Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Память - область парадоксов




Вступление

Память – это все! Память хранит каждый миг вашей жизни – прошлое, настоящее и будущее. Все, что вы видите и делаете; весь опыт, который вы приобретаете; каждый встреченный вами человек и все ваши переживания – все имеет значение, пока вы помните. Сегодня можно получить ценный опыт или сделать грандиозное открытие. Но если вы завтра забудете об этом – все обесценится. В молодости память воспринимается как должное, но по мере взросления возрастает страх потерять ее – не только потому, что с возрастом память становится слабее, но и вы становитесь достаточно мудры и можете в полной мере оценить значение воспоминаний. Самое достойное стремление человека – развить свою память!

Некоторые люди представляют себе работу памяти по аналогии с работой магнитофона: некое устройство записывает в коре головного мозга информацию, а затем считывает ее по мере необходимости. А неудовлетворительная работа памяти объясняется тем, что природа не позаботилась о надежности устройства. Но на самом деле всё совсем не так…

 

ЧАСТЬ 1. НЕМНОГО О ПАМЯТИ

Память - область парадоксов

 

Принципиально память устроена очень просто. Непонимание её механизмов часто связано с недопониманием того, что является информацией для мозга.

В большое количество литературы по психологии и нейрофизиологии памяти, и вот что удивительно: никому не удается найти место локализации информации в мозге. Никто не может коротко и ясно ответить на вопрос: "Как и где хранится информация в голове?"

Следуя простой логике, можно прийти к выводу: если никто не может найти информацию в мозге, значит, её там нет! Это и есть главный секрет памяти. Мозг вообще не запоминает то, что вы привыкли называть словом "информация". Мозг запоминает что-то совершенно другое, на что мы обычно не обращаем своего внимания…

Когда древние маги (так раньше называли ученых) говорили, что информация существует всегда, везде и обо всем, они не имели ввиду слова и образы, телефоны и даты; они не имели ввиду объекты, которые отражает наш мозг. Они подразумевали под информацией СВЯЗИ.

Связи между объектами, явлениями и событиями окружающего мира. Действительно, такая информация объективно существует всегда, везде и обо всем, независимо от того, что по этому поводу думают философы и психологи.

Листья растут на ветках. Солнце светит на небе. Рыба плавает в воде. Когда сверкает молния, скоро прогремит гром. Если идет дождь, то одежда промокнет. Если у человека насморк, то он болен. Речевая конструкция "Если..., то..." как раз и отражает анализируемый сейчас нами вид информации - СВЯЗИ. "Если ветка, то листья". "Если сахар, то сладкий". "Если огонь, то ожог".

Этот вид информации очень важен для нас, потому что мозг запоминает именно этот вид информации. Мозг запоминает связи. Когда вы видите на столе вазу с розой, ваш мозг запоминает связь между образами "ваза", "роза" и "стол". Сами образы мозг НЕ ЗАПОМИНАЕТ.

Откуда же берутся воспоминания? Мы ведь помним образы и слова? С иллюстрацией простых принципов памяти вы сталкиваетесь на кухне каждый день. Скажите, откуда берется отдергивание руки, когда вы дотрагиваетесь до горячего чайника? Что за глупый вопрос, скажите вы. Отдергивание ниоткуда не берется. Просто тепло воздействует на рецепторы кожи, срабатывает СВЯЗЬ и рука автоматически отдергивается. Вот видите, вы правильно понимаете механизмы памяти. Аналогично работает и воспроизведение образов. Когда вы видите вазу, она воздействует на ваши глаза, срабатывают СВЯЗИ и в мозге появляются образы "роза" и "стол". Когда вы слышите слово "кошка", оно воздействует на ваши уши, срабатывают СВЯЗИ и в мозге появляется образ кошки.

Мозг не является хранителем информации в привычном нам смысле этого слова. Мозг способен сохранять только СВЯЗИ. В отношении любой другой информации (слова, образы, музыка, телефонные номера и т.д.) мозг является ГЕНЕРАТОРОМ ИНФОРМАЦИИ. Словосочетание "генератор информации" звучит непривычно. Но именно такое устройство находится в вашей черепной коробке.

Аналогия. Никому и в голову не придет искать электричество в генераторе. Все знают, что генератор СОЗДАЕТ электрическую энергию. Но такими же смешными выглядят попытки найти в мозге образы, слова и телефонные номера. В вашем мозге их нет. Они создаются, генерируются мозгом.

Для того чтобы электрический генератор начал создавать электрическую энергию, его необходимо вращать. Для того чтобы мозг начал создавать образы и слова, в мозг должны поступать сигналы (стимулы). Самые разнообразные стимулы, попадающие в мозг, заставляют срабатывать ранее образованные связи, по которым мозг создает (генерирует) информацию: образы, слова, движение.

Простейший вид связи - рефлекс - всем хорошо известен со школьной скамьи. Чтобы рефлекс сработал - обязателен стимул на входе системы. Память человека работает по принципу "Стимул - реакция" (S-R).

Из этого простого анализа видно, что попытка запоминать телефонные номера и исторические даты в их обычном виде - совершенно бессмысленное занятие. Мозг в принципе не способен на такое. Необходимо научиться запоминать связи, существующие в телефонных номерах и исторических датах. По этим связям мозг будет генерировать необходимые нам сведения.

Из того, что мозг способен фиксировать только связи, следует логический вывод о том, что если в мозг не будут поступать стимулирующие сигналы, то мозг не будет генерировать информацию, то есть процесс припоминания становится невозможным. Рефлекс отдергивания руки не сработает, пока вы не дотронетесь до горячего предмета. Вы не будет чихать, пока в нос не попадет пылинка. Вы можете даже не подозревать о заложенных в вас (генетически) программах реагирования, пока не столкнетесь с определенной стимулирующей ситуацией.

Но что такое связи и благодаря чему они возникают в нашем мозге?

В нашем мозгу содержится, по разным оценкам, до 100 млрд нервных клеток — нейронов. У новорожден­ных их намного больше, но со временем клетки, которые не задействуются, отмирают. Каждый нейрон по виду чем-то напоминает осьминога, у которого, помимо собственно тела, может быть несколько десятков, сотен, а то и тысяч ≪щупалец≫. При поступлении в наш мозг информации, ≪щупальца≫ нейронов соединяются с десятками тысяч других нейронов. Связанные между собой нейроны образуют нейронные сети, которые также взаимосвязаны. Именно эти связи и лежат в основе ра­боты нашей памяти: процесс запоминания новой инфор­мации обусловлен образованием новых межклеточных контактов.

Прочность и доступность нейронной сети зависят от того, насколько часто она используется. Вот почему, много­кратно повторяя одно и то же действие, мы добиваемся большей устойчивости нейронных сетей и, соответственно, получаем все более высокие результаты. Кроме того, чем активнее мы тренируемся, тем меньше нейронов тре­буется раз от разу для выполнения этого действий.

Мозг является генератором информации. Процесс генерации (припоминание) осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов, без стимуляции мозг не может создавать информацию. Процесс образования связей, называется процессом "Память".

 

 

Память и запоминание

 

Понятие "Память" отличается от понятия "Запоминание"

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Психология выделяет пять психических процессов: память, внимание, мышление, ощущение, представление. Воображением называется процесс взаимодействия мышления и представления. Процесс память "отвечает" за фиксацию связей между сигналами, возникающими в мозгу в один момент времени. Все, что попадает в мозг одновременно - связывается, соединяется.

Под запоминанием следует понимать комплексный процесс накопления в мозге системы связей, благодаря которым человек может воспроизводить необходимую ему информацию. В запоминании "принимают участие" все вышеперечисленные процессы: память, внимание, мышление, ощущение, представление. Нарушение в работе даже одного из этих процессов сразу же отразится на запоминании, даже если процесс "Память" будет абсолютно исправен.

Психология выделяет: непроизвольное запоминание, произвольное запоминание и сверхпроизвольное запоминание.

 

Непроизвольное запоминание

 

Когда вы находитесь в своей квартире, ваш мозг автоматически фиксирует связи между воспринимаемыми объектами, а также внутренние связи объектов. В этом случае запоминание происходит само собой, вам не нужно прилагать какие-либо усилия для запоминания. Мозг "настроен" на фиксацию связей между реально существующими объектами (образы, запахи, вкус, звуки и т.п.).

 

Произвольное запоминание

 

Например, вы пытаетесь заучить стихотворение. Произвольное запоминание обязательно подразумевает этап проверки, контроля. После прочтения нескольких строчек, вы попытаетесь повторить отрывок стихотворения по памяти, если не получится - будете читать его снова, и снова будете пробовать повторять. Хотя вы и прикладываете усилия для запоминания, тем не менее, процесс запоминания проходит "в слепую". В данном случае человек не осознает механизмов памяти и не использует специальные приемы запоминания.

 

Сверхпроизвольное запоминание (метапамять)

 

Примером сверхпроизвольного запоминания может быть запоминание списка телефонных номеров. Человек знакомится со списком (пусть в нем будет 50 телефонных номеров) и говорит, что для запоминания этого объема информации ему потребуется около 30 минут. В этом случае речь идет о полном осознании механизмов памяти и сознательном применении специальных приемов запоминания. Процесс запоминания и сохранения информации в мозге полностью контролируется. Способность запоминания абсолютного большинства людей находится на уровне произвольного запоминания.

 

Механизм памяти

 

Долговременное хранилище ДВХ 5 суток — ∞
Кратковременное хранилище КВХ 1 мин. — 5 суток
Оперативная память 5—20 сек.

 

 

Если схематически изобразить механизм памяти, он будет выглядеть следующим образом: информация, в виде биотоков, попадая в кору головного мозга, оставляет в ней след. Реакции, которые при этом происходят, очень сложны и недостаточно изучены. Однако известно, что след, не будучи подкрепленным, растворяется без остатка в течение 5—20 секунд. Этому явлению на нашей схеме соответствует регистр оперативной памяти. Если информацию подкрепить, то есть повторить несколько раз, то след закрепляется на более длительный срок — переходит в регистр кратковременного хранения(КВХ). Информация в нем может храниться от1 минуты до нескольких суток в зависимости от характера информации и ваших индивидуальных особенностей. Считается, что период ее полураспада — 5 суток. Если в течение этого периода не подкрепить ее снова, она растворяется. Систематическое повторение переводит информацию в долговременное хранилище(ДВХ), где она может храниться достаточно долго. По мнению некоторых ученых, она хранится там вечно, а случаи забывания прочно усвоенной информации свидетельствуют о трудности ее извлечения из ДВХ. Преодолеть эти трудности можно с помощью логического запоминания и припоминания, но об этом речь пойдет в следующей книге.

Основные трудности запоминания связаны с неприятной особенностью регистра оперативной памяти, которая заключается в том, что в этом регистре может обрабатываться одновременно только 7±2 единицы информации (ЕИ). Поэтому люди с нетренированной памятью стремятся запомнить учебный материал небольшими порциями. Преодоление барьера в 7 единиц — основная задача тренировки на первом этапе.

Итак, информация, поступая извне, проходит все регистры, прежде чем поступить в ДВХ. При этом объем ДВХ практически не ограничен, а объем регистров, где информация проходит обработку, ограничен семью единицами информации. Для преодоления этого барьера и увеличения объема памяти имеются различные способы. В основе любого из них лежит элемент связывания, которое может происходить как на образном уровне, так и на логическом.

 

Единица информации

 

Это понятие весьма относительно. Например, если предложить вам запомнить с одного прочтения 20 не связанных по смыслу слов, то в связи с известной особенностью регистра оперативной памяти вы запомните в среднем 7 слов. В данном случае единицей информации является слово. Из предложенных к запоминанию 20 словосочетаний вы также запомните 7. То же самое произойдет с 20-ю короткими предложениями. Но количество слов, запоминаемых в двух последних случаях, будет с каждым разом возрастать — меняется единица информации. Во втором случае ею стало словосочетание, в третьем - предложение.

Известно, что объем памяти не зависит от количества единиц воспринимаемой информации. Он зависит от уровня ее перекодирования — то есть величины ЕИ. Это означает, что человек может запоминать много и быстро, если владеет технологией укрепления ЕИ — технологией перекодирования!

Отметим, что увеличение (укрепление) ЕИ до уровня предложения происходит легко и естественно. Однако дальнейшее перекодирование требует навыков работы с образной и логической памятью.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...