Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

процесса систем водоснабжения и водоотведения




 

Расходы по стадиям производственного процесса систем водоснабжения и водоотведения включают в себя затраты:

· на подъём воды,

· на очистку воды,

· на оплату воды, полученной со стороны,

· на транспортирование воды,

· на перекачку сточной жидкости,

· на очистку сточных вод,

· на транспортирование и утилизацию сточной жидкости,

· на проведение аварийно-восстановительных работ,

· на ремонтный фонд,

· общецеховые и общехозяйственные,

· прочие.

В расходы на подъём воды включаются расходы на электроэнергию, затрачиваемую всеми насосными станциями на подъём воды; амортизацию зданий, сооружений, оборудования и других основных средств, применяемых для подъёма воды; ремонт и техническое обслуживание, в том числе капитальный ремонт; оплату труда рабочих, непосредственно занятых на насосных станциях всех подъёмов, а также обслуживающих другие сооружения для подъёма воды; отчисления на социальные нужды и цеховые расходы на стадии подъёма воды.

Расходы на подъём воды состоят из затрат на эксплуатацию:

· водозаборных сооружений, к которым относятся сооружения для забора подземных вод или водоприёмные сооружения (водозаборные скважины, шахтные колодцы, горизонтальные водозаборы, комбинированные водозаборы, лучевые водозаборы, каптажные устройства) и сооружения для забора поверхностной воды (водозаборы);

· зданий, сооружений и насосно-энергетического оборудования насосных станций всех подъёмов.

Расходы по очистке воды включают материальные расходы (химические реагенты) на очистку воды; затраты на электроэнергию, расходуемую очистными сооружениями; амортизацию основных средств по очистке воды; ремонт и техническое обслуживание, в том числе капитальный ремонт очистных сооружений; оплату труда рабочих очистных сооружений; отчисления на социальные нужды этой категории работников; цеховые расходы.

Расходы на очистку воды состоят из затрат на эксплуатацию станций водоподготовки и очистных сооружений:

· по осветлению и обесцвечиванию воды: сетчатые барабанные фильтры, реагентное хозяйство (растворные и расходные баки, трубопроводы и т.п.), смесительные устройства (устройства ввода реагентов и смесители), воздухоотделители, камеры хлопьеобразования, вертикальные и горизонтальные отстойники, осветлители со взвешенным осадком, сооружения для осветления высокомутных вод, фильтры, контактные осветлители;

· по обеззараживанию воды: хлораторные (расходный склад хлора, испарители хлора и хлордозаторные помещения, хлораторы), вспомогательные помещения хлорного хозяйства (компрессорная, венткамеры и т.п.), хлоропроводы, трубопроводы для хлорной воды, орошаемые скрубберы, растворные баки, электролизеры, установки для аммонизации, оборудование аммиачного хозяйства, бактерицидные установки;

· по обезжелезиванию, умягчению, опреснению и обессоливанию воды: аэраторы, фильтры, умягчительные установки, установки опреснения и обессоливания воды.

По статье «Оплата воды, полученной со стороны» определяются затраты на оплату покупной воды, приобретаемой со стороны, по установленным тарифам. Расходы на оплату покупной воды рассчитываются исходя из объёма воды, полученной со стороны, определённого в соответствии с заключёнными договорами и тарифа на покупную воду.

Определение расходов на транспортирование воды включает в себя расчёт затрат на содержание и ремонт водопроводной сети.

Расходы по содержанию и ремонту сети включают затраты на электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание сети (в том числе капитальный ремонт), оплату труда производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, цеховые расходы.

В расходы на перекачку сточной жидкости включаются затраты на электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание (в том числе капитальный ремонт), затраты на оплату труда производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, цеховые расходы.

Расходы на перекачку сточной жидкости включают затраты по всем станциям перекачки: насосным станциям (машинные залы, подъёмно-транспортное оборудование, приёмные резервуары, насосные агрегаты, всасывающие и напорные трубопроводы, решётки с ручной очисткой и решётки-дробилки). В случае нахождения насосов для перекачки сточных вод в производственных помещениях станций очистки сточных вод необходимо выделить их для определения по ним расходов по данному технологическому циклу.

В расчёт расходов на очистку сточных вод включаются материальные расходы (химические реагенты), затраты на электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание (в том числе капитальный ремонт), рассчитываемые аналогично статьям затрат по перекачке сточной жидкости, а также затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и цеховые расходы.

Расходы на очистку сточных вод состоят из затрат на эксплуатацию очистных сооружений канализации:

· для механической очистки сточных вод (решётки, песколовки, усреднители, двухъярусные и первичные отстойники, осветлители-перегниватели, септики, гидроциклоны, центрифуги, флотационные установки, дегазаторы);

· для биологической очистки сточных вод (преаэраторы, биокоагуляторы, биофильтры, аэротенки, аэрационные установки на полное окисление, циркуляционные окислительные каналы, поля фильтрации, песчано-гравийные фильтры, фильтрующие траншеи и колодцы, биологические пруды);

· для насыщения очищенных сточных вод кислородом (многоступенчатые водосливы-аэраторы, быстротоки или барботажные сооружения);

· для обеззараживания сточных вод (хлораторные и электролизные установки, электрооборудование, шкаф управления, смесители любого типа, контактные резервуары);

· для глубокой очистки сточных вод (фильтры с зернистой и полимерной загрузкой различных конструкций, сетчатые барабанные фильтры, биологические пруды, биосорберы);

· для физико-химической очистки сточных вод (нейтрализация сточных вод: отстойники, шламовые площадки, вакуум-фильтры или фильтры-прессы, резервуары, трубопроводы; реагентные установки: гидравлические, механические и аэрируемые смесители, аэрируемые песколовки или преаэраторы, камеры хлопьеобразования; обезвреживание циансодержащих сточных вод: установки периодического действия, состоящие из камер реакции и т.д.);

· для адсорбционной очистки сточных вод (адсорберы, насосы, гидроэлеваторы и т.д.);

· для ионообменной очистки сточных вод (ионообменные установки, катионитовые и анионитовые фильтры, фильтры смешанного действия);

· для электрохимической очистки сточных вод (электролизеры, электрокоагуляторы);

· для обработки осадка сточных вод (уплотнители и сгустители, метантенки, аэробные стабилизаторы, сооружения для механического обезвоживания осадка, иловые площадки, сооружения для обеззараживания, компостирования, термической сушки и сжигания осадка, сооружения для хранения и складирования осадка);

· ультрафиолетовые (бактерицидные) установки на системах канализации;

· склады с материалами для очистки, илопроводы.

Расходы на транспортирование и утилизацию сточной жидкости включают затраты на эксплуатацию (ремонт и содержание) сетевого хозяйства канализационной сети (уличной, внутриквартальной, внутридворовой), коллекторов, каналов, смотровых и перепадных колодцев, камер, промывных устройств, переходов под полотном железных и автомобильных дорог, эстакад, дюкеров, канализационных напорных трубопроводов, выпусков, вентиляционных киосков, сливных станций и других сооружений.

Расходы на содержание и ремонт сетевого хозяйства включают затраты на электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание (в том числе капитальный ремонт), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, цеховые расходы:

В состав прочих расходов включают: водный налог, налог на землю, арендные платежи, оплата услуг управляющих организаций, РКЦ и сторонних организаций, другие расходы.

По статье «Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ» определяют затраты на проведение аварийно-восстановительных работ при условии создания в ОКК аварийно-диспетчерской службы (АДС) и ведении раздельного учёта затрат по данной службе.

В случае формирования «Ремонтного фонда» в соответствии с учётной политикой организации коммунального комплекса по данной статье определяются затраты на проведение всех видов ремонтов по объектам водопроводного (канализационного) хозяйства в целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в расходы услуг по водоснабжению (водоотведению). Создание резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств осуществляется в соответствии со статьей 324 Налогового кодекса РФ.

Общехозяйственные расходы являются комплексной статьёй затрат и включают: расходы на оплату труда (в том числе административно-управленческого персонала и прочего общехозяйственного персонала); отчисления на социальные нужды; амортизацию основных средств; ремонт и техническое обслуживание основных средств общехозяйственного назначения; налоги, сборы и отчисления; прочие расходы.

В статью «Прочие расходы» включают затраты на все виды служебных командировок работников, на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительские расходы; на подготовку кадров и повышение квалификации управленческого и эксплуатационного персонала организации водопроводно-канализационного хозяйства на основе установленных законодательством норм, на содержание и эксплуатацию фондов природоохранного назначения, а также на оплату услуг сторонних организаций в соответствии с заключёнными договорами, на содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны; на страхование имущества общехозяйственного назначения, начисление износа по нематериальным активам, содержание производственно-технического транспорта, а также другие общехозяйственные расходы, не предусмотренные предыдущими статьями себестоимости в составе общехозяйственных расходов.

4. Определение прибыли

Величину прибыли при расчёте тарифов на услуги по водоснабжению (водоотведению) рекомендуется определять на основе расчётной прибыли конкретной организации коммунального комплекса путём определения по составляющим, учитываемым в прибыли. Расчёт прибыли производится по следующим основным составляющим:

· прибыль на развитие производства;

· прибыль на социальное развитие, исходя из программы социального развития, согласованной с регулирующим органом;

· налоги, в т.ч. налог на имущество, налог на прибыль, платежи за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и др.;

· прибыль на прочие цели, включая уплату процентов за кредиты банка, на другие цели в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.

Величина расчётной прибыли должна обеспечивать условия нормальной хозяйственной деятельности предприятия, что соответствует рентабельности производства на уровне 18-25 %.

5. Формирование тарифов на услуги по водоснабжению

(водоотведению) с использованием метода индексации

Если уровень инфляции (индекс потребительских цен), определённый в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, не превышает 12 % в год в расчётном периоде регулирования, регулирующий орган вправе применять при регулировании тарифов на услуги по водоснабжению (водоотведению) метод индексации тарифов (в том числе на срок более одного года) на основе прогнозируемого уровня инфляции (индекса потребительских цен РФ).

Индексации подлежат ранее утверждённые тарифы на услуги по водоснабжению (водоотведению). В случае применения регулирующим органом метода индексации дело об установлении тарифов не открывается. Расчёт индексируемых тарифов на услуги по водоснабжению (водоотведению) производится в соответствии со сценарными условиями, определёнными Региональной службой по тарифам субъекта Федерации.

Тарифы на услуги по водоснабжению (водоотведению) на период регулирования () для каждой регулируемой ОКК рассчитываются по формуле:

,

где - действующая величина тарифов на услуги по водоснабжению (водоотведению) для регулируемой организации;

- статья расходов;

- количество статей расходов;

- индекс роста потребительских цен -ойсоставляющей;

- удельный вес статьи расходов в действующем тарифе на услуги по водоснабжению (водоотведению) для регулируемой организации;

, - объём услуг по водоснабжению (водоотведению) для регулируемой организации в натуральном выражении соответственно в действующем тарифе и на период регулирования.

В случае изменения условий деятельности ОКК (изменение технологии, схемы оказания услуг и других существенных условий деятельности организации) при формировании тарифов на услуги по водоснабжению (водоотведению) метод индексации не применяется.

 


 

Тема 4. «Оценка эффективности инвестиционных проектов»

1. Критерии (показатели) оценки эффективности инвестиционных проектов

 

Под водохозяйственным (мелиоративным) инвестиционным проектом понимается комплекс мероприятий (инвестиций, работ, услуг, приобретений, управленческих ре­шений), направленных на достижение социально-экономических (повыше­ние продуктивности сельскохозяйственных угодий, получение дополни­тельного дохода, создание современной инфраструктуры, повышение заня­тости населения, условий проживания, труда, улучшение санитарно-эпиде­миологической обстановки, здоровья населения, рекреационных и других условий) и экологических (создание культурных ландшафтов, обеспечи­вающих их экологическую устойчивость, предотвращение процессов дегра­дации земельных угодий - заболачивания, подтопления, засоления, эрозии почв) результатов.

Эффективность ИП в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов» оценивается по следующим основным критериям.

Интегральные показатели эффективности проектов реконструкции внутрихозяйственных объектов определяются с использованием сальдо накопленного (за Т лет) денежного потока по нижеприведенным формулам.

1. Дисконтированный чистый доход ЧДД (NPV)

,

где - приросты чистой прибыли, инвестиции и амортизационные отчисления по годам горизонта расчета Т;

- горизонт расчета, определяемый с учетом сроков проведения ремонтно-восстановительных мероприятий , периода освоения объектов реконструкции , нормативных сроков службы напорной сети, поливной техники, оборудования насосных станций;

- коэффициент дисконтирования – коэффициент приведения разновременных эффектов и затрат к базисной дате (году начала реконструкции);

- норматив дисконтирования, принимаемый на уровне годовой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Чистый доход и чистый дисконтированный доход представляют собой превышение суммарных поступлений над суммарными затратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом дисконтирования. С точки зрения инвестора проект считается эффективным при условии, если ЧДД проекта положительный; при сравнении альтернативных проектов предпочтение отдается проекту с большим значением ЧДД:

2. Индекс доходности ИД (PI)

, ,

Относительную отдачу проекта на вложенные на него средства характеризуют индексы доходности, которые представляют собой отношение суммы денежных притоков к сумме денежных оттоков. Индекс доходности инвестиций равен отношению суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности.

3. Внутренняя норма доходности ВНД (IRR), равная норме дисконта , при которой

,

 

Срок окупаемости представляет собой период от начального момента вложения средств до момента окупаемости. Моментом окупаемости называется наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным. При оценке эффективности срок окупаемости, как правило, выступает только в качестве ограничения.

 

2. Сравнительный анализ вариантов инвестиционных проектов

 

Сравнительный анализ вариантов инвестиционных проектов проводится с привлечением показателей ЧДД, ИД и других с учетом их приоритетности. Процедуры оценки проектов начинаются с анализа показателя ЧДД; проекты с ЧДД 0 считаются неэффективными; проекты с ЧДД>0 ранжируются в порядке убывания значений ЧДД. При наличии нескольких проектов с высокими уровнями ЧДД сравниваются структуры, объемы и распределение во времени необходимых для их реализации капиталовложений:

- оцениваются индексы доходности ИД (доходы на единицу капитало-

вложений); предпочтение дается проектам с более высокими ИД;

- по финансовым профилям проектов (зависимостям ЧДД от времени)

оцениваются сроки окупаемости привлекаемых средств; предпочтение отдается проектам с минимальными сроками окупаемости, ранними сроками получения эффектов от реконструкции, поздними вложениями капиталоемких средств.

Возможности сокращения объемов заемных средств изыскиваются с применением показателя ВНД. При условии ЧДД 0 оцениваются пределы варьирования ВНД. При выявлении источников заемных средств, кредитные ставки которых превышают допустимые пределы изменения внутренней нормы доходности хозяйства, принимаются меры к привлечению в состав участников проекта инвесторов с приемлемыми требованиями к норме доходности на вкладываемый капитал.

Условия сбалансированности интересов инвесторов в случае реализации инвестиционного проекта реконструкции внутрихозяйственных объектов формируются с учетом предпосылки о необходимости покрытия привлекаемых средств долями получаемого эффекта. Для уровня хозяйств это условие формализуется в виде допустимого соотношения между показателями покрытия затрат финансирующих сторон. В качестве показателя покрытия затрат рассматриваются сроки окупаемости вложений, нормы прибыли, внутренняя норма доходности хозяйства (ВНД).

Дополнительная оценка эффективности инвестиционных проектов проводится с использованием показателей финансового состояния хозяйств-рецепиентов, их обеспеченности производственными фондами, материально-техническими и трудовыми ресурсами. В качестве показателей, дающих представление о репутации заемщика инвестиций, используются также коэффициенты ликвидности запасов и активов, показатели платежеспособности реципиента (степени покрытия внешних обязательств имеющимся имуществом (активами), показатели оборачиваемости капитала и запасов в увязке с движением денежных средств от реализации продукции, показатели прибыльности (рентабельности) активов хозяйства и инвестируемого капитала. Особо значимы приведенные показатели для кредитных учреждений и сторонних организаций, выделяющих собственные средства для финансирования проектов.

3. Установление нормы дисконта (Е) разновременных

результатов и затрат.

Фактор времени необходимо учитывать также при установлении нормы дисконта (Е) разновременных результатов и затрат.

- коэффициент дисконтирования – коэффициент приведения разновременных эффектов и затрат к базисной дате (году начала реконструкции);

- норматив дисконтирования.

В условиях рыночной экономики норма дисконта устанавливается в соответствии с приемлемой для инвестора нормой дохода на вложенный капитал. Инвестор нe будет вкладывать средства в проект, реализация которого обеспечивает норму дохода, меньшую, чем величина депозитного процента пo вкладам. В этом случае инвестор предпочтет положить деньги в банк, а не вкладывать их непосредственно в производство. Банковский депозитный процент выступает в условияк рыночной экономики в качестве минимальной нормы дохода на капитал.

Величина нормы дисконта при хозяйственно-экономическом подходе к оценке эффективности крупных инвестиционных проектов должна определяться с учетом нe только чисто финансовых интересов государства, но и социальных и экологических результатов, которые достаточно сложно поддаются стоимостной оценке. Это обстоятельство требует снижения нормы дисконта при расчете показателей общественно-хозяйственной эффективности no сравнению с нормами, принимаемыми при установлении коммерческого эффектаинвестиций.

Норма дисконта должна устанавливаться с учетом вида цен, прини-маемых при расчете показателей экономической эффективности инвестиций. Для расчета показателей эффективности, как уже отмечалось, могут использоваться как базисные, так и прогнозные цены. Под базисными понимаются цены, сложившиеся на определенный момент времени. Базисные цены принимаются постоянными на весь расчетный период определения показателей эффективности.

Прогнозные цены определяются с учетом инфляционных процессов экономики и изменяются во времени. Если показатели эффективности инвестиционных вложений рассчитываются по прогнозным ценам, учитывающим инфляцию, то норма дисконта (Е) принимается в соответствии с приемлемой для инвестора нормой дохода на капитал.

4. Учет экологических и социальных факторов в инвестиционных проектах

Осуществление мелиративных мероприятий, носящих зачастую природообразующий характер, оказывает влияние как на производственную деятельность водопользователей, так и на окружающую среду, что вызывает необходимость учета экологических и социальных факторов в ин­вестиционных проектах мелиорации земель. Различают экологические и социально-экономические ущербы и эффекты.

Эколого-экономический ущерб представляет собой ущерб, наносимый природной среде экзогенными явлениями, возникающими в природе как непрерывно происходящий процесс, без влияния антропогенных факторов, так и с участием человека (антропогенный или техногенный факторы). Социально-экономический ущерб - это дополнительные средства, которые расходуются обществом в результате увеличения заболеваемости населения различными болезнями под влияниeм экзогеннных процессов и из-за не­обеспеченности трудоспособного населения рабочими местами.

Эколого-экономический эффект - это стоимостная оценка ущерба, который предотвращается осуществлением следующих мелиоративных мероприятий:

· защитой земель от затопления, подтопления, заболачивания, засоления водами мелиоративмых систем, водной и ветровой эрозии;

· защитой от затопления и подтопления паводковыми водами рек земель, населенных пунктов, инженерных коммуникаций строительством водохранилища противопаводковой аккумулирующей емкостью и защитных дамб;

· очисткой коллекторно-дренажных и сбросных вод оросительных (осушительных) систем перед сбросом их в водные источники (реки, ручьи, озера);

· защитой рыбных запасов водотоков строительством рыбоза-щитных сооружеинй;

· улучшением состояния окружающей среды в результате функционирования защитных лесных полос при агролесомелиорации и на оросительных системах.

Осуществление мелиоративных проектов, как правило, не ликвидирует полностью эколого-экономических ущербов, наносимых земельным и водным ресурсам. В этой связи эколого-экономический результат представляет разность сумм стоимостной оценки ущербов, наносимых «без проекта» (стоимостная оценка социально-экономического и эколого-экономического результатов, которые могут иметь место без осуществления проекта); и «с проектом» (стоимостная оценка социально-экономического и эколого-экономического результатов, которые могут иметь место после осуществления проекта).

В результате осуществления орошения (осушения) земель и соб-людения нa них агротехники выращивания сельскохозяйственных культур происходит постепенное наращивание мощности плодородного слоя почвы. Получаемый при этом эколого-экономический результат в стоимостном выражении оценивается по площади мелиорации, мощности ежегодного прироста плодородного слоя почвы и затратами, которые требуются на воспроизводство l м3 плодородного слоя почвы.

Основой эколого-экономических и социально-экономических расче­тов являются материалы, имеющиеся у местных органов охраны природы, землеустройства и землепользования; по чрезвычайным событиям; здраво­охранения; а также результаты исследований, проведенных научно-исследовательскими институтами, прогнозные проработки, выполненными проектными и другими организациями. Ниже приведены варианты социально-экономической и эколого-экономической оценки мелиоратив-ных проектов.

Мелиорация земель позволяет увеличить занятость населения. Оценка социального результата за счет увеличения занятости населения в трудоизбыточных регионах, определяется по сокращению выплат пособия по безработице и увеличению поступлений в бюджет социального налога и учитывается при оценке общественной эффективности в случае привлечения к работе людей, получающих пособие по безработице.

Эсэ = NП+ NiHi,

где Эсэ - социально-экономический результат;

П - годовая сумма пособия, выплачиваемая одному человеку по безработице;

N - количество человек, вовлекаемых в сельхозпроизводство дополнительно;

i = 1, 2, 3, …. п - группы ставок социального налога, установленные НК РФ;

Ni - количество человек каждой группы ставок социального налога;

Нi - ставки социального налога no группам, установленные НК РФ.

Если в составе проекта предусмотрена защита населенных пунктов от затопления и подтопления, то учитывается социальный результат от сокращения выплат населению из фонда социального страхования и сокращения затрат вотрасли здравоохранения. Социальный результат от сокращения сумм выплат населению из фонда социального страхования за период временной петрудоспособности заболеваемых по причинам, вызванным затоплением и подтоплением населенных пунктов паводковыми водами, определяются no формуле:

Эсс = Б * В (Р2 – P1),

где Эсс - социальный результат, достигаемый от сокращения выплат населению из фонда социального страхования в среднемноголетнем году;

Б - среднемноголетнее количество населения, получающего пособие вследствие заболеваний с временной утратой трудоспособности, которая вызвана воздействием наводнений;

В - средний размер пособия, выплачиваемого пo временной нетрудоспособности, приходящийся на один день болезни человека;

Р1 и Р2 - среднее количество человеко-дней работы одного работника соответетвенно до и после осуществления мероприятий по защите от наводнений.

Стоки животноводческих комплексов представляют собой достаточно серьезную экологическую проблему, решение которой в определенной сте­пени возможно в результате использования стоков животноводческих комплексов для орошения земель. Стоимостная оценка эколого-экономического результата, достигаемого использованием животноводче­ских стоков для полива сельскохозяйствениых культур определяется поформуле:

Эж=W

где Эж - стоимостная оценка эколого-экономического результата, достигае-

мого за год при использовании животноводческих стоков для поли-

ва сельскохозяйственных культур;

W - объем животноводческих стоков, используемых для полива сель-

скохозяйственных культур;

М - компоненты животноводческих стоков;

Т - тариф за сброс компонентов стоков в водные источники, установлен-

ный «Нормативами платы за выбросы загрязняющих веществ в при­родную среду и порядке их применения», которые будут действовать на момент составления проекта. По ингредиентам, концентрация которых находится ниже ПДК водного объекта (г/м3), возможный экологический результат нe учитывается.

Стоимостная оценка эколого-экономического результата очистки коллекторно-дренажных и сбросных вод (К-ДСВ) производится по всем видам органических и минеральных соединений содержащихся в них вследующей последовательности. По объему сбрасываемых за сезон и прогнозной сезонной концентрации ингредиентов перед сбросом в водные источники определяется общее количество каждого вида органических и минеральных соединений, сбрасываемого в водный источник. С учетом запроектированной конструкции определяются виды и количество ингредиентов, которые будут задержаны за год наочистном сооружении сорбирования, осаждения, коагуляции и др. Стоимостная оценка эколого-экономического результата очистки (К-ДСВ) определяется тарифом, уста­новленным директивными органами для i-гo ингредиента, соответственно, на уровне до ПДК и выше ПДК для водного источника и сокращения коли­чества каждого ингредиента, сбрасываемого в водный источник.

Если коллекторно-дренажные и сбросные воды будут загрязнены органическими и минеральными соединениями, а проект не предусматривает строительство очистного сооружения, то возможный ущерб (в стоимостном выражении), который будет нанесен водному источнику, оценивается по тарифу и полученная в результате расчетов сумма при экономических расчетах включается в отток от инвестиционной деятельности.

Стоимостная оценка эколого-экономического ущерба рыбного хозяй-ства, предотвращаемого строительством рыбохозяйствениых сооружений производится по специальной методике и выполняется, как правило, рыбо-хозяйственной проектной иля научно-исследовательской организацией. Если проектом не предусмотрено строитсльство рыбозащитного сооруження, то сумма ежегодного yщepбa, наносимого рыбному хозяйству, включается в отток от инвестиционной деятельности.

Стоимостная оценка эколого-экономического результата восстанов-ления плодородия почв определяется ежегодным приростом слоя почвы, достигаемого в результате мелиорации земель, определяется по разно­сти мощности плодородного слоя почвы «с мелиорацией» и «без мелиорации». Параметры возможного ежегодного прироста мощности плодородного слоя почвы, достигаемого соблюдением агротехники выращивания сельскохозяйственных культур при мелиорации и без мелиорации, принимаются на основе рекомендаций научно-исследователь­ских организа­ций.

Стоимостная оценка эколого-экономического результата создания лесных полос определяется их защитными свойствами. Лесные полосы, проектируемые при агролесомелиорации на оросительных системах, вылолняют экологические функции, выделяя кислород, фитонциды, отрицательные ионы, непредельные углеводороды, поглощая окись и двуокись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, пыль. Деревья лесных полос начинают вы-лолнять свои экологические функции в возрасте 5-7 лет. По количеству выделяемых и поглощаемых деревьями и кустарниками компонентов, следует оценить в денежном выражении экологический результат, который достигается посадкой лесных полос на основе рекомендаций научно-исследовательских организаций. При оценке экологических функций лесных полос в возрасте 20 лет и старше ориентиром может служить показатель 18 - 20 тыс. руб./га лесных полос и массивов (в ценах 2005 г.).

Стоимостная оценка эколого-экономического результата сохранения почвенного покрова защитой земель от линейной водной эрозии опреде-ляется предоотвращением ущербов из-за нарушения гидрологической, биоэнергетической, азотно-биологической, газоатмосферной и азотно-белковой функций почвенного покрова. Аналогичный экологический ущерб наносится в некоторых регионах в результате смыва плодородного слоя почвы паводковыми водами рек.

 

 

5. Экономическое обоснование инвестиций в природоохранную

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...