Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в политике и общественном секторе 5 глава




В организационном плане желательно использовать и еще одну возможность, предоставляемую российским законодательством, — постоянную аккредитацию журналистов при руководящем органе общественного объединения. Скорее всего, большинство редакций с радостью ухватится за такую возможность, если вы предложите им этот вариант: им чаще приходится сталкиваться с нежеланием идти на сотрудничество.

Разумеется, что в составе вашей PR-службы должен быть отдельный специалист, отвечающий за контакты со СМИ. А если такой службы у вас нет — нужен хотя бы пресс-секретарь.

Власть: диалог или противостояние

Точно так же, как и в случае со СМИ, власть для вас — это данность, которая будет существовать вне зависимости от вашего желания. Как-то взаимодействовать с ней все равно придется, но здесь спектр возможностей гораздо шире.

Более всего это зависит от выбранных вами для своего объединения имиджевых характеристик. Если они обозначают вас как «непримиримую оппозицию», вряд ли будет разумно входить в состав совещательных органов при губернаторе и мэре либо фотографироваться с кем-то из них в обнимку. Ваши личные отношения — это ваше личное дело, но лишь до тех пор, пока они не касаются имиджа организации.

С другой стороны, образ «непримиримой оппозиции» — это отнюдь не самый лучший выбор, так как несколько изолирует ваше объединение от реальной жизни и создает сомнения в том, что вы вообще что-то делаете. Такой образ хорош лишь в одном случае — если ваше объединение очень твердо стоит на ногах, структурировано не хуже, чем иные органы власти, и самостоятельно может решать те же самые вопросы. Но такое встречается не так уж и часто.

Сегодня наиболее популярен образ «конструктивной оппозиции». Вы одновременно и против всего «худшего», что есть в нынешней власти, и обеими руками за все «лучшее», что есть в ней же. Это позволяет даже использовать политический символ «борца», на самом деле ни с кем не конфликтуя. Но и здесь нужно знать меру: не стоит бездумно подписываться ни под одним «общим заявлением» и присутствовать на всех мероприятиях, собирающих «верных сторонников» нынешнего курса. «Конструктивной оппозиции» приходится тщательно выверять каждый свой шаг; она находится как бы на гребне — чуть отклонись, и все равно покатишься вниз (в одном случае — к «непримиримым», в другом — к «холуям власти»).

В то же время существуют два явления, которые способны резко изменить ваши взаимоотношения с властью. Первое из них — «вхождение во власть»: допустим, одного из лидеров вашего объединения избирают депутатом или кто-то из ваших активистов назначается на должность вице-мэра. В этом случае вам, как никогда, потребуются сильные имиджмейкеры. С одной стороны, ваше движение — «оппозиция», но с другой — теперь его представители являются и частью нынешней власти. Налицо опасность имиджевых парадоксов. Получается, объединение оппозиционно самому себе? И, обвиняя в чем-либо действующую власть, оно занимается и самообвинением, так как имеет ко всему происходящему прямое отношение?

Второе явление, не менее опасное, — «сращивание с властью». Наиболее подвержены ему объединения, вставшие на позицию безоговорочной поддержки нынешнего курса, так называемые «карманные движения». То же самое может случиться и с оппозиционным объединением, один из лидеров которого избран главой субъекта Федерации или муниципального образования. В любом случае, такое объединение почти полностью теряет собственный политический капитал, объединяя свои активы с активами одного из органов власти; с одной стороны, за счет этого его активы вроде бы резко увеличиваются, но в то же время оно оказывается в полной зависимости от власти и навсегда связывает себя с судьбой какого-либо чиновника.

Союзники и противники

В одиночку всех вопросов не решить. Для этой цели общественные объединения ищут единомышленников (или хотя бы тех, с кем нет выраженных принципиальных разногласий), создают блоки, коалиции, предпринимают совместные акции.

Но есть и обратная сторона медали: с союзниками приходится делиться заработанным политическим капиталом. Нередки и случаи, когда один из союзников занимает настолько доминирующую позицию, что без труда «впитывает» в себя политические капиталы всех остальных, и тем остается лишь покорно войти в состав его объединения.

Основные организационные формы, которые применяются здесь, следующие:

1. Коалиции и ассоциации. Союз нескольких объединений, имеющих сходные цели; имеет долгосрочный характер. Обычно объединения, входящие в коалицию, соединяют и свои политические капиталы, и материальные ресурсы. Нередко выбирается и «единый лидер», имеющий наиболее успешный позитивный имидж. В то же время, как любая «конфедерация», они склонны к переходу в состояние «федерации» (вариант с вхождением остальных объединений в то, которое возглавляет единый лидер).

2. Предвыборные блоки. Могут включать самые различные объединения, даже с диаметрально противоположными уставными целями. Самый недолговечный союз; иногда он не доживает даже до тех выборов, для участия в которых был создан.

3. Тактические союзы. Формируются для достижения небольших промежуточных целей и, как правило, не подразумевают объединения ресурсов или выбора единого руководителя. Действительно равноправный союз направлен чаще всего на достижение негативной цели — например, на организацию досрочного отзыва одного из выборных должностных лиц.

4. Не создавая формально новых структур-монстров, различные объединения могут сотрудничать и на основе обычных договоров. Особый случай — общие голосования подконтрольных различным объединениям депутатов (по сути, те же самые тактические союзы, только краткосрочные). Даже без заключения договоров могут проводиться совместные акции и мероприятия, реализоваться общие проекты.

5. Как правило, какие-то точки соприкосновения есть всегда, нужно лишь обратить на них внимание. Ну а если почитать программные документы, то получается и вовсе странная ситуация — почти все объединения стремятся к одному и тому же. Так можно ли при таком раскладе отказываться от сотрудничества?

Политический капитал и политическое банкротство

Составляющие политического капитала и средства его увеличения

Политический капитал — это ключевое понятие в имидже общественного объединения. Пожалуй, наиболее близкий к нему «пиаровский» термин — это «бренд», хотя и он не полностью отражает сущность данного явления. Если фирма, торговая марка которой не является брендом, все равно может долго и достаточно успешно существовать, то общественное объединение без политического капитала функционировать просто не может. Поэтому гораздо ближе здесь будет экономическое понятие «капитала», поскольку без него не сможет работать ни одна фирма.

Опыт показывает, что многие общественные объединения обходятся без денег, и вполне неплохо; могут они обойтись и без офиса, средств связи, транспорта, оргтехники, даже без идеологии. Определенное число объединений существует, даже не привлекая новых членов и сторонников. И единственное, благодаря чему это удается, — тот самый «политический капитал».

Интересующий нас термин относится к исключительному ведению «паблик рилейшнз»: это полностью нематериальное явление, регулируемое только с помощью PR-технологий или заменяющих их действий. Говоря проще, политический капитал — это совокупность всех возможностей, предоставляемых имиджем общественного объединения. Чтобы более наглядно оценить сущность этого понятия, вначале остановимся на том, что сюда не входит: это финансовые возможности и любые экономические ресурсы, а также их производные.

Возьмем такую ситуацию. Все счета вашего объединения «заморожены», офис сгорел, а вместе с ним и имущество; все штатные работники уволились, а чиновники, получавшие от вас ценные подарки, не желают с вами разговаривать; наличные деньги тоже закончились, а спонсоров не предвидится. Короче говоря, с экономической точки зрения у вашего объединения не осталось ничего. То, что есть у него в этой ситуации, как раз и определяется понятием «политический капитал» — что вы в состоянии сделать, оставшись «на нуле».

Для серьезного общественного объединения любые экономические сложности вовсе не являются проблемами; чаще всего ему есть куда обратиться, чтобы получить бесплатно новый офис и оргтехнику, а также все остальное, что требуется для работы. И причина здесь одна — эффективный имидж, обеспечивающий ему влиятельных сторонников, готовых помочь «за идею». Более того — некоторые объединения вообще не имеют собственных средств и имущества, но в состоянии решить такие вопросы, которые не по плечу ни одному профессиональному лоббисту.

Итак, рассмотрим основные составляющие вашего политического капитала (схема 9).

СХЕМА 9. Структура политического капитала

 
 


Сюда входят:

1. Влияние на органы власти и местного самоуправления. Здесь подразумевается то влияние, которое ваше объединение имеет непосредственно, не прибегая к взяткам и иным правонарушениям. Кому-то удается неограниченно влиять на местную администрацию, другим — на орган представительной власти, а в отдельных случаях вы в состоянии воздействовать только на одно из подразделений органа власти — комитет, департамент. К примеру, ваше объединение в состоянии повлиять на окружное полпредство Президента РФ, администрацию района и территориальный орган антимонопольного комитета.

2. Влияние на значимые персоны. Здесь имеются в виду выборные должностные лица, известные политические и общественные деятели и т. п. Например, вашему влиянию доступны мэр города, четыре депутата областного Законодательного Собрания, председатель областного совета ветеранов и глава местной епархии православной церкви.

3. Возможности мобилизации сторонних финансовых потоков. Здесь имеются в виду не личные средства вашей организации или ваши собственные, а те спонсорские пожертвования и инвестиции, которые вы в состоянии привлечь под какой-то проект или социально значимое дело, на оказание благотворительной помощи обратившимся к вам людям. Допустим, к вам обратилась группа инвалидов, нуждающихся в срочном лечении; вы в состоянии привлечь спонсоров, которые полностью оплатят их лечение, закупят медикаментов на два года и приобретут сто двадцать мотоколясок.

4. Спектр решаемых вопросов. Не важно, каким образом, но каждое общественное объединение в состоянии через свои связи решить определенные вопросы: например, обеспечить отвод земли, ускорить рассмотрение жалобы и др. К примеру, вы можете устроить отпрыска любого нужного человека в институт, обеспечить выделение льготного муниципального кредита и «организовать» полное отпущение грехов прямо от Папы Римского.

5. Уровень официальной поддержки. Здесь подразумеваются те уровни, на которых располагаются поддерживающие вас силы, — общероссийский, региональный, местный. Допустим, наибольшей поддержкой вы пользуетесь на уровне своего муниципального образования, но имеете немалые связи и в федеральном центре.

6. Возможности мобилизации людских ресурсов. То количество людей, которым в состоянии управлять объединение, а также располагаемый электорат. Например, вы можете за один день вывести на пикетирование три тысячи человек или обеспечить поддержку любому кандидату не менее чем семьюдесятью тысячами голосов.

7. Влияние на СМИ. Наличие «своих» журналистов, отношения с редакциями, возможности освещения деятельности. Допустим, в одной из местных газет вы можете организовать вообще любую публикацию, в другой — облить грязью кого угодно, а в третьей — превознести кого-то «до небес».

8. Контролируемые коммуникативные каналы. Некоторые объединения в состоянии управлять слухами, другие — действовать только через СМИ, третьи могут создать любое отношение к проблеме в органах власти. Например, в вашем распоряжении канал управления слухами, позволяющий в течение двух дней убедить всех жителей микрорайона поверить любой гадости о любой фигуре.

9. Влияние на социальные категории. Это в особых объяснениях не нуждается: одних поддерживают преимущественно пенсионеры, других — молодежь, третьих — работники бюджетной сферы, еще кого-то — представители бизнеса. Например, вас безусловно поддерживают учителя и пенсионеры в возрасте за девяносто лет.

10. Наличие собственных «значимых фигур». Лица из числа «значимых персон», входящие в состав объединения, и его «раскрученные» лидеры. Допустим, у вас такими фигурами являются: вы сами как лидер движения; депутат Госдумы, избранный при вашей поддержке, ваш главный идеолог.

Дивиденды

Истинная ценность политического капитала заключается, в первую очередь, в том, что он «вложен в дело» и, соответственно, способен приносить своему обладателю определенные «дивиденды». Если ваш политический капитал по какой-то причине не приносит вам дивидендов, остается предположить лишь одно — у вас его просто нет.

Первый и основной вид получаемых дивидендов относится к обеспечению повседневной деятельности объединения. Наличие политического капитала как раз и позволяет вам иметь офис, оргтехнику, транспорт, содержать штатный аппарат. Дивиденды выражаются и в том, что вам попросту удается осуществлять свою уставную деятельность, а также в приросте рядов. Общественное объединение — на то и «общественное», что имеет возможность сделать очень многое бесплатно, на общественных началах. Здесь имеются в виду не только мелкие возможности, но и лоббистские ресурсы.

Второй вид — это персональные дивиденды, получаемые лидерами объединения. Опять же отметим — у вашего объединения просто нет политического капитала, если руководство им не приносит вам никаких благ. Обычно они выражаются в повышении социального статуса, возможностях приобретения личных связей, вхождении в число значимых фигур. Существует и феномен деперсонифицированной имиджевой «раскрутки» персоны полностью за счет политического капитала общественного объединения. В этом случае один из лидеров может вообще не заботиться о своем личном имидже, зарабатывая авторитет чисто за счет того, что возглавляет свое объединение. В достаточно успешных объединениях персональных дивидендов со временем становится все больше, и они в состоянии обеспечить общественного деятеля ничуть не меньшими возможностями, чем имеет высокопоставленный чиновник или бизнесмен, а подчас и большими.

Третий вид — дивиденды для членов объединения и сторонников. Человек, просто состоящий в вашем объединении, должен иметь набор совершенно конкретных преимуществ перед теми, кто в нем не состоит; если этого нет, то пора менять того, кто отвечает у вас за имидж и PR-обслуживание. Допустим, членский билет объединения служит пропуском в закрытые административные здания, каждый сторонник может получить бесплатную юридическую помощь или воспользоваться имеющейся у вас оргтехникой. В любом случае, дивиденды для сторонников должны быть столь ощутимыми, чтобы тем было выгоднее подчеркивать факт своего членства в объединении, а не скрывать его.

Последний из основных видов политических дивидендов — это инвестиционные возможности. Наличие политического капитала должно давать вам возможность заниматься хоть каким-то видом благотворительности, пусть и неофициальной, чтобы укреплять собственный имидж. Пусть эта благотворительность и не выражается в денежной форме, а представляет собой хотя бы безвозмездную помощь в решении каких-либо вопросов.

Кредиты и их возврат

Одна из особенностей политического капитала — то, что его основу составляют выданные вам «кредиты», которые вы «крутите» и многократно преумножаете. Большей частью это кредит доверия, выданный вам нередко без каких-либо гарантий. Обычно любое общественное объединение, только начинающее свою деятельность, получает под гарантию своего первоначального имиджа определенный кредит доверия, размер которого зависит от профессионализма имиджмейкеров. Пока объединению еще не удалось показать себя с худшей стороны, действует принцип презумпции социальной значимости — предполагается, что цели у него действительно благие, а его лидеры — ясноглазые альтруисты, заботящиеся о простом народе.

Но, как и в экономике, любой кредит приходится возвращать. Если ваши дела идут успешно, есть вероятность, что возвращать его можно будет небольшими частями и долго; общественное мнение может удовольствоваться и «выплатой процентов» и даже простить вам значительную часть суммы кредита. Но если что-то пошло не так, кредиторы будут безжалостны: вы лишитесь и доверия, и того, что служило обеспечением кредита (а это — ваш благоприятный имидж). В то же время с разными категориями кредиторов можно рассчитываться по-разному, главное знать, как это делать.

Проще всего с кредитом доверия, который выдают вам избиратели. Чтобы вас продолжали кредитовать и дальше, нужно не так уж и много — хотя бы частично выполнять обещанное в предвыборной платформе (или убедить их в том, что выполняете). Еще больше повысит доверие к вам и тот факт, когда вы сделаете для них что-то сверх обещанного.

Сложнее обстоит дело с представителями бизнеса. Чаще всего кредитование с их стороны выражается в совершенно определенных денежных суммах или материально-техническом обеспечении вашей деятельности. Но бизнесмены — люди практичные, и убедить их в вашей полезности пустыми декларациями не удастся. Для того чтобы сохранить возможность кредитования, вам придется стать лоббистом их интересов как применительно к представляемым ими отраслям, так и в отношении отдельных возникающих вопросов.

Органы и представители власти кредитуют отнюдь не всех, но делают это часто весьма щедро. Если вы пользуетесь таким кредитом, расплачиваться придется поддержкой курса соответствующей структуры, да еще и его популяризацией. Рассчитывая на постоянное сотрудничество с властью, вам придется отказаться и от выгодной имиджевой характеристики «оппозиционности»; по крайней мере, «непримиримой оппозицией» вас уже считать никто не будет.

Если вам удалось заручиться благожелательным отношением СМИ, значит, и им от вас что-то нужно. Услуги, в которых нуждаются СМИ, как правило, весьма «приземленные» — поставка «горячей» информации, допуск на закрытые мероприятия, привлечение рекламодателей из числа поддерживающих вас бизнесменов. Довольно часто СМИ рассчитывают и на периодические финансовые вливания либо лоббирование их интересов в органах власти (например: обеспечение бюджетных дотаций).

Очень сложно вести взаиморасчеты с другими общественными объединениями, поддержкой которых вам пришлось воспользоваться. Учитывая характер их деятельности, запросы таких объединений часто весьма высоки: поддержка их кандидатов на выборах, включение их в свои партийные списки, материальная помощь. Чаще всего от вас потребуют и «поделиться»: связями во власти, спонсорами, выходами на СМИ. Нередко небольшое объединение, один раз чем-то поддержавшее вас (например, вступившее в создаваемый вами предвыборный блок), намертво «присасывается» к вам и пытается активно паразитировать на вашем политическом капитале.

Не лучше обстоит дело и с кредитом доверия, полученным от теневых структур. Российский криминал тесно связан с отечественным бизнесом, поэтому подход тот же самый — взамен полученной вами поддержки от вас потребуют совершенно конкретных услуг, причем чаще всего их количество будет превышать пределы здравого смысла. Проблема и в том, что, в отличие от лоббирования интересов предпринимателей, просьбы представителей криминала выглядят отнюдь не столь безобидно, а выполнить их весьма и весьма трудно.

Регулярно приходится «рассчитываться» и с собственными сторонниками — они вступают в ряды вашего объединения и продвигают его идеологию тоже на основе кредита. Можно накликать очень серьезные неприятности, если не обеспечить передачу им части дивидендов от вашего политического капитала или хотя бы не поделиться чем-то из имеющихся возможностей.

Оценка стоимости активов

Россиянин тем и характерен, что все ему хочется «измерить» и «пощупать». Ну есть политический капитал, ну получаешь с него немалые дивиденды... Что еще надо? Так нет же, все стремятся оценить, измерить, посчитать.

Политический капитал значительно отличается от экономического, и «посчитать» его весьма нелегко. Но некоторые методы, тем не менее, существуют.

Первый из них — приблизительный метод. В основе его лежит попытка оценить имиджевые возможности в финансовом выражении, т. е. рассчитывается, сколько максимально можно получить по каждой из составляющих политического капитала. Выглядит это примерно следующим образом. Допустим, вы в состоянии мобилизовать максимум три тысячи человек непрерывно на время в пять часов для расклейки листовок. Берем средний уровень почасовой оплаты труда расклейщика листовок, если его нанимать «с улицы»: пусть это будет, к примеру, сто рублей в час. Таким образом, умножая численность бесплатно работающих людей на время их работы и на среднюю ставку почасовой оплаты, мы получаем сумму в полтора миллиона рублей. Затем оцениваем, сколько раз в год объединение в состоянии мобилизовать такое количество народа; получаем, допустим, два раза в месяц, т. е. двадцать четыре раза в год. Опять же умножаем полученную ранее сумму на двадцать четыре, и получаем тридцать шесть миллионов рублей. Следуя логике этого метода получается, что это и есть годовая стоимость активов объединения по позиции «людские ресурсы».

Точно по такому же принципу вычисляется и максимальная годовая стоимость других видов активов: максимум возможных бесплатных публикаций, пересчитанных на общепринятые рекламные расценки, и даже существующие «взяточные тарифы» на решение вопросов, которые объединение может решить безболезненно. Таким образом, в этом случае мы получаем окончательную величину, именуемую «приблизительной годовой стоимостью активов в финансовом выражении»; допустим, она составляет около восьмисот миллионов рублей.

В то же время финансовый подход в нашем случае ценен лишь с позиций морального удовлетворения: просто руководителю организации будет приятно от сознания того, что его активы — аж целых восемьсот миллионов. Но реально перевести их в «живые деньги» все равно не получится, и эта сумма так и останется условной оценкой. От того, что вам удалось ее «измерить», легче работать все равно не станет.

Сравнительный метод позволяет оценить политический капитал по каждой из составляющих в сопоставлении с аналогичными характеристиками других объединений (например вашего основного конкурента). Финансовое выражение характеристик в данном случае не предусматривается, да и зачем оно вам нужно? Этот метод несколько точнее предыдущего; по крайней мере, в нем есть хоть какой-то смысл. Допустим, вы можете мобилизовать три тысячи человек, а ваш конкурент — лишь шестьсот; в позиции «людские ресурсы» ваш политический капитал больше в пять раз. С другой стороны, вы влияете на двух депутатов Законодательного Собрания, а он контролирует целых четырнадцать: значит, в этой позиции его капитал больше в семь раз.

По крайней мере, полученные таким образом цифры отражают реальную картину. Но если рассматривать их с точки зрения реальной пользы — то и это всего лишь «занимательная математика».

Третий метод, используемый для оценки стоимости активов, — процентный. Его основу составляет измерение доли имеющегося у вас максимума возможностей по отношению к желаемым абсолютным величинам. Таким образом можно определить, например, что вас поддерживает 17,89% жителей города, вы контролируете 3% голосов в представительном органе, на вашей стороне — 34% всех врачей региона. Для определения этих цифр применяются как обычные статистические подсчеты, так и социологические исследования. Но и этот метод во многом несовершенен и не дает абсолютно достоверной картины. А что совершенно в этом мире?

Политическое банкротство

Какие бы наукообразные определения для этого термина не разрабатывались, суть понятия остается неизменной. Политическое банкротство — это полная утрата возможностей, предоставляемых политическим капиталом.

В тот момент, когда вы не можете решить ни одного вопроса, члены объединения перестают работать бесплатно, а отсутствие финансов становится для вас трагедией, можно считать вас политическим банкротом. Политический банкрот — это объединение или деятель вообще без благоприятного имиджа; он лишается характеристики «серьезности», перестает вызывать доверие, а «кредитоваться» ему уже не у кого. Вскоре он лишается и самого «права на имидж»; любая информация, касающаяся его, для общественного мнения уже неинтересна.

Политическое банкротство может постигнуть кого угодно. После него объединение остается только закрыть, а вам лично сменить род деятельности. Все составляющие политического капитала имеют в этот момент нулевое или отрицательное значение; объединение не имеет идейных сторонников, зато существует куча влиятельных противников. А кто знает, как изменятся внешние условия завтра? Бизнесмены точно так же не уверены в том, что их может ожидать. Но поскольку основной капитал общественного объединения — это его имидж, можно посоветовать лишь одно: от политического банкротства вас способно спасти лишь профессиональное антикризисное PR-обслуживание.

Раскол рядов

Конфликт интересов

Только основных уровней интересов, вступающих между собой в противоречие, в любом общественном объединении не менее пяти.

Первый уровень — это интересы объединения как такового. Сюда входит и реализация поставленных целей, и увеличение политического капитала, и рост рядов, и многое другое. Суть интересов объединения выражена в его идеологических и программных документах.

Второй уровень представлен личными интересами лидеров объединения и его идеологов. Уже здесь наблюдается борьба «между чувством и долгом»: с одной стороны, эти люди должны быть первейшими выразителями интересов всего объединения, но с другой — они преследуют свои собственные цели, и весьма глобальные. Как правило, человек, взявшийся за создание общественного объединения или политической партии, твердо знает, что ему самому от этого нужно. И его более всего заботит не имидж партии, а свой личный; он же заинтересован в том, чтобы политический капитал, принадлежащий объединению, постепенно переходил в разряд его личного. Лидеры обеспокоены и проблемами «страховки»: сохранением заработанного даже в случае распада объединения.

На третьем уровне располагаются функционеры. Сюда входят и штатные работники, и руководители подразделений, и ближайшее окружение лидеров. Всех этих людей объединяет одно: они мыслят не столь глобально, как лидеры, потому и остаются лишь функционерами. Они сами не являются социально значимыми персонами, не заботятся о поддержании своего личного имиджа; их нельзя назвать и «столпами», на которых держится все объединение. Как правило, уход функционера не приводит к серьезному кризису, а лишь влечет за собой его замену. Поэтому и интересы у функционеров более приземленные, ориентированные на получение максимума личных дивидендов от политического капитала объединения, а также на приобретение материальных благ.

Четвертый уровень — рядовые члены объединения. В отличие от функционеров они не рассчитывают на большие материальные блага, а работают «за идею». В то же время они заинтересованы в получении своей небольшой доли дивидендов от политического капитала. Чаще всего их стремление — повысить свой социальный статус за счет членства в объединении и приобрести некоторые дополнительные возможности. Но цели более высоких уровней для них далеки и часто непонятны.

Пятый уровень составляют сторонники объединения — люди, поддерживающие его, но не являющиеся его членами. Соответственно интересы предыдущих четырех уровней значат для них весьма мало, да и дивидендов от политического капитала они не получают ни в какой форме. Обычно поддержка с их стороны обусловлена позитивными эмоциональными оттенками, вызванными имиджем объединения в целом или образом кого-то из его руководителей. Таким образом, поддерживая объединение, сторонники могут быть заинтересованы в достижении тех целей, которые имеются по их личному мнению, но которых нет на самом деле.

«Внутренний враг»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...