Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Г. Б. Дагданов. Традиционная система цигун в Китае




Список литературы

1. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. – М., 1980.

2. Stcherbalsky Th. Buddhist Logic. – Л., 1930. – Т. 1.

3. Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. – М., 1966.

4. Caraka samhita (Caraka samhila sarira sthana). – Varanasi, s. a.

5. Science and Philosophy of Indian Medicine. – Varanasi, 1978.

6. Dash B. Fundamentals of Ayurvedic medicine. – New Delhi, s. a.

7. Susruta samhita (Susruta sarira sthana). – Varanasi, s. a,

8. Tucci G. The theory and practice of the Mandala. – London, 1971.

9. Кёйпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. – М., 1986.

10. " Чжуд-ши" – памятник средневековой тибетской культуры / Пер, с тиб. Д. Б. Да-шиева. – Новосибирск, 1988.

 

Г. Б. Дагданов

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ЦИГУН В КИТАЕ

В культурном наследии стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии сохранилось немало систем психофизической тренировки человека. Некоторые из них, например индийская йога, изучены в большей степени, другие – в меньшей. Система цигун, возникшая в глубокой древности в Китае и развивавшаяся в течение многих веков, оказалась малоизученной, хотя это немаловажная область культурного наследия прошлого, требующая многоаспектного изучения с точки зрения социальной, истории медицины, психологии, философии.

Цель данной статьи – в известной степени восполнить этот пробел, рассмотрев некоторые аспекты системы цигун – до сих пор существующей живой традиции.

Во время научной стажировки в КНР в 1986-1987 гг. автор данной статьи имел возможность убедиться в том, что традиция цигун жива до сих пор. Занятия цигун – ныне поистине массовое явление: ранним утром сотни тысяч людей по всей стране в разное время года в любую погоду выходят в парки, на стадионы, бульвары, набережные, чтобы посвятить занятиям цигун 30-60 минут. Почти всегда это – коллективные занятия (только после такой многолетней практики возможны индивидуальные занятия) с наставником. Подавляющее большинство занимающихся – люди средних лет и пожилые. Молодежь из традиционных оздоровительных систем обычно отдает предпочтение гораздо более динамичному у-шу. По всей стране ныне действуют сотни обществ цигун: от национального уровня до провинциального, городского и т. д. Многие крупные объединения имеют специальные научно-исследовательские группы и целые институты с небольшим штатом, которые занимаются теорией и практикой цигун с позиций как современной науки, так и традиционной. Эти центры выпускают массовыми тиражами разнообразную литературу по цигун: от " Занятия цигун для самых маленьких" и популярных ежемесячных журналов до серьезных, фундаментальных исследований с привлечением широкого круга ученых – историков, филологов, представителей традиционной и европейской медицины. Конечно, активно привлекаются практикующие представители живой традиции.

Материалы литературы по цигун неоднозначны по своему содержанию и объективности. Авторы, как правило, отдают предпочтение именно той школе, которую они представляют. Отрадным представляется тот факт, что авторы ряда книг по цигун в какой-то степени отходят от традиционного метода – " ничего не создаю, а только передаю" (Конфуций), проводя серьезный аналитический анализ системы цигун как в целом, так и в частностях. Цигун в таких работах рассматривается в самых различных аспектах, интересующих современную науку: от философско-психологических и медицинских аспектов до конкретных практических рекомендаций с разъяснением техники воздействия того или иного упражнения на организм человека, что практически невозможно встретить в старых книгах по цигун. Но все авторы сходятся в том, что ныне цигун можно квалифицировать как искусство укрепления здоровья, играющее активную роль в профилактике и извлечении ряда заболеваний, сохранении и укреплении здоровья, предотвращении преждевременного наступления старости и в продлении жизни. Именно поэтому, отмечают современные исследователи, еще в древности система цигун была названа " методом излечения заболеваний и продления жизни" [1, с. 3].

Цигун – составная часть культуры психической деятельности, и она " теснейшим образом связана с другими составными элементами и частями всей метакультурной общности" [2, с. 4], в целом представляя собой своеобразное явление традиционной китайской культуры.

Цигун своими корнями уходит в глубокую древность, она вобрала в себя несколько систем психофизической подготовки – как традиционно китайских, так и буддийских по происхождению. В немалой степени благодаря буддизму цигун сохранилась до наших дней, и поэтому некоторые системы оказались " окрашены" в буддийские тона. Начиная с самого проникновения буддизма в Китай (1 в. н. э. ) происходили процессы взаимовлияния двух культур – буддийской (индийской) и китайской, что позволяет исследователям говорить о специфическом китайском буддизме. Поэтому в цигун входят и системы, которые передавались исключительно буддийскими монахами.

Первые упоминания о цигун можно встретить в ранних китайских медицинских трактатах. Так, в знаменитом " Хуанди нэйцзин" (" Лечебник императора Хуанди" ) упоминается о том, что самому Хуанди – легендарному Желтому императору (середина III тысячелетия до н. э. ) – уже было известно о цигун. Именно занятия цигун, согласно преданию, в сочетании с воинскими искусствами позволили императору одержать победу в схватке с рогатым чудовищем Ци Ю. Хуанди по традиции считается основателем ряда систем, связанных с воинскими искусствами, где присутствует цигун: " готи" (разновидность спортивных состязаний – " бодание" ) и " шуэди", до сих пор встречающихся в народной среде.

В " Хуанди нэйцзин" говорится, что эффективность результата прямо связана с качеством выполняемых упражнений, т. е. техника требовала постоянного совершенствования. Целью упражнений называлось " строительство " ци" " или " воспитание правильного " ци" ". Обладать правильным " ци" – значит обладать отличным здоровьем. " Воспитание правильного " ци" " может быть выполнимо при следующих условиях: вдыхании сущностного и жизненного " ци" " сохранении определенного постоянного ментального состояния; содержании органов тела в гармонии. Эти три условия имеют своей целью регуляцию " сосредоточения мыслей", " дыхания", " формы", которые можно назвать тремя основополагающими принципами цигун [1, с. 5]. " Ци" традиционно понималось китайцами как некая энергия – воздух внутри человеческого тела, а цигун (дословно " работа дыхания" ) – как система тренировок, которые помогают правильной циркуляции " ци" в теле (при условии гармонии сил инь – ян), что, в свою очередь, развивает физические и духовные способности. С древнейших времен наряду с народной медициной цигун была предметом интереса Лаоцзы, Конфуция, Чжуанцы, а если говорить о более достоверных фактах, то в позднеханьский период (Восточная Хань, 25-220 гг. н. э. ) врачеватель Хуа То составил трактат, в основе которого лежал принцип правильной циркуляции " ци". Этот трактат, как считается по традиции, послужил основой системы тайцзицюань, в свою очередь вызвавшей к жизни стили у-шу – воинских искусств: тигра, обезьяны, медведя, оленя, аиста, названных так по движениям, напоминающим движения этих животных. Таким образом, цигун органично связана с различными стилями у-шу [3, 4, 5]. Ниже приводится схема у-шу и цигун1 в их развитии и взаимодействии.

 

 

В традиционной китайской медицинской (более 20 тыс. трудов) и философской литературе вопрос о понятии " ци" и его толковании многократно освещался в самых различных аспектах. Древнекитайская философия наряду с идеями натурфилософов о пяти первостихиях, о делении всего сущего на противоположные начала – женское и мужское (инь – ян) – включает и учение об эфире (" ци" ), " который, сгущаясь, образует тяжелые, женские частицы (инь-ци), а воспаряясь, очищаясь, – легкие, мужские частицы (ян-ци), взаимодействие их порождает сначала пять первостихий, а затем все сущее" [6, с. 15].

" Ци", вызывающее всеобщее движение, – это энергия определенного качества, определенного направления в пространстве, определенной классификации или структуры. Исследователи полагают, что существует до тридцати истолкований " ци", из них можно выделить следующие;

1. формообразующая энергия космоса – значение, в основном присущее философским текстам, но встречается и в медицинских;

2. формообразующая энергия микрокосма – значение, более присущее медицинским текстам;

3. макрокосмическая формообразующая энергия – связана с четырьмя временами года, макрокосмическое влияние под воздействием изменения энергетической ситуации в макрокосме;

4. микрокосмическая формообразующая энергия – связана с психическими реакциями и проявляется в различных ритмических процессах организма человека.

Таким образом, цигун понимается как: 1) часть космической энергии, связанной с индивидуальным дыханием; 2) космическая энергия, которая непосредственно ассимилируется дыханием.

История донесла до нас имена Бянь Цяо (V-IV вв. до н. э. ), автора " Трактата о болезнях", Гэ Хуна (Цинь – 221-207 гг. до н. э. ), Тао Хуанцзина (Лян – 502-557 гг. ), Чжао Юаня (Суй – 589-618 гг. ), Сун Шулина (Тан – 618-907 гг. ) и ряда других, оставивших после себя трактаты, посвященные специальным способам дыхания и упражнений, связанных с цигун. Средневековый лекарь ли Шичжэнь (1518-1593) в сохранившемся до наших дней медицинском трактате " Бэньцао ганму" (опубликованном после его смерти – в 1596 г. ) во многом обобщил и достаточно систематически изложил накопившийся в течение столетий опыт цигун.

Цигун была широко известна в Китае, ее не обходили своим вниманием и китайские поэты средневековья; в частности, Су Дунпо с присущим ему изяществом довольно детально описал, " как следует развивать и сохранять ци".

С древних пор цигун означала для китайцев способ продления жизни и борьбы против болезней (а скорее, профилактики заболеваний)2. Письменных источников, посвященных непосредственно цигун, сохранилось поразительно мало, а имеющиеся разрозненны. Поэтому длительная история существования и сохранения цигун до наших дней – во многом результат передачи в устной традиции, т. е. осуществления непосредственной традиционной связи: учитель – ученик, отец – сын.

Цигун пустила глубокие корни именно в народной среде и в различных районах страны существует в самых разнообразных формах, течениях, направлениях. По всей видимости, начиная с раннего средневековья основным средоточием сохранения и развития цигун обычно становились монастыри (чаще всего буддийские), а позднее – многочисленные народные секты различного толка, отличавшиеся смешением традиционных народных представлений, буддизма, даосизма и т. д., т. е. это обязательно была какая-то замкнутая система – организация или община, где есть наставник, который и был, как правило, хранителем, носителем и " передатчиком" той или иной формы цигун.

Традиционно система цигун подразделяется на пять школ: даосскую, конфуцианскую, буддийскую, медицинскую и китайского бокса (" цюань" в различных модификациях). Даосская школа основной своей целью считает " усиление как тела, так и духа". Этот метод сохраняет свое традиционное название как " совершенствование тела и своей внутренней природы" через практику цигун и созерцание внутренней природы. Буддийский метод основой считает саморегуляцию сознания, когда оно достигает способности полностью контролировать тело. Конфуцианская школа делает упор на выработку правильного духа, достижение " искренности" и совершенствование моральных качеств, т. е. практика цигун рассматривается здесь как инструмент достижения состояния спокойствия. Для медицинской школы первоочередная задача практики цигун – излечение от болезней, их профилактика и продление жизни. Школа цюань имеет, скорее, прикладное значение, когда укрепление физического состояния и овладение упражнениями направлены против моральной и физической агрессии извне, т, е. когда практические упражнения цигун с характерной пластикой способны трансформироваться в систему защитных блоков и контратаки. Эти школы в настоящее время (за исключением школ цюань – у-шу) мало чем различаются и не выходят за рамки трех основных видов: статической системы цигун, динамической и статико-динамической. Все они связаны с тремя вышеизложенными основными принципами цигун, состоящими в тренировке духа, дыхания и тела. Тренировка духа должна способствовать развитию ментальных способностей, когда сознание обретает способность сосредоточиться на одном объекте, возникает состояние своеобразного транса, когда " сознание находится в специфическом, заторможенном состоянии" [1, с. 7]. Дыхательные упражнения технически представляют собой систему вдоха – выдоха, глубокого выдоха, " дутья", придыхания и задержки дыхания. Упражнения для тренировки тела включают шесть различных видов: передвижения, стойки, сидения, положения лежа и на коленях и массаж.

Цигун рассматривалась как система регулирования психофизиологической энергии тела человека3, действие которой предполагалось в двух направлениях. Одно из них – психическое: на первом этапе – способность мгновенно расслабляться и ни о чем не думать или, напротив, умение сосредоточиться, к чему стремились многие системы психофизической тренировки, уделявшие большое внимание психотренингу и психической саморегуляции. Другое направление – физическое: каждое упражнение тщательно продумывается для достижения скорейшего приведения в движение " ци" – жизненной энергии – в соответствии с дыхательными упражнениями.

Систему цигун можно считать и своеобразной лечебной гигиенической гимнастикой, терапевтическим средством, особенно в сочетании с чжэньцзю-терапией. В результате занятий происходит улучшение работы всех внутренних и внешних органов тела, причем выполняемые упражнения строго направлены, когда то или иное упражнение оказывает воздействие на тот или иной орган. С точки зрения цигун человеческий организм представляет собой определенную систему, в которой функционируют связанные между собой двенадцать основных каналов (" цзин" ) и восемь дополнительных. Двенадцать основных каналов делятся на шесть каналов " инь" (" инь-цзин" ) и шесть " янцзин". " Инь-цзин" и " ян-цзин" называют " энергетическими каналами", образующими магистральные линии по всему организму и имеющими широкую разветвленную сеть (" ло" ), проходящую по всему телу, что и делает человеческий организм единой системой. Существуют определенные правила взаимодействия и соединения каналов, имеющих выходы на поверхности тела, согласно строгим схемам.

Традиция цигун большое значение придает сторонам света, связывая с ними время, наиболее оптимальное для занятий, имеющих целенаправленный характер. Так, например, упомянутые выше двенадцать каналов, а именно: желчного пузыря, печеночный, легочный, большой кишечный, желудочный, селезеночный, сердечный, малый кишечный, мочевого пузыря, почечный, околосердечной сумки и " саньцзяо" – делятся на двенадцать отрезков времени, начиная с 23 часов, когда " ци" совершает полный цикл обращения по всему организму, подобно тому как Земля совершает полный круг обращения за 24 часа. Скажем, в сердечном канале " ци" концентрируется, проходит этот канал с 11 до 13 часов, т. е. это оптимальное время для целенаправленных занятий цигун, когда можно излечивать заболевания сердца. Более " грубое" деление связывается со сторонами света, когда идет накопление внешнего " ци". Так, утром " ци", идущее с востока, именуемое " шаоян", " контролирует" правильное дыхание и т. д.

Цигун на протяжении многих веков подвергалась влиянию различных философских воззрений (пока еще недостаточно изученных именно в связи с цигун) и оперирует известными терминами древнекитайской философии: 1) " дао" – первый принцип Вселенной, откуда все выходит и куда все возвращается; порождает все формы, все сущее; 2) " инь-ян" – равновесие, но в постоянном движении; 3) " увэй" – недеяние как безмятежность, умение избегать ненужных волнений, " осознание" того, что смысл, истина – в спокойствии и уверенности; 4) " цзыжань" – естественность; 5) Человек-Вселенная – едва ли не самое основное проблемное понятие в системе цигун. С точки зрения цигун космический порядок Вселенной обусловливает и определяет повседневную жизнь и очень важно придерживаться этого порядка.

Человеческий организм рассматривается в цигун (и в китайской традиционной медицине) не как нечто обособленное, находящееся вне окружающего мира, а как целая сложная система, в которой все элементы составляют единое целое и функционально связаны. Считается, что появление какого-либо заболевания есть результат нарушения связей инь – ян, т. е. нормального взаимодействия элементов в самом организме и организма с окружающим миром.

В " Хуанди нейцзин" отмечается, что, " когда сознание находится в состоянии покоя и непривязанности, правильное " ци" управляемо, обеспечена безопасность от заболеваний". Цигун призвана обеспечить нормальное функционирование этих связей, т. е. может рассматриваться как система психофизического тренинга, когда занимающийся приобретает возможность и навыки самостоятельно и вполне сознательно управлять нервно-психическим состоянием. Это, в свою очередь, повышает общую жизнеспособность организма и обеспечивает достаточно высокое психическое и физическое состояние, что оказывает влияние на все сферы деятельности. Даже без учета достижения конечного результата (по традиционным воззрениям), а именно единства с самим Дао, постижения гармонии и единства микро- и макрокосма, постижения всего сущего, подобный психофизический тренинг помогает вырабатывать и совершенствовать такие свойства, как физическая и моральная выносливость, спокойствие, душевное равновесие, сдержанность и т. п.

Предметом нашего исследования стали разнородные по происхождению (буддийские, даосские) системы, имеющие, однако, немало общего. Они представляют большой интерес для исследователя. Нам известны по крайней мере девять4 направлений цигун: 1) хуньюань ицзиньцзин; 2) хэсюэгун; 3) яншэн цзяньшэньчжуан; 4) теханьбэй; 5) багуатайцзигун; 6) баоцзяньгун; 7) тайцзи нэйгун; 8) цзянь-шэнь цзяньгун; 9) баньнэн дунгун.

Система хуньюань ицзиньцзин (" испорченный" ицзиньцзин), называемая еще " Алмазный цигун", в своей основе содержит трактат Бодхидхармы5 " Ицзиньцзин" 6.

Содержание трактата " Ицзиньцзин" – это не только описание специфической разминочной гимнастики, как считают некоторые исследователи, способствующей повышению жизнедеятельности ученика-монаха. Этот трактат можно без преувеличения назвать руководством для повседневной жизни питомца Шаолиня с последующим достижением совершенства, причем при тесной взаимосвязи и нерасчлененности физического и духовного совершенствования. Трактату предпосланы два предисловия, составленные поздними последователями системы Бодхидхармы. В первом говорится:

" Великий наставник Дамо прибыл в Китай в период правления императора Сяо Минди (516-528) династии Лян. Стал созерцать стену в Шаолинь. В один из дней призвал к себе своих последователей... и сказал: " Кто-то должен овладеть моим мясом, кто-то должен овладеть моими костями". Подумав, [Бодхидхарма] обратился к Хуэйкэ (487-543) и сказал: " Ты должен овладеть моим костным мозгом" (т. е. " сутью" учения). Все подчинились [желанию Бодхидхармы]".

Далее автор предисловия обращает внимание последователей на важность понимания трактата " Ицзиньцзин" и неукоснительного выполнения всех имеющихся предписаний. В конце этого довольно пространного предисловия (около 900 иероглифов) говорится, что оно составлено " наставником Ли Цзиньяо третьего числа третьего месяца второго года правления под девизом " Чжэнь-гуань" эпохи Тан" (т. е. в 629 г. ). Второе предисловие составлено " в 12 год правления под девизом " Шаосин" династии Сун генералом Ао Чжэнем" (т. е. в 1143 г. )7 [8, с. 6].

Трактат " Ицзиньцзин" делится на 33 раздела и включает практически все необходимые рекомендации адепта системы Бодхидхармы. Большое внимание в нем уделяется гигиене тела и системе питания, все скрупулезно расписано по лунному календарю: как и в какой период луны необходимо следовать тому или иному предписанию, включая и специальную систему лечения. Особый интерес представляет раздел, озаглавленный " Два ребра, разделяющие внутренние и внешние [стили] гунфу". Есть в трактате и рисунки, иллюстрирующие то или иное упражнение, точки применения лечебного массажа и т. д.

Многие книги, составленные впоследствии учениками Бодхидхармы, были утрачены, в частности капитальный труд по шаолиньскому искусству борьбы, в котором собрано описание опыта многих поколений шаолиньских монахов. Особенно много буддийских книг, в том числе по у-шу, было уничтожено после антибуддийского императорского указа 845 г. Монахи Шаолиня, которым запретили оставаться в монастыре, разбрелись по всей стране, унося с собой не только буддийское мировоззрение, но и искусство владения приемами борьбы, которым их научил сам Бодхидхарма. С тех пор шаолиньская борьба получает распространение вне стен монастыря среди мирян, в основном крестьян. Расстриженные монахи за плату (пища, кров) обучали желающих познать тайны владения искусством борьбы. Трактат Бодхидхармы тщательно сохранялся, переписывался от руки и практически во времена каждой китайской династии вновь переиздавался.

Система хуньюань ицзиньцзин состоит из одиннадцати разделов, объединяющих дыхательные упражнения, медитационную технику (ментальные упражнения) и ряд статических упражнений. Три основных аспекта этой системы (и – сознание, ци – энергия, дун – движение) объединены в неразрывное целое, другими словами, это: " объединение движения (дун) с дыхательными упражнениями (ци) с учетом ментального начала (и), с обращением к даньтянь" 8. Постоянные занятия, утверждается в теории этой системы, " позволяют человеку дать полный отдых " ци" человека, укрепить мышцы и кости, пополнить силы, избежать или же подлечить болезни, обрести долголетие и привести в соответствующую гармонию силы инь и ян" [9, с. 7].

Первый раздел (подготовительный) " Поднимание рук" (цишоу) состоит из четырех основных упражнений (подготовительная позиция, смыкающая, выдвижение левой и правой ладоней вперед, выдвижение с усилием левой и правой ладоней в стороны), направленных на установление правильного дыхания (дыхание брюшное, а не межреберное, т. е. при вдохе движение происходит только в области живота). Упражнения статичны и должны привести человека в состоянии " готовности". Остальные разделы (основные) представляют собой комплекс упражнений, ориентированных как раз на достижение основной цели системы хуньюань ицзиньцзин – правильной координации мышц и сухожилий.

В данной статье не представляется возможным приводить целиком практические упражнения, но хотелось бы привести ряд очень образных названий некоторых упражнений, характеризующих данную систему: " небо хватает земного тигра", " необъезженный конь поднимается в гору", " цепь гор ладоней", " поддерживать небо, стоя на земле", " два дракона выходят из пещеры", " железный бык обрабатывает землю", " крадущийся тигр распрямляет сухожилия". В практических рекомендациях этого комплекса обращается большое внимание на индивидуальное состояние человека, с учетом его физических возможностей, возраста и т. д. Например, упражнение " крадущийся тигр распрямляет сухожилия" рекомендуется выполнять с мышечным усилием, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого занимающегося. Очень желательно, особенно на первом этапе, наставничество учителя. Заниматься этим комплексом цигун рекомендуется на открытом воздухе, три раза в день: на восходе солнца, в полдень и на закате, причем занимающийся должен быть обращен лицом к солнцу. Все физические упражнения должны сочетаться с дыхательными и никогда не выполняются до ощущения усталости.

Система хэсюэгун9, как правило, рекомендуется в качестве " вводной" при выполнении более сложных систем и обязательна при занятиях у-шу. Сформулировал ее и облек в систему (обычно говорят о девяти основных разделах, наиболее ярко характеризующих данную систему) старый мастер у-шу Дэн Чжуншань, известный в середине XIX в. (годы " сяньфэн" – 1851-1861, правление Даогуана). В труде " Гунцзя мифа баоцзан" (" Сокровищница секретов системы гунцзя" ) в главе " Хэсюэгун тушо" (" Иллюстрации и комментарий системы Хэсюэгун" ) Дэн Чжуншань называет хэсюэгун " железной рубашкой" и " алмазной накидкой" всей системы у-шу. Именно вопрос об истолковании " ци", понимаемом в данном контексте как субстанция, вызывающая движение, натолкнул древних китайцев на мысль о важности значения кровообращения. По их представлениям, кровь в сосудах каждого человека пребывает в постоянной циркуляции и в сутки совершает до 12 переходов от одного органа к другому [10]. В трактовке Дэн Чжуншаня это положение выглядит следующим образом:

" У человека одно тело, при правильной циркуляции " ци" в крови не будут проявляться сотни болезней. Порочное проникает внутрь извне, тогда и возникает болезнь... У меня же есть система, называемая хэсюэгун... старый и малый, женщина или даже ребенок, все, кто овладеет этой системой... смогут противостоять сотням болезней" [11, с. 1].

Последователи этой системы считают ее эффективной не только в качестве средства профилактики заболеваний, но и при лечении той или иной болезни. Овладевший этой системой " повышает защитные свойства организма, и постоянные занятия (даже без сочетания с другими разновидностями цигун) дают практическое умение в достижении крепкого здоровья и продлевают срок жизни". Специфические физические упражнения в сочетании с дыхательной гимнастикой направлены на восстановление (или поддержание) правильного кровообращения. Эти упражнения " заставляют " ци" крови циркулировать свободно в нечистых внутренностях, тогда организм будет защищен от болезней, или, как говорили в старину:

" Такое учение способно повернуть телегу, тогда [овладевшему учением] человеку не понадобятся целые горшки лекарств" " [11, с. 6].

Система яншэн цзяньшэньчжуан10 также тесно связана с у-шу. Основателем ее называют мастера у-шу Ван Сячжая11, который объединил " внутреннее и внешнее", что составляет основу всей системы:

" Внешняя форма, ментальные упражнения и " ци" взаимосвязаны и взаимообусловлены в яншэн цзяньшэньчжуан, приведены в порядок в соответствии с учением " инь-ян" ".

В этой системе особенно четко сконцентрирована суть психофизического тренинга и психической саморегуляции:

" Если стремишься [с помощью] внешней формы (син) (т. е. физическими упражнениями. – Г. Д. ) постичь духовное (и), то существуют формы духовного (" исянсин" ), духовное само по себе является формой жизни, а внешняя форма изменяется вслед за духовным. Только физические упражнения в сочетании с ментальными могут принести нужный эффект, в этом случае говорят " сила рождается, " ци" действует" " [11, с. 19].

Каждый занимающийся должен был прежде всего овладеть методом правильного расслабления, без спешки, постепенно и лишь затем переходить к другим ментальным упражнениям. В данной системе правильное расслабление считалось основополагающим моментом, даже вне зависимости от того, как занимающийся усвоил " внешнюю часть".

Вместе с освоением способа релаксации " яншэн" предлагает 18 упражнений психофизического характера, носящих следующие образные названия: 1) " расслабление"; 2) " слышать издалека"; 3) " плыть против течения"; 4) " под душем"; 5) " погружение тела в воду наполовину"; 6) " стоять в воде"; 7) " пускать корни"; 8) " месить глину"; 9)" топтать хлопок"; 10) " опираться"; 11) " висеть"; 12) " свисать и опираться"; 13) " взгляд внутрь себя"; 14) " разрешить слушать"; 15) " дышать"; 16) " собирать и рассеивать"; 17) " созерцать"; 18) " соединить в одно целое природу и человека".

Таким образом, цигун – это система развития и тренировки физических и психических способностей человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...