Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в политике и общественном секторе 4 глава




Продвижение и укрепление идеологии

Не раз приходилось слышать об особенностях работы отделений крупных политических партий. На первый взгляд рассматриваемая ситуация кажется абсурдной, но факт остается фактом: различные «концепции деятельности» и «методические рекомендации», приходящие в регионы из Москвы (надо сказать, весьма неплохо составленные), запираются в сейфе и остаются там на долгие годы. Трудно найти этому разумное объяснение: возможно, так региональные «партийные бонзы» пытаются сохранить свое положение, скрывая значимую информацию от нижестоящих. Тем не менее, проблема налицо: любой идеологический или программный документ теряет свою ценность, если не доводится до членов объединения и широкой общественности.

Нередко происходят и другие комические случаи: от человека, посетившего офис крупного общественного объединения, просто скрывают его уставные документы и имеющиеся материалы. И еще неизвестно, когда удастся выбить из головы многих российских общественников эту патологическую постсоветскую подозрительность, а также параноидное стремление к конспирации.

Несомненно, что любая идеология должна продвигаться «в массы». Если ваше объединение выбрало себе данные идеи, не стоит стыдливо скрывать это или пытаться идти на непредусмотренные компромиссы: соприкасающиеся с вашим объединением люди должны сталкиваться с вашей идеологией на каждом шагу. Ее присутствие необходимо во всех публикациях, выступлениях, на каждом мероприятии. Более того, она должна постоянно укрепляться за счет приобретения новых сторонников, издания новых материалов, а главное — через осуществление предусмотренной в ней деятельности.

Что делает из сторонника фанатика?

Когда человек готов платить вашему объединению необременительные членские взносы или голосовать за вашего кандидата на выборах, его можно считать вашим сторонником. Когда он готов выполнить для объединения некоторую работу или выступить в его поддержку в СМИ — это тоже ваш сторонник. Если проанализировать настроения большинства членов вашего объединения, их всех можно считать «сторонниками», только различными по степени убежденности и специфике личной мотивации.

С другой стороны, человек, готовый отдать в ваш избирательный фонд последние деньги, да и еще продать для этого дорогие ему личные вещи, — это уже фанатик. Фанатик в любую погоду совершенно бесплатно пойдет расклеивать ваши листовки, а всех ваших противников будет искренне считать своими личными врагами. Не говоря уже о крайних проявлениях фанатизма, когда люди готовы за ваше объединение пойти на баррикады или защищать вас своей грудью. И хотя буйных проявлений фанатизма многие побаиваются, каждый общественный деятель в глубине души мечтает хотя бы о двух-трех таких людях.

В то же время любой фанатик вообще опасен для окружающих, в том числе и для вас. Не дай Бог, если он вдруг разочаруется в ваших идеях или обнаружит, что его обманывали и использовали, — более опасного и страшного противника вам не найти. Фанатизм нуждается в постоянной подпитке, а если он еще и связан с какой-либо личностью, то и в периодическом одобрении с ее стороны. С неадекватной реакцией фанатиков связано множество проблем, возникающих у общественных объединений, и почти половина всех возможных кризисов. Поэтому будет лучше всего, если вы станете придерживаться простой заповеди — «не сотвори себе фанатика»...

Анализируя опыт общественных объединений, можно выделить три основных типа фанатиков. «Идейно ориентированные» фанатики являются ярыми приверженцами одной из идей, которую поддерживает и продвигает ваше объединение. Это — самый опасный случай, поскольку для таких людей важно лишь одно — та самая пресловутая «идея», а приверженность ей имеет тенденцию активно развиваться. В определенный момент такой фанатик приходит к выводу, что единственный истинный сторонник данной идеи — это он сам, а вы и ваше объединение идете по ошибочному пути. Нужно изначально позаботиться о том, чтобы оградить себя от подобных проявлений. Зачем вам сторонник, который до предела нестабилен и в любой момент без всяких объективных на то причин способен превратиться в столь же ярого противника?

Более безобидны «организационно ориентированные» фанатики, по какой-либо причине испытывающие ненормальное благоговение перед вашим объединением как структурой. Возможно, объединение когда-то помогло им решить какую-то проблему; вероятно, они видят в нем воплощение некой идеальной организационной модели. Но суть не в этом. Этих людей совершенно не волнует ни исповедуемая идеология, ни персоналии лидеров: для них важно лишь беззаветное отстаивание «интересов объединения». Проблема лишь в одном: они видят эти интересы по-своему, в силу собственного интеллектуального уровня и особенностей темперамента. В итоге их фанатизм также способен дойти до крайней точки, когда фанатик делает вывод, что он — единственный, кто более всего печется об «интересах организации», а все ее руководители и другие члены — «предатели», «заблудшие овцы» и т. п. Как правило, он не ограничивается только формированием умозаключения, а переходит к активным действиям исходя из возникшей посылки. Представьте себе, к чему это может привести...

«Персонально ориентированные» фанатики преданы не идее, не структуре, а совершенно конкретному человеку: одному из лидеров организации, ее идеологу или функционеру. Истоки такой «личной преданности» — это уже особый разговор; проблема лишь в том, что, как и все остальные виды фанатиков, эта разновидность склонна к интенсивному развитию до самых крайних форм. Уход персоны, на которую был ориентирован фанатик, из состава объединения либо ее разногласия со своими же единомышленниками способны привести к самым непредсказуемым реакциям. Проблема состоит и в том, что разочарование фанатика в данной персоне либо недостаток общения с ней могут превратить его в личного врага, одержимого навязчивой идеей.

Политические акции

Акции протеста

Как известно, протест против чего-либо можно выразить по-разному в зависимости от того, чего вы добиваетесь и что вам ближе. С имиджевой точки зрения выделяются следующие основные цели:

«Запретить». Полностью негативная цель. Вы однозначно требуете «запретить» что-либо уже существующее или только планируемое, не предлагая никакой альтернативы и не предусматривая компромиссов (допустим, запретить выгул собак в детском парке). Вот и предпосылка для возникновения кризиса: вам достаточно всего лишь не добиться поставленной цели. Прежде чем требовать запрета чего-либо, оцените, насколько это актуально, а главное — по силам ли вам это. Акции с такой целью — обоюдоострое оружие, способное поразить и их инициатора.

«Не допустить». Достижение этой цели несколько проще, несмотря на то что она тоже носит выраженный негативный характер. Того, чего вы стремитесь «не допустить», еще нет, поэтому ваши шансы повышаются (допустим, не допустить строительства вредного производства в жилом массиве). Но проблема та же самая — достаточно ли у вас сил.

«Остановить». Идея, практически безнадежная по своему определению, но весьма популярная у оппозиционных движений. Предпринимается попытка «остановить» развитие какого-либо объективно существующего явления (рост безработицы или разгул преступности). Главный изъян этой цели — то, что если явление и можно остановить, то никак не с помощью политических акций.

«Потребовать». Здесь ставится цель вынудить некий орган или должностное лицо сделать что-либо, что ему несвойственно, невыгодно или идет вразрез с его генеральной линией (например, потребовать, чтобы губернатор снизил всем чиновникам зарплату). Распространенная разновидность — потребовать от объекта то, что не входит в его компетенцию (например, чтобы мэр города отменил единый социальный налог или прокуратура выплатила зарплату учителям). С одной стороны, прибавляет политических очков и подтверждает образ «борца за права простого народа», с другой — не может применяться слишком часто, так как в большинстве случае требования невыполнимы.

«Сместить». Эта цель — самая конкретная и в чем-то выигрышная. Назначается некий «виновник всех бед», на которого сваливается вообще все, что можно, и заявляется, что «всем будет хорошо» лишь после его ухода с занимаемой должности (например: требование досрочного сложения полномочий губернатора). Но есть один нюанс: если поставленной цели добиться не удастся, то, вряд ли ваше объединение сможет потом хоть как-то взаимодействовать с этой фигурой.

Организационно возможно применение следующих форм:

1. Сбор подписей. Еще десять и даже пять лет назад обыватель относился к этому с энтузиазмом, но затем он начал задумываться над вечными вопросами: куда уходят все эти подписи, что это меняет и зачем вообще нужно. Сегодня вы вряд ли можете рассчитывать на очереди к столикам сборщиков и даже на вежливое общение людей с ними.

2. Митинги. Старая форма, ассоциируемая преимущественно с коммунистами. Особого доверия не вызывает; считается, что «помитингуют, да разойдутся» (как, кстати, и происходит).

3. Шествия. Красивая, зрелищная форма. Представьте многотысячное шествие по главной улице с транспарантами «Мэра — в отставку». Но, увы, — россиянин сегодня слишком аполитичен, и вам не удастся найти большое количество психически здоровых людей, которые вольются в это шествие и будут скандировать нужный вам лозунг. Если людей соберется мало — то акция будет выглядеть жалко, а если нанять их — вам гарантировано широкое распространение негативных слухов.

4. Пикетирования. Форма, наиболее доступная организационно и лучше всего воздействующая на объект акции. Если под окнами мэрии будет ежедневно стоять группа людей с мегафонами и транспарантами «Мэра — в отставку», это серьезно пощекочет чиновнику нервы.

5. Палаточные городки. Гипертрофированная форма пикетирования, когда пикетчики подчеркивают серьезность своих намерений, в прямом смысле расположившись жить возле объекта акции.

6. Ультиматумы. Самая доступная форма, так как для нее надо только составить ультимативное заявление и публично передать его объекту либо прилюдно огласить.

7. Общественное порицание. Ближе всего к PR-технологиям психологического прессинга, но проблема — в отсутствии наглядности и малом резонансе.

8. Отзыв должностных лиц. Предусмотренная законом и весьма перспективная форма. Но, тем не менее, для большинства общественных объединений она слишком сложна, а потому непопулярна.

9. Забастовки. Что такое забастовка, объяснять не нужно. Главный позитивный момент — то, что она вызывает симпатию к организовавшему ее объединению, так как дает многим людям пристойный повод увильнуть от работы.

10. Голодовки. Форма очень зрелищная, хотя и отмирающая. Поскольку сегодня россиянин уже не столь сердоболен, как раньше, его все это не так уж волнует.

Акции «в поддержку»

Этот вид акций чуть менее выигрышен, так как почти не позволяет сформировать противостояние с кем-либо. Единственная цель здесь — поддержать кого-то или что-то, пользующееся большей популярностью, чем ваше объединение, и использовать это для прироста собственного политического капитала. В некоторых случаях ставится и другая задача — просто расплатиться за услуги с каким-либо представителем власти, поддержав его в трудной ситуации.

Основные формы здесь следующие:

1. Сбор подписей. Об этой форме мы уже говорили. Упомянем лишь, что в поддержку чего-то конкретного россияне сегодня ставят подписи еще с большей неохотой, чем в знак протеста. Зато перспективен сбор подписей по отвлеченным вопросам — например, в поддержку притесняемых американцами югославов. И не важно, что эти подписи никак не изменят ситуацию.

2. Выражение солидарности. Эта форма — самая простая и всенародно любимая, чаще всего применяется в публичных выступлениях и публикациях в СМИ. Для этой цели готовится какое-нибудь «обращение», объявляющее о том, что ваше объединение всей душой поддерживает кого-либо — допустим, Президента Путина в его международной политике. Форма удобна и тем, что не налагает на вас никаких конкретных обязательств.

3. Благотворительные ярмарки. Развитие идеи «выражения солидарности», только солидарность направлена на кого-то нуждающегося (допустим, ярмарка в поддержку жертв сталинских репрессий). Кстати, некоторые объединения делают на подобной «благотворительности» и немалые деньги.

4. Благотворительные лотереи. Та же самая мысль, что и в случае с ярмаркой, только обставленная более интересно и зрелищно.

5. Сборы средств. Дело не только зрелищное, но и весьма доходное (допустим, сбор средств «на развитие патриотического движения в регионе»).

6. Подписание соглашений. Эта форма позволяет заработать больше политических очков за счет масштабности, но в то же время приходится делиться результатами и с другими участниками подписания.

7. Образование блоков и коалиций. Когда-то этот вариант привлекал много внимания, но сейчас утратил актуальность ввиду недолговечности подобных формирований.

Как за собственные деньги испортить собственную же репутацию?

Любая политическая акция, если вы рассчитываете получить от нее настоящий эффект, требует определенных финансовых вложений. Но каждая ли акция оказывает на ваш имидж положительное влияние? Пожалуй, все-таки нет.

Первым делом желательно поставить перед собой конечную цель, и не декларативную «социально значимую», а истинную: что хотите получить от этой акции вы сами. Интересно, что с определением такой цели нередко возникает больше сложностей, чем с формулированием декларации; в некоторых случаях вы даже придете к выводу, что сами-то ничего и не получите. Посоветуем сразу: те мероприятия, где не присутствует ваша прямая заинтересованность, лучше не проводить вообще.

Приведем некоторые примеры непредвиденных эффектов, подчас обратных ожидаемым.

Некое региональное оппозиционное движение решило провести зрелищную акцию протеста против снижения уровня жизни населения. Намерение, безусловно, похвальное, хотя изначально было ясно, что факт проведения акции не изменит ничего. Для придания целям реальности решили совместить ее с требованием отменить введенную было постановлением губернатора повременную оплату за телефон. Чтобы наилучшим образом привлечь внимание общественности, избрали организационную форму пикетирования, да еще и с усовершенствованиями в виде «палаточного городка» на главной площади региональной столицы, у стен местного «Белого дома». По протяженности акцию запланировали на целую неделю.

Но вот незадача — когда подали уведомление о проведении акции, администрация разрешила провести ее, только на другой городской площади. Не будем обсуждать законность такого решения, поскольку не об этом речь; главное, что лидеры движения согласились с этим вариантом. Все бы неплохо: и палаточный городок разбили, и транспаранты укрепили, и людей привлекли, только площадь немного не та. Проблема оказалась в том, что там находится: главное здание — офис регионального совета профсоюзов, а сами пикетчики расположились прямо у подножия памятника комсомольцам — героям гражданской войны.

Естественно, что люди немного не поняли. Пресса не замедлила отметить: оппозиция пикетирует памятник комсомольцам и требует от профсоюзов отменить повременную оплату за телефон. Хотели провести яркую акцию — а получилась совершенно анекдотическая ситуация.

Возникают проблемы и из-за организационных просчетов. Общественное объединение женщин решило выразить протест против задержек зарплаты педагогам, проведя шествие под названием «марш пустых кастрюль». Действительно, группа женщин прошла по центральной улице, ударяя ложками в пустые кастрюли, и добралась до местной администрации. Смотрелось довольно неплохо, если бы не одно «но». В организации мероприятия оказывал помощь один ярый общественник, отставной военный. Он действительно немало помог, но в самый ответственный момент, когда нужно было передавать представителю администрации петицию женщин и зачитывать ее, решил поучаствовать и в этом. Схватил в руки подготовленную бумагу и начал гневно читать ее: «...Мы, ваши матери и жены... Как слабый пол, мы требуем...», и дальше в том же роде. Нужно было видеть и слышать этого здоровенного военного с поставленным командным голосом. СМИ опять же отметили: слабый пол в лице подполковника в отставке Иванова, назвавшего себя всеобщей матерью и женой, обратился со своими требованиями к губернатору.

Наверное, лучше уж никаких акций, чем такие. Так что думайте и готовьтесь получше...

Общественные мероприятия

Организационная сторона

Еще хуже могут сказаться на имидже вашего объединения и проводимые им общественные мероприятия. Ничего не поделаешь, любят у нас люди собственные мероприятия — всевозможные «партконференции», «публичные отчеты» кого-нибудь перед кем-нибудь, «слушания», «идеологические учебы» и тому подобные «посиделки». Считается, что это способствует сплочению рядов, помогает вашим сторонникам ощутить сопричастность к «общему делу» и даже повышает управляемость объединения. Но вот об организационной стороне таких мероприятий почему-то часто не думают — кажется, что все свои, перед кем «выпендриваться»?

Первый момент, когда могут возникнуть проблемы, касается места и времени проведения мероприятия. Поскольку «все свои», то в качестве места может быть выбран и какой-нибудь затрапезный зал, который вам предоставили бесплатно, без нормального освещения и микрофонов, но зато с креслами — ровесниками советской власти. Есть такая интересная особенность — чем менее солидно выбранное помещение, тем не серьезнее будут относиться к самому мероприятию присутствующие. Подливает масла в огонь и часто практикуемый перенос времени: то «Иван Петрович еще не доехал», то «Марфа Кондратьевна заканчивает лепить пирожки и скоро приедет».

Почему-то считается, что даже на небольших мероприятиях, где все друг друга знают, необходимо проводить официальную регистрацию участников. При этом за регистрационную стойку как раз сажают привлеченную девочку, которая не знает вообще никого из присутствующих. Это еще более развивает впечатление неорганизованности и надуманности мероприятия.

Добавляет комизма и обязательное «обеспечение безопасности». Кажется, что в некоторых объединениях как нарочно подбирают на роль «секьюрити» самых древних и хлипких старичков, из которых уже давно «песок сыпется». Наличие такой «охраны» с красными нарукавными повязками чаще всего вообще ничем не оправдано.

Ведение мероприятий с обязательным утверждением повестки дня, избранием президиума и другими формальностями сразу заставляет уснуть около трети присутствующих. Остальные безвозвратно теряют интерес к происходящему. Еще страшнее, если эта добрая традиция продолжается обязательным голосованием по каждому вопросу и долгим принятием резолюции (разумеется, с выборами рабочей группы для ее редактирования и оформления).

Как показывает практика, наибольшей нудностью страдают такие мероприятия, как отчетно-выборные конференции, всевозможные выборы и перевыборы руководящих органов и заседания, посвященные знаменательным событиям. Единственное, что несколько утешает присутствующих, — это возможное наличие «неофициальной части». Большинство «непосвященных» до конца мероприятия сидит как на иголках: так будет банкет или нет? Но уж если неофициальная часть все-таки есть, тогда все, кто проспал несколько часов заседания, «отрываются» по полной программе...

PR-сопровождение

Казалось бы, зачем вообще уделять всему этому внимание? Как у нас проходят заседания, и так известно каждому. А кто в них хотя бы раз не участвовал?

Но вот еще один вопрос — зачем такие мероприятия вообще проводятся? Рискнем предположить, что, как и все в деятельности общественного объединения, они должны способствовать становлению и укреплению его позитивного имиджа. Но что будет, если на такое «типичное заседание» попадет представитель прессы?

Известно, что как раз над общественными мероприятиями наши СМИ любят поупражняться в остроумии, и порой это у них неплохо получается.

Выделим лишь несколько основных советов, которые могут помочь в организации PR-сопровождения проводимых мероприятий:

- Лучше всего вообще не допускайте на свои внутренние мероприятия представителей СМИ и не сообщайте о проведении таких мероприятий заранее. На то они и «внутренние», чтобы не выносить их на всеобщее обозрение и обсуждение.

- Старайтесь самостоятельно организовывать освещение своих заседаний в СМИ через проведение пресс-конференций по результатам, подготовку и рассылку пресс-релизов, индивидуальную работу с журналистами. Только вам известно, что в данном случае действительно имеет значение, а что — лишь второстепенные моменты, которым можно не уделять внимания.

- Определите, что действительно нужно освещать в прессе, а что не стоит. Допустим, вряд ли стоит передавать журналистам различные протоколы, стенограммы заседаний или полные тексты всех выступлений; да это их и не заинтересует. Принятая резолюция тоже отнюдь не всегда является литературным шедевром, достойным вынесения на всеобщее обозрение. Для СМИ должна быть подготовлена лишь «выжимка» главных фактов, которые имеют для вас значение.

- Никогда не приглашайте и не пускайте представителей прессы на «неофициальную часть». То, кто и как выпивает и как он после этого себя ведет, — уже частная жизнь, вмешательство в которую недопустимо. Вы же не хотите читать в завтрашних газетах чьи-то идиотские комментарии по поводу форм своего досуга?

- Прежде чем проводить мероприятие, подумайте — а так ли уж оно необходимо? Если без него можно обойтись, то почему бы так и не поступить?

Защита от эксцессов

Последнюю высказанную мысль мы немного разовьем. Если ваше объединение имеет хоть какой-то политический капитал, у него есть и недоброжелатели. А наилучший вариант дискредитации в глазах обывателя — это не идейная полемика, а всего лишь представление вас в глупом и комичном свете. Именно общественные мероприятия дают для этого больше всего возможностей.

«Информационными поводами», которые с радостью используют ваши противники, вполне могут стать:

1. Сознательные провокации. Не секрет, что некоторые объединения практикуют засылку на мероприятия конкурентов собственных активистов, ориентированных на срыв данного мероприятия любыми средствами. Особо наглядный пример тому — встречи с избирателями, проводимые кандидатами на выборные должности. Возьмем такой жизненный случай. Женщина-кандидат в депутаты проводит встречу в трудовом коллективе. В первом ряду сидит некий «ветеран», увешанный орденами, с внешностью «Шарикова в старости», который через неравномерные, но очень короткие промежутки времени перебивает ее и задает один и тот же вопрос: «Вы занимаетесь программой Фонда Сороса по половому воспитанию детей с дошкольного возраста. Я видел ваши учебники, это же сплошная "порнуха". И не совестно растлевать малолетних?» То, что кандидат не имеет к Фонду Сороса никакого отношения, как и к данной программе, совершенно не важно, как и то, что он ответит на этот вопрос. Так продолжается на каждой встрече, пока несчастная женщина не начнет впадать в истерику, только завидев, что «ветеран» поднимается с места. А как раз этого-то от нее и добивались...

2. Саботаж. Не так уж сложно сделать, чтобы через десять минут после начала мероприятия во всем здании отключили свет или во время основного доклада перестал работать микрофон. А представьте, что будет, если посреди заседания в зал ворвется толпа полуголых последователей Порфирия Иванова, которым кто-то по ошибке сдал в аренду помещение на то же самое время?

3. Террор и лже-террор. Проще всего сорвать любое мероприятие, если в милицию поступит анонимный звонок, что в зале заложено взрывное устройство. Понятно, что в большинстве случаев никакого устройства нет и в помине, но один раз оно может там и оказаться, не так ли?

4. Конфликты с прессой. Легко убедить СМИ выставить вас в черном свете, если вы каким-то образом «обидите» одного из их представителей. Это тоже несложно: достаточно, если в зал заседаний будет прорываться вдрызг пьяный журналист, а охрана его не пустит (или, наоборот, пустит, а потом будет вынуждена вывести).

5. Срывы у присутствующих. Совершенно изменить впечатление о мероприятии может и личный срыв у любого из присутствующих — например, какая-нибудь старушка впадет в истерику или неизвестный пенсионер устремиться «бить лицо» председательствующему.

6. Непредвиденные обстоятельства. Они вообще могут быть самыми разными, причем как вызванными злым умыслом, так и действительно спонтанными.

7. Организационные просчеты. Об основных вариациях на эту тему мы уже говорили выше. А у кого не бывает ошибок?

И снова — зачем?

Возникает один вопрос: а нужно ли все это вам вообще? Не являются ли эти знаменитые «мероприятия» всего лишь пережитком советского прошлого, который один из бывших руководителей страны как-то, оговорившись, назвал «нашей мирной заседательной жизнью»?

Опыт показывает, что большинство внутренних мероприятий можно спокойно провести в рабочем порядке, без «протоколов», «регистрации» и «президиумов» и, соответственно, без упоминания в СМИ. Закон требует от вас лишь обязательного формального проведения съездов и отчетно-выборных конференций, да и то нечасто — раз в три-четыре года. Но уж один-то раз в несколько лет можно провести все действительно на высшем уровне?

Взаимоотношения

Отношения со СМИ

Многим предпринимателям удается вообще ни разу за всю свою долгую деятельность не попадать на страницы СМИ, и это их нисколько не расстраивает, а даже наоборот. Ваша ситуация несколько иная: вы работаете в общественном секторе, который всегда удостаивается пристальнейшего, приоритетного внимания журналистов. Если вы не будете работать с прессой сами, она все равно когда-нибудь о вас напишет, только, скорее всего, представит вас не в лучшем свете.

Общественный сектор со СМИ связывают отношения теснейшего и очень сложного симбиоза; пожалуй, они даже не смогут существовать друг без друга. Чтобы прессу читали, ей нужно писать о каких-то событиях, а единственная сфера, кроме власти, где постоянно что-то происходит, — это общественный сектор. Именно отсюда черпается большинство материалов для скандалов, разоблачений, аналитических заметок и новостей. Но и общественным объединениям без прессы пришлось бы нелегко: о многих из них обыватели узнают как раз со страниц прессы, благодаря СМИ формируют и свое отношение к тем или иным деятелям.

Если вы хотите, чтобы ваша деятельность освещалась достаточно часто, а главное — в ваших интересах, первое, что вам потребуется — это постоянные контакты в редакциях СМИ. Идеально, если удастся установить добрые человеческие отношения на уровне главного редактора или его заместителя. Желательно, чтобы в каждой редакции был журналист, который постоянно освещает вашу работу; вы должны снабжать его оперативной информацией, разъяснять спорные моменты (это выгодно и ему самому, так как обеспечивает постоянным наличием содержательного материала). Необходимо также самостоятельно и по делу комментировать свои действия с помощью кратких пресс-релизов, рассылаемых во все редакции.

Вероятно, по особо важным поводам придется проводить и пресс-конференции, а также давать интервью. Серьезному объединению не обойтись без того, что называется «прикормкой» для журналистов, — мероприятий, позволяющих сформировать к вам благожелательное отношение: пресс-завтраков, специализированных банкетов и фуршетов, совместных праздников. Некоторые общественные деятели вообще устанавливают именные премии для особо перспективных журналистов региона.

Не стоит забывать и о новостной информации. Не волнуйтесь, никто не потребует с вас денег за публикацию действительно интересного сообщения о каком-либо произошедшем в городе событии. Главное — не пытаться превратить небольшую новостную заметку в развернутую рекламную статью.

Помимо всего прочего, ваши связи со СМИ должны обеспечивать вам и реальную возможность оперативного опровержения любой вышедшей негативной информации в ваш адрес.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...