Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская музыкальная культура 60 - начала 70 годов XIX века




РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 60 - НАЧАЛА 70 ГОДОВ XIX ВЕКА

Период реформ, общественно-политического подъема. Расцвет литературы (Тургенев, Л. Толстой, Достоевский, Гончаров, Островский, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Лесков и др. ), живописи (Товарищество передвижных художественных выставок), музыки - «Могучая кучка» (другие ее названия - «Новая русская школа», Балакиревский кружок, русская пятерка). В нее, помимо Балакирева, входили: химик А. П. Бородин, морской офицер Н. А. Римский-Корсаков, чиновник М. П. Мусоргский, военный инженер Ц. Г. Кюи; направлял молодых композиторов  музыкальный критик В. В. Стасов), Чайковский.

Музыкальная критика - Серов, Стасов, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский, Ларош.

1859г. - образование в Петербурге Русского музыкального общества (РМО) - руководитель А. Г. Рубинштейн. 1862г. - преобразование музыкальных классов при РМО в Петербургскую консерваторию (директор А. Г. Рубинштейн). 1866г. открытие консерватории в Москве (директор Н. Г. Рубинштейн). 1862г. организация Бесплатной музыкальной школы в Петербурге (руководитель Балакирев).

МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ

1836-1910

Выдающийся композитор, дирижер, пианист, педагог, глава «Могучей кучки». Детство и юность провел в Г. Новгороде. Раннее проявление таланта, занятие музыкой с 6 лет под руководством матери, с 10 до 14 лет — у К. Эйзриха, который ввел его в кружок Улыбышева (меценат, любитель музыки, автор книг о Моцарте и Бетховене), выступления на музыкальных вечерах, первые сочинения, в 14 лет -дирижерский дебют. Образование: гимназия, Александровский дворянский институт, Казанский университет (не закончил).

1855г. - переезд в Петербург. Знакомство с Глинкой, Даргомыжским, Стасовым. 60-е годы - расцвет деятельности: создание симфонических и фортепианных произведений (в том числе «Исламей»), романсов, организация кружка (Мусоргский, Кюи. Римский-Корсаков, Бородин), Бесплатной музыкальной школы, концертная и педагогическая деятельность, запись народных песен (составил сборник), поездка в Прагу (дирижировал произведениями Глинки); знакомство с Чайковским.

70-е годы — кризис (распад кружка, болезнь, тяжелое материальное положение), уход из музыки, служба чиновником. 80-е годы - возвращение к музыкальной деятельности: создание симфонической поэмы «Тамара», 1 и 2 симфоний, романсов, фортепианных произведений, руководство Придворной певческой капеллой. 1894г. - поездка в Берлин (открытие мемориальной доски на доме, где умер Глинка).

     Стасов о значении деятельности Балакирева: «Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другие».

 

                                            АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН

                       1833 (Петербург) - 1887 (Петербург)

 

Разносторонне одаренная личность: великий русских композитор, выдающийся ученый-химик, педагог, музыкальный критик, общественный деятель; исполнительская деятельность: дирижировал хором, играл на виолончели в любительских ансамблях.

Композитор эпического склада: для нею характерно обращение к прошлому, к образам русского богатырства (опера «Князь Игорь», 2-я симфония), лирика эпически спокойная, драматизм и трагизм редки - один из самых оптимистичных художников. Соединение романтизма (прошлое, восток, красочность музыкального языка) с классическими традициями (жанры: симфонии, камерные ансамбли; сонатная форма - даже в опере). Творческое наследие невелико, но художественный уровень произведений очень высок.

Отец - князь Л. С. Гедианов, мать - А. К. Антонова - дочь солдата. Записан сыном П. Бородина (крепостного князя). Домашнее образование: все предметы гимназического курса (успешная сдача экзаменов на аттестат зрелости в 1850г. ). Увлечение химией и музыкой: игра на флейте, фортепиано, виолончели, участие в любительских кружках, создание фортепианных пьес (первая - в 1842г. -полька «Елена»), камерных ансамблей, концерта для флейты с фортепиано.

1850г. - поступление в Медико-хирургическую академию (МХА). 1855г. - создание трио на народную тему «Чем тебя я огорчила», песен. 1856г. - окончание МХА, знакомство с Мусоргским, защита диссертации на степень доктора медицины. 1859-62 гг. - научная командировка в Германию, посещение Франции, Италии; дружба с Менделеевым, знакомство с Тургеневым, пианисткой Е. С. Протопоповой (стала его женой в 1863г. ).

1862г. - возвращение в Петербург, знакомство с Балакиревым, Стасовым, Кюи; начало работы над 1-й симфонией, создание 2-х трио, 2-х квинтетов, Тарантеллы для фортепиано в 4 руки. 1864г. - избрание профессором МХА. 1865г. - знакомство с Римским-Корсаковым. 1867г - постановка оперы «Богатыри» (имя Бородина не объявлялось), окончание работы над 1-й симфонией, создание песни «Спящая княжна» на собственный текст. 1868г - начало музыкально-критической деятельности, написание вокальных произведений: «Фальшивая нота», «Песня темного леса», «Морская царевна» (сл. Бородина). 1869г. - первое исполнение 1-й симфонии, начало работы над 2-й симфонией и оперой «Князь Игорь». 1872г. - участие в организации Высших женских врачебных курсов, коллективная работа Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Кюи над оперой-балетом «Млада». 1874г. - избрание зав. кафедрой химии МХА. 1878г. - первое исполнение 2-й симфонии, избрание академиком МХА. Знакомство с Листом (в Германии). 1879г. - создание 1-го струнного квартета. 1880г. - создание симфонической картины «В Средней Азии», первое публичное исполнение произведения Бородина (I симфонии) за границей (Баден-Баден), 1881г. - написание 2-го квартета и романса «Для берегов отчизны дальной» (посв. Е. С. Бородиной), знакомство с Глазуновым. 1885г. - создание Маленькой сюиты для фортепиано. 1886г. - работа над 3-й симфонией; последняя встреча с Листом. 27 февраля 1887г. - внезапная кончина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...