Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

АНТРОПОМОРФИЗМ—АНТРОПОСОФИЯ 2 глава




АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ (итал. Apostolici) — сек­та, осн. в 1260 в г. Парме (Италия) крестьянином Сегарелли. А. б. проповедовали необходимость отка­за от имущества и апостольский образ жизни (отсюда название секты). А. б. считали католпч. церковь об­мирщившейся и провозглашали требование не подчи­няться церк. и светским властям. Историю человече­ства А. б. делили на 4 периода: 1) до Христа, 2) от пришествия Христа до папы Сильвестра, когда пап­ство добилось светской власти, 3) от Сильвестра до Сегарелли — период, когда церковь, завладев огром­ными богатствами и светской властью, подверглась порче. Последний, 4-й период—спасения человеч. душ—наступил, согласно учению А. б., с приходом Сегарелли.

А. б. подвергались жестоким преследованиям. По­сле казни Сегарелли (1300) движение возглавил его ученик Дольчино, к-рый в 1304 поднял восстание, подавленное в 1307. Однако секта А. б. существова­ла до сер. 14 в., распространившись и на территорию Юж. Франции, Испании и Германии.

Лит.: С к а з к и н С, Исторические условия восстания Дольчино, М., 1955; его же, Первое послание Дольчино, в кн.: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Тиханова М. А., Восстание Дольчино, «Проблемы исто­рии докапиталистических обществ», 1934, № 7—8; А р с е н ь-е в И., От Карла Великого до реформации (Историческое ис­следование о важнейших реформационных двин^ениях в За­падной церкви в течение восьми столетий), 2 изд., М., 1913; Гаусрат А., Средневековые реформаторы, пер. с нем,


АПОЛОГЕТИКА—АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ 83


ных жертв, первое и единое божество не допускает никаких жертв, бесконечно удалено от всего чувст­венного и даже не может быть наименовано никаким именем. Единств, путь восхождения к нему — это чистый ум. Взгляды А. Т. — одна из многочисл. форм стоич. платонизма и пифагореизма, промежуточ­ных между ранним эллинизмом и неоплатонизмом. Обычно историки философии (Целлер, Ибервег и др.) считают А. Т. представителем неопифагореизл;а.

Лит.: К а р и и с к и й М.. Аполлоний Тианский, «Ж.
Мин-ва народного просвещения», 1876,ч. 188, с. 30—98; Р е-
вилль '№., Религия в Риме при Северах, пер. с франц.,
с. 206—57, м., 1898; Писарев Д. И., Аполлоний
Тианский. Сочинения. Полное собр. в 6 томах, т. 2, 5 изд.,
СПБ, 1911. А. Лосев. Москва.

АПОЛОГЕТИКА — отрасль хрнст. богословия, по­священная защите вероучения христианства (см. Апо­логеты и Теология).

АПОЛОГЕТЫ (в раннем христианстве,) (от греч. атсоХо7«о;ла'. — защищаю) — наименование богословов 2—3 вв., выступивших с обоснованием и защи­той христианства. Наиболее крупными из А. явля­лись Юстин Мученик (ум. ок. 165; «Апология», «Бесе­да с Трифоном иудеем»), Татиан (ум. ок. 175; «Речь к эллинам»), Афинагор (ум. ок. 177; «Прошение по де­лам христиан»), Тертуллиан («Апологетика») и Мину-ций Феликс (ум. ок. 240; «Октавий»). А. выступали против нападок на христианство как со стороны гос. мастей, так и со стороны «языческих», т. е. античных, философов. Нек-рые из соч. А. были направлены про­тив раннехрист. ересей. В борьбе с антич. образо­ванностью А. постепенно пришли к отрицанию не только философии, но и разума вообще, к-рому они противопоставили слепую веру. Так, ненависть к фило­софии и разуму нашла место в произведениях Тертул-лнана, провозгласившего: «верую, потому что это абсурдно». Однако, несмотря на враждебное отноше­ние к античной философии, А. не могли все же избе­жать ее влияния. Факты совпадения ряда положений христ. вероучения с нек-рыми идеями античной идеа-листич. философии А. объясняли влиянием христиан­ства на философов (Татиан). В обоснование возможно­сти такого влияния строились фантастич. хронологич. схемы. В др. случаях все объяснялось деятельно­стью демонов (Юстин). В совр. переносном значе­нии А. — защитники реакционных идеологических те­чений и систем.

Лит.: Тексты сочинений А.собраны в кн.: Сочинения древ­
них христианских апологетов, рус. пер. Н.Преображенского,
СПБ, 1895; Otto.Т. С. Т h. von, Corpus apologetarum.
Christianorum saeculi secundi, v. 1—9, Jenae, 1857—81; Die a!-
testen Applogeten. Texte..., hisg. von E. J. Goodspeed, Gottin-
gen, 1914; Quasten J., Patrology, v. 1—2, Utrecht —
Brussels, 1950 — 53. И. Крыеелев. Москва.

АПОРЙЯ (i-opia — затруднение, недоумение)—тер­мин, часто обозначавший у древнегреч. философов трудно разрешимую или даже не могущую быть разре­шенной проблему. У досократиков этот термин встре­чается редко и притом в смысле просто затруднения или трудности вообще. Впервые отчетливый фплос. смысл этот термин получает у Платона (Phaed. 84 С; Phileb. 15 С), к-рый употребляет его и в смысле со­мнения и затруднения, и в смысле постановки трудно­разрешимой проблемы. Таковы, напр., места в Soph. 238 А, 249 D. У Аристотеля дается точное определе­ние А.: она есть «равенство (равнозначность) проти­воположных заключений» (Тор. VI 6, 145 в 2). Аристо­тель понимал здесь под А. то, откуда начинается ис­следование предмета. Так, с А. он начинал исследо­вание о душе (De an. I 2, 403 в 20), о времени (Phys. IV10, 217 в 30) или о месте (там же, V 1, 208 а 34). Для каждого исследования существуют свои собственные A. (Eth. Eud. I 3, 1215 а 3). Несколько другой смысл вносится в этот термин, когда говорят об апориях Зенона. Хотя у самого Зенона Элейского термин этот не употреблялся, но отнесение его к зеноновым дока-


зательствам невозможности движения предполагает, что А. есть неразрешимое противоречие. В таком же смысле говорят и об А. у греч. скептиков (см. Скепти­цизм), отрицающих познаваемость вещей.

Понятие А. явилось, т. о., одной из форм про­явления диалектич. тенденции в др.-греч. фило­софии.

АПОСТЕРИОРИ (от лат. a posteriori, букв.—ие последующего) — термин, означающий знание, полу­ченное из опыта (впротивоположность априори). Рас­смотрение такого процесса познания встречается у Аристотеля (см. «Вторую аналитику», I 18 и 31; рус. пер., М.—Л., 1952), у Боэция в его комментариях к Аристотелю, у Платона, у ср.-век. философов народов Востока Ибн Рошда, Ибн Сины и европ. схоласти­ков Алъберта фон Болъштедта, Фомы Акеинскогоицр. (см. С. Prantl, Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1—4, В., 1955, Bd 1, S. 679, Bd 2, S. 327—97). В новое время Лейбниц понимал под апостериорным познанием все опытное познание или «истины факта» в противоположность «истинам разума», т. е. априор­ному познанию (Избр. фплос. соч., М., 1908, с. 180 — 181, 347, 350). Кант термином «А.» обозначал все знание, получаемое при помощи чувств, восприятий. Это знание, по Канту, носит случайный, единичный и неистинный характер; для того чтобы оно прио­брело всеобщий и необходимый характер, его следует подвести под априорные формы («Критика чистого разума», П., 1915, с. 25, 61; «Пролегомены», М.,1937, с. 20, 40, 59—61, 74—75). Будучи метафизиком и дуа­листом, Кант противопоставлял чувств, познание ло­гическому и приходил к агностицизму. Науч. объяс­нение этого вопроса дает только диалектич. материа­лизм, к-рый, материалистически понимая опыт, исхо­дит из того, что все знания, в конце концог, получают­ся в результате воздействия объективного материаль­ного мира на органы чувств (см. Диалектический материализм, Теория познания).

Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд.,
т. 38, с. 382—83; Д е б о р и н А., Очерки по истории диа­
лектики. Очерк первый. Диалектика у Канта, в кн.: Архив
К. Маркса и Ф. -Энгельса, кн. 1, М., 1924, с. 37—42; Асмус
В. Ф.. Философия Иммануила Канта, М., 1957; III е л л и н г
Р.. Система трансцендентального идеализма, пер. с нем., М.,
1936, с. 255—60; Гегель, Соч., т. 1, М.—Л., 1929, с. 29—
31; Фишер К., История новой философии, т. 4, пер. с
нем., СПБ, 1910, с. 323 — 33. Л. Усвяцов. Москва.

АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ (итал. Apostolici) — сек­та, осн. в 1260 в г. Парме (Италия) крестьянином Сегарелли. А. б. проповедовали необходимость отка­за от имущества и апостольский образ жизни (отсюда название секты). А. б. считали католич. церковь об­мирщившейся и провозглашали требование не подчи­няться церк. и светским властям. Историю человече­ства А. б. делили на 4 периода: 1) до Христа, 2) от пришествия Христа до папы Сильвестра, когда пап­ство добилось светской власти, 3) от Сильвестра до Сегарелли — период, когда церковь, завладев огром­ными богатствами и светской властью, подверглась порче. Последний, 4-й период — спасения человеч. душ—наступил, согласно учению А. б., с приходом Сегарелли.

А. б. подвергались жестоким преследованиям. По­сле казни Сегарелли (1300) движение возглавил его ученик Дольчино, к-рый в 1304 поднял восстание, подавленное в 1307. Однако секта А. б. существова­ла до сер. 14 в., распространившись и на территорию Юж. Франции, Испании и Германии.

Лит.: С к а з к и н С, Исторические условия восстания Дольчино, М., 1955; его же, Первое послание Дольчино, в кн.: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Т и х а н о в а М. А., Восстание Дольчино, «Проблемы исто­рии докапиталистических обществ», 1934, 7—8; А р с е н ь-е в И., От Карла Великого до реформации (Историческое ис­следование о важнейших реформационных движениях в За­падной церкви в течение восьми столетий), 2 изд., М., 1913; Гаусрат А., Средневековые реформаторы, пер. с нем,


Si АПОФАНЗИС —АППЕРЦЕПЦИЯ


т. 1—2, СПБ, 1900; Canlu С, Gli eretici d'ltalia, v. 1,
Torino,, 1865. И. Энгелъгардт. Москва.

АПОФАНЗИС (грсч. ar.iqrrtsis, букв.— заявление, утверждение) — в логике Аристотеля суждение — речь, в к-рой посредством утверждения или отрица­ния полагается что-либо как существующее или не существующее. Аристотель различает грамматич. (имя и глагол) и логич. (подлежащее и сказу­емое) аспекты. Имя — звук, нечто обозначающий без указания времени. Глагол — звук, характери­зующий имя и ориентирующий его во времени. Как член высказывания глагол связывает имя с бытием. Имя и глагол в отдельности высказываниями быть не могут. Утверждение и отрицание — функции глаго­ла, утверждающие или отрицающие бытие чего-либо. Поэтому только высказывание, нечто утверждающее или отрицающее, может быть истинным или ложным, чего нельзя сказать, напр., о просьбе, ибо, выражая побуждение, она непосредственно о бытии ничего не утверждает и не отрицает. Подлежащее, по Аристо­телю,— предмет высказывания, сказуемое — то, что говорится о подлежащем. Функция связки относится к области сказуемого. Простое высказывание заклю­чается в том, что нечто утверждается или отрицается в отношении чего-либо; то, что составляется из про­стых высказываний, является уже сложной речью.

Лит.: Аристотель, Об истолковании, пер. с греч.,
СПБ, 1891 (17а,?0, ?А). Р. Орлов. Москва.

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к и perceptio — вос­
приятие) — зависимость восприятия от прошлого опы­
та, от запаса знаний и общего содержания психич.
деятельности человека, в свою, очередь являющихся
результатом отражения действительности на основе
обществ, практики. Термин «А.» ввел Лейбниц, обо­
значив им акт перехода бессознательных психич. состо­
яний (перцепций) в ясно и отчетливо осознаваемые.
«Восприятие цвета или света, которое мы сознаем,
состоит из некоторого количества малых восприятий,
которых мы не сознаем, а шум, восприятие которого
мы имеем, но на который не обращаем внимания,
становится доступным сознанию благодаря неболь­
шому прибавлению или увеличению» («Новые опы­
ты о человеческом разуме», М.—Л., 1936, с. 120).
В этом смысле А. у Лейбница близка к совр. понятию
о внимании, но не совпадает с ним, т. к. Лейбниц
связывал с А. и самосознание: благодаря А. становит­
ся возможным отчетливое представление не только
к.-л. содержания, но и того, что оно находится в моем
сознании (см. «Монадология», § 30, Избр. филос. соч.,
М., 1908, с. 347, см. также с. 326). Новый смысл при­
обретает А. у Канта, разграничившего эмпирия. А.
и трансцендентальную А. Первая — осознание един­
ства непрерывно меняющихся психич. состояний. Она
имеет чисто субъективное значение. Напротив, транс­
цендентальной А. отводится центр, место как началь­
ной основе единства и целостности опыта и познания.
«Трансцендентальным единством

апперцепции называется то единство, посредством ко­торого все данное в наглядном представлении много­образие объединяется в понятие объекта» (Кант И., Критика чистого разума, П., 1915, с. 101 —102). Рас­судок конструирует объект с помощью категорий и тем самым осуществляет единство трансценденталь­ной А. Сами же «категории суть понятия, a priori предписывающие законы явлениям, т. е. природе, как совокупности всех явлений» (т а м ж е, с. 113). Т. о., трансцендентальная А. — существ, часть кантианской доктрины, утверждающей, будто разум приписывает законы природе. Согласно нем. ученому Гербарт, А.— осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представле­ний. Этот запас Гербарт назвал «апперцепционной массой». Новые представления пробуждают старые, сливаются с ними и образуют новые соединения


(см. I. F. Herbart, Psychologie als Wissenschaft..., Bd 2, Konigsberg, 1825, Кар. 5, § 125). В концепции Гербар-та имелся рациональный момент, обусловивший ее большую популярность в педагогике п педагогии, психологии. Выдвигалась проблема связи и взаимо­действия новых восприятий и представлений с налич­ными знаниями, истолкования неизвестного путем использования прошлого опыта. Широкую извест­ность получило понятие А. в психологин последнего времени благодаря работам Вундта и его учеников (Кюльпе, Мёйман и др.). Вундт придал А. характер осн. начала всей психич. деятельности. А.— единств, акт, благодаря к-рому становится возможным отчет­ливое осознание психич. состояний. Она может быть пассивной (когда новое содержание входит в созна­ние без волевого усилия) и активной, дающей возмож­ность преднамеренно направить мысль на объект. Но во всех случаях А. «носит в себе все признаки волевого действия» (Вундт В., Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894, с. 258) и потому выступает как проявление воли. Вундт по­ставил в зависимость от А. как всю внутреннюю рабо­ту мысли, так н внешнее поведение: различение объек­тов и установление отношений между ними (срав­нение, анализ, синтез), регуляцию действий (в частности, их торможение) и т. д. Сделав попытку най­ти для А. соответств. физиологич. субстрат, Вундт выдвинул гипотезу об «апперцепционных центрах» в мозгу, оговариваясь, однако, что влияние этих центров не распространяется на т. п. высшие пси-хологич. процессы («Grundziige der physiologischen Psychologie», Bd 1, 6 Aufi., Lpz., 1908, S. 378— 385). Вундтовская теория А. явилась реакцией на учение о сводимости всех проявлений психич. деятель­ности к законам ассоциации (см. Ассоциативная психология). Механнстич. трактовка ассоциации лиша­ла возможности понять активный, избират. характе} сознания и поведения. Стремясь решить эту зада чу, Вундт и использовал А. в качестве исходной объяснит, принципа, уводя тем самым психологик от детермииистич. объяснения изучаемых явлений т. к. конечной причиной последних провозглашался ничем не обусловленный чисто психич. акт. Пси хологи-ндеалисты, критиковавшие Вундта, не смог ли, находясь на ложных методологии, позициях, пред­ложить позитивное решение проблемы направленно сти и единства сознания. Нем. идеалист Э. Гартман напр., утверждал, что активная сила, регулирую­щая психич. процессы, действует не в сфере сознания а за его пределами: «...апперцепции... могут был только абсолютно-бессознательными психическими функциями» («Современная психология», М., 1902. с. 121). Нем. ученый Мюнстерберг, обвиняя Вундта в игнорировании моторных функций, в своих попыт­ках объяснить внимание, торможение и др. проявле­ния активности организма также признал первичным фактором волевой импульс. Гешталътпсихология све­ла А. к изначальной структурной целостности вос­приятия, якобы коренящейся в самой природе субъекта.

Развитие науч. физиологии и психологии показа­ло, что операции, к-рые идеализм относил к проявле­ниям А. (синтез, анализ, установление отношений и т. д.), представляют собой обусловленное реальной деятельностью отражение действительности в мозгу че­ловека. Единство и цельность познания имеют своей основой единство материального мира. Совр. науч. психология понимает под А. зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В этом смысле А. — одна из простейших и вместе с тем фундамент, психологич. закономерностей. Отражение предмета — не зеркальный, а сложный диалектич. процесс и характер восприятия, его содержательность


АПРИОРИ —АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 85


и глубина непрерывно меняются в результате овла­дения новыми знаниями, с возникновением новых интересов. Поэтому на одну и ту же вещь 2 человека могут как бы смотреть «разными глазами», т. е. иметь различную А.

А. может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые особенности личности (мировоззрение, образование, профессио­нальные интересы и т. д.), во втором случае — психич. состояние в данный момент (ожидание, мимолетное чувство). Физнологич. основу А. раскрывает учение Павлова о замыкании и сохранении временных свя­зей в коре головного мозга и о системном характере высшей нервной деятельности, а также учение Ухтом­ского о доминанте как центре наибольшей возбу­димости, подчиняющем себе работу остальных нерв­ных центров.

Лит.: Ивановский В., К вопросу об апперцепции,
«Вопг>. филос. и пеихол...), 1897, кн. 36(1); Тепло в Б. М.|
Шихологня, 2 игд., М., 1948. М. Ярошеаский. Куляб.

АПРИОРИ (от лат. a priori, букв.— из предшест­вующего) — термин идеалистич. философии, 'озна­чающий знание, к-рым человечество располагает не­зависимо от опыта (в противоположность апостерио­ри). В истории философии понятие «А.» связано с учением о врожденных идеях, поскольку их призна­ние предполагает существование внеопытного знания.

Термин «А.» получил широкое распространение после появления «Критики чистого разума» Канта, у к-рого знание А. отличается от врожденных идей тем, что оно касается только формы, а не содержания познания. Для Канта А. есть условие достоверного знания, содержащееся в интеллекте человека незави­симо от к.-л. опыта. Кант различал априорные формы чувственности — пространство и время («Критика чи­стого разума», разд. Трансцендентальная эстети­ка) — п априорные формы рассудка. К последним относятся 12 форм суждения (см. там же, разд. Трансцендентальная аналитика) и соответствующие им 12 категорий — причина, следствие, необходи­мость, случайность и др. Априорные формы чув­ственности п рассудка, по Канту, организуют, при­дают связанность и упорядоченность хаотич. знанию, получаемому с помощью чувств. По характеристике Ленина, «признавая априорность пространства, вре­мени, причинности п т. д., Кант направляет свою фи­лософию в сторону идеализма» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 185). Неспособность метафизич. мышления объяс­нить происхождение рационального знания из чувст­венного способствовала противопоставлению опыта знанию А. и распространению априоризма в бурж. идеалистич. философии— неокантианстве, феномено-жиз.че, абс. идеализме Брэдли и др. Разрешение этого противоречия коренится в практике, ее роли в про­цессе познания и историч. подходе к проблеме зна­ния, на что и указала философия диалоктич. мате­риализма (см. Практика, Теория познания).

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Ле­нин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., г. 14, гл. 3,4; Асмус В. Ф., Философия Иммануила Канта, М.,1957, с. 21—25, 29—40; р г a n t 1 С, Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1 — 4, В., 1955. Ц. Арзакапъяп. Москва.

АПТЕКЕР (Aptheker), Герберт (р. 1915) — амер. историк, философ, публицист, один из видных дея­телей Коммунистич. партии США. Магистр искусств, доктор философии. В 1937—41 и 1946—56 препода­вал в Рабочей школе и в Джефферсоновской школе социальных наук в Нью-Йорке. Заместитель гл. ре­дактора прогрессивного журнала «Masses and Mainst­ream» (с 1948), гл. редактор марксистского теоретич. и политич. журнала науч. социализма «Political Affairs» (с 1957). Работы А. посвящены гл. обр. негритянскому вопросу. А. — лауреат премий неск.


науч. орг-ций США за научно-исследоват. работы по негритянскому вопросу.

Соч.: The Negro in the civil war, N. Y., [ 1938]; Negro slave revolts in the United States, 1526—1860. N. Y., [1939]; The Negro in the American revolution, N. Y., [ 1940]; The Negroin the abolitionist movement, N. Y., f 1941 ]; Essays in the history of the American Negro, N. Y., [1945]; American Negro slave revolts, N. Y., 1943; The Negro people in America..., N. Y., 1946; To be free; studies in American Negro history, N. Y.. [1948 1: The labor movement m tiit South during slavery, N. Y., 1954; History and reality, N. Y., [1955]; Toward Negro freedom, N. Y., 1956; The truth about Hungary, N. Y., 1957; Лауреаты империализма, пер. с англ., М., 1955.

В. Мшвениерадзе. Москва. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —философия, созданная в ее классич. форме арабами и нек-рыми др. народа­ми Ближнего и Ср. Востока, к-рые пользовались араб, языком как орудием культуры и средством науч. общения. Осн. периоды истории А. ф.: 1) ран­нефеодальный (7 — 10 вв.), 2) развитых феод, от­ношений (11 —19 вв.) и 3) нового времени (со 2-й пол. 19 в.) — период складывания в араб, странах капита-листич. отношений.

В феод. А. ф., развивавшейся под влиянием ан­тичной философии, а также философии наро­дов Индии, Ирана и Средней Азии и во взаимо­действии с ними, проявились два противоположных течения: идеалистич. философия — служанка му-сульм. богословия, и философия с сильно выра­женными материалистич. тенденциями. Последняя, направленная в осн. против ортодоксального исла­ма— идеологии господств, феод, класса, — была тесно связана с развитием точных и естеств. наук. Внешне не отвергая догматов ислама, представители этого течения в то же время вели борьбу против мусульм. идеалистич. воззрений, отражая классовые противоречия феод, общества.

Начальной формой раннофеод. периода А. ф. можно считать мусульм. богословскую мета­физику (7—8 вв.), заложившую филос. основы исла­ма. В противовес этому направлению образовалось относительно прогрессивное филос. направление мутазилитов. Мутазилиты были первыми из му­сульман, изучавших греч. античную философию. Они выступали против ортодоксального догмата предоп­ределения и отрицали множественность атрибутов бога, а также были противниками антропоморфич. представлений о нем. Утверждая, что человек по­знает Вселенную и бога посредством разума, мутази­литы внесли рационалистич. струю в мусульман­скую теологию. В борьбе с мутазилитами оформилась богословская школа мутакаллимов — последователей ортодоксального ислама. На дальнейшее развитие А. ф. оказало значит, влияние движение мистиков — суфиев (см. Суфизм). В основе этого течения, перво­начально выражавшего пассивный протест трудя­щихся мусульман против феод, строя и мусульм. ортодоксального духовенства, лежали идеи аскетиз­ма, созерцат. самоуглубления и отказа от активной обществ, жизни. В филос. принципах суфизма полупил своеобразное преломление неоплатонизм.

Поворотным пунктом в развитии А. ф. было осво­ение философии Аристотеля; ее материалистич. элемен­ты были использованы наиболее прогрессивными пред­ставителями А. ф. эпохи феодализма, к-рые в той пли иной мере находились в оппозиции к мусульм. ор­тодоксии. Родоначальником этого направления был а.лъ-Кинди (9 в.). Приверженцы аристотелизма особо подчеркивали значение точных наук и естествозна­ния, но они не освободились от религ. догматизма, стремились совместить свои филос. идеи с вероучением ислама, признавая возможным самостоят, существо­вание религии и относительно независимой от нее философии, основанной на достижениях человеч. разума. Это были не только популяризаторы и ком­ментаторы философии Аристотеля, крупнейшие из


86 АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


них были самостоятельными мыслителями, перера­ботавшими приемлемые для них элементы аристо-телизма и приспособившими их к условиям феод, общества. На А. ф. оказали благотворное влия­ние также самостоят, открытия и достижения, сделанные народами Ближнего и Среднего Во­стока в различных областях знания, в особен­ности в математике, астрономии и медицине. Араб, аристотелики много сделали для доказательства вечности материального мира, выступая с учением о том, что мир не создан богом из ничего, а так же ве­чен, как и бог. Ортодоксальное мусульманское ду­ховенство понимало опасность такого учения, му-такаллимы вели ожесточенную борьбу с теориями аристотеликов.

Среди прогрессивных мыслителей периода развитых феод. отношений особо следует отметить сирийского поэта-философа А бу-лъ-Ала аль-Маарри (973—1058), мировоззрение к-рого носило отчетливо антиклерикальный характер и выражало протест демократич. слоев против нера­венства и жестокостей феод, строя. В 11 в., когда завершился процесс закрепощения основных произ­водителей, в обстановке аптифеод. движений, про­ходивших под лозунгами антпортодоксалышх сектантских учений, феод, реакция в странах Ближ­него Востока приняла весьма жестокие формы, паучно-филос. мысль подавлялась. В то же время угнетенное положение трудящихся масс и подавление нар. сектантских восстаний войсками феодалов вызвали дальнейшее распространение мистич. суфийских на­строений и учений. Виднейший представитель религ. реакции этого периода аль-Газали, ведя ожесточен­ную борьбу против философии и свободомыслия, включил суфизм в систему ортодоксального ислама, канонизировал эту оппозициенную идеологию, чтобы сделать ее средством воздействия духовенства на массы.

Большую роль в разработке передовой арабоязыч-ной науки и философии сыграли классики филосо­фии народов Ср. Азии — Ибн Сына и апъ-Фараби.

К 12 в. творч. центр А. ф. переместился с Востока на Запад, в мусульм. Испанию. Основопо­ложником зап.-араб, философии считается сара-госский философ Ибн Баджа (12 в.). Он написал ряд комментариев к естеств.-науч. сочинениям Аристо­теля, а в произведении «Образ жизни отшельника» ут­верждал значение разума и доказывал, что духовное восхождение совершается не через мистич. озарение, а путем интеллектуального совершенствования, посредством науч. знания. Мусульм. теологи счи­тали Ибн Баджа атеистом. Продолжателем рацио-налистич. линии Ибн Баджа выступал Ибн Туфейлъ (12 в.), к-рый в своем филос. «Романе о Хайе, сыне Якзана», развивая учение о естеств. религии, дошел до утверждения деизма. Зап.-араб, философия до­стигла своей вершины в учении Ибн Рошда (Авер-роэса) из Кордовы (12 в.). Он развил натуралистич. учение Аристотеля в духе материализма и проявил отчетливую антирелиг. тенденцию. Ибн Рошд вел борьбу с идеалистич. философией, выступая особен­но резко против аль-Газалп. Учение Ибн Рошда, Особенно его положение о двойственной истине, оказало влияние на развитие филос. теорий Зап. Европы (см. Аверроиз.ч). Исключительно большое значение имело учение западноараб. философов о едином всеобщем разуме человеч. рода. Со­гласно этому учению, индивид, разум не сущест­вует после смерти; бессмертие индивидуальной ду­ши, загробное воздаяние и воскресение — мифы; человек может достигнуть высших ступеней позна­ния не путем аскетизма и мистич. экстаза, а лишь посредством научно-филос. познания. Достижением


Л. ф. явилась философия истории Ибн Халъдуна (14 —1.5 вв.), выдвинувшего тезисы о влиянии приро­ды на историю человеч. общества.

Начиная с 13 в. мусульм. духовенству удалось сперва приостановить, а затем и подавить развитие прогрессивной А. ф., утвердить богословские уче­ния мутакаллимов.

Классич. А. ф. имела большое значение для раз­
вития филос. мысли Европы. По произведениям
араб, философов (в лат. переводах) Европа не только
ознакомилась с богатой филос. мыслью араб, народов,
но и восприняла традиции аристотелизма прежде,
чем ей стали известны греч. оригиналы Аристотеля.
Особенно большую роль в этом процессе сыграли
культурные связи европейцев с арабами на Пиреней­
ском п-ове и в Сицилии, а отчасти крестовые
походы. Укрепление ортодоксальной философии и
богословия, обусловленное завершением развития
(к концу 11 в.) феодализма в араб, халифате,
последовавшие затем многовековые опустошит, войны
(крестовые походы конца 11—13 вв., монг.
нашествия 13 в. и, наконец, завоевание араб, стран
турками, установившими в начале 16 в. свое господ­
ство), а потом и закабаление араб, народов колониаль­
ными державами — все эти факторы явились силь­
нейшим препятствием для развития араб, культуры,
в т. ч. и философии. В 16—18 вв. А. ф. отождествля­
лась с богословием, т. к. религ. мировоззрение были
всеобщим. А- Вигоутдипов. Сталштбад.

В новое время (со 2-й пол. 19 в.) в Сирин и Египте созрели условия для перехода на бурж. путь развития. Но развитию капиталистич. отноше­ний мешали господство феод, институтов н превра­щение этих стран в полуколонии. Араб. бурж. идеология пробивала себе путь в условиях засилья религ. воззрений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...