Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СНГ. Чечня. Северный Кавказ 15 глава




— Константин Федорович, почему грузины так активно добиваются ввода в зону конфликта международных полицейских сил?

— Идея выдворить российских миротворцев из Абхазии появилась в Тбилиси достаточно давно. Когда там поняли, что Москва не будет силой вталкивать Абхазию в состав Грузии, тогда и появилось желание от них избавиться. И вот уже многие годы команда Саакашвили пытается хотя бы разбавить существующие миротворческие силы военными из других стран. Задача-максимум — полная смена миротворческого контингента. Тбилиси вдохновляет пример Косова, где был осуществлен губительный для сербов сценарий «принуждения к миру». В применении к Абхазии это должно быть насильственное вталкивание республики в Грузию. В последнее время подобный сценарий стали называть «вводом международных полицейских», но суть его прорабатывается не первый год.

— Какова в этом плане роль США? Если представить, что план по переформатированию миротворческого процесса осуществится, что может стать следующим этапом?

— США активно поддерживают своих ставленников в Тбилиси. Вашингтон берется давать советы России, притом что действия Грузии носят откровенно агрессивный характер. За последнее время от них погибло более ста человек. Трудно поверить также и в то, что заявление США сразу после серии взрывов в непризнанных республиках последовало случайно. Скорее всего Вашингтон и Тбилиси ведут согласованную игру.

Однако нет никаких оснований полагать, что этот план осуществится. А потому и о следующих этапах говорить излишне.

— Подразумевает ли оглашенный план вывод из зоны конфликта российских миротворцев или они смогут взаимодействовать с международными миротворческими силами?.

— Безусловно, вывод российских миротворцев станет неизбежным. Политики США и Грузии говорят о том, что те затронуты не будут. Но это ерунда. Тбилиси всеми силами препятствует деятельности российского контингента. Постоянные провокации, издевательства, грязные пиар-акции ясно дают понять, что главная их цель — избавиться от российских сил.

— Какова процедура ввода в зону конфликта международных миротворческих сил?

— Для введения международных полицейских необходимо согласие самой Абхазии. Она на это никогда не пойдет. Потом нужно решение Совета Безопасности ООН, которое должна одобрить и Россия. Но и этого тоже не будет. Так что остается лишь вариант одностороннего насильственного введения полицейских в самопровозглашенную республику. Но это станет началом глобальной войны. Поэтому подобные действия и заявления — лишь способ давления на Сухуми и Москву.

— Для чего, по-вашему, именно сейчас понадобился визит Кондолизы Райс в Тбилиси? И что американцы называют «провокационной политикой России в Абхазии»?

— Визит понадобился для того, чтобы поддержать моральный дух грузин. Они, бедные, совсем уже не знают, что им делать, и уповают только на Вашингтон. Потому Кондолиза, перед тем как сложить полномочия, и решила заскочить к Саакашвили. А «провокациями» США называет, видимо, то, что Москва не спешит сдавать своих граждан в Абхазии. Мы ведь тоже можем сказать о провокационной деятельности Вашингтона. Взять хотя бы последнее заявление — очевидно, что оно не может быть реализовано. Но они его все равно сделали, тем самым спровоцировав очередной виток напряженности.

— Насколько сейчас стабильна позиция Саакашвили во внутренней грузинской политике?

— Несмотря на все трудности, его позиция достаточно стабильна. С внутренней оппозицией Саакашвили научился разбираться. Используя при этом самые разные методы. А все акции и заявления США свидетельствуют о доверии и поддержке его деятельности со стороны Вашингтона.

— Как дальше могут развиваться события в зоне конфликта? Могут ли начаться военные действия?

— Основания для тревоги действительно есть. Последние теракты и заявления говорят о том, что Тбилиси настроен максимально решительно.

При этом действия команды Саакашвили направлены на срыв курортного сезона в Абхазии. А ведь он приносит республике чуть ли не основные денежные средства. Грузия действует по принципу: чем хуже для Абхазии, тем лучше для Грузии. С частью своего государства так не поступают. Так обращаются оккупационные силы с завоеванной территорией, так хищники разоряют своих соседей. Думаю, полномасштабного вооруженного конфликта все же не произойдет. Но вот провокации, даже большие, чем сейчас, не исключены. И наши миротворцы должны быть к ним готовы.

«Московский комсомолец», 10.07.2008 Беседовал Игорь Кармазин

 

АГРЕССИЯ В ОТНОШЕНИИ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ -ЭТО ХОРОШО СПЛАНИРОВАННАЯ АКЦИЯ ГРУЗИНСКОЙ СТОРОНЫ

Россия должна принудить Грузию, начавшую минувшей ночью боевые действия в зоне грузино-осетинского конфликта, к миру в Южной Осетии, заявил РИА Новости член Генерального совета партии «Единая Россия», первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

«России следует переходить к военной операции, которая действительно в этом регионе приведет к невозобновлению военных действий», — считает он.

«Россия по всем своим обязательствам должна обеспечить мир в этом регионе, — отметил Затулин. — Российской стороне следует вмешаться в конфликт для предотвращения насилия, поскольку, видимо, контингента российских миротворцев для этих целей будет недостаточно». По мнению депутата, сейчас необходимо отражение агрессии Грузии и принуждение к миру в этом регионе.

Парламентарий считает, что агрессия в отношении Южной Осетии -это хорошо спланированная акция грузинской стороны. «Все происходящее является результатом политики правительства Саакашвили, того курса, который он стал осуществлять после «революции роз», — отметил он.

По словам Затулина, происходящее доказывает, что нереально рассчитывать на мирный процесс в объединении Южной Осетии с Грузией, Учитывая политику официального Тбилиси.

«С помощью танков и установок «Град» мирный процесс еще никто не осуществлял», — подчеркнул он. Учитывая «совершенно невменяемую» позицию грузинской стороны, Затулин полагает, что России следует вмещаться в конфликт между Грузией и Южной Осетией. Кроме того, считает депутат, последние действия Тбилиси делают актуальным в повестке дня вопрос о признании суверенитета Южной Осетии.

Грузия минувшей ночью начала боевые действия в зоне грузино-осетинского конфликта. Югоосетинские власти сообщают о том, что в атаке на Цхинвали задействованы самолеты, танки и пехота. Известно о 15 погибших.

Официальный сайт партии «Единая Россия», 08.08.2008

 

РИТУАЛЬНОЕ, МИФИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ГРУЗИИ В ГРАНИЦАХ ГРУЗИНСКОЙ ССР БОЛЕЕ НЕВОЗМОЖНО

Пять августовских дней в корне изменили политическую и военную ситуацию на Кавказе, а возможно и во всем мире. Пушки умолкают, приходит время делать выводы.

Депутат Госдумы, член фракции «Единая Россия», директор Института стран СНГ Константин Затулин специально для molgvardia.ru резюмирует события последних дней в Южной Осетии.

(интервью записано незадолго до того как Дмитрий Медведев объявил о завершении операции по принуждению грузинских властей к миру)

- Каковы возможные варианты разрешения военного конфликта в Южной Осетии?

- Сейчас самое главное — перестать толкать под руку российских военных, которые должны завершить начатую операцию по принуждению Грузии к миру. Речь идет, во-первых, о действительном, а не мнимом подавлении огневых возможностей Грузии в зоне конфликта. Во-вторых, о выдавливании и очистке территории Южной Осетии от грузинских формирований, ликвидации ударного потенциала грузинских вооруженных сил в непосредственной близости от Южной Осетии и Абхазии. В-третьих, о создании в этих целях действительно демилитаризированного пояса на сопредельных с Южной Осетией и Абхазией грузинских территориях шириной не меньшей, чем дальность огня дальнобойной артиллерии. Сегодняшняя ситуация на Кавказе, очевидно, требует, как минимум, таких же мирных договоренностей, как на Ближнем Востоке. Было бы несерьезным считать, что после всего, что произошло, возможно, как ни в чем не бывало, вернуться к положению, которое существовало в зонах конфликта до агрессии Грузии.

Невозможно себе представить дальнейшее чисто ритуальное признание мифической территориальной целостности Грузии в границах бывшей грузинской ССР, на котором настаивают грузинские власти, продолжая считать весь советский период периодом оккупации Грузии. Они произвольно вычленяют из этого периода, как на шведском столе, то, что им нравится, а именно границы, которые никогда в истории, иначе как в советский период, у Грузии не существовали. С этой точки зрения мы также должны признать, что формат миротворческой операции, который действовал в Южной Осетии и, по всей вероятности, тот, который существовал в Абхазии, устарел.

Например, формат миротворческой операции в Южной Осетии предусматривал наше участие в смешанных миротворческих силах грузинского батальона миротворцев. Как выяснилось, в случае любого обострения событий он занимается стрельбой в спину российским миротворцам. Мне кажется, что миротворчество в том виде, в котором оно до сих пор здесь применялось, кануло в лету. Оно растоптано Грузией. И с этой точки зрения ничто не мешает нам сейчас признать независимость республики Южная Осетия и республики Абхазия. Затем заключить с ними договора о военной помощи, в соответствии с которыми наши войска должны были бы взять на себя ответственность за охрану всего региона и предотвращение новых попыток агрессии против населения Абхазии и Южной Осетии, которое к тому же в подавляющем большинстве имеют российское гражданство.

Что касается собственно миротворческой операции, мы настаиваем на ее продолжении. Я уверен, что неизбежно в эти попытки вмешаются западные страны, которые будут навязывать новый формат миротворческих сил. Сама же Грузия по известным причинам в сложившейся ситуации будет противником проведения этой миротворческой операции. По сути, миротворческие силы РФ по форме должны быть прямым российским контингентом, который на основании договоренностей с Абхазией и Южной Осетией здесь должен защищать мир и безопасность.

Сейчас было бы опасно придаваться иллюзиям в отношении природы западных усилий на этом этапе конфликта. Сегодняшние западные усилия — это усилия стороны, которая является ответственной за провоцирование этого конфликта, по крайней мере, США и ряд их союзников поощряли и вооружали агрессора все это время. Сегодня они пытаются Утвердить в международных инстанциях и в общественном мнении совершенно извращенную картину конфликта. С этой точки зрения их посредничество в наших отношениях с соседней Грузией совершенно нам пи к чему. Мы с Грузией долгое время жили в одном общем государственном пространстве. Нам не нужны посредники и переводчики в разговоре с Грузией. Мы, безусловно, готовы обсуждать с кем угодно ситуацию, поскольку считаем, что правда на нашей стороне, но это не значит, что кто-то может навязать нам свою трактовку событий в духе тех картинок, которые показывают CNN или другие западные каналы. Все это лишено всякой объективности и является фактически формой информационной войны. Вот такой подход, мне кажется, был бы важен на этом этапе. Не нужно не обольщаться. Мы не должны проявлять каких-то слабостей.

- Каковы возможные варианты наказания, которое должен понести Саакашвили за преступления в Южной Осетии?

- Безусловно, мы именно так должны ставить вопрос. Я не думаю, что мы будем поддержаны западным сообществом. Но это не означает, что мы не должны продолжать работу в этом направлении. И прежде всего, это абсолютно правильное поручение президента Медведева и премьера Путина о документировании всех преступлений, которые совершены.

Сейчас, когда Южная Осетия практически перешла под контроль российской и югоосетинской стороны, возможности для этого возникли. Нужно их использовать. Что касается лично господина Саакашвили, то нужно принять правила «хорошего тона» в отношении него, исключив на будущее, по возможности, всякое общение с ним со стороны официальных и уполномоченных лиц России. Т.е. надо перевести отношения с официальной Грузией на другой уровень, на уровень исполнителей, а не руководителей, потому что беседы с господином Саакащвили и раньше использовались, и теперь будут использоваться им исключительно для самопиара. Вина самого Саакашвили, безусловно, должна быть доказана. Он будет должным образом представлен международному сообществу. В конце концов, я хочу обратить внимание на то, что американские покровители господина Саакашвили уже сами имеют опыт работы с правителями, которых они определили как «перешедших красную черту, недоговороспособных и нерукопожатных».

Я хочу напомнить о судьбе руководителя Панамы, который был захвачен американцами, судим и отбывал, а может и еще отбывает, срок в американской тюрьме по официальному обвинению в контрабанде наркотиков. Я считаю, что контрабанда наркотиков и наркотрафик — это, безусловно, тяжелое преступление, но оно никак не тяжелее, чем прямые убийства мирного населения с использованием всей мощи вооруженных сил своего государства. В силу этого, я думаю, что господину Саакашвили должен быть заказан всякий путь в Россию, проезд и пролет через Россию. Он должен искать другие обходные маршруты и более своим присутствием РФ не огорчать ни при каких вариантах дальнейшего развития отношений с Грузией.

«Молодая гвардия», 12.08.2008

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГРУЗИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СВЯЩЕННОЙ КОРОВОЙ

При всей конкретности документа о прекращении огня в зоне грузино-югоосетинского конфликта, все его пункты в ряде случав можно толковать по-разному в зависимости от того, какое содержание толкователь вкладывает в тот или иной пункт. Например, «вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации». Это может означать для Саакашвили, что, поскольку он определил как место для дислокации для целого ряда ударных подразделений грузинской армии Горийский район, непосредственно примыкающий к Южной Осетии, то вот они и вернутся туда. Будет ли это соответствовать целям операции по принуждению к миру? Безусловно, нет. Саакашвили хорошо это понимает и будет бороться именно за такую интерпретацию. Затем, миротворческие механизмы, о которых речь идет в будущем времени в соответствующем пункте договоренности. Я убежден, что сейчас и Запад, и Саакашвили вместе будут отстаивать принцип, который предполагает изменение формата действующей миротворческой операции, увеличение контингента за счет придания ему интернационального характера и включения в него контингентов тех стран Запада или их союзников, которые будут выполнять в данном случае в большей мере пожелания грузинского президента. Я убежден, что сама эта договоренность является промежуточной. И не случайно такую попытку делал и Саакашвили, и Саркози во время пребывания в Москве на переговорах с Медведевым.

Сейчас основной упор делается на святость, незыблемость территориальной целостности. При этом суверенитет Грузии отождествляется с ее территориальным составом и границами бывшей Грузинской ССР. Как верно было замечено, это не одно и то же, и мы, безусловно, должны сегодня уходить от тезиса территориальной целостности Грузии, потому что этот тезис является оправданием, основанием для агрессии Грузии против Южной Осетии и Абхазии. Только что мы были свидетелями этого. Поэтому сама по себе территориальная целостность Грузии не является священной коровой. Государства и побольше Грузии распадались, Советский Союз например, и при этом в России никто не выдвигает в качестве условия признание территориальной целостности России в границах бывшего СССР. Почему, если Россия отказалась от границ советского периода, то Грузия на них настаивает, при этом считая весь советский период периодом оккупации, а Советский Союз — империей зла? Когда еще в истории Грузия имела такие внутренние и административные границы, как те, которые были у нее весь советский период? Абсолютно неисторические границы, и тем более в данном случае речь идет не о каких-то просто территориальных приращениях или, напротив, изъятиях. Речь идет о самоопределении людей, которые не хотят быть крепостными в Грузии, которых вместе с землями присоединяют или каким-то образом ими распоряжаются помимо их воли.

В этом вопросе, безусловно, самый острый контрапункт в осуществлении этих договоренностей. Сейчас Запад и Саакашвили пытаются делать вид, как будто бы ничего не произошло. Ну постреляли, разошлись. Правда, Саакашвили сопровождает это эскападами в адрес России, объявляя ее агрессором, заявлениями о выходе из СНГ и тому подобными вещами, которые свидетельствуют о том, что мир не может даже с точки зрения Грузии быть таким же, каким он был 6 августа, накануне военной агрессии Грузии против Южной Осетии. Поэтому если Грузия не может быть в СНГ, если Грузия не готова ни к каким реальным шагам, кроме военного нападения на Южную Осетию в попытке вернуть ее, то в этом случае нечего держаться за умершую много лет назад территориальную целостность Грузии. В самих принципах этот вопрос российской стороной обойден, и это правильно, но теперь мы видим, как грузинский президент выделяет его и требует его признания в расчете на то, что он здесь не ошибается, что Запад будет ему всячески в этом вопросе ассистировать. Мы должны занять в этом вопросе твердую позицию: мы не обсуждаем состав этих пунктов.

Старая метода ведения переговоров со стороны Грузии — что при Саакашвили, что до Саакашвили — заключалась в том, что они сначала достигают желаемого, говорят, что прекратить огонь — это все, что они сейчас требуют. Как только они этого достигают, они сразу же начинают разбавлять договоренности новыми и новыми условиями. Я сам прошел через это, когда в свое время пытался посредничать в переговорах между Грузией и Абхазией — тогда, когда эти вопросы вел Евгений Примаков. Был такой период, когда Грузия выдвинула целый ряд требований к Абхазии, требований к документам, которые должны были быть подписаны в 1996 году обеими сторонами. Абхазия после сомнений, определенного противодействия в конце концов согласилась с этими пунктами, и что же произошло? Грузия тут же свои требования взвинтила. И договоренность в 1996 году так и не состоялась, потому что Грузия фактически ушла от самой идеи предложенного документа.

Надо понять, что эта страна «первых европейцев», во главе которых стоит такой дипломированный, американизированный европеец, как Михаил Саакашвили, является в сущности восточно-азиатской страной по ментальности своего политического класса и понимает в конечном счете только те аргументы, которые были продемонстрированный Российской Федерацией в ответ на нападение Грузии на Южную Осетию. Вот это является для них фактором, и стало ясно, чего стоит и хваленая грузинская армия, и помощь ее союзников, на которых она так уповала. Нам нужно сосредоточиться на том, чтобы напоминать Грузии об этом и уходить сегодня от тем миротворчества с грузинской стороной. Так же как и от обсуждения тем территориальной целостности.

Мы должны понять, что никакой миротворческий формат в сегодняшней ситуации недостижим. Он будет для России ущербен, потому что от нас будут требовать согласиться на увеличение воинского контингента и включение в него военнослужащих других стран, что для нас неприемлемо, как неприемлемо и для Южной Осетии и Абхазии. От нас будут требовать сотрудничества, например, в рамках урегулирования грузино-осетинского конфликта, с так называемыми миротворцами из Грузии, которые стреляли в спины нашим солдатам. Вот как, скажите на милость, можно фактически достичь того, чтобы те же самые российские военнослужащие с теми же самыми военнослужащими грузинскими сотрудничали в рамках миротворческой миссии после всего, что произошло в Южной Осетии? Поэтому миротворчество на этом этапе надо оставить в стороне и сосредоточиться на требованиях создания демилитаризованного пояса на грузинской территории вдоль Абхазии и Южной Осетии. И в эти места дислокации никакие вооруженные силы Грузии входить не должны. Там вообще должны находиться только милиционеры с пистолетами. Это максимум, что можно было бы разрешить из огнестрельного оружия, включая, может быть, еще охотничьи ружья.

А наш воинский контингент должен продолжать находиться на территории Южной Осетии и Абхазии в качестве приглашенных абхазской и югоосетинской сторонами. Мне кажется, что это должно быть взаимосвязано с признанием независимости этих республик. Дальше откладывать этот вопрос, создавать таким образом иллюзию, что когда-нибудь Грузия сможет-таки поудачнее напасть на Абхазию и Южную Осетию, когда мы отвернемся или изменится ситуация в мире, мне кажется, было бы контрпродуктивно и даже опасно.

LentaCom.ru, 13.08.2008

 

ГРУЗИЯ — ТРОЯНСКИЙ КОНЬ В СНГ

Саакашвили никак не может успокоиться. Даже после утверждения Российской и грузинской стороной принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии он продолжил угрожать военными действиями непризнанным республикам. Пусть его политической ареной на этот раз и стали тбилисские митинги, где его никто не понуждает к миру. Он заявляет о выходе из СНГ, но пока никаких официальных заявлений не сделано. Чем обернется для этой страны выход из Содружества, когда России нужно форсировать признание Южной Осетии и Абхазии и зачем нужен демилитаризованный пояс вокруг Грузии. На эти и другие вопросы в интервью Накануне.RU ответил первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

- Константин Федорович, как бы Вы прокомментировали заявление Саакашвили о выходе из СНГ, с учетом того, что эта страна уже давно не играет фактической роли в Содружестве?

- «Баба с возу — кобыле легче», — есть такая славянская поговорка, и я думаю, что она применима и в этой ситуации. В персональном же плане Михаил Саакашвили избавил Дмитрия Медведева от необходимости с ним здороваться во время очередных саммитов СНГ. Присутствие Грузии в СНГ никак не увеличивает совокупный потенциал этой организации, поскольку Грузия выступает в СНГ «Троянским конем» — это страна, которая постоянно критикует Содружество за те или иные несовершенства, при этом являясь «тормозным башмаком» всякого позитивного продвижения СНГ.

Я считаю, что недостаточные результаты деятельности СНГ во многом связаны с действиями таких стран, как Грузия, Украина и целого ряда других, которые ведут себя по отношению к СНГ, по меньшей мере, двусмысленно. Поэтому избавление Грузии от СНГ, в котором, надо заметить, Грузия приняла участие только после того, как потерпела унизительное поражение в войне с Абхазией в 1994 году, — это только возможность консолидировать оставшуюся часть СНГ на задачах интеграции. В силу механизмов СНГ решения там принимаются консенсусом. Поэтому позиция Грузии, которая, с одной стороны, тормозила различные инициативы СНГ, с другой стороны — обвиняла СНГ в неэффективности, недостаточных результатах, была с самого начала чрезвычайно проблемной.

- А если рассматривать заявление Саакашвили с точки зрения форсирования процесса замены миротворческого формата в зонах конфликтов? И в целом, насколько это может быть выгодно или невыгодно для Грузии?

- Если говорить объективно, то Грузия больше, чем кто бы то ни было заинтересована в СНГ, поскольку только в Содружестве у Грузии имеется рынок товаров, только в СНГ у нее есть серьезный рынок трудовой миграции — той самой, которая приносит сегодня оставшемуся в Грузии населению существенную часть ее доходов, по крайней мере, сравнимую с объемом государственного бюджета Грузии.

Эти обстоятельства для Саакашвили не являются руководящими, поскольку Саакашвили это — политик, который откровенно не в ладах с экономической действительностью и он не старается делать какую-то скидку на нужды граждан своей страны. Он работает в рамках своей собственной идеологемы, а эта идеологема — его догма — состоит в том, что надо везде и всюду вредить Абхазии и Южной Осетии, везде и всюду вредить России. Вот он и считает, что, выйдя из СНГ, он повредит России. Это раньше могло бы иметь какой-то смысл, поскольку миротворческая операция в Абхазии проводилась под эгидой СНГ, но теперь мы должны избавиться от всякого обольщения темой миротворчества во взаимоотношениях с Грузией.

Мы терпели ее поведение и подставляли наших военнослужащих, которые оказывались в рискованных ситуациях в Абхазии и Южной Осетии, они не могли в полной мере применить оружие и были жертвами постоянных провокаций, оскорблений, унижений и даже нападений. Сегодня ясно, что форматы смешанных миротворческих сил в Осетии и сил СНГ в Абхазии (хотя там контингент состоял в, основном, из российских военнослужащих) устарели. Грузия сделала невозможным сотрудничество с ней в рамках миротворческих операций. Ее миротворцы в Южной Осетии стреляют в спину российским миротворцам.

Мы должны категорически отклонить попытки разбавить миротворческий контингент иностранным военным персоналом. Более того, нужно обеспечить демилитаризованный пояс на территории Грузии, аналогичный зоне в Южном Ливане, в котором не будет ни тяжелой техники, ни артиллерии, ни установок «Град». Пояс шириной не меньше, чем дальность стрельбы этих средств нападений. На этих основах возможно прочное замирение для зон конфликта, которое предусматривает не только благополучие Южной Осетии, но и благополучие сопредельных районов Грузии, которые перестанут быть плацдармом для военных действий.

- Даже после принятия принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии в ходе посещения России и Грузии президентом Франции Николя Саркози грузинский президент Саакашвили все равно угрожает неризнанным республикам военными действиями. Попытается ли он реально в ближайшее время как-либо усилить свое влияние в непризнанных республиках тем или иным путем?

- В этом смысле перспектив для Грузии нет. Грузия в плане усиления влияния в результате всего потеряла возможность развивать проект альтернативной осетинской администрации — марионетки Грузии просто

пропали в этих событиях. Точно так же Грузия утратила возможность раскручивать альтернативное абхазское правительство, так называемой «Верхней Абхазии». Грузия потеряла все свои рычаги раздражения ситуации, которые она до этого создавала.

- Потеряла именно Грузия или потерял Саакашвили?

- В Грузии сегодня реально действует режим Саакашвили. Нужно понимать, что мы ведем разговор с Грузией Саакашвили. Не надо обольщаться — именно к ней мы адресуем свои планы, претензии и свои возможные решения. Говоря о режиме, можно эту ситуацию сравнить и с неожиданностью для СССР нападения на нее в 1941 году немецких войск.

- Должна ли Россия форсировать признание независимости Южной Осетии и Абхазии?

- Безусловно, Россия должна пойти на этот шаг, он абсолютно мотивирован произошедшим, и он практически необходим. Я знаю, что есть инерционная оппозиция в России — это люди, которые никогда не готовы сделать необходимый шаг из-за того, что они постоянно обеспокоены последствиями. Я думаю, что бесконечно бояться последствий в этом случае значит — перечеркивать действия российской внешней политики. Эти последствия, которые возможны в отношении России, и так уже предпринимаются: предпринимаются попытки необъективно оценить ее роль, переиграть в свою пользу результаты всего происшедшего и даже очернить роль России вместо того, чтобы наказать Грузию. Запад в этом отношении (по крайней мере, правящие политические круги) играет в другую игру. Мы не должны впадать в панику и не должны руководствоваться желанием понравиться кому-либо на Западе.

Очень может быть, что целый ряд государств готов будет признать и Абхазию, и Южную Осетию. Их будет не так много, но Россия не окажется одинокой. При определенной работе, которую нужно провести, — и целый ряд государств СНГ, в том числе, Белоруссия, и целый ряд государств «третьего мира», включая те, что имеют крах в определенных взаимоотношениях с США. Можно говорить о Венесуэле, о Кубе, о Боливии, о государствах Южной Африки, Азии. Можно, наконец, говорить и о Европе, и при определенных обстоятельствах наставить на признании этих государств.

В каждом случае это отдельная история и отдельная необходимость вести такую работу, но, не занимаясь этим, трудно представить, что кто-то готов будет признать республики. Препятствовать же, главным образом, будет Грузия и ее союзники на Западе. Они сегодня пытаются зомбировать общественное мнение и все выставить так, будто ничего не произошло, и можно вернуться во вчерашний день, но во вчерашний день, как и во вчерашнюю реку, вернуться нельзя.

- Сейчас и Преднестровье заявляет, что будет добиваться признания независимости наряду с Южной Осетией и Абхазией. Ясно, что процесс этот сложный, но на сколько он может затянуться?

- С точки зрения справедливости, эта территория имеет не меньше оснований добиваться своей независимости.

Но думаю, что в создавшихся условиях, скорее всего, Россия не будет форсировать признание Приднестровья, рассчитывая на какой-то диалог с Молдовой. В том числе, ради того, чтобы не увеличивать числа своих непримиримых противников в СНГ. Это не означает, что мы готовы сдавать Приднестровье или не обращать внимание на двусмысленную политику молдавских властей. Но вряд ли сейчас актуально признание Приднестровья, хотя переговоры и дальнейший процесс по этому направлению должен быть продолжен.

- Какой, на Ваш взгляд, будет политическая обстановка в СНГ в случае признания Осетии, Абхазии и вступления их в состав России, с учетом пронатовских настроений в Грузии, Украине и блока ГУУАМ?

- Вряд ли это вызовет удовольствие у Вами перечисленных государств, тем не менее, надо понимать, что их удовольствие не является императивом в вопросах вступления. Но объективно у целого ряда стран есть заинтересованность в сохранении взаимоотношений с Россией, на это и будем рассчитывать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...