Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды актов при перевозке грузов на транспорте. Их правовое значение. Порядок оформления. Морской протест: понятие, значение, основания применения, порядок оформления.




Обстоятельства, могущие служить основанием для имущественной ответственности транспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, пассажира удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы (На автотранспорте также отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях).

Формы коммерческого акта и акта общей формы, а также правила их составления устанавливаются правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров и их багажа.

Перечень оснований для составления коммерческого акта исчерпывающе закреплен в транспортных кодексах и уставах и, как правило, составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;

повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;

обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;

возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа и др.

(Объединяет их то, что это основания для имущественной ответственности перевозчика).

Коммерческий акт составляется:

при выгрузке груза, багажа, грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки груза, багажа, грузобагажа, в необходимых случаях - в день выдачи груза, багажа, грузобагажа грузополучателю, пассажиру, получателю;

при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;

в пути следования груза, багажа, грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящей статье сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. (На примере ЖДТ, но, в целом, аналогичные нормы и на др. видах транспорта)

Коммерческий акт составляется в 3 экземплярах и должен содержать точное и подробное описание состояния груза и обстоятельств, при которых обнаружена несохранность, а также данные о правильности погрузки, размещения и наличие защитной маркировки.

Один экземпляр выдается грузополучателю по его требованию в течение 3 суток.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель, пассажир, получатель обязаны подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток с момента выдачи грузов, багажа, грузобагажа или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю, пассажиру, получателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток со дня получения заявления.

Отказ от составления коммерческого акта или оформление его с нарушением установленных требований могут быть обжалованы в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

Акты общей формы составляются для удостоверения иных обстоятельств (например недостача груза в пределах норм естественной убыли,. задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя и др.).

Кроме указанных актов на транспорте могут составляться акты экспертизы (при порче груза), акт повреждения транспортного средства (контейнера), акт сюрвейерского осмотра и др.

Морской протест — оформленное в установленном порядке официальное письменное заявление капитана (шкипера) морского или речного судна нотариусу или компетентным должностным лицам с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имело место происшествие (общая или частная авария), которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований (претензий).

Целью морского протеста является обеспечение, насколько это возможно, полной информации относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информации об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Заявление о морском протесте подается в течение 24 часов с момента прихода судна в порт или с момента происшествия (если оно произошло в порту). Одновременно с подачей заявления либо в срок не позднее 7 дней с момента прихода судна в порт или с момента происшествия капитан судна обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из него. При невозможности заявления морского протеста в установленный срок причины указываются в заявлении о морском протесте.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения РФ на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью (КТМ).

Заявление о морском протесте делается:

в порту Российской Федерации — нотариусу;

в иностранном порту — должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Заявление о морском протесте должно содержать сле­дующие сведения:

▪ наименование судна и его флага,

▪фамилию капитана,

▪ наиме­нование судовладельца,

▪порты отправления и назначения,

▪ данные о мореходном состоянии судна,

▪ наименование груза, обстоятельства погрузки (размещение, крепление),

▪данные о рейсе,

▪меры, предпринимаемые экипажем во время рейса для обеспечения сохранности груза.

При описании других происшествий приводятся данные об основных маневрах судна. Сведения, излагаемые в заявлении о морском протесте, должны точно со­ответствовать записям в судовом журнале. Заявление подписывается капитаном судна и заверяется судовой печатью.

113.Претензионный порядок разрешения споров на транспорте: понятие, содержание, сроки. Особенности исковой давности по перевозке.

Статья 797 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается не только в том, что одна сторона направила другой стороне претензию. Стороны спорного правоотношения обязаны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия: сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия - клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т.д. Транспортные уставы и кодексы детально регламентируют порядок предъявления претензий и исков. В Уставе железнодорожного транспорта порядку предъявления претензий и исков посвящена гл. VIII, в Кодексе торгового мореплавания - гл. XXV, в Кодексе внутреннего водного транспорта - гл. XVIII, в Воздушном кодексе - ст. 125-128, в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта - гл. 7.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

1) претензия заявлена в установленный срок;

2) претензия заявлена надлежащим заявителем;

3) претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

4) к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают различные сроки для предъявления претензий. Претензии могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение сорока пяти дней. Это касается железнодорожного и воздушного транспорта. (На водном и автомобильном транспорте – в пределах сроков исковой давности).

Указанные сроки исчисляются:

а) по претензиям, относящимся к полной утрате груза, - по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки, а при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. На воздушном транспорте - через 10 дней по истечении срока доставки (ст. 126 ВК);

б) по претензиям, связанным с повреждением или частичной утратой груза, а также с просрочкой его доставки, - со дня выдачи груза;

в) по претензиям, связанным с невыполнением принятой заявки на перевозку груза, - по истечении срока, установленного для уплаты штрафа (на морском транспорте). На железнодорожном транспорте указанный срок исчисляется по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа (ст. 139 УЖТ). На воздушном и речном транспорте такие сроки не установлены;

г) во всех остальных случаях - со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии.

Право на предъявление претензии имеют:

а) в случае утраты груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления накладной (коносамента - при морских перевозках), грузовой квитанции (накладной) с отметкой железнодорожной станции (порта, аэропорта) назначения о неприбытии груза (при железнодорожных, речных и воздушных перевозках) либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредитной организацией документа об оплате стоимости груза.

Отметку о неприбытии груза станция (порт, аэропорт) назначения обязана сделать на предъявленной правомочным лицом грузовой квитанции. Отказ станции (порта, аэропорта) сделать такую отметку может быть обжалован в установленном порядке. Доказательством уклонения станции (порта, аэропорта) от отметки в грузовой квитанции о неприбытии груза является копия жалобы и документ, подтверждающий подачу жалобы (почтовая квитанция, расписка в приеме жалобы). Эти доказательства должны прилагаться к претензии;

б) в случае недостачи, повреждения (порчи) груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной, а также коммерческого акта или соответствующего документа об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта;

в) в случае просрочки доставки груза или в случае задержки выдачи груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной (коносамента).

Право на предъявление к перевозчику претензий, связанных с осуществлением перевозок грузов, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю) в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. На морском транспорте это право может быть передано экспедитору.

Претензии предъявляются к транспортному предприятию. По штрафам за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) грузоотправителя претензия всегда предъявляется к транспортному предприятию пункта отправления. Когда перевозки как прямые выполняются несколькими транспортными предприятиями одного вида транспорта, претензии направляются на железнодорожном, речном и воздушном транспорте - транспортному предприятию пункта назначения, а на автомобильном транспорте при утрате груза - предприятию, принявшему и во всех остальных случаях выдавшему груз.

Безусловно, существенным обстоятельством при предъявлении претензии к транспортным организациям являются документы, подтверждающие право требования клиента. Все транспортные уставы и кодексы (за исключением УЖТ и КВВТ) устанавливают порядок, в соответствии с которым перевозочные документы при предъявлении претензии представляются в подлиннике. Только в ст. 120 УЖТ и ст. 161 КВВТ установлено, что к претензии должны быть приложены подтверждающие предъявленные заявителем требования - подлинные документы или надлежаще заверенные копии документов.

Для рассмотрения транспортным предприятием предъявленной к нему претензии установлен специальный срок. Статья 797 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что иски к перевозчику могут быть предъявлены грузоотправителем либо грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок, т.е. перевозчику для ответа на заявленную претензию установлен месячный срок. Уведомление об удовлетворении или отклонении претензии подписывается руководителем транспортного предприятия. Если претензия отклонена или удовлетворена частично, транспортное предприятие обязано возвратить заявителю претензии приложенные к претензии документы. При удовлетворении претензии полностью документы, представленные заявителем претензии, не возвращаются.

Исковая давность - это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). С истечением срока исковой давности погашается возможность осуществления нарушенного права в принудительном порядке. Однако право на обращение в суд сохраняется.

В соответствии со ст. 797 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Этот срок является единым для всех видов транспорта. Исчисление срока исковой давности на всех видах транспорта начинается в основном со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Таким образом, исчисление начального момента течения срока исковой давности совпадает с начальным моментом исчисления претензионного срока.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...