным материалом, приведенным в методическом пособии, и решает следующие ситуационные задачи:

1. Какой из специфических для гигиены методов необходимо использовать педиатру при изучении влияния различных режимов обучения на состояние здоровья учащихся и почему.

2. В администрацию района поступили жалобы от родителей детей посещающих дошкольное образовательное учреждение на частые случаи простудных заболеваний среди детей. Какие гигиенические методы необходимо использовать педиатру дошкольного учреждения для выяснения причин высокой заболеваемости. Обоснование использования предложенных методов.

Результаты самостоятельной работы студенты вносят в рабочую тетрадь.

Справочно-информационный материал

Гигиена – основная профилактическая дисциплина в медицине. Это отрасль медицинских знаний, наука о сохранении и укреплении здоровья человека с использованием профилактических мероприятий.

Гигиена – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Цель гигиены – сохранение и укрепление здоровья человека.

Задачи гигиены:

1. изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий, оказывающих влияние на здоровье человека;

2. изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на организм человека, все население;

3. научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих;

4. внедрение в практику здравоохранения и народное хозяйство разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, проверка их эффективности и совершенствование;

5. прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу, определение гигиенических проблем, вытекающих из прогнозируемой ситуации, научная разработка этих проблем.

Пути достижения основной цели:

1. профилактический путь (укрепление здоровья, предупреждения заболеваний);

2. путь лечения больного человека, восстановление его здоровья.

Оба пути борьбы за здоровье индивидуума и коллектива проводятся одновременно, но более эффективным, приоритетным в работе врача любого профиля должен быть профилактический путь.

Объект исследования гигиенической науки – это здоровый человек и коллектив.

Факторы окружающей среды, оказывающие влияние на здоровье человека: физические – солнечная радиация, температура, влажность, движение воздуха, атмосферное давление, все виды излучений, шум, вибрация, погода, климат; химические – химические элементы, их соединения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищи; биологические – микроорганизмы, вирусы, гельминты, грибы, растения; психогенные – слово или речь, звуки или музыка, цвет или изображение, письмо.

В жизни на организм человека влияет не один, а множество факторов окружающей среды. По отношению к здоровью человека факторы окружающей среды могут быть безразличными, оказывать благоприятное действие и способствовать развитию человека, наносить вред, быть причиной заболевания или смерти.

В гигиене используются четыре основных метода познания, исходящие из специфики объекта исследования (эпидемиологический метод изучения здоровья населения, метод санитарного обследования, метод естественного гигиенического эксперимента, метод лабораторного гигиенического эксперимента).

Эпидемиологический метод – это совокупность способов изучения здоровья населения под влиянием эндогенных (генетических, возрастных, эндокринных и пр. ) и экзогенных (социальных и природных) факторов. Эпидемиологическим методом считается такой, который позволяет связать воедино основные составляющие процесса изменения здоровья: а) коллектив здоровых людей, подверженных влиянию определенных факторов; б) факторы окружающей среды, влияющие на уровень здоровья людей; в) условия в которых эти факторы влияют (социальные и природные). С его помощью изучают здоровье не только отдельного человека, но и коллектива (детей посещающих дошкольные образовательные учреждения, школы и т. д. ).

Заключительным этапом эпидемиологического исследования здоровья населения является построение математических моделей, описывающих зависимость уровня здоровья от исследуемых факторов, выявления факторов риска.

Метод санитарного обследования. Метод основан на собственных визуальных наблюдениях врача-гигиениста, опросе населения, обслуживающего персонала. По специально разработанной карте проводится санитарное описание наблюдаемого фактора и составляется заключение о санитарном состоянии обследуемого объекта (дошкольного образовательного учреждения, школы, водоисточника, больницы, общежития, промышленного предприятия). Углубленное санитарное обследование проводится с использованием инструментально-лабораторных исследований факторов окружающей среды.

По результатам санитарного обследования разрабатываются мероприятия по охране здоровья и уменьшению неблагоприятного действия выявленных факторов на условия труда и жизни населения.

Метод естественного гигиенического эксперимента, заключается в том, что врач в реальных условиях трудовой, воспитательной, учебной и бытовой деятельности человека изучает факторы окружающей среды и социальные условия, дает им качественную и количественную характеристики и выявляет их влияние на здоровье и условия жизни людей в сравнении с контролем.

Метод лабораторного гигиенического эксперимента. Сущность метода состоит в том, что в лабораторных условиях моделируется ситуация, проводятся исследования по обоснованию гигиенических нормативов в основном на лабораторных животных. Лабораторный гигиенический эксперимент может проводиться с целью изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...