Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская музыкальная литература




РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(КОНСПЕКТЫ)

 

 

                                                                                  

       

                     

                     

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Русская музыка X - XVIII вв……………………………. 3

Русская музыка начала XIX в. …………………………. 5

М. И. Глинка………………………………………………7

А. С. Даргомыжский……………………………………. 17

Русская музыкальная культура 60 – 70 годов XIX в…. 20

А. П. Бородин……………………………………………. 21

М. П. Мусоргский ……. ………………………………... 28

Н. А. Римский-Корсаков……………………………….. 36

П. И. Чайковский………………………………………. 48

 

Русская музыка эпохи средневековья (X - XVI вв).

Начало развития русский профессиональной музыки - X век (принятие Христиан­ства на Руси), но в народной музыке к этому времени большое значение имели песни кален­дарного круга, семейно-бытовые, позднее – былины.

В X - XIV веках (ранее русское средневековье) главными культурными центрами являлись Киев и Новгород. Памятники киевской культуры - Софийский собор с его фреска­ми, " Слово о полку Игореве", " Повесть временных лет".

Культовая музыка этого периода представлена Знаменным пением. Название происходит от славянского слова " знамя" - знак - определенными знаками над строкой тек­ста указывалось направление мелодии. Зна­менное пение было одноголосным, хоровым, без сопровождения. Характер знаменных распевов аскетичный, суровый; движение мелодий плавное, разме­ренное, преимущественно поступенное:

Представители светского искусства - скоморохи (пение, танцы, игра на инстру­ментах - гуслях, бубнах, трубах); скоморошество получило широкое распро­странение на Руси, но преследовалось церковью как " богомерзкое дело"; их изгоняли, сжигали инструменты, однако искусство это развивалось и процветало.

Культура Московской Руси - ХV-ХV1 века. Высшее достижение зодчества - Московский Кремль и его соборы, изобразительного искусства - творчество Рублева и Дионисия. Новое в музыке:

1. Возникновение исторических и лирических протяжных песен.

2. Появление новых видов знаменного распева; составле­ние сборника " Обиход".

3. Зарождение многоголосия. Оно называлось строчным: голоса двигались па­раллельно в консонирующий интервал – ч. 4 или ч. 5. Первые мастера многоголосного письма - Василий и Савва Роговы, Федор Крестьянин.

4. Усовершенствование записи музыки - введение новгородцем Иваном Шайдуром киноварных помет (обозначение регистров красной краской).

5. Массовые наборы скоморохов по распоряжению Ивана Грозного.

6. Доставка в Москву в 1586 году " заморских инструментов" - органа и клавикорда (подарок русской царице от английской королевы).

 

Русская музыка XVII - нач. XVIII века.

ХVII век - последняя глава в развитии знаменного пения, его кульминация (мно­жество школ, вариантов распевов) На смену знаменному пению приходит из Польши но­вый вид культовой музыки - партесное пение (пение по партиям), ведущим жанром стано­вится партесный концерт (гомофонно-полифоническое многоголосное произведение). Знаменитый мастер партесного стиля - Василий Титов. XVII век стал последней главой не только в развитии знаменного пения, но и за­вершил 700-летнюю эпоху скоморошества. Скоморохи были окончательно запрещены, но их искусство уже и не соответствовало духу времен, требовались новые, более сложные жанры. Одним из них стал кант:

  (бытовая многоголосная песня); его особенности: 3-голосный склад (нижний голос - гармоническая основа, верхние голоса - параллельное дви­жение терциями), куплетное строение.

Развивалась также инструментальная музыка - в домах знати проводились концерты инструментальных ансамблей, при царском дворе устраи­валась " органная потеха" польским органистом Семеном Гутовским. В 1672 году был от­крыт первый придворный театр, представления в котором  сопровождались музыкой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...