Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и цивилизация их взаимосвязь. Концепция А. Тойнби, О. Шпенглера.




Культурология как наука. Этапы становления.

Культурология является интегративной сферой знания, рожденной в широком многоаспектному диалоге на пересечении философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религиоведения, социологии культуры и искусствоведения.

Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых исследуются некоторые феномены культуры. Таким образом, культурология относится к социогуманитарных наук, хотя активно использует как методы естественных наук, так и специальные методы исследования в социальной сфере.

Специфика культурологии заключается именно в ее интегративном характере, в ориентации на бытие и деятельность человека и общества как целостных феноменов.

Культурология является системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития, человеческое значение и способы познания культуры. Поэтому важной задачей теории культуры является познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.

Основные задачи культурологии:

1. анализ культуры как системы культурных феноменов;

2. выявления ментального содержания культуры;

3. исследование типологии культуры;

4. решения проблем социокультурной динамики;

5. изучение культурных кодов и коммуникаций.

Уже в древних мифах есть попытка ответить на вопрос о начале культурной истории человечества. В легендах и мифах каждого народа есть легендарные герои, которые учат людей овладению культурными достижениями. Например, Прометей научил людей пользоваться огнем. Гермес - изготавливать орудия, обрабатывать металлы. Характерно, что судьба культурного мифологического героя почти всегда состояла трагично.

Элементы человеческой природы представляют собой единство природного и социального, или природного и окультуренного. Например, физическое тело человека представляет собой не только природное образование, а еще и следствие многовековой трудовой, т.е. культурной деятельности. Даже несмотря на то, что физическое тело человека со временем практически не изменилось, рука современного человека существенно отличается своими умениями от руки первобытного человека.

Таким образом, общественное потребность в труде и индивидуальная потребность в общении обусловили начало культурной истории человечества и органично сочетают людских индивидуумов в общественное целое. Потребность в труде и общении - это необходимость культурной истории человечества, связанной с появлением повседневной задачи, вызванного необходимостью и возможностью самому выбирать свой образ жизни, создавать самому себе и собственный мир культуры - государство, мораль, право, науку, искусство; создавать представление о добре и справедливости, совести и чести, которые рождались только в процессе общения.

Термин «культурология» впервые внедрил в своих работах американский антрополог Лесли Уайт. Именно он впервые выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук.

В развитии культурологического знания выделяют три исторических периода:

- Донаучных этап представлений о культуре (от Древнего мира до XVIII века);

- Этап становления знаний о культуре в рамках других наук (ХУИИИ-ХИХст.);

- Формирование культурологии как самостоятельной науки (XX века).

 

2. Структура культуры.

Структура культуры представляет собой целый макромир. Она охватывает образование, науку, искусство, литературу, мифологию, мораль, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют между собой, образуя единую систему такого сложного явления, как культура.

Также определяется определенная типология культуры в соответствии с ее носителей. В зависимости от этого необходимо выделить мировую и национальную культуру. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура олицетворяет достижения культур различных социальных слоев и прослоек населения каждого общества.

Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства) сферах жизни и деятельности народа. Так, в частности, выделяют национальные культуры - украинский, русский, французский и др.

Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, тем самым вносит вклад в мировую культуру, осуществляя с ее помощью связь с окружающей природой и другими народами. В результате такого общения происходит взаимное культурное обогащение. И как следствие - разные культуры развиваются, усложняются, становятся гораздо более разнообразными.

Мировая культура - феномен глобальный. Национальная культура является частично и источником мировой культуры, одновременно вытекая из нее. Без глобальной культуры не может быть региональной, самобытной национальной и наоборот. Мировой культуре присущ интегральный процесс. Национальные же имеют дифференцированный характер.

В соответствии с носителями выделяют также культуру социальных субъектов (городскую, сельскую, профессиональную, молодежную).

На протяжении развития человечества выделились определенные культурные эпохи: античная, средневековая, культура эпохи Возрождения; отдельные формы культуры: политическая, социальная, правовая, экономическая, экологическая, физическая, моральная и т.д.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни общества и отдельного человека.

Понятие культуры.

Понятие "культура" сложное и многогранное. Немало философов и других исследователей давних и новейших времен интересовались этим вопросом. Само слово "культура" латинского происхождения и означает "возделывание", "уход".

Впервые это понятие употребил выдающийся римский мыслитель, оратор и государственный деятель Цицерон (106-43 гг до н.э.). В культуре он видел, с одной стороны, деятельность по преобразованию природы на благо человека, а с другой - средство совершенствования духовных сил человека, его разума.

Позже слово "культура" все чаще начинает употребляться как синоним образованности, воспитанности человека, и в этом смысле оно вошло в сущности во все европейские языки. В средние века понятие "культура" ассоциируется с городским укладом жизни, а позднее, в эпоху Возрождения, с совершенством человека. Наконец, в ХVII в. слово "культура" приобретает самостоятельного научного значения.

Сегодня не существует общепринятого определения культуры. В мировой литературе можно найти более 500 определений понятия "культура". Вот некоторые из них:

 Культура - все то, что является результатом человеческой истории.

 Культура - как мера человечности человека.

 Культура - все то, что человек создал своим умом, а не получила от природы.

 Культура - это материальный и духовный прогресс как индивидов, так и различных социально-национальных сообществ.

 Культура - одновременно исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в материальных и духовных ценностях, созданных самим человеком.

Традиционно различают два основных направления культуры - материальный и духовный - в соответствии с двух главных сфер человеческой деятельности - материальной и духовной. Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности человечества и ее результаты: как орудия труда, жилье, предметы повседневного быта, одежда, строительные сооружения, средства связи, памятники и монументы т.д. духовная культура касается области сознания, познания, морали, воспитания, образования, науки, искусства, литературы и других сторон духовной деятельности человека. Сюда также относятся религия и мифология, мировоззренческие, политические, моральные и другие представления людей. Между материальной и духовной культурой существует тесное органическое единство.

Культура и цивилизация их взаимосвязь. Концепция А. Тойнби, О. Шпенглера.

Цивилизация (от лат. Civilis - гражданский, общественный, государственный) довольно распространенный термин, часто используемый в быту и науке. В частности в быту он выступает синонимом культуры (цивилизованная лицо - это лицо культурная, образованная, вежливая, воспитанная). Напротив, в науке нет единого мнения относительно определения этого понятия.

Понятие "цивилизация" было известно в античные времена как противопоставление античного общества варварскому окружению. В эпоху Просвещения (XVIII век) понятия "цивилизация", как правило, использовали для характеристики общества, основанного на разуме, справедливости, образовании.


Культура

Носит ценностный характер

Культура органична, функционирует как живое целое.

Культура аристократична (шедевры - творения гения)

Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается)

Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.)

 

Цивилизация Прагматична (ориентируется на критерий полезности)

Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)

Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)

Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно.

Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.


Цивилизация для Тойнби - это самоидентификация культуры, достигла своих пределов.

Пытаясь придать статус слову "цивилизация", Тойнби показал, что цивилизация как самобытный социокультурный индивид возникает как совокупность реакций на "вызовы среды" (вызов холода, вызов безграничных континентальных расстояний, вызов перенаселения, вызов религиозного разделения, вызов языкового разделения и т.п.) и исследовал механизмы и этапы ее существования. Понятие "вызова" как настоящего движителя истории, является здесь ключевым; каждый вызов - это как вопрос сфинкса: отвечай или тебя съедят. Пока существуют творческие ячейки, способные давать правильные ответы на эти вопросы сфинкса, цивилизация живет. Концепция "Вызова-ответы" выстраивается Тойнби как ключ к пониманию истории общечеловеческой цивилизации и локальных цивилизаций, из которых она состоит.

Концепция А. Тойнби интересна еще и тем, что в ней есть достаточно четко сформулированные критерии определения цивилизационной идентичности. Он называет религию, историю, язык, обычаи и культуру. Особое значение А. Тойнби предоставляет религии, которую считает "цельной и направленной в одну сторону по сравнению с разнообразной и повторяющейся историей цивилизаций"

Концепция Шпенглера.

Каждый из выделенных им культурных миров имеет идентифицировать ческий жизненный цикл, напоминающий жизненный цикл организ му: зарождение, рост, развитие»упадок и гибель. Поэтому в каждой культуре выделяют - детство (варвар ство первобытного общества), юность (начало развития по литической организации, искусства и науки), зрелость (расцвет всех важных сфер общественной жизни) и старость с ее не одминним спутником - смертью. Натуралистический взгляд на историю сказывается даже на Шпенглерова концепции внутренней детали отдельно взятой культуры, ведь помете тивность фаз в пределах каждой культуры имеет в себе не более историчности, чем преемственность в нескольких фазах жизни ко махи: яичко, куколка, личинка, имаго (взрослый индивид). Каждая фаза в любой культуре Шпенглера автоматически переходит в следующую, как только наступает его время. Фиксиро ним есть не только цикл фаз, но и время, предназначенное для него.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...