Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Основная. Дополнительная. Методы исследования физических свойств воздуха. Справочно-информационный материал




Список литературы

Основная

1. Гигиена / Под ред. Г. И. Румянцева. - М.: Геотар, Медицина, 2000. – С. 5-11.

2. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Зиневич Л. С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов- на- Дону «Феникс», 2002. – С. 3-15.

3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека /Под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. - С. 3-7.

Дополнительная

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Принят Государственной Думой 12 марта 1999 года. № 52 ФЗ.

 

 

Методы исследования физических свойств воздуха

Цель занятия: ознакомить студентов с методами исследования физических свойств воздуха, принципами гигиенического нормирования микроклимата.

План проведения занятия:

На практических занятиях студенты знакомятся с приборами, используемыми для исследования физических свойств воздуха, проводят исследования физических свойств воздуха в учебной комнате, оценивают полученные результаты, пишут заключение. Проводится разбор ситуационных задач решенных при самостоятельной подготовке к занятию.

  Контрольные вопросы:

1. Физические свойства воздуха, их значение в формировании микроклимата.

2. Микроклимат, принципы его нормирования.

3. Температура воздуха в помещениях, ее влияние на организм, методика исследования и нормирования температуры воздуха в детских учреждениях. Приборы.

4. Влажность воздуха, ее виды, влияние на организм, методики определения, нормирование относительной влажности воздуха в детских учреждениях. Приборы.

5. Движение воздуха, его влияние на организм. Роза ветров, ее значение. Методики определения скорости воздуха с помощью анемометров и кататермометра. Приборы.

6. Атмосферное давление, его влияние на организм. Методика определения атмосферного давления. Приборы.

7. Лучистое тепло, его влияние на организм. Методика определения лучистой энергии, актинометрия. Приборы.

Задания для самостоятельной подготовки к занятию. Каждый студент готовит материала по изучаемой теме и ответы на контрольные вопросы. Теоретическую подготовку к занятию осуществляет в соответствии с контрольными вопросами, используя список приведенной литературы. На этапе подготовки к занятию студент должен освоить методики изучения и оценки микроклимата помещений, знать принципы нормирования микроклимата в детских учреждениях и больницах.

В период самостоятельной проработки практических занятий студент решает ситуационные задачи, знакомится со справочно-информационным материалом, приведенным в методическом пособии и решает следующие ситуационные задачи:

1. Необходимо изучить динамику температуры, относительной влажности воздуха в больничной палате. Какие приборы необходимо использовать, методика исследования.

2. В учебном классе общеобразовательной школы необходимо изучить физические свойства воздуха. Какие приборы необходимо использовать, методика проведения исследований.

3. Температура воздуха в игровой дошкольного образовательного учреждения равна 300 С, относительная влажность воздуха 90%, скорость движения 0, 05 м/сек. Дайте гигиеническую оценку микроклимату.

4. В спортивном зале школы температура воздуха 150 С, относительная влажность воздуха 50%, скорость движения 0, 6 м/сек. Дайте гигиеническую оценку микроклимата.

Результаты самостоятельной работы студенты вносят в рабочую тетрадь.

Справочно-информационный материал

Воздух оказывает постоянное и непосредственное воздействие на организм человека – работоспособность, настроение, самочувствие, здоровье. При гигиенической оценке воздуха необходимо учитывать физические свойства воздуха – температуру, влажность, скорость его движения, барометрическое давление, электрическое состояние, радиоактивность и напряжение солнечной радиации. Комплекс физических свойств воздуха в различных помещениях определяет их микроклимат и в основном влияет на тепловое равновесие организма. Формирование микроклимата зависит от деятельности человека, планировки и расположения помещений, свойств строительных материалов, климатических условий данной местности, вентиляции и отопления.

1. Определение температуры воздуха. Температуру воздуха в помещениях обычно измеряют ртутными или спиртовыми термометрами.

Для оценки температурного режима в помещении термометры вывешивают по диагонали или поперечнику помещения в трех точках: 0, 1—0, 2 м от наружной стены, в середине помещения 0, 1—0, 2 м от внутренней стены. По вертикали температуру воздуха измеряют на трех ­уровнях: 0, 1—0, 15 м от пола, 1—1, 1 м от пола (детский уровень) и 1, 5 м от пола. Необходимо следить, чтобы при измерении температуры не создавалось дополнительное охлаждение или нагревание термометров за счет нагревательных приборов, открытых окон и т. д.

Максимальные перепады температуры воздуха в помещени­ях по горизонтали допускаются не более 2°С, по вертикали (от пола до высоты головы) — не более 2, 5° С.

Для изучения динамики температуры воздуха используют самопишущие приборы — термографы. Термограф состоит из воспринимающего элемента — изогнутая полая металлическая, наполненная толуолом, или биметаллической пластинка, соединенной рычагом с регистрирующей частью. На барабане с часовым механизмом укреплена бумажная лента, где стрелка записывает показания температуры воздуха за сутки или за неделю.

Температура воздуха в жилых и учебных помещениях должна быть, в среднем, 18 — 20° С, детских и лечебных учреждениях параметры температуры различны в зависимости от назначения помещений (приложение 1).

2. Определение атмосферного давления производится ртутными барометрами или барометрами-анероидами. В работе барометра-анероида использовано свойство безвоздушной металлической коробочки сдавливаться или выправляться под давлением атмосферного воздуха. Эти изменения стенок передаются на стрелку, которая движется по шкале, проградуированной в миллиметрах ртутного столба. Для длительной регистрации атмосферного давления используют барографы — самопишущие приборы, в работе которых использован аналогичный с термографом принцип.

3. Определение влажности воздуха. Для характеристики влажности воздуха используют показатели максимальной, абсолютной и относительной влажности.

Абсолютная влажность – количество водяных паров в граммах, находящихся в данное время в 1 м3 воздухе.

Максимальная влажность – количество водяных паров в граммах, которое содержится в 1 м3 воздуха в момент насыщения.

Относительная влажность – отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженной в процентах, или это процент насыщения воздуха водяными парами в момент наблюдения. Наибольшее гигиеническое значение имеет относительная влажность.

 При определении влажности воздуха используют психрометры и гигрометры. Абсолютную влажность воздуха определяют с помощью психрометра Августа - обязательного на метеорологических станциях и аспирационного психрометра Ассмана – более усовершенствованного. В обоих приборах имеется два совершенно одинаковых ртутных термометра, но резервуар одного из термометров обернут тонкой материей – это влажный термометр. С поверхности влажного термометра испаряется вода и тем интенсивнее, чем суше воздух. При этом влажный термометр охлаждается и показывает более низкую температуру, чем сухой термометр. Разница будет тем больше, чем суше воздух. В психрометре Ассмана оба термометра заключены в металлические трубки, через которые равномерно просасывается исследуемый воздух с помощью маленького заводного вентилятора. При определении влажности психрометр устанавливают на расстоянии 1, 5 м от пола.

Вычисление абсолютной влажности при работе с аспирационным психрометром производят по формуле:

К= f – 0, 5 ( t - t1 ). В/ 755,

где: К - искомая абсолютная влажность; f – максимальное напряжение водяных паров при температуре влажного термометра (определяется по таблице); 0, 5 – постоянный психрометрический коэффициент, t – температура сухого термометра; t1 – влажного термометра; B – барометрическое давление; 755 – среднее барометрическое давление.

Перевод найденной абсолютной влажности в относительную производят по формуле: ,

где: R искомая относительная влажность в %; К – абсолютная влажность; F - максимальная влажность при температуре влажного термометра (определяется по таблицам). Относительную влажность по показаниям аспирационного психрометра определяют и по психрометрическим таблицам.

Относительную влажность воздуха можно непосредственно определить с помощью волосяного гигрометра и портативных термогигрометров типа ИВТМ-7М, ИВТ –1 МК, Ива-6.

Для длительной регистрации влажности используют самопишущий прибор — гигрограф, где воспринимающей частью является пучок обезжиренных волос.

4. Определение скорости движения воздуха. Большие скорости движения воздуха определяют специальными приборами — анемометрами. Существуют две модели — чашечные (до 50 м/сек) и крыльчатые (до 15 м/сек) анемометры.

Для освоения правил работы с анемометром создают движение воздуха с помощью настольного вентилятора, записывают исходное положение стрелок на циферблатах и прибор помещают в ток воздуха. Только после этого одновременно включают стрелки и секундомер. Для освоения методики измерение проводят в течение 100 сек., после чего выключают стрелки. Разницу второго и первого показаний стрелок делят на время замера и по графику, приложенному к каждому анемометру, переводят результат в м/сек.

Для жилых, учебных и детских учреждений наиболее оптимальна подвижность воздуха 0, 2—0, 4 м/сек. Такие малые скорости анемометром замерить нельзя и в этих случаях пользуются кататермометрами.

Кататермометры представляют особые спиртовые термометры, позволяющие определить величину потери тепла физическим телом в зависимости от температуры и скорости движения окружающего воздуха. При определении скорости движения воздуха предварительно требуется определить величину охлаждения кататермометра или, иначе говоря, охлаждающую способность воздуха.

Кататермометры могут быть цилиндрический и шаровой резервуар: у цилиндрического кататермометра шкала разделена на градусы от 35° С до 38° С, у шарового – от 33° С до 40° С.

Для определения охлаждающей способности воздуха кататермометр опускают в горячую воду и нагревают пока спирт не поднимется до половины верхнего расширения капилляра. После этого кататермометр тщательно вытирают насухо, подвешивают там, где необходимо произвести наблюдение. Далее с секундомером следят в течение скольких секунд столбик спирта опустится при использовании шарового кататермометра с 33° С до 40° С.

 

Величину охлаждающей способности воздуха вычисляют по формуле:


где:  константа прибора, измеряемая в ммкал/см2/град.. F - фактор прибора. Т1 – высшая температура, Т2 - низшая температура.
 

Оптимальное тепловой состояние у лиц выполняющих работу сидя, при обычной одежде в помещениях наблюдается рот величине охлаждения 5, 5 – 7 ммкал/сек. В дальнейшем для определения скорости движения воздуха вычисляют формулу , где: Q- разность между средней температурой тела 36, 5 и температурой окружающего воздуха, а затем найти по таблице соответствующую этой величине скорость движения воздуха.

 

Движение воздуха в зависимости от поправки на температуру

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...