Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

АНТРОПОМОРФИЗМ—АНТРОПОСОФИЯ 3 глава




В конце 19 в. араб, мыслители знакомятся со Спенсером, а с начала 20 в. — с филос. взглядами Конта, Ницше, Л. Толстого. Отдельные элементы систем европ. философов и социологов перерабаты­ваются араб, писателями. Виднейшими представите­лями араб, просвещения были египтянин ат-Тахтави, ливанцы Насыф аль-Языджи и Бутрус а.:л\,-Бустани. Соц.-экономич. и культурная отсталость араб, стран, застой в науке, медленное проникновение совр. естеств.-науч. знаний определили вялость филос. мысли, сдерживали развитие материалистич. идей и атеизма, хотя араб, общественность проявляла большой интерес к науке. Араб, мысль нового вре­мени имела в качество источников рационалистич. тенденции араб, средневековой философии достиже­ния европ. культуры (идеологию франц. просветите­лей 18 в. в частности), а также Коран. Философия еще не отмежевалась от религии.

Почти все передовые идеологпч. течения среди му­сульман окрашивались в цвет мусульм. реформации, к-рую возглавил египтянин М. Абдо (1849—1905). На основе ислама пересматривались еврон. обществ.-по-литич. теории и моральные нормы, делалась попытка приспособить ислам к требованиям бурж. развития араб, общества. Фялос. взгляды мусульм. реформато­ров были религ.-рационалистическими. Яти взгляды разделял и крупнейший идеолог араб, национализма аль-Кавакиби. Сохраняется традиц. этич. направлен­ность араб, мысли. Вопросы морали разрешаются в соответствии с бурж. идеологией. В конце 19— нач. 20 вв. подошел к материализму первый пропаган­дист дарвинизма среди арабов Шибли Шмайиль.|Был близок к материализму прогрессивный пантеизм ар- Рейхани. Получила распространение эволюционная теория. В основе многих социологич. концепций ле­жала освященная именем Корана «органическая тео­рия» с элементами социал-дарвинизма.


АРАИ ХАКУГА—АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 87


Влияние идей Великой Окт. социалистнч. рево­
люции в араб, странах способствовало подъему
обществ.-политич. мысли, связанному с бурно на­
растающим нац.-освободит, движением, развитием
идей араб, национализма. Развивается революц.-демо-
кратич. направление, проникает в массы социалистам,
идеология, усиливается пропаганда естеств.-науч. зна­
ний И материализма. 3. Левин. Москва.

Лит.: Крымский А. Е., История арабов и арабской литературы светской и духовной, ч. 1—2, М., 1911 —12; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 433—50; Т р а х т е н-бер г О. В., Очерки по истории западноевропейской сред­невековой философии, М., 1957, с. 47—74, 120—34; История философии, т. 1, М., 1957, с. 222—36; Григорян С. Н., К вопросу о происхождении и философских основах Калама, «Вопр. философии», 1958, № В (имеется бнблногр. новей­шей литературы по истории араб, философии); Р е н а н Э., Аверроэс и аверроиам, пер. с франц., Киев, [1903]; А л ь-Ф а -х у р и, X а н н а, а д - Д а р р а л ь - х а л и л, Тарих аль-фальсафа аль-арабийя (История арабской философии), т. 1—2, Бейрут, 1957—58; Мехрин Мехрдад, Фал-сафэ-йе-шарг (Философия Востока), Тегеран. [1959] (на перс, яз.); St бек 1 A., Geschiclite der Philosophic des Mittelal-ters, Bd 1—3, Mainz, 1864—67; U e b e г w e g F., Grundri? der Geschiclite der Philosophic, 12 And., Tl 1—3, 5, В.. 1924-^-28; Boer T. J. de, The history of philosophy in islam, transl. [from Dutch]. L., 1933; The legacy of Islam, ed. by T. Arnold and A Gnillaume, Oxf., 1931; Munk S., Melanges de philosopliie juive et arabe, nouv. ed., P., 19o5; Ley H.,Studie zur Geschiclite des Materialismns im Mittelal-ter, В., 1957; Cruz Hernandez M., Filosofia hispano-musulmana, t. 1—2, Madrid. 1957.

АРАИ ХАКУГА (Ю т о) (1715 — 92) — япон. ис­торик философии. Находясь первоначально под вли­янием чжусианского неоконфуцианства, являвшегося офиц.философией току гавского абсолютистского гос-ва, А. X. перешел на позиции «Когакуха» — «Школы классического конфуцианства». В соч. «Рассуждения о смысле Чжоусского И-цзина» («Слои сэйун»), «Весь древний И-цзин» («Концу»), «Дух и смысл древнего Н-цзина» («Кон сэйгн») А. X. подверг обстоят, ис­следованию тексты древнейшего памятника кит. мыс­ли «И-цзина» («Книги перемен»), стремясь выделить и оттенить его филос. смысл.

Соч.; Сэнтэцу седан (Сборник сочинений по древней философии), разд. 1, 6 изд., Токио, 1909.

Лит.: Дай нихон дзиммэй дзисё (Большой японский био­графический словарь), Токио,1917, с. 101.

Я. Радулъ-Затуловский. Ленинград.

АРАИ ХАКУСЭКИ (К и м и ё с и) (1657 — 1725) — япон. ученый, мыслитель и гос. деятель. Автор более ста соч., гл. обр. история, характера, боль­шинство из к-рых было опубликовано только после незавершенной бурж. революции 1867—68. Знание голл. языка, связь с нек-рыми европ. учеными по­зволили А. X. ближе ознакомиться с экономикой, гос. строем европ. стран, а также расширить свои познания в области естествознания. Придерживаясь идеалистич. воззрений на мир. А. X. вместе с тем стремился науч. средствами бороться против феод, предрассудков и мистики, «превращающих человека в глупца». Он вы­ступал против религ. и мпфич. истолкований истории Японии, критически относился к т. и. «Кокугакуха»— «Школе национальной науки», проповедовавшей бо­жественность Японии и императорской династии, писал о респ. системе правления. На современников оказал влияние своей критикой токугавского абсо­лютистского режима.

Соч.; Араи Хакусэки дзэнсю (Поли. собр. соч. Араи Хакусэки), Токио, 1916.

Лит.: Хани Гор о, Араи Хакусэки, Фукудзава Юки-ти, Токио, 1937 (на япон. яз.).

Я. Радулъ-Затуловский. Ленинград.

АРАНЬЯ, Г р а с а А р а и ь я (Graca Aranha), Жо-зе (1868 — 26 янв. 1931) — браз. мыслитель, писатель, критик и теоретик иск-ва. Получил юридич. образо­вание в г. Ресифи, там же познакомился с Т. Бар-рету, под влиянием к-рого стал сторонником естествен-нонауч. материализма. А.— непоследоват. материа­лист: в теории познания сближается с агностицизмом. А. был видным представителем модернизма (бурж.


националистич. движение в браз. иск-ве 20-х гг.). Им написан первый браз. социальный роман «Ка-наан» («Chanaan», 1902).

Соч.; A esthetica da vida, Rio de Janeiro, P., [1925]; Espi-rito moderno, 2 ed., Sao Paulo, [1932]; О meu proprio romance. [Sao Paulo], 1931.

Лит.: Costa J. С Contribnicao a Iiist6ria das ideias
no Brasil.Rio de Janeiro, 1956. Ж. Базарян. Москва.

АРБУРЕ (наст, фамилия— Ралли), Замфир (1848—3 апр. 1933) — обществ, деятель Молдавии и Румынии, революц. народник, сторонник позитивизма и субъективного метода в социологии. В нач. 70-х гг., преследуемый царским пр-вом, эмигрировал в Швей­царию, где редактировал журн. «Община» и «Работ­ник». Был знаком с произведениями Маркса и Энгель­са. По возвращении в Румынию (нач. 80-х гг.) отошел от революц. деятельности.Автор работ:«Сытые п голод­ные» («Сэтуийши флэмынзий», 1875), «Парижская Ком­муна» (1874), «Николай Петрович Зубку-Кодряну» (1879), «Рассказы из русской истории» (1905), «Из моих воспоминаний о М. А. Бакунине», в кп.: «О минувшем. Исторический сборник», 1909, «Тюрьма и ссылка» («Тем-ницэ ши екаил», 1894), «В ссылке» («Ын екзил», 1896).

Соч.: Опере алесе, Кишинэу, 1957 (пступ. статья А.Киделя). Лит.: К о р б у X., Замфир Арборе—пропагандист идей социализма, «Днестр», 1959, Л"в 3.

А. Бабий., В. Ермуратский. Кишинев.

АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ зародилась в пе-риод колонизации страны (16—18 вв.) под влиянием схоластам, философии метрополии — Испании. Гос­подствующим филос. направлением в Аргентине был томизм; известным влиянием пользовалось учение исп. иезуита Франсиско Суареса (1548—1617). А. ф. развивалась под влиянием и древнеевроп. филос. уче­ний. Нок-рое распространение получили филос. взгля­ды шотландского философа Дунса Скота. Несмотря на жестокую цензуру в Аргентину проникали передо­вые филос. и политич. идеи Европы, распространя­лись труды Макиавелли, Монтескье, французская «Энциклопедия...».

В конце 18 — нач. 19 вв., в период нарастания осво­бодит, движения в стране, появились первые филос, социологии, и политич. труды, в к-рых нашли отра­жение интересы и стремления креольских помещиков и нарождавшейся буржуазии. Цели и задачи нац.-освободлт. движения были теоретически сформули­рованы в произведениях деятелей войны за независи­мость — М. Морено, Кастолли, Бельграно, Мон-теагудо. В этот период передовые филос. взгляды, хотя и с трудом, но проникали в высшие уч. заведе­ния. Преподаватель колледжа св. Карла Франсиско Хосе Плапес читал курс философии, в к-ром следо­вал учениям франц. философов Кабаниса и Кондиль-яка. Прогрессивные идеи, продолжавшие традиции франц. маториалистич. философии, распространялись!! пропагандировались т. н. идеологами — Хуаном Кри-состомо Лафинуром (1797 —1824) и Хуаном Мануэлем Фернандес де Агуэро (1772—1840). Последний написал книгу «Принципы элементарной идеологии» (.1. M.Fer­nandez de Aguero, Principios de ideologia elemental, v. 1—2, 1824—26), к-рая была осуждена как еретическая. К «идеологам» примыкали Феликс Сениеса и его ученик — математик Авелино Диас. Про­грессивные аргент. мыслители, среди к-рых выделялся Антонио Саэнс, вели борьбу против схоластики и эклектизма. В период диктатуры-Росаса (1829—52) господствующим филос. направлением снова стала схоластика, усиленно насаждавшаясяцерковыо. Взгля­ды части либер. буржуазии, выступавшей против дик­татуры, были тесно связаны с материалистич. тради­циями предшествовавшего периода и носили ярко выраженный социальным характер. Значит, распро­странение получили идеи утопич. социализма Сен-Симона. Аргент. сен-симонисты противопоставляли феод, реставрации идеи свободы, равенства, прогресса.


88 АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Выступая против угнетения, утверждая, что труд должен лежать в основе обществ, морали, они, однако, проповедовали теорию классового братства.

Группа молодых патриотов во главе с сен-симони-стом Эстеваном Эчеверриа создала в 1837 лит. салон (X. Б. Альберди, В. Ф. Лопес, М. Кане и др.), в к-ром обсуждались политич. и филос. вопросы. В 1837 по инициативе нек-рых членов этого кружка возникла политич. орг-ция «Молодая Аргентина», ставившая целью уничтожение диктатуры Росаса и реорганиза­цию общества на основе принципов сен-симонизма. Эчеверрна при участии Альберди написал программу, известную впоследствии под назв. «Социалистическое учение Майской ассоциации» (Е. Echeverria yJ. Alberdi, El dogma socialists, do la asociacion Mayo, 1846). Интерес представляет также работа Эчеверриа «Февральская революция во Франции» (Е. Echeverria, La revolucion de febrero en Fran-cia, см. в его кн.: Obras completes, Buenos Aires, 1951), где анализируется значение революц. событий во Франции для Аргентины. Эчеверриа заложил основы аргент. социологич. мысли. Он первым в Аргентине обратил серьезное внимание на роль нар. масс в историч. процессе. В период диктатуры Росаса был на­писан ряд работ, имевших филос. значение,—Альберди «Введение к изучению права» (J. B. Alberdi, Fragmento preliminar al estudio del derecho, 1837) и «Основы и исходные положения для политической ор­ганизации Аргентинской республики» («Bases у puntos de partida para la organizacion politicadela rcpublica Argentina», 1852), в к-рой обосновывалась необходи­мость бурж. развития Аргентины, Сармьенто «Факун-до» (D. F. Sarmicnto, Facundo, 1845), ряд работ Лопеса и др. После изгнания Росаса в 1852 в куль­турной жизни страны наступило нек-рое оживление. В 50-х гг. начали работать различные кафедры ун-та, в Буэнос-Айресе в 1863 был открыт Нац. колледж, в 1870 — Нормальная школа в Паране, в 1873 осно­вана Академия наук в Кордове.

В 70-х гг. в Аргентину проникает позитивистская философия, к-рая к концу 19 — нач. 20 вв. получила широкое распространение. Развитие позитивизма в Ар­гентине можно разделить на три осн. периода: 1-й, начало к-рого относится к 1880, известен как период «университариев», работавших в ун-те Буэнос-Айре­са, и «нормалистов», объединившихся в Нормальной школе. Наиболее ярким представителем позитивизма этого периода был антрополог и палеонтолог Педро Г.калабрини, опубликовавший в 1889 кн. «Материа­лизм, дарвинизм и позитивизм» (P. S k а 1 a b r i-n i, Materialismo, darvinismo у positivismo, 1889). Позитивисты этой школы, близкие к Копту, раз­рабатывали вопрос о свободе личности и проб­лемы воспитания. 2-й период начался с создания в 1905 Народного ун-та, в к-ром работал ряд извест­ных позитивистов. Начало 3-го периода было поло­жено организацией в 1924 Аргент. позитивистского об-ва (Виктор Меркаите, Анхель Басси, Авелино Эррера, Мартин Эррера и др.) под руководством Аль-фредо Феррейра и Леопольдо Эррера. Под зна­чит, влиянием позитивизма Спенсера находился Хуан Б. Хусто — один из основателей (1896) и руководителей Аргент. социалистам, партии. В его работах «Биологическая основа истории» (J. В. J u s-to, Base biologica de la historia, [1909]) и «Теория и практика истории» («Teoria у praclica de la histo­ria», 1909, 2 ed., 1915) отд. марксистские высказыва­ния перемежаются с позитивистскими положениями.

Во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. значит, развитие по­лучили бурж. социологич. исследования, написан­ные под влиянием естеств. наук: неоконч. работа Д. Ф. Сармьенто «Конфликт и гармония рас в Аме­рике» (О. F. Sarmiento, Conflicto у annonia de


las razas en America, v. 1—2, 1883); Хуана Агустнна Гарсиа «Индейский город» (J. A. Garcia, La ciudad indiana, 1900) и «История аргентинских со­циальных идей» («Historia de las ideas sociales Ar­gentines», 1915), Агустина Альвареса «Южная Аме­рика» (A. Alvarez, South America, 1894), «Куда идем?» («^А donde vainos?», 1904), «Создание мораль­ного мира» («La creacion del mundo moral», 1912). В области социологии выступал и известный врач-психиатр Хосе Мариа Рамос Мехиа, написавший работы: «Сумасшествие в истории» (J. M. R a m о s М о х i a, Lalocuraenla historia, 1905),«Pocac и его время» («Rosas у su tiempo», 1907), «Аргентинские толпы» («Las multitudes argentinas», 1899). В этих работах историч. развитие Аргентины рассматрива­лось как результат действия определ. естеств. фак­торов, прежде всего географич. среды и расовых осо­бенностей. Лишь в написанных в этот период поздних работах Альберди, не изданных при его жизни: «Эко­номические исследования» (J. В. Alberdi, Es-tudios economicos..., 1895), «Преступление войны» («El crimen de la guerra», 1915) и др., политич. изменения в стране рассматривались в первую очередь в связи с экономич. причинами.

Развитие естеств. наук содействовало распрост­ранению в Аргентине идей естеств.-науч. матери­ализма (ученый Флорентино Амегино, написавший ряд материалистич. и атеистнч. работ). Это направ­ление являлось идеологией передовых бурж.-демо-кратич. слоев, заинтересованных в полной ликвида­ции феод, порядков и интенсивном капиталистич. развитии страны.

Особое место среди мыслителей конца 19 — нач. 20 вв. занимал Хосе Инхеньерос, работы к-рого «Ар­гентинская социология» (J. lngenieros, Socio-logia Argentina, 1910), «Основы психологии» («Prin-cipios de psicologia», 1919), «Эволюция аргентин­ских идей» («La evolucion de las ideas Argentinas», v. 1—2, 1918—20) и др. являются оригиналь­ными материалистич. исследованиями. Его кн. «Но­вые времена» («Los tiempos nuevos, rei'lexiones opti-mistas sobre la guerra у la revolucion», 1921) посвящена в основном пропаганде революц. идеалов и завое­ваний Октябрьской революции в России.

В начале 20 в. в Аргентине значительно усили­лось влияние зап.-европ. бурж. идеалистич. тече­ний: неокантианства и неотомизма, позднее стала распространяться философия экзистенциализма и др. В 1929 было создано кантианское об-во в Буэнос-Айресе. Среди философов, испытавших сильное влия­ние идей Канта, выделяется Алохапдро Корн (1860— 1936). Среди представителей совр. экзистенциализ­ма можно назвать Висентс Фатопе, «Экзистенциа­лизм и творческая свобода» (V. F a t о n e, E1 existencialismo у la libertad creadora, 1948), «Че­ловеческое существование и его философы» («La existencia humana у sus fiiosofos», 1953), «Введение в экзистенциализм» («Introduccion al existencialis­mo», 1953). Карлос Астрада в работах «Экзистенциаль­ная игра» (К. A s I г a d a, El juego existencial, 1933), «Феноменологический идеализм и экзистенциальная метафизика» («Idealismo i'enomenologico у metafisi-са existencial», 1936), «Временность» («Tempora-lidad», 1943), «Бытие, гуманизм, экзистенциализм» («Ser, humanismo, existencialismo», 1949) следовал учению Хейдеггера, однако в последние годы высту­пает против ряда положений Хейдеггера, Сартра и Ясперса («Экзистенциалистская революция» — «La revolucion existencialista», 1952) и занимает близкую к марксизму позицию. Сторонниками неотомизма яв­ляются Октавио Николас Дериси, Томас Д. Касонес, X. Р. Сепич, Измаэл Килес и др. Альбер­те Роухес представлял направление, близкое к нео-


АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ-APEOIIАГИТИКИ 89


платонизму, и находился под большим влиянием философии Августина и Бергсона. Апхель Вассальо в работах «Новые пролегомены к метафизике» (A. Vas­sal 1 о, Nuevos prolegomenos a la metaiisica, 19.38) и «Что такое философия?» ('(Que cs Ja filo­sofia?», 1942) следует за Блонделем. Большим влия­нием пользуется Франсиско Ромеро, осн. принципы субъективной идеалистич. философии к-рого изло­жены в работе «Теория человека» (F. К о m е г о, La teoria del hombre, 1952) и в др.

Распространению филос. знаний и гл. обр. идеа­листич. философии способствовало издание книг об аргентинской философии, о классиках философии и по современной философии. В 1920 в Ла-Плате был создан фак-т гуманитарных и воспитат. наук, к-рый из­дает журн. «Hunianidades», в 1934 в Кордове — Ин-т философии, издающий «Boletin». Созданный в 1937 фак-т философии и словесности в Тукумане издает «Тет­ради по философии, истории и педагогике» («Colec-cion de cuadcrnos do filosofia, de historia, de pedago-gia у de letras») с 1942. В 1938 в Бувнос-Айресе был организован Аргент. ин-т социальной и юридич. философии. С 1942 издается журнал «Логос» («Logos»). В Мендосе в 1943 основан Ин-т философии. С 1948 работает фак-т философии и словесности в Росарио. Н 1949 был созван 1-й национальный филос. конгресс. Марксистские идеи стали проникать в Аргентину и конце 19 в., однако вначале они не получили широ­кого распространения из-за слабости и неорганизо­ванности рабочего класса. После создания Коммуни-стич. партии Аргентины (1918) марксистская филосо­фия обретает значит, влияние и в среде аргент. ин­теллигенции. Большую роль в разработке осн. вопро­сов коммупистич. идеологии сыграли печатные органы Коммунистич. партии Аргентины: газ. «Аделанте» («Adelante»), «Интернасьональ» («Inlernacional»), <Лаора»(«Ба Нога») и теоретич. журн. «Ориэнтасион» («Orientation»), «Пуэва эра» («JXueva Era») и «Куадер-нос де культура» («Cuadernos de cullura»).

На позиции марксизма перешли нек-рые пред­ставители бурж. философии, в частности один из со­ратников Хосе Инхеньероса — Анибаль Понсе. I! работе «Воспитанней классовая борьба» (А. Р о п-с е, La education у la lucha de clases,1936) Понсе по­казал, что бурж. идеалистич. философия тормозит развитие науки и иск-ва. После посещения СССР в 1936 он написал кн. «Буржуазный гуманизм и про­летарский гуманизм. От Эразма до Ромена Роллана» |»De Erasmo a Romain Holland (Humanismo bur­bles у liumanismo proletario»), 1939], сыгравшую важ­ную роль в пропаганде достижений страны социализма. Понсе издавал филос. журн. «Диалектика» («Dialec-Йса»), в к-ром пропагандировал марксистскую фило­софию. Значит, внимание уделяется аргент. комму­нистами разработке теоретич. вопросов иск-ва и изучению наследства классиков аргент. мысли, что нашло отражение в работах Эктора Агости «Защи­та реализма» (Н. A g о s t i, Dei'ensa del realismo, 1945), «Ingenieros ciudadano de la juventud», 1945, 2 ed., 1950, «Эчеверриа» («Echeverria», 1951) и др. Аргент. коммунисты в своих трудах на основе марксистской методологии разрабатывают основные вопросы рабочего движения, борьбы против им­периализма; пропагандируют марксизм-ленинизм. Видное место занимают работы В. Кодовилья: «Ста­тьи и речи. 1926—1956», пер. с исп., 1957, «Куда идет мир» (V. Codovilla, Hacia donde marcha el mundo, 1948), «Будет ли Аргентина сопротивлять­ся империализму США?» («Resistira la Argentina al iniperialismo yanqui?», 1948) и др. Среди марксистских книг большой интерес представляют работы Б. Ма-рианеттп «Мы и Конституция» (В. Marianetti, Nosotros у la constitution, 1950), «Эстебап Эче-


верриа» («Esleban Echeverria», 1951); Б. Перелыптейн «Позитивизм и антипозитивизм в Аргентине» (В.*Р е-г е 1 s L e in, Positivismo у antipositivismo en la Argentina, 1952) и др.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957; A g о s t i
Н., Echeverria, Buenos Aires, 1951; его же, Ingenieros
ciudadano de la juventud, 2 ed., Buenos Aires, 1950;
Ameghino P.. Obras completas у eorrespondencia
cientifica, t 1—24; La Plata, 1918—36; Eabini J., La
evolueion del pensamiento eientffico en la Argentina, Buenos
Aires, 1954; В e r m a n. G., Jose Ingenieros, el civilizador—
el fildsofo—el moralista—lo que le debe nuestra generaci6n,
Buenos Aires, 1926: FurlongG., Naciraiento у desarrcllo
do la filosofia en el Rio de la Plata (1536—1810), Buenos Aires,
1452; Historia del socialismo marxista en la Republica Argen­
tina, Buenos Aires, 1919: Ingenieros J., Obras completa»,
t. 1, 2, 10, 11, 13, 14, 16, 19, 20, Buenos Aires, 1956; Jus-
to J., Teoria у practice de la historia. 2 ed., BuenosAires, 1915;
I. amas A., Rivadavia, su obra politica у cultural, 2 ed., Buencs
Aires, 1941: О r g a z Raul A., Obras completes, t. 2—Socio-
logia Argentina, Cordoba, 1950; Palacios Alfredo L.,
Alberdi, constructor en el desierto, Buenos Aires, 1944; P e-
relstein В., Positivismo у antipositivismo en la Argen­
tina, Buenos Aires, 1952; Romero F., Filosofia de ayer
у de hoy, Buenos Aires, 1947; Sarmiento D, F., Obras
seleotas, t. 1—4, Buenos Aires, 1944—45; Ponce A., Obras com­
pletes, t. 1—3,Buenos Aires, 1948 — 53. P. Бургете. Москва.

АРГУМЕНТ (от лат. argumeutum. — довод, ос­нование) — предложение, на к-рое (лшрается дока­зательство. Из истинности А. с необходимостью сле­дует истинность доказываемого тезиса. Вопросом об А. как основаниях («началах») доказательства и их природе впервые занимался Аристотель. В качест­ве А. могут выступать предложения о достоверных фактах, определения, аксиомы, ранее доказанные по­ложения. Общие требования к А.: истинность, дока­занность, достоверность, однозначность. Предложе­ния о достоверных фактах обосновывают тезис в пределах системы, связи фактов, найденных для его подтверждения. «Факты, если взять их в их цело м, в их с в я з и, не только „упрямая", но и безуслов­но доказательная вещь» (Л е н и и В. И., Соч., 4 изд., т. 23, с. 266).

Лит.: Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер.
сгреч., М., 1952; Асмус В. Ф., Учение логики о доказа­
тельстве и опровержении, М., 1954. К. Суханов. Москва.

АРДИГО (Ardigo), Роберто (28 янв. 1828 — 15 сент. 1920) — представитель итал. позитивизма. В от­личие от франц. и англ. позитивистов, не отрицал самостоят, значения философии как науки. Во взгля­дах А. субъективно-идеалистич. тенденции сочета­лись с механистическими, причем последние преоб­ладали. Мир, с т. зр. А., есть бесконечный ряд «ес­тественных образований», возникающих путем «раз­личения» из «неразличимого». В структуре мира и движении отсутствуют перерывы постепенности и скачки; все в нем механически детерминировано. Человек, человеч. общество и человеч. мысль всецело включены в гармонич. систему космоса. Это —наиболее важные из естественных образований. Отсюда осо­бый интерес А. к проблемам этики, психологии и педагогики.

С оч.: La psicologia come scienza positiva, Mantova, 1870; La formazione naturale nel fatto del sistema solare, 2 ed., Man­tova, 1877; La morale dei positivisti, Padova, 1885; 11 vero e il fatto della conoseenza Padova, 1888; La ragione, Padova, 1894; L'tmita della conoseenza, 2 ed., Padova, 1913; Opere filo-sofiche v. 1 —11, Mantova — Padova, 1882 — 1918; Scritti vari, Firenze, 1922.

Лит.: Marchesini G., La vita e il pensiero di Roberto
.Ardigo, Milano, 1907; его же, Roberto Ardigo. L'uomo
e l'vimanista, Firenze, 1922; Zamboni G., II valore sci-
entifico del positivismo di Roberto Ardigo e della sua «con-
versione», Verona,)921;Troilo E., Ardigo, Milano, 1926;
A m e r i о F., Ardigo, Roma, 1957; G r a d i R., II posi­
tivismo di Roberto Ardigo e di Cosmo Guastela, «Rassegna
Sci. filos.». 1954, v. 7, № 3 — 4. С. Эфиров. Москв).

АРЕОПАГЙТИКИ — сочинения, включающие в себя трактаты: «О божественных именах», в кн.: S. Dionisii Areopagitae, Opera Omnia..., v. 1, 1857 (Patrologiae cursus compl. ser. graeca, accuranle J. Mig-ne, t. 3, p. 586—996); «О небесной иерархии» (там же, s. 119 — 368); «О церковной иерархии» (там же,-- s. 368


90 АРКЧАВАЛКТА—АРИСТИШ1


585); «Таинственное богословие» (там же, s. 997 —1064) и "десять писем (там же, s. 1065—1124). А. появились не раньше 2-й пол. 5 в. и были подписа­ны именем первого афинского епископа Дионисия Ареопагита (отсюда их название). Ыеподлинпость А. доказывалась еще Лоренцо Валла и Эразмом Роттердамским. Наиболее убедит, аргументами про­тив авторства Дионисия Ареопагита являются нали­чие в А. слишком развитого богословского учения, осо­бенности языка, наличие в А. ссылок на последу­ющие факты церк. истории, близкая зависимость А. от более позднего неоплатонизма и, в частности, от Прокла, полное отсутствие всякого упоминания о них в лит-ре до 6 в.

А. проповедуют непознаваемость и неизречен­ность божеств, существа, излияние его в виде световых (бытийных) эманации в материю, окружение божест­ва убывающими по своей светоносности тремя чинами ангелов (с подразделением каждого чина на три бо­лее мелких), такое же триединое строение мира и церкви вплоть до полного угасания божеств, света во мраке и небытии материн. К этому присоединяет­ся весьма интенсивная световая символика и пропо­ведь восхождения к божеству путем сверхразумного экстаза. Благодаря этим идеям А. оказывали большое влияние на религ. филос. мысль средневековья в Византии и на Западе.

Наличие в А. диалектич. идей (тезис о «бытии бога в его небытии», утверждающий негативность всякого определения, учение о разных ступенях бы­тия, различающихся по степени совершенства и свя­занных с учением о движении и т. д.), а также панте-истич. тенденций определили влияние А. на прогрес­сивных мыслителей эпохи Возрождения, прежде все­го на Николая Куаанского и Бруно, Марсилио Фичино (написавшего спец. комментарий к собств. переводу трактата «О божественных именах») и Пико делла Мирандола. Неоплатонич. идеи А. о восхождении человека к богу послужили источником нек-рых ср.-век. ересей. С 14 в. А. были известны в России, куда их привез митрополит Киприан. А. представле­ны в древнерус. письменности большим количеством списков. В своихработах советский ученый Ш.Нуцуби-дзе выдвинул гипотезу о том, что автором А. является грузинский мыслитель Петр Ивер («Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита», 1942; «Петр Ивер и пробле­мы ароопагитики», 1957).К тому же выводу пришел после (1952) и независимо от Нуцубидзе бельгийский ученый Э. Хонигман (рус пер. «Петр Ивер и сочине­ния Псевдо-Дионисия Ареопагита» со вступит.статьей Ш. Нуцубидзе, 1955, напечатано также в «Тр. Тби-лисск. ун-та», 1955, т. 59). Против гипотезы Нуцу­бидзе выступил сов. ученый С. Данелиа («К вопросу о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита», в кн.: Ви­зантийский временник, т.8, М.—Л., 1956).

Лит.: Скворцов К., Исследование вопроса об авторе
сочинений, известных с именем Св. Дионисия Ареопагита
Киев, 1871; С и д о р о в а Н. А., Очерки по истории ранней го­
родской культуры во Франции, М., 1953, с. 341 —42; К л и б а-
н о в А. И., К проблеме античного наследия в памятниках
древнерусской письменности, [разд.] II—III, в кн.: Тр. Отд.
древнерусской лит., [т. ] 13, М.—Л., 1957; К о с Vi H., Pseudo-
Dionysius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neuplato-
nismus nnd Mysterienwesen, Mainz, 1900; Buchncr M.,
Die Areopagitika des Abtes Hilduin von St. Denis und ihr
kirchenpolitischer Hintergnmd, Paderborn, 1939; D[o 1 g e r]F.,
[рецензия на кн.:] E. Honigraann, Pierre 1'Iberien et les
ecrits du Psendo-Denys l'Areopagite, «Byzantinisehe Zeit-
schrift», Bd 46, 1953, S. 445—46. А. Лосев. Москва.

АРЕЧАВАЛЁТА (Arechavaleta), Хосе (27 септ. 1838—16 июня 1912) — уругвайский натуралист материалистич. направления. Род. в Испании, с 17 лет жил в Уругвае. Филос. взгляды А., совпадаю­щие в основном со взглядами Геккеля, изложены им в лекции «Является ли теория эволюции гипоте­зой?» («La teoria do la evolucion es una hinotesis?». 1879),


а также в работе «Записки о некоторых низших ор­ганизмах» («Apuntes sobre algunos organismos inferio-res», 1882). В этих работах А. с позиций метафизич. материализма отвечал на вопрос о происхождении мира и о причинности в природе, считая, что явле­ния природы можно свести к атомной механике. Все живые существа развились из наипростейших пу­тем естеств. и искусств, отбора, к-рый осуществляет­ся в результате взаимодействия наследственности и приспособления организмов. А. считал мозг органом мышления, а его кору — центром психо-иителлек-туалыгой деятельности, однако обнаруживал при этом тенденцию к вульгарному материализму. Материа­листич. и эволюционистские идеи А. сыграли значит, роль в борьбе с идеалистич. эклектизмом в Уругвае. Лит.: Ardao A., Espiritualismo у positivismo en el Uruguay, Mexico — Buenos Aires, 1950. Р.Бургете. Москва.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...