Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в политике и общественном секторе 3 глава




К примеру, известно, что рядовому избирателю будет непонятно ваше вполне здравое объяснение сложившейся в стране ситуации. Допустим, вы идете в депутаты и пытаетесь с полной ответственностью обещать людям только то, что действительно сможете сделать. Можно предположить, что в этом случае ваши шансы на избрание неуклонно снижаются, так как обывателю нужно другое: чтобы ему пообещали на следующий день после выборов поднять все зарплаты в три раза, пенсию — в десять раз, а регион привести к экономическому процветанию, допустим, за девяносто дней. Популярностью пользуются и традиционные посулы сделать проезд в общественном транспорте бесплатным, снизить цены на продукты питания и тому подобная ересь. Почему «ересь»? Просто потому, что подобные обещания заведомо являются пустым звуком. Конечно, вы можете сформулировать свою предвыборную платформу на основе подобных «сказочек», но для этого вам потребуются определенные усилия; еще большие усилия потребуются, чтобы с уверенным видом популяризовать такие бредовые мысли. Но человеку, который мыслит именно на таком уровне, ваши проблемы неведомы — он искренне верит в то, что после избрания сам, лично, повысит всем пенсии. Он некомпетентен, попросту примитивен, но им движет «идея», которой он посвящает свою жизнь, — и у него шансов стать «харизматическим лидером» гораздо больше, хотя его реальная полезность и будет равна нулю.

Что делать в ситуации, когда у вас — опыт, компетентность, здравый смысл, реальная программа, деньги, влияние, а ваш противник, «харизматический лидер» — какой-то тупой фанатик? В принципе, ничего страшного в этом нет: ваши ресурсы позволяют вам скорректировать свой имидж, причем с привлечением лучших профессионалов, а вот он вашу работу сделать не сможет по определению.

И, тем не менее, многие достаточно известные общественные деятели допускают одну и ту же распространенную ошибку. Она состоит в использовании самого, казалось бы, очевидного пути для корректировки личного имиджа — добавлении недостающих качеств. В зависимости от уровня привлекаемых имиджмейкеров направления такой работы могут быть разными: от введения в действие нехарактерных для данной персоны личностных черт до усиления имеющихся характеристик. Наиболее распространен эффект предельного усиления оттенка «честности» или «принципиальности»; нередко это касается также «повышенного чувства справедливости», доходящей до патологии «заботы о простых людях» и т. п. Сразу предупредим, что к нужному результату это все равно не приведет: в лучшем случае, если повезет, ваш имидж просто претерпит некоторую позитивную корректировку, но «харизма» у вас все равно не появится. Возможны и обратные результаты, так как отдельные имиджевые характеристики, доведенные до предела, могут перейти в свою противоположность — допустим, слишком сильный акцент на таком качестве, как «честность», способен породить серьезное недоверие со стороны обывателя.

Как уже говорилось, «харизма» подразумевает не введение в личный имидж новых черт, а, напротив, удаление некоторых из имеющихся, и эффективен только этот путь. Стоит подумать и о другом — нуждаетесь ли вы в этой самой «харизме» вообще? Это зависит и от вашего положения в настоящий момент, и от жизненных планов, и от чисто личных запросов. Ведь, в общем-то, немало людей занимают достаточно значимые посты, не обладая этим имиджевым свойством, и это не мешает их нормальной работе. Допустим, сегодня вряд ли найдется много желающих «стать грудью» на защиту Правительства или Госдумы в случае каких-либо беспорядков или попытки переворота, но ведь это не препятствует успешной политической деятельности людей, входящих в эти органы...

Поддержание имиджа общественного деятеля в долгосрочной перспективе

В постоянном имиджмейкере нет надобности только в одном случае — если вы просто собираетесь занять некий внушительный пост, разом «урвать» определенную сумму и переехать куда-то очень далеко (например в Экваториальную Гвинею). Во всех остальных случаях без непрерывного PR-обслуживания вам не обойтись.

Возьмем случай с пресловутой «харизмой». Как уже говорилось, многим удается спокойно жить и без нее. Но есть и проблема — эти деятели напрямую зависят от огромного числа самых различных факторов, так как их политический рост определяется не личным влиянием на «народные массы», а какими-то иными причинами. Достаточно вспомнить, сколь нестабильно в нашей стране положение такой фигуры, как премьер-министр, не говоря уже о представителях региональной элиты. Если же вы собираетесь связать свою жизнь с политикой или общественной деятельностью всерьез и надолго, без создания «харизмы» вам не обойтись.

Нет смысла пугаться этого — совсем не обязательно тратиться на создание имиджа «спасителя Отечества» или «нового Мессии». Как и любая имиджевая характеристика, «харизма» ориентирована на совершенно конкретную аудиторию, которую определите вы сами. Наиболее распространенный случай — это вариант с «локальной харизмой», предназначенной для воздействия только на членов возглавляемого вами общественного объединения. Довольно часто политику бывает достаточно оказывать харизматическое влияние даже на собственное ближайшее окружение.

В то же время любая «харизма» — явление хрупкое (в первую очередь, ввиду своей неестественности), поэтому всегда есть потребность в людях, которые будут поддерживать ее существование, вовремя «подправлять» и «ставить заплатки».

В поддержании нуждается и весь имидж общественного деятеля. В отличие от предпринимателя, который может появляться в поле зрения лично раз в год или реже, политик не может позволить себе такой роскоши. Он вынужден формулировать свои мнения по ключевым вопросам, выражать отношение к происходящим событиям, участвовать во всех значимых социальных процессах. Здесь наличие личного имиджмейкера (чаще всего — в статусе полномочного советника) даже не «желательно», а жизненно необходимо.

Идеология

Зачем?

Начнем с вопроса: зачем вообще создано ваше объединение? Принято считать, что для всех разумных существ характерно целеполагание, поэтому предположение, что какие-то цели у вас и ваших соратников все же есть, не лишено оснований.

Вопрос второй — каковы эти цели? Мы не будем вести здесь речь о чисто специфических задачах — например, когда объединения создаются для «отмывания денег». Обычно создатели таких структур сами лучше всех знают, что им нужно и как этого добиться, да и в PR-обслуживании они чаще всего не нуждаются. Для нас представляют интерес общественные объединения в классическом понимании — «объединения единомышленников, созданные для достижения общих целей в соответствии с действующим законодательством».

Более 70% действующих сегодня в России общественных объединений обходятся без идеологии. Анализ «идеологических документов», имеющихся в значительной части объединений, показывает, что они не имеют с понятием «идеологии» ничего общего. И ничего хорошего в этом нет.

В разделе, посвященном идеологическому кризису, мы уже рассматривали эту проблему. Главное, зачем объединению нужна идеология, — это создание эффективной системы нематериального стимулирования. Она же обеспечивает управляемость общественного объединения, привлечение в его состав новых сторонников, идентификацию на политической арене. По большому счету, любое общественное объединение, которое не посчитало нужным обзавестись идеологией, заведомо обречено на деградацию и распад. Устраивает ли вас такой расклад?

Две стороны: содержательная и формальная

«Идеологических ограничений», применяемых в общественных объединениях, может быть множество. Сюда относят и требования к членам объединения (допустим, обязательное православное вероисповедание, ношение красного галстука, оппозиционность к нынешнему режиму), и особенности взаимоотношений (использование обращений вроде «товарищ», «брат мой» и т. п.), и социальную принадлежность (к «угнетенным слоям», «рабочему классу» и т. п.), и многое другое. Тем не менее, все это — отнюдь не «идеология», а «атрибутика», поскольку не относится к главным идентифицирующим признакам объединения. Православной веры может придерживаться кто угодно, и ему вовсе не обязательно вступать куда-либо; представитель «рабочего класса» вполне может входить в КПРФ, ВКП(б), «ЯБЛОКО», СПС или в «Клуб анонимных алкоголиков»; а «оппозицией к режиму» в России при любых условиях является больше половины всего населения страны.

Зададим себе совершенно конкретный вопрос — как разработать идеологию? На практике заметно, что по своей сути она имеет много общего с «основными вопросами потребителя», которые мы рассмотрели выше. Идеология — это своего рода «визитная карточка» объединения, причем универсальная как для внешнего, так и для внутреннего использования (схема 8).

СХЕМА 8. Структура идеологии общественного объединения

 
 


Рассмотрим ее основные содержательные компоненты:

«Сверхзадача». Это то, к чему стремится объединение в идеале; по сути, ради этого оно и существует. Например: «построение коммунизма», «решение всех экологических проблем». «Сверхзадача» потому так и называется, что ее достижение возможно лишь в очень отдаленном будущем, а как этого добиться — вообще трудно представить. Чаще всего именно этот компонент в большинстве объединений есть. В то же время его роль с точки зрения имиджа не так уж и значима, поскольку в подавляющем большинстве случаев его можно заменить одним и тем же универсальным синонимом — «чтобы всем было хорошо». Исключением являются отдельные виды объединений экстремистской направленности, а также часть религиозных сект — их «сверхзадача» формулируется несколько иначе: «чтобы нам было хорошо, а всем остальным плохо» либо «чтобы определенной категории было плохо». Еще раз подчеркнем, что «сверхзадачу» характеризует понятие «недостижимости»: это просто некая «светлая и благородная цель».

Конечные цели. В отличие от «сверхзадачи» конечных целей достигнуть можно, хотя и нелегко. По мнению идеологов объединения, их достижение способно сделать выполнение «сверхзадачи» максимально реальным. Допустим, это может быть избрание Ивана Ивановича Иванова Президентом РФ (что, в свою очередь, приблизит «построение коммунизма»), восстановление СССР в границах 1971 г. («путь к решению экономических проблем») и т. п. В то же время добиться «конечных целей» крайне нелегко (иначе не было бы смысла в существовании данного объединения), но члены объединения должны искренне верить, что это все-таки потенциально возможно еще при их жизни. Формулировка конечных целей несколько сложнее, чем в случае со «сверхзадачей», да и сами они гораздо конкретнее: допустим, одна партия может стремиться к построению коммунизма («сверхзадача») через избрание Президентом того же самого Иванова, другая — с помощью установления в РФ однопартийной системы, а третья — за счет увеличения своих рядов до одного миллиарда человек. Некоторые объединения забывают о необходимости этого компонента, тем самым создавая у их сторонников ощущение безысходности, так как они не могут понять, что можно сделать для достижения «сверхзадачи» (возьмем опять же хрестоматийный пример с «построением коммунизма»).

Промежуточные задачи. В общем случае — это условия, приближающие достижение конечных целей. Это может быть приобретение парламентского большинства, избрание членов объединения главами более чем половины субъектов Федерации, принятие поправок к Конституции РФ и т. п. Промежуточные задачи являются своего рода «шажками» на пути объединения, позволяющими создать у его сторонников иллюзию реальности всех его целей: допустим, наконец-то избран один свой депутат, установлено взаимопонимание с несколькими губернаторами. В отличие от двух предыдущих компонентов промежуточные задачи отличает «частичная достижимость», создающая впечатление активной деятельности и даже определенных успехов.

Средства работы. Если три предыдущие составляющие относились к разделу целеполагания, то здесь речь пойдет уже о воплощении этих целей в жизнь. Как правило, рассматриваемая характеристика — одна из важнейших при идентификации объединения. Одних и тех же целей и промежуточных задач различные объединения добиваются по-своему: кто-то ведет интенсивную пропагандистскую работу, кто-то — готовит захват власти, другие разрабатывают научные концепции. Средства работы должны быть сформулированы предельно кратко и конкретно. Допустим, первоначальные идеологические характеристики сформулированы. И мы видим, что интересующее нас объединение добивается построения коммунизма через переход России к модели парламентской республики; а для этого перехода, в свою очередь, ведется работа по приобретению абсолютного большинства в региональных и местных представительных органах. Используемые средства — «выходы в народ», работа с молодежью и проведение всеобщей идеологической учебы. Не важно, насколько все это реально и эффективно, главное — мы уже имеем возможность составить приблизительное представление о данном объединении.

Конечно, представление, которое у нас сформировалось, весьма приблизительно; его не всегда достаточно для принятия решения о поддержке предлагаемых идей. Для того чтобы усилить восприятие, в содержательную часть идеологии вводятся так называемые «уточняющие ограничения». В случае со «сверхзадачей» такая характеристика — это территориальное ограничение: допустим, «построение коммунизма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона», «решение экологических проблем Сибири». Таким образом, обывателю показывают, что даже «сверхзадача» объединения — отнюдь не утопия, а разработчики идеологии не являются пациентами психбольницы.

В отношении «конечных целей» применяются два вида ограничений: с одной стороны, понятие «программы-минимума (некое строго обязательное условие — допустим, чтобы представитель объединения занимал пост не ниже премьер-министра), с другой стороны — «непреодолимые препятствия» (условия, при которых достижение конечных целей будет невозможно, — к примеру, поставленной цели невозможно достичь без радикальной смены экономического курса или международной политики).

В случае с «промежуточными задачами» ограничения носят чисто количественный характер — к примеру, избрание не менее 133 депутатов, создание отделений не менее чем в 59 субъектах РФ и т. п. Это так называемый «достижимый минимум», к которому объединение неуклонно стремится.

Еще проще с ограничениями в «средствах работы» — здесь просто выделяются те средства, к которым объединение не прибегает принципиально ни при каких условиях (например создание вооруженных формирований, вступление в политические блоки и т. п.).

Нередко принято считать, что составной частью идеологии являются и другие характеристики, в первую очередь «образ врага». Однако будем последовательны: «образ врага» — это лишь поверхностная имиджевая характеристика, и в идеологию он вводиться не должен. Поскольку данная характеристика должна быть персонифицирована, часто возможны казусы: допустим, «виновник всего» ушел в отставку или просто умер. Поэтому в идеологию должен быть заложен не «образ врага», а собирательные характеристики, позволяющие без проблем «назначить» его вне зависимости от ситуации в данный момент времени (хоть через двести лет после разработки).

Поскольку идеология — инструмент универсальный, поверхностной проработки здесь недостаточно. Сюда же изначально закладываются такие содержательные аспекты, как «идентифицирующие атрибуты»; они в общем виде представляют ответы на наиболее распространенные вопросы обывателя.

Первое, что имеет смысл выделить — это социальная база, т. е. несколько категорий населения, интересы которых объединение выражает. Пожалуй, только в России существует невероятное число политических партий, не имеющих никакой социальной базы и выражающих только свои собственные интересы. Если существование объединения запланировано надолго, оно, по определению, должно представлять хоть кого-то. Кроме того, чтобы иметь реальный авторитет и вызывать доверие, выбранные социальные категории должны быть определены как можно более вразумительно. Не стоит впадать в распространенное заблуждение и объявлять своей социальной базой «людей труда» или «всех россиян»: как ни обидно, но любое общественное объединение, какими бы благими ни были его цели, действует вразрез хоть с чьими-то интересами. Даже решая, например, такие актуальные проблемы, как экологические, вы невольно затрагиваете интересы всех работников производственных предприятий, загрязняющих окружающую среду; а защищая права потребителей товаров — невольно ущемляете права производителей и продавцов тех же товаров. Поэтому желательно здраво и адекватно определить, в чьих интересах ваше объединение существует: пусть это будут работники бюджетной сферы, пенсионеры, предприниматели или кто-то другой.

Необходимо избегать и другой ошибки: неточностей в определении социальной базы либо выбора в качестве таковой несуществующих категорий населения. Например, некоторые партии, заявляющие о защите интересов «человека труда», совершают именно эту ошибку. На деле оказывается, что они выражают настроения только малоимущих слоев, в том числе — значительной части безработных или тех, кто и не желает работать, но противопоставляют себя предпринимателям и даже «среднему классу». А ведь деньги, получаемые представителями более обеспеченных слоев, не падают с неба, поэтому относить их к «людям труда» оснований более чем достаточно. Аналогичная ситуация — с выбором несуществующих или размытых категорий: где сегодня можно найти настоящую «аристократию», «рабочий класс» или «угнетенных»?

Другая сторона понятия «социальной базы» — это те категории, вразрез с интересами которых данное объединение действует по своему определению. Эту характеристику многие идеологи определять просто боятся, чтобы никого не обидеть. Тем не менее она должна быть предусмотрена любой идеологией: допустим, это чиновники, предприниматели, крупные собственники, пенсионеры, инвалиды. Здесь нужно подойти объективно: данная категория не должна быть «хорошей» или «плохой», это просто те люди, которым вы мешаете своей деятельностью.

Следующая деталь — «членская база». Не стоит путать ее с социальной базой, так как отнюдь не каждый, чьи интересы вы косвенно выражаете, способен стать активным членом вашего объединения или испытывает такое желание. Необходимо четко установить значимые ограничения для вступления: это может быть возрастной или имущественный ценз, профессиональная принадлежность, половой признак и тому подобные требования. В понятие членской базы входит и определение тех людей, которые ни при каких условиях не могут вступить в ваше объединение.

Затем следует понятие «официального источника идеологии». Не важно, что всю ее разработал некий PR-специалист, которому вы заплатили несколько тысяч долларов, или же это был «непризнанный гений» дядя Вася, состряпавший ее за литр спирта. Обыватель будет не в восторге, узнав, что его заставляют следовать идеям алкаша, да и мысль о создании «идеологии по заказу» может показаться ему кощунственной, поэтому лучше сразу определить того, кто будет считаться ее автором официально. Если ваше объединение персонально ориентировано, а его лидеру интенсивно прививается «харизма», можно приписать авторство ему лично; часто «идеологом» назначается и кто-то из ближайшего окружения первого лица. В тех случаях, когда объединение уже достигло определенной масштабности, можно считать идеологию «коллективным творением» некоего «мощного аналитического центра» или «лучших мозгов партии».

С другой стороны, если деятельность только начинается, с деньгами туговато, а лидер никому не известен, можно использовать и прием «отсылки к признанному авторитету», объявив себя последователями экономических разработок Адама Смита или Карла Маркса либо адептами учения одного из древних пророков. Этот прием весьма удобен, так как имена выбранных «идейных отцов» уже сами по себе стали дорогостоящими «брендами», не нуждающимися в дополнительном продвижении. Нет сложностей и в связи со ссылками на них: сами они давно умерли, а людей, досконально знакомых с их многотомными трудами, наберется не так уж много.

Последняя содержательная составляющая идеологии — это так называемый «набор предпочтений», формируемый в каждом случае индивидуально. Он представляет собой нечто вроде универсального опросника, где формулируются краткие позиции объединения по «вечным проблемам». Сюда входят экономические предпочтения (наиболее желательная экономическая модель), правовые (государственное устройство, правовая система и т. п.), а также взгляды на более мелкие проблемы исходя из региональной специфики и других индивидуальных факторов.

Говоря откровенно, всех перечисленных компонентов вполне достаточно для содержательной стороны идеологии; ее тоже не стоит «перегружать» бесполезной информацией и никому не нужными декларациями. Хотелось бы только акцентировать внимание на одном важном свойстве идеологии: она должна быть сформулирована так, чтобы оставаться неизменной при любых внешних факторах. Это и есть причина жесткой фильтрации включаемых в ее состав установок; в этой же связи к идеологии ни в коем случае нельзя относить чисто внешнюю атрибутику вроде красных флагов, стиля одежды, символики.

В отличие от содержательной формальная сторона идеологии не предъявляет столь жестких требований к ее разработке. Любая по-настоящему качественная идеология — это настоящий шедевр, произведение искусства, и соответственно нельзя ограничивать художника в способах выражения своих эмоций. Стиль, оформление, объем и тому подобные детали определяются строго индивидуально, и шаблонность здесь просто недопустима.

Идеологические и программные документы

Единственное требование к формальной стороне идеологии касается ее материализации. Пожалуй, это даже не требование, а пожелание, так как существуют примеры, когда нематериализованная идеология, например в форме устных преданий и легенд, приносила невероятные результаты. Но в наше время, когда восприятие любой информации во многом зависит от ее носителя, предпочтительнее все же материализованные формы.

Первый идеологический документ, наличие которого общеобязательно, — это «основа основ», которую мы назовем условно «Трактат». Это — глобальный теоретический труд, вмещающий в себя все стороны идеологии объединения в максимально подробном изложении. «Трактат» существует в неизменном виде столько же, сколько существует само объединение, а часто и гораздо дольше; понятно, что его содержание и оформление должно быть соответствующим. В то же время полностью понимать содержание «Трактата» иногда могут только первые лица организации или ее главные идеологи; он может представлять собой и разработку, допустим, в 29 томах. «Трактат» выполняет несколько основных задач: во-первых, он используется для подготовки новых руководящих работников и введения в курс дела новых первых лиц, поскольку содержит практически все, что касается идей объединения; а во-вторых — позволяет направить в нужное русло интерес слишком въедливых сторонников или сомневающихся. Кроме того, задачей «Трактата» является и подавление самим фактом своего существования: он наглядно подтверждает серьезность организации, наличие у нее основательной теоретической базы; по сути, для ваших сторонников это — «Библия» или «Капитал».

В то же время «Трактат» понятен отнюдь не каждому; согласимся и с тем, что найдется не слишком много «героев», которые решатся изучить его полностью. По этой причине разрабатывается другой идеологический документ — назовем его «Декларация»; здесь содержится предельно краткая и понятная «выжимка» идей, содержащихся в «Трактате». По своей форме и доступности изложения «Декларация» — это откровенный «ширпотреб»; важно, чтобы содержащиеся в ней идеи смогли дойти до самого тупого из ваших сторонников (а те, для кого этого будет мало, всегда могут обратиться к первоисточнику — «Трактату»).

В то же время, с какими бы социальными категориями вы ни работали, объективно существуют градации людей по уровням интеллекта, образованности, интересов: кому-то с лихвой будет достаточно ознакомиться с идеями «Декларации», другому потребуется перечитать все тома «Трактата», а для третьего «Декларация» окажется слишком примитивной, а «Трактат» — слишком сложным. Чтобы обеспечить «идейной подпиткой» каждого вне зависимости от его запросов, должны быть разработаны и промежуточные идеологические документы — так называемые «Разъяснения»; в них содержится более развернутое, но доступное пояснение обозначенных в «Декларации» позиций по отдельным значимым вопросам.

На этом перечень неизменных идеологических документов завершается. Что касается их авторства, то обычно «идейному отцу» достаточно разработать только «Трактат», а создание «Декларации» и «Разъяснений» носит вторичный характер.

В то же время одних идеологических документов для работы объединения недостаточно, поэтому мы рассмотрим следующий блок — программную документацию. От предыдущего блока программные документы отличает «право на ошибку»; они могут видоизменяться, пересматриваться и даже аннулироваться. Программная документация имеет свою непосредственную ценность лишь на определенном этапе деятельности, для которого она и была разработана.

Хотя понятие «программный документ» в первую очередь ассоциируется с различными «годовыми и квартальными планами», мы начнем с другой разновидности, которой не уделяется особого внимания. Это — различного рода «легенды», используемые повсеместно. Самый распространенный случай — это персональные легенды, касающиеся жизненного пути руководителей объединения или его идеологов (например о том, как председателя движения довели до инфаркта конкуренты, а главного отца-основателя «заказали» криминальные структуры). Легенды разрабатываются не только в отношении покойных лидеров, но и в отношении ныне здравствующих функционеров; обычно таким образом объясняются причины принятия ими идеологии, успехи в общественной карьере и другие моменты. Кроме того, с помощью «легенд» объясняются причины поражений на выборах, крупных неудач, изменений текущего курса.

Другой вид «легенд» касается самой организации: ее создания, причин трудностей, взаимоотношений с различными силами. Нередко используется «легенда» о серьезных противоречиях с нынешней властью, особенно в тех случаях, когда на самом деле последняя еще и финансирует объединение. Достаточно распространены и «легенды о врагах», посвященные причинам чьего-либо ухода из объединения или лицам, которые не желают с ним сотрудничать. Повсеместно используются и «легенды о социально-экономической ситуации» или «о расстановке политических сил» (чаще всего — для оправдания отсутствия денег, иных сложностей или заурядной бездеятельности).

Почему мы относим эти «легенды» к программным документам? Да всего лишь по тем задачам, которые решаются с их помощью: обычно это повышение управляемости организацией, разрешение конфликтных ситуаций, самооправдание и т. п. Как и другие программные разработки, «легенды» помогают управлять людьми на определенном этапе. В то же время, когда надобность в «легенде» отпадает, она может быть отложена в сторону либо в корне изменена: допустим, извечный «враг» организации стал ее спонсором, а один из «святых подвижников» перебрался в другое объединение.

«Легенды» — пожалуй, единственные программные документы, существующие преимущественно в устной форме. Следующий вид — это так называемые «платформы», в которых содержится концептуальная программа действий объединения в различных сферах («экономическая платформа», «политическая платформа» и т. п.). «Срок жизни» платформы может быть самым различным в зависимости от внешних условий — от одного месяца до нескольких лет; но на практике он обычно не превышает пяти лет, так как за это время условия изменяются настолько, что запланированные действия теряют актуальность.

Особый вид — предвыборные документы, в которых содержатся мысли по поводу того, что могло бы сделать объединение в случае избрания его представителей на определенные властные должности. Часто даже первые лица объединения искренне верят как в изложенные обещания, так и в то, что реализовать их мешает лишь отсутствие власти в их руках.

Остальная программная документация вне зависимости от ее формы объединяется обширным понятием «текущие документы». Это и краткосрочные программы работы, и календарные планы, и различные проекты.

Кое-кто может счесть, что обилие документации лишь осложняет работу объединения, а идеи могут двигать людьми и без документального оформления — лишь бы они были. Но с точки зрения имиджа объединение, не имеющее идеологической и программной документации, значительно проигрывает. Потенциальный сторонник, пришедший в ваш офис, должен получить какие-либо материалы для подробного ознакомления: от этого зависит формирование большого числа позитивных имиджевых оттенков, поэтому пренебрегать такой возможностью просто неразумно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...