Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итак, что же такое современная мнемотехника?




Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

 

Кому нужна мнемотехника?

 

Школьникам и студентам

Школьники и студенты пишут шпаргалки перед экзаменами. Мнемотехника позволит запомнить эти шпаргалки. Тогда на экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может быть сохранена в вашей памяти пожизненно. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области.

Мнемотехника существенно сократит вам время подготовки к экзаменам. Если применять мнемонические методы запоминания в течение учебного года, то вообще не придется готовиться к экзаменам. Вы просто будете помнить содержание всех своих учебников. (Рекомендуется запоминать информацию маленькими частями, в течение учебного года).

 

Преподавателям

 

Не забывайте, что мнемотехника возникла как часть ораторского искусства. И методы запоминания последовательности изложения материала лекции - это чуть ли не самое простое в искусстве запоминания. Но какой эффект это окажет на ваших учеников! Когда преподаватель заглядывает в конспект - это не вызывает уважения к нему. Чему же он научит, если сам ничего не помнит - так часто думают ученики, когда видят преподавателя, читающего лекции по конспекту.

Кроме того, запомнив материал лекции один раз, вам больше вообще никогда не придется тратить время на подготовку к уроку. Пока ваши коллеги будут сто первый раз перечитывать план лекции, вы сможете насладиться приятной беседой и чашечкой чая.

 

Просто в жизни

 

Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мы привыкли все это записывать в записные книжки. Приучите себя записывать нужные вам сведения в свой мозг. Тогда вы не будете зависеть от батареек в телефоне или электронной книжке. Вы не сможете потерять информацию. У вас не смогут украсть информацию (PIN-коды пластиковых карт), никто без вас не включит ваш компьютер и не распорядится вашими счетами в банке. Для поиска информации в памяти ее не нужно перебирать как в памяти сотового телефона.

Попробуйте использовать свою память каждый день. Это очень удобно - помнить все, что нужно. И совсем не трудно. Наоборот, иногда в память записать гораздо быстрее, чем в записную книжку.

 

Для самообразования

 

Представьте себе, что вы прочитали книжку "300 приемов понравиться другому человеку". Через неделю-другую от трехсот приемов в вашей памяти останется не более пяти. А еще через месяц вам придется читать эту книгу заново. Через год вам будет казаться, что вы читаете эту книгу в первый раз.

Вы не можете пользоваться информацией, пока она находится не в вашей голове. Запомните последовательно основные положения нужной вам книги. И пользуйтесь. Теперь конспект книги находится в вашей памяти и информация доступна для использования 24 часа в сутки. Более того, если вы запомнили эту информацию с помощью методов мнемотехники, вы ведь запомнили ее в свой мозг. Информация автоматически будет "вставлена" в вашу систему мировоззрения. Вы конкретно измените свою программу поведения в соответствии с запомненными сведениями.

 

Ораторам

 

Ну, оратор просто обязан знать мнемотехнику. Без этого ораторское искусство вообще не имеет смысла. Профессиональные ораторы - богословы - изучают мнемотехнику в семинарии, поэтому их речи льются так плавно. Вы когда-нибудь видели священника, читающего проповеди по бумажке? Я думаю, что нет. Все священники с высшим образованием в той или иной степени владеют мнемотехникой.

 

Бизнесменам

 

У бизнесменов обширный круг контактов. Часто, если нет под рукой телефона нужного нам человека, то мы не можем связаться с ним. И теряем выгодное предложение. Запомните информацию о людях, с которыми вы поддерживаете деловые отношения. "Быка нужно брать за рога", а то отдаст свои денежки другому.

Мнемотехника - это не только хорошая память. Это еще и способ создавать разнообразные иллюзии. Ведь не зря мнемотехнику часто демонстрируют в цирке и на эстраде.

Как создается иллюзия? Очень просто. Каждый человек склонен оценивать других людей по своим меркам. Каждый считает себя если уж не самым сильным, то уж точно самым умным. Когда вы встречаете случайно вашего делового партнера и называете его по имени и отчеству, так, случайно вспоминаете его домашний и рабочий телефон, спрашиваете о здоровье членов его семьи (называя их всех по именам), интересуетесь, успел ли он на совещание такого-то числа, у вашего делового партнера мысль развивается примерно следующим образом. Встреча была случайной, вы не имели возможности освежить свою память по записной книжке. Значит, вы действительно помните информацию о нем. А это значит, что вы о нем думаете, что вы искренне интересуетесь этим человеком. Наличие более развитых интеллектуальных способностей (имеется ввиду способность запоминать) как правило, не рассматривается. По мнению вашего собеседника, память должна быть у всех такая же, как и у него, то есть никакая.

На этих примерах виден простой механизм оценки человеком истинности высказываний других людей. Мнемотехника позволяет буквально сокрушать внутреннего цензора другого человека, создавая иллюзию компетентности в определенных областях.

Самое интересное во всем этом то, что, запомнив информацию о рыбках, вы действительно станете в них разбираться, если приложите усилия для сохранения этой информации в своей памяти.

Для сохранения здоровья

 

Механизмы памяти универсальны. По этим законам работает не только память, но и все в мозге и организме человека. По этим законам функционирует все в живой природе. Этим же законам подвластны объекты неживой природы.

Все что мы не используем в своем организме, рано или поздно (чаще рано) вырождается, атрофируется. Представьте себе человека, который по воле судьбы пролежал в гипсе целый год. Как вы думаете, что случиться с его мышцами? Правильно. Они станут тонкими и слабыми. А что произойдет с человеком, который не пользуется своей памятью? Память начнет отмирать за ненадобностью. До сих пор неизвестны причины одной из самой распространенной болезни, поразившей компьютеризированное общество Соединенных Шатов Америки. У людей стала пропадать память. Очень много людей после 40 лет заболевают болезнью Альцгеймера. Это заболевание первоначально проявляется в нарушении способности запоминать. Затем заболевание поражает все большие участки мозга и человек умирает (примерно через 5 лет после начала заболевания). При вскрытии не находят никаких вирусов, просто нервные клетки гиппокампа - органа, ответственного за память - заменяются обычным белком, то есть перестают функционировать.

Занимаясь мнемотехникой, просто так, для профилактики, как физкультурой по утрам, вы сохраните свою память в отличной форме до преклонных лет. А если будет исправен процесс память в вашем мозге, скорее всего все системы мозга будут работать без сбоев.

 

Три кита мнемотехники

Изучение конкретных техник запоминания предварим зна­комством с основными элементами мнемотехники.

Ассоциации

С. И. Ожегов определил ассоциации как связь, возникаю­щую между ощущениями, восприятиями, представлени­ями и т. п.

Ассоциации позволяют нам, например, при слове «кошка» сразу же представить себе соответствующий об­раз: мяукающее животное с длинными усами и хвостом, белой (рыжей, серой, черной) шерстью, мягкой походкой, острыми коготками и т.д.

Если мы продолжим думать об этом зверьке, то, воз­можно, вспомним, как мы к нему относимся и где в послед­ний раз его видели. В конце концов, размышляя о кошках как о домашних питомцах, мы можем вспомнить о собаках и начать раздумывать уже на «собачью» тему. Так мы про­кручиваем в голове одну ассоциативную цепочку за другой и вспоминаем массу самой разной информации.

В мнемотехнике ассоциации используются в ключе пре­образования любых данных в известные и очевидные об­разы. Великое множество связей, существующих в нашем уме, предоставляет огромный выбор самых различных образов. Таким образом, чем обширнее наши знания, тем больше этот выбор и тем легче усваивать и запоми­нать новую информацию.

Более того: по мере запоминания новой информации образуются новые связи, ассоциации. Отсюда вытекает весьма важный факт: чем больше сведений мы запоми­наем, тем больше информации способны еще запомнить!

Размещение

Вспомните в подробностях, что вы делали вчера. А теперь припомните, чем занимались неделю назад. Если вы проанализируете ход своих мыслей, то поймете, что, пытаясь восстановить в памяти прошлые действия, опирались на воспоминания о местах, где их совершали.

Что вы делаете, когда встречаете знакомого на вид че­ловека, но не помните его имя? Вы вспоминаете то место, где видели эту личность в по­следний раз! Нетрудно, таким образом, сделать вывод: память о ми­нувших событиях привязана к месту, где они происходили.

Воображение

В своем воображении, утверждал Альберт Эйнштейн, мы свободны «рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир».

Теперь постарайтесь мысленно увидеть, как синий ка­рандаш сначала воткнули в зеленый кактус, а потом вы­нули и вставили в стакан с молоком.

Это не так сложно! Попробуйте объединить в воображении предметы, ко­торые на первый взгляд не имеют никакого отношения друг к другу:

корову и пень;

бумагу и наушники;

верблюда и лампочку.

Продолжите делать это упражнение, используя соб­ственные примеры. Вскоре вы начнете верить в силу сво­его воображения и поймете, что ваш мозг — отличный генератор разнообразных связей

 

Кодирование в образы

 

Прежде чем приступить к изучению наиболее действен­ных мнемонических методик, полезно узнать, в чем секрет их эффективности. Речь идет о процессе, без которого мнемотех­ники и не существовало бы. На нем строятся все совре­менные техники запоминания — иначе ни одна из них просто не работала бы! Но, к сожалению, многие об этом забывают или вообще не знают. Между тем одна только осведомленность об этом про­цессе способна ускорить и облегчить запоминание, даже если вам не известен ни один мнемонический прием.

Итак, главный секрет мнемотехники — преобразо­вание информации в образы. Образ — единица нашего воображения, возникающая при восприятии информации на основе ассоциаций.

Учтите: усвояемую информацию надо всегда преобра­зовывать в образы. Это касается любой информации, будь то даты, формулы, текст, стихотворение, таблица, ино­странные слова, имена людей и т.д. Показатели, которые вы получите в таком случае, значительно превзойдут ре­зультаты простого зазубривания. Сведения быстро и на­долго врежутся в вашу память.

 

Как выбрать качественный образ

Образы, с помощью которых происходит запоминание ин­формации, могут быть разного «качества». Один и тот же предмет мы можем представить себе либо в деталях и кра­сках, либо в общих чертах и в черно-белом цвете. Не все образы одинаково полезны для запоминания. «Правильными» мы называем образы:

 

Цветные

Старайтесь, чтобы цвет образа соответствовал окра­ске соответствующего предмета. Скажем, представляя радугу, не забудьте о формирующих ее разноцветных полосах.

Крупные

Вне зависимости от реального размера самого предмета образы не должны быть мелкими. Если герои вашей картинки — слон и хомячок, вообразите, что послед­ний нисколько не меньше, а, возможно, даже и больше слона!

Детальные

Представляйте образы в мельчайших нюансах. На­пример, постарайтесь мысленно увидеть мордочку кошки во всех деталях — с усами, носиком, ушками и пр. Особенно это полезно тогда, когда вы впервые используете мнемонические приемы для запоминания паролей

Яркие

Яркие и блестящие предметы всегда более привлека­тельны, чем тусклые. Давайте же будем стремиться к яркости при создании образов!

Объемные

Объемные образы лучше усваиваются и легче вспоми­наются. В уме мы можем сделать практически все, на что спо­собны современные программы для трехмерного модели­рования. Мысленно можно покрутить, приблизить, разло­мать или согнуть любой предмет. Помните, что стол и стул на самом деле не плоские.

Преувеличение

Создавая свои образы, свободно предавайтесь гротеску, т.е. преувеличению, в отношении их размеров, формы, цвета и звукового сопровождения, ассоциированного с ними.

Позитивность образов

В большинстве случаев позитивные, или субъективно при­ятные, образы более подходят для целей запоминания, по­скольку, попросту говоря, к таким образам мозгу «приятнее» возвращаться. В отношении негативных образов во многих случаях можно сказать, что, будь даже все вышеперечислен­ные принципы для них соблюдены и будь они сами потенци­ально «памятны», мозг нередко блокирует оперирование ими, находя перспективу обращения к ним «неприятной».

Юмор

Чем более смехотворны, пусть даже абсурдны, по-доброму гротескны и сюрреалистичны образы, которые вы создаете своим воображением, тем прочнее вы их запомните. Работа с памятью должна приносить радость.

Наш мозг — фантастический графический редактор, возможности которого практически безграничны!

 

Картинки и требования к ним

Объединив несколько образов в какой-либо необычный сюжет, мы получаем так называемые картинки. Чтобы картинки принесли больше пользы при запоминании, они должны быть:

Необычными

Старайтесь изобретать как можно более интерес­ные и необычные связи, поскольку такие запомина­ются лучше. Например, вместо «лист бумаги лежит на столе» я бы посоветовал картинку: «Желтый лист бумаги насквозь прорезает деревянный стол на трех ножках». Судя по моему опыту и наблюдениям моих учени­ков, этот прием работает в большинстве случаев.

Динамичными

Движущиеся образы запоминаются лучше, нежели ста­тичные. Возможно, это происходит из-за того, что объ­екты, которые пребывают в движении, привлекают к себе больше внимания.Попробуйте запомнить: «Гвоздь с молотком лежат на слоне» и «Гвоздь забивается молотком в слона». В каком случае запоминание окажется более легким делом?

Эмоциональными

Когда я начинал заниматься развитием памяти, я иг­норировал эмоциональную составляющую при запо­минании. Но советы чемпионов мира по запомина­нию и положительные отзывы многих мнемонистов подтолкнули меня к изменению этой точки зрения.

В конце концов мне понравилось использовать эмоции. Во-первых, это куда интереснее, а во-вторых, действительно помогает запоминать связи.

С четкими связями

Связь между образом и местом его размещения должна быть очень четкой.Чтобы добиться этого, отчетливо представляйте контуры ваших образов на фоне окружающей обста­новки. Например, если мы представляем себе боль­шой банан, лежащий перед дверью продуктового магазина, необходимо мысленно увидеть контуры этого плода.

 

Абстрактные слова

 

Такие абстрактные существительные, как «любовь», «боль», «богатство», не имеют конкретных зримых образов, и по­этому их довольно тяжело привязать к истории. Образы к абстрактным словам подбираются с помощью ассоциаций. Используйте для этого все свое воображение!

Возможно, любовь — это сердце или Амур, а богат­ство — мешок с деньгами или гора золота. Это самые распространенные ассоциации, но совсем не обязательно, что именно их вам подскажет фантазия. Ассоциации мо­гут строиться на принципе сходного звучания (любовь — морковь), личном опыте (любовь — образ возлюблен­ного). Возможно, для вас слово «боль» не синяк или ушиб (как у меня), а слезы на глазах или шприц.

Вот несколько ассоциаций, которые можно считать устоявшимися:

Удача — подкова.

Здоровье — красный крест.

Карьера — лестница.

Чистота — швабра.

Болезнь — градусник.

Подумайте и решите, подходят ли вам эти образы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...