Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманисты и их идеи в культуре Руси-Украины




Примерно со второй половины XVI в. на украинских землях, входивших в состав Польши, усилилось социальное, национальное и религиозное угнетение, что было следствием Люблинской унии 1569 г. и Брестской церковной унии 1596 г. В связи с этим в начале XVII в. Украинская власть имущие преимущественно денационализувалися и окатоличились. Однако основная масса украинского населения, которая сохраняла свое национальное лицо и православную веру, повела решительную борьбу за свои права. Кроме проблемы государства и права, в творчестве украинских мыслителей XV-XVII вв. важное место занимала этико-политическая концепция гражданского гуманизма, которая, считая главным принцип общего блага, соответственно оценивала любую добродетель, человеческую деятельность, полученное человеком славу, полученные ею знания и т.д. В ее пределах осмысливались идеи справедливости, свободы, патриотизма, формировались республиканские идеалы, этническая, а впоследствии и национальное самосознание. Зачинатели украинский гуманистической культуры Юрий Дрогобыч, Павел Русин из Кросна, Станислав Ореховский, Григорий Чуй Идеи гражданского гуманизма имеющиеся в философско-этических концепциях идеологов братского движения, в произведениях Станислава Ореховского, Симона Пекалида, Севастьяна Кленовича, Ивана Домбровского, Иосифа Верещинского, Шимона Шимоновича и др. Они принимали активное участие в деятельности братств, писали полемические сочинения, основывали типографии, школы, заключали учебники и словари, устраивали диспуты. Значительным был вклад в это дело и украинский-католиков. С целью осознания себя в мире они стремились утвердить достоинство и равноправие украинского народа среди других народов, прославляли историю Киевской Руси, народа, его деятелей. Не забывали гуманисты при каждом удобном рассказать о своей национальной принадлежности и о происхождении своего народа. Однако если раньше для проявления своего патриотизма достаточно было указания «Роксолана», «рутенец», «русь», «русин», «с Руси», то им приходилось писать целые произведения из красноречивыми названиями: «Роксолания» (Севастьян Кленович), «Днепровские камни»(Иван Домбровсъкий) и т.д. Писали их, как правило, латынью, чтобы познакомить чужестранцев с краем и историей родного народа. При этом постоянно говорили давности «русского народа», от которого происходит «казацкий народ». Это подкреплялось ссылкой на исторические сведения, а не только на традиции и обычаи

 

Условия культурного развития укр.. земель в составе Великого Княжества Литовского (XIV-XVI вв.)

Разобщенность украинских земель, отсутствие единого политического центра, опустошительные турецко-татарские набеги, иностранный гнет повлекли сложные процессы в развитии украинской культуры XIV-XVI вв. С 60-х годов XIV в. значительная часть украинских земель находилась под властью Литвы. Сложная социально-политическая ситуация, сложившаяся в польско-литовскую сутки в Украине, существенно сказалась на развитии украинской культуры. В целом эти обстоятельства не прекратили культурного процесса в украинских землях, лишь придали ему специфических особенностей. Во-первых, украинские земли восстановили экономические и культурные связи с западными государствами, которые были разрушены в период татаро-монгольского нашествия. Во-вторых, украинская культура испытала существенного влияния идей европейского Возрождения, в частности распространение гуманизма. В-третьих, культурный процесс в украинских землях продолжался в условиях острой религиозно-политической борьбы между востоком и западом за сферы влияния. Указанные особенности присущи всем сферам украинской культуры периода феодальной раздробленности, но отчетливо они проявляются в сфере образования и книгопечатания.

Сложность церковной жизни в Украине литовско-польской эпохи связана и с тем, что православная церковь не имела государственной поддержки, переживала глубокий кризис, значительно уступала католической образованностью. Однако не только православная, но и католическая церковь в Украине не получила авторитета и начала падать. Роскошная жизнь кардиналов и католических епископов, продажа церковных кафедр и индульгенций, недостойное поведение отдельных римских пап - все это подрывало величие и могущество католической церкви. Реакцией на эти явления стал реформационное движение в странах Западной Европы, в том числе и в польско-литовском феодальном государстве. Первыми на территорию Украину проникают идеи гуситства, чему способствовали интенсивные связи с Чехией: Украинский учились в Пражском университете, были учениками Яна Гуса. Для Украины в гуситского движении важны не только религиозные, но и национальные мотивы. В начале XV в. начинается национальное пробуждение, возникает протест Украинский против полонизации, а гуситы выдвигали идеи национальной независимости. Следствием стало пробуждение интереса к языку, появление переводов Священного Писания на украинском. Влияния Реформации становятся наиболее ощутимыми в 50-х годах XVI в. В Галиции, на Волыни, Винницкой, Брацлавщине, Киевщине, Житомирщине образуются общины кальвинистов, антитринитариев, социан и др. И хотя реформационное движение в Украине не вступил масштабов Западной Европы, его влияние на пробуждение национального сознания и культуры украинского народа был весомый.

В Украине почти до конца XVI в. не было общих средних и высших учебных заведений. Украинская молодежь уже с середины XIV в. прокладывала себе дорогу к обучению в западных университетах. Число украинских студентов в высших учебных заведениях Западной Европы постепенно возрастала.

Литература и изобразительное искусство Украины в 19в.

В предыдущее время и в 19 в. немало украинских патриотов активно изучали историю своего народа и страны, понимая исключительное значання исторического сознания народу. прошлом они находили вдохновение для воеи деятельности, осмысливали исторический опыт своих поколений.Ось например, дело Дмитрия Бантиша Каминский продолжил Николай Маркевич (1804-1860г.) представитель известного казацкого рода, создатель «Истории Малороссии», в которой были освещены историю Украины до 18 ст.Не менее успешно в этот период действовал Михаил Максимович (1804-1873г) ученый, который объединил в себе естественные и гуманитарные знания, был членом-корреспондентов Петербургский Академии наук, первым ректором Киевского университету1834р.Саме он спрастував знаменитую теорию М. Погодина которая отрицала причастность Украинская к Киевской Руси 9-13ст.Максимович также издал сборники народных песен и дум.Ще большим был вклад в украинскую культуру Пантелеймона Кулиша (1819-1897г.) культурно-деятеля, писателя, поэта, переводчика ц историка.Вин создал знаменитый исторический роман «Черная Рада» посвящен известным событиям в Нежине 1663 г., издал ряд ценных исторических работ и государственных публикаций.Кулиш осуществил перевод Библии-украинская.

В Одессе усилий Аполлона Скальковского (1808-1898г) было создано первое в украинской науке исследование украинского казачества.

С весь диапазон литераторов почетное место принадлежит Евгению Гребешки (1818-1848г.) Письиенник, украинский по происхождению, писал романы и повести рус. языке истинное букв. славу снискал - байками.

В это время украинская культура продолжала развиваться несмотря на тяжелые условия иснування.У второй пол. 19 в. расцвел талант целой плеяды классиков укр. лет: Леся Украинского (1871-1913), Ивана Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного (1849-1920), Бориса Гринченко, Николая Коцюбинского и др.

Нечуй-Левицкий утвердил в укр. лит. жанр социальной повести и социального романа (Николай Джеря) написал ряд сатирических (Кайдашева семья) и исторических (Иван Выговский) произведений.

П.Мирний-творец романов «Разве ревут волы когда ясли полны» «Поверь» и другие. М. Коцюбинский стал одним из основателей новейшей украинский литеретуры, создателем социального романа «Фата моргана», повести «Тени забытых предков» и т.д.

Выдающийся поэт и драматург Александр Олесь (1878-1944) принадлежал к младшей генерации других деятелей культуры. художественное кредо выражалось в словах «красота и свобода» Уже с изданием первого сборника «С печалью радость обнялась» он получил всеобщее признание.«Буковинский кобзарь»-Ю.Федькович (1834-1888г.)-Был одним из проповедников национального возрождения в этом региони.Вин первым из буковинских литераторов стал писать на родном мовою.Створив различные поэмы, вот одни из них «Лукян кобылица». «Довбуш» и т.д. В первой половине XIX в. развивается станковая живопись. Распространяется автопортрет, растет интерес к камерному портрету, миниатюры. Выдающимся представителем украинской реалистичной портретной живописи был В. Тропинин. Художник создал обобщенный образ представителя украинского народа ("Украинская", "Украинский крестьянин", "Девушка из Подолья").

Реалистические традиции В. Тропинина в украинском портретном искусстве первой половины XIX в. развивали Т. Шевченко, И. Сошенко и др.Одним из зачинателей новой украинской школы пейзажной и бытовой живописи был В. Штернберг ("Улица в деревне", "Пастух", "Ветряки в степи"). Также, в Украину длился развитие иконописных традиций.Перши 30г. своей жизни провел в Украине Володимер Боровиковский (1757-1825г.) он нарисовал иконы «Христос» и «Богоматерь»Илья Репин-уроженец Чугуева.Але по своей национальным сознанием русский, но его украинским коринння время от времени давало о себе знать, примером является картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».Творчество Шевченко-художника принадлежит к достижениям украинского изобразительного искусства. На ранних живописных произведениях Шевченко сказалось влияние его учителя - К. Брюллова. Постепенно в творчестве художника оказываются попытки отобразить психологическую глубину и индивидуальные особенности характера человека.

Известно, что поэзия и живопись тесно связаны между собой. Однако особенности каждого из этих видов искусства издавна интересовали теоретиков и почитателей искусства, выливались в дискуссии о том, какой из них влиятельнее сильнее. А известный художник Леонардо да Винчи сделал вывод, что "живописи - это немая поэзия, а поэзия - красноречивое живопись". Не случайно в истории мировой культуры сочетание в одном лице живописца и поэта встречается часто. Очевидно, это судьба щедро одаренных творческих натур, которым тесно в рамках одного вида искусства. К таким творческих натур относится и Т. Шевченко.

Природа щедро наделила крепостного сына не только поэтическим гением, но и талантом художника, которые никогда не изменяли ему, даже в часы страданий и тяжелой неволе. Для Шевченко рисования стало потребностью, выражением его творческого духа. В Шевченко сочетались и боролись одновременно поэт и художник. О своей страсти к писанию и рисование Кобзарь рассказал в стихотворении "А.О. Козачковскому "

Исследователи наследия Кобзаря подчеркивают, что поэтических произведений Шевченко до нас дошло более 240, а художественных - масляных картин, акварелей, сепия, офортов, рисунков - почти 1200. сама эта количество свидетельствует о его глубокой влюбленность в живопись. Не случайно его произведения выставлялись на академических выставках.

Непосредственными продолжателями демократических традиций Т. Шевченко были К. Трутовский, Л. Жемчужников, И. Соколов, которые подняли украинскую бытовой жанр на новый уровень.

В 1865 г. создана рисовальная школа в Одессе, позже реорганизованная в художественное училище. Важным центром художественного образования была Киевская рисовальная школа, основанная в 1875 г. М. Мурашко. В этой школе учились украинские живописцы М. Пимоненко, Ф. Красицкий, К. Малевич, скульптор Ф. Балавенский и др. Выдающимся мастером бытового жанра был М. Пимоненко. В. Орловский известен как один из основателей нового украинского реалистического пейзажа.

По монументальной скульптуры, то украшением Украине есть памятники Владимиру Святому (1853 г., скульпторы П. Клодт и В. Демут-Малиновский, архитектор К. Тон) Богдану Хмельницкому (1888 г., скульптор М. Мике-шин) в Киеве, И. Котляревскому (1902 г., скульптор Л. По-зен) в Полтаве. В области станковой скульптуры работали Л. Позен (лучшие его произведения на историческую тему - "Скиф" и "Запорожец в разведке"), П. Забила (барельефные портреты семьи Кочубеев, бюст Т. Шевченко, бронзовая статуя А. Герцена на его могиле в Ницце); В. Беклемишев (бюст Т. Шевченко).

Следует также назвать многочисленные скульптурные украшения известных памятников архитектуры - изображение на античную тему и лепка в Одесском оперном театре (под руководством Ф. Этеля); декоративно-монументальные скульптуры Т. Ригер на доме Галицкого сейма; Л. Маркони - на доме Политехнического института во Львове;

Итак, в XIX в. украинская культура продолжала свое прогрессивное развитие, хотя это происходило в условиях систематических притеснений и запретов. Поэтому украинская культура не могла нормально развиваться по свойственным ей эволюционными законами.

Деятелям культуры приходилось преодолевать не только внутренние противоречия и препятствия, присущие любой культуре, но и большой давление со стороны государственных русской, немецкой, польской культур. История культуры этого периода еще раз доказывает, что при отсутствии государства без политической, материальной, правовой поддержки культура нации начинает падать или продолжает свое развитие через сверх-усилия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...