Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы




 

По прогнозным оценкам, к 2021 году реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных результатов.

Эффективность реализации Программы будет обеспечена путем внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования на основе инвестиций в научно-исследовательские проекты с последующим внедрением полученных результатов, а также путем использования принципов программно-целевого подхода.

При этом важнейшим показателем эффективности будет являться высокая степень соотношения выгоды от реализации Программы на макроэкономическом уровне (рост валового внутреннего продукта, увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте, снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее и (или) среднее профессиональное образование, снижение затрат на реализацию механизмов социальной адаптации для социально уязвимых групп населения) и инвестиций в Программу. Методика оценки социально-экономического эффекта хода реализации Программы представлена в приложении N 8.

Методика детализации мероприятий укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы, представлена в приложении N 9.

Реализация Программы приведет к достижению следующих конечных результатов:

будет сформирована сеть опорных региональных университетов;

будут внедрены новые федеральные образовательные стандарты среднего профессионального и высшего образования;

200 тыс. работников пройдут переподготовку и повышение квалификации по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования не менее чем в 50 процентах профессиональных образовательных организациях;

будут внедрены во всех субъектах Российской Федерации новые механизмы участия работодателей в решении задач обеспечения предприятий квалифицированными кадрами;

будут проведены международные и всероссийские олимпиады (конкурсы) профессионального мастерства среди студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и высшего образования;

будут разработаны и внедрены программы предпринимательского образования и поддержки предпринимательских инициатив;

будет создана инфраструктура, обеспечивающая хранение данных об образовательных достижениях граждан и работников (образовательный паспорт);

будут обучены 100 тыс. человек по программам самозанятости, развития малого бизнеса, формирования информационной, финансовой и правовой грамотности;

будут запущены 200 программ дополнительного профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации;

будут приняты и начнут использоваться современные программы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального и высшего образования;

будут созданы в субъектах Российской Федерации ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ведущих профессиональных образовательных организаций;

будут организованы конкурсы (в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в 2 года) профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

будет проведена переподготовка руководящего состава в образовательных организациях профессионального образования (не менее 100 организаций);

будет создана в субъектах Российской Федерации инфраструктура психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми в возрасте от 0 до 3 лет (поддержка на конкурсной основе не менее 15 субъектов Российской Федерации);

будут внедрены меры по стимулированию частных инвесторов при строительстве помещений для детских садов;

будут поддержаны на конкурсной основе не менее 20 субъектов Российской Федерации, внедряющих современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в сложных социальных условиях, распространены и внедрены такие же модели не менее чем в 70 субъектах Российской Федерации;

будет обеспечен комплексный мониторинг результативности поддержанных проектов, включая мониторинг размера привлеченных инвестиций, количество продаж (для коммерческих продуктов) или использований (для некоммерческих проектов);

будут поддержаны конкурсы образовательных инноваций (не менее 5 конкурсов ежегодно) по актуальным проблемам развития образования;

будут сформированы инструменты и ресурсы поддержки конкретных инноваций по реализации стандартов, принятых в системе общего образования не менее чем для 500 школ;

будут разработаны правовые и финансовые механизмы реализации инновационных моделей образовательных организаций;

будут созданы методические сети по распространению конкретных образовательных технологий (не менее 30 сетей);

будет обеспечена финансовая, консультационная, экспертная и правовая поддержка реализации концепций школьного филологического образования, школьного географического образования, школьного технологического образования, школьного образования в сфере иностранных языков, внедрен историко-культурный стандарт;

будет реализована комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций;

будут проведены всероссийские конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", "Директор школы", "Заведующий детским садом";

будет обеспечена подготовка кадров (не менее 40 тыс. человек), работающих в сфере образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

будут внедрены образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья);

будут реализованы 4 проекта по разработке новых моделей и технологий дополнительного образования;

будут внедрены пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования путем поддержки на конкурсной основе (не менее 20 субъектов Российской Федерации);

будет сформирован банк лучших дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации);

будет создана сеть региональных ресурсных центров для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники;

будет обеспечено внедрение профессиональных стандартов для педагога дополнительного образования, руководителя организации дополнительного образования;

будет разработан банк инновационных программ подготовки и повышения квалификации педагогов и руководителей в системе дополнительного образования для использования субъектами Российской Федерации;

будет распространена модель персонифицированного финансирования в регионах (не менее 20 субъектов Российской Федерации), отобранных на конкурсной основе;

будет разработан для всех субъектов Российской Федерации механизм перехода к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ, созданы равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей;

будут проводиться регулярные сезонные школы (конференции, семинары) для активных участников социальных проектов;

будет реализована поддержка межрегиональных сетей участников социальных проектов;

будет обеспечена поддержка проектов вовлечения учащихся и студентов в волонтерские проекты;

будут разработаны и реализованы программы развития компетенций учащихся и студентов в принятии решений, затрагивающих их интересы, работе в органах самоуправления и коллегиального управления образовательных организаций и внедрены на постоянной основе в организации летнего и каникулярного отдыха и оздоровления детей;

будут внедрены современные модели выявления и психолого-педагогического сопровождения талантливых детей;

будет создана единая система интеллектуальных и творческих состязаний, способствующая выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов;

будут обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми;

будут внедрены современные технологии выявления талантливых учащихся и студентов;

будут поддержаны создание и реализация программ развития не менее 4 новых специальных учебно-научных центров для обеспечения территориальной доступности высокоуровневого обучения для талантливых школьников в ведущих университетах;

будут реализованы мероприятия по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры;

будет восполнен дефицит мест в общежитиях для иногородних студентов;

будет обеспечена подготовка не менее 2000 специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам;

будет обеспечено функционирование системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

будут внедрены во всех субъектах Российской Федерации системы контроля качества среднего профессионального и высшего образования на основе развития контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях системы образования;

не менее 50 процентов вузов и организаций среднего профессионального образования будут добровольно использовать единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников;

будет обеспечено участие Российской Федерации в значимых (не менее 7) международных сравнительных исследованиях качества образования;

будут разработаны оригинальные российские инструменты оценки качества образования, конкурентоспособные на международном рынке (не менее 5);

будет создана информационная система пообъектного сбора данных в системе образования, обеспечивающая автоматическую генерацию показателей мониторинга системы образования;

будут поддержаны лучшие проекты, направленные на развитие региональных и муниципальных систем по вопросам образования (новых технологий управления, оценки эффективности и результативности), мониторинга системы образования и использования его результатов на практике;

будет модернизирован инструментарий статистического наблюдения в сфере образования;

будет осуществлено экспертно-аналитическое, экспертно-организационное и мониторинговое сопровождение реализации мероприятий Программы;

будут внедрены информационно-коммуникационные инструменты и технологические механизмы комплексного управления Программой.

 


Приложение N 1
к Федеральной целевой программе развития образования
на 2016 - 2020 годы

 

Целевые индикаторы и показатели
Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы

 

  Единица измерения Базовое значение (2015 год) 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год Конечное значение (2020 год)
  Задача 1 "Создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании"
1. Доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций процентов            
2. Доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, в общем количестве образовательных организаций высшего образования процентов            
3. Доля средних профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве средних профессиональных образовательных организаций процентов 0,3          
4. Доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрена система мониторинга трудоустройства и карьеры выпускников, в общем количестве организаций высшего образования процентов            
5. Доля студентов средних профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций процентов 80,4          
Задача 2 " Развитие современных механизмов и технологий общего образования"
6. Удельный вес численности детей, получающих дошкольное образование в негосударственном секторе, в общей численности детей, получающих дошкольное образование процентов   1,5 3,5 5,5    
7. Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей процентов            
8. Доля региональных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования процентов            
9. Доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья процентов            
10. Доля образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве организаций, реализующих адаптированные образовательные программы процентов            
Задача 3 "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие системы дополнительного образования детей"
11. Доля организаций среднего профессионального и высшего образования, организующих проведение национальных заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников, в общем количестве организаций среднего профессионального и высшего образования: процентов            
  организаций среднего профессионального образования   1,2          
  организаций высшего образования              
12. Доля субъектов Российской Федерации, в которых реализуется модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в общем количестве субъектов Российской Федерации процентов            
Задача 4 "Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики"
13. Количество мест в общежитиях для студентов, введенных в эксплуатацию с начала реализации Программы единиц -          
Задача 5 " Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов"
14. Доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в общем количестве субъектов Российской Федерации процентов            
15. Доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального анализа и оценки качества образования, в общем количестве региональных систем образования процентов            
16. Доля образовательных организаций высшего образования, которые используют в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, в общем количестве образовательных организаций высшего образования процентов            
17. Доля специальностей среднего профессионального образования, по которым выпускники основных образовательных программ проходят сертификацию квалификаций, в общем количестве специальностей среднего профессионального образования процентов            

 


Приложение N 2
к Федеральной целевой программе развития образования
на 2016 - 2020 годы

 

Методика
сбора исходной информации и расчета целевых показателей (индикаторов) Федеральной целевой программы развития образования
на 2016 - 2020 годы

 

1. Методика сбора исходной информации и расчета целевых показателей (индикаторов) Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее соответственно - методика, Программа) определяет подходы и источники получения сведений для расчета целевых показателей (индикаторов) Программы.

2. Методика описывает порядок сбора информации и определения значений целевых показателей (индикаторов).

Механизмы оценки показателей (индикаторов), предусмотренные методикой, позволяют отслеживать деятельность по выполнению проектов и сопоставлять ее результаты с задачами Программы и по итогам года оценивать эффективность как отдельных проектов, так и мероприятий, задач, а также Программы в целом.

3. Методика предполагает работу с данными не только в рамках системы образования, но также и вне ее, используя сведения о занятости и трудоустройстве населения и привлечении дополнительных ресурсов в сферу образования. В связи с этим на федеральном уровне должны быть реализованы механизмы сбора комплексных данных для оценки внешних эффектов системы образования, связанных с оценкой успешности реализации проектов в сфере развития образования, в том числе путем реализации комплексных проектов по экспертно-аналитическому и научно-методологическому сопровождению Программы.

4. В связи с отсутствием единого источника данных для определения результатов воздействия от реализации различных мероприятий по модернизации в системе образования целый ряд значений целевых показателей (индикаторов) Программы может достигаться за счет прямого и косвенного влияния различных проектов в рамках мероприятий Программы.

В этом случае, а также для более точной оценки хода реализации Программы (с ежегодной разбивкой) необходимо проводить дополнительную экспертную оценку и корректировку достигнутых значений показателей (индикаторов), содержащихся в отчетных материалах исполнителей соответствующих проектов, путем анализа и учета статистических данных на федеральном уровне и результатов иных (смежных) проектов (мероприятий) Программы, способных оказывать или оказывающих косвенное влияние на количественные значения целевых показателей (индикаторов). Это позволит представлять ежегодную отчетность на основании верифицированных обобщенных данных, получение которых не будет зависеть исключительно от внешних источников и возможных искажений вследствие несопоставимости этих данных или различий в их форматах.

5. Для количественной оценки результатов внедрения инноваций на федеральном уровне установлена экспертная система оценок, основанная на формировании федеральной группы экспертов, чье мнение будет учитываться при формировании оценок для ряда наиболее значимых проектов, касающихся ключевых направлений преобразований в системе образования в целом.

6. При оценке базовых значений показателей (индикаторов) должны использоваться доступные данные прошлых лет (количественные), которые при помощи экспертных оценок уточняются для получения итоговых значений показателей (индикаторов). При этом для некоторых целевых показателей (индикаторов), по которым отсутствует какая-либо информация для определения базовых значений из-за новизны данных показателей и новизны тех масштабных проектов, эффективность реализации которых эти показатели отражают, значения формируются на основании экспертной оценки.

7. В основном количественные оценки базовых значений (значений показателей на начало реализации Программы) необходимо формировать исходя из 3 основных источников информации:

данные Федеральной службы государственной статистики;

результаты Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа на 2011 - 2015 годы);

данные о реализации региональных планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", итоги экспертных опросов и количественных исследований.

В тех случаях, когда возможно использование нескольких источников данных для косвенной проверки значений, верификация и соотнесение информации должны проводиться экспертным путем и дополняться качественной информацией, поскольку каждый из указанных источников имеет свои особенности:

данными официальной статистики являются данные Федеральной службы государственной статистики, к которым относятся значения показателей ежегодного федерального плана статистических работ. В первую очередь должны быть использованы формы статистического наблюдения ОШ1, ОШ2, 76-РИК (сведения о деятельности организаций общего образования), ВПО-1, ВПО-2 (сведения о детальности организаций высшего образования), СПО-1, СПО-2 (сведения о деятельности организаций профессионального образования), 1-ДО, 85-К (сведения о деятельности организаций дошкольного образования);

результаты Программы на 2011 - 2015 годы необходимо использовать для получения сведений о достигнутых значениях базовых показателей, а также о данных отдельных проектов по соответствующей тематике, предусматривавших работу с количественными сведениями. Анализ динамики достижения значений показателей, а также итогов экспертно-аналитического сопровождения Программы на 2011 - 2015 годы дают возможность запланировать значения показателей по другой тематике;

важным источником данных являются итоги отдельных проектов, где в рамках пилотных исследований, проведения апробации проведена работа по сбору первичных данных. Такие сведения должны быть использованы для проектов соответствующей тематики.

8. Итогами количественных опросов и экспертных исследований являются как итоги ранее проведенных опросов (в рамках проектов Программы на 2011 - 2015 годы, а также независимых агентств), так и исследования, направленные на оценку тех или иных параметров. Количественные опросы могут проводиться, в том числе с использованием дистанционных технологий (информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", электронные рассылки). Существенным недостатком такого способа оценки является необходимость репрезентативной выборки, что далеко не всегда может быть обеспечено.

9. Таким образом, основные подходы к оценке показателей (индикаторов) в методике построены на количественных данных, которые для обеспечения достоверности должны по возможности уточняться за счет запросов в необходимые ведомства, анализа данных из открытых источников, а также итогов реализации Программы на 2011 - 2015 годы. Методические подходы к определению целевых показателей (индикаторов) Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы приведены в приложении к методике.

 

Приложение
к методике сбора исходной
информации и расчета целевых
показателей (индикаторов) Федеральной
целевой программы развития
образования на 2016 - 2020 годы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...