Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в фирме с профессиональным отношением к делу присутствие охраны практически неощутимо




Например, при посещении одной именитой фирмы, в ответ на наш не­доуменный вопрос, где же охрана? — нам показали одно большое зеркало и несколько кро­хотных телекамер.

• технические средства наблюдения и охраны

Оценка технических средств наблюдения, обнаружения и пресечения не­санкционированного доступа, наличного спецоборудования, вооружения и амуниции персо­нала охранников считается одним из самых простых и доступных визуальных наблюдений.

Мини-АТС с секретарем-попкой «Кто там?» вполне можно рассматри­вать в качестве средства пресечения несанкционированного доступа к руководителям. Сюда же можно отнести различные кодовые замки, внутреннюю сигнализацию, телемониторы внутреннего и наружного наблюдения, оборудование различных хранилищ. Главным по-прежнему останется вопрос: «Зачем?»

Наличие бумаг на столах, дискет, папок на полках — это нормально. В то же время вооруженная охрана, поигрывающая мускулатурой на каждом этаже — это стран­но. Фирма пыжится нагнать страху? Или на нее кто-то его уже нагнал?

С другой стороны, отсутствие охраны, быть может за исключением явно­го «ветерана Комитета» при входе, и шкафы в кабинетах, закрываемые личными ключами сотрудников, и инфракрасные глазки сверхминиатюрных датчиков в дверных проемах — это более, чем странно. Возможно, фирма занимается чем-то, о чем стоит позаботиться? Что за информация требует защиты? От кого?

• личная вооруженность персонала

Отсутствие вооружения, хотя бы элементарных газовых баллончиков, у лиц, например, связанных с транспортировкой матценностей или работающих сверхурочно, особенно допоздна, говорит о наплевательском отношении руководства к персоналу. Смело переходите к обработке персонала, он — ваш. В партнерстве такое руководство, не сомне­вайтесь, потянет одеяло на себя. Если же и разъездной персонал партнера, командируемый по разным местам в разное время, не обеспечен средствами безопасности, то, скорее всего, ваш партнер может допустить серьезные просчеты в отношении вверяемых ему проектных ресурсов. Это уже не просто «потогонно-хищническая» эксплуатация наемного труда — это наплевательское отношение к делу, или, если угодно, на нашем языке — некорректное ресурсоотношение.

• лицо, постоянно присутствующее на переговорах

Если роль и статус присутствующего непонятен, руководство фирмы на ва­ши наводящие вопросы ничего конкретного не отвечает — это плохой признак, отражающий возможную криминализацию фирмы или нахождение ее «под колпаком» — постоян­ным жестким контролем со стороны посторонней структуры. Возможно также, что фирма пытается инсценировать подобное восприятие, что еще хуже, ибо она подвергается перво­му риску в большей степени и в более драматичной форме. Возможен и вариант гипертро­фированного страха, при котором фирма переполнена собственными страхами и опасения­ми настолько, что это находит проявление во внешне неконтролируемом неадекватном де­ловом поведении. Высока вероятность проявления соответствующей линия дальнейшего раз­вития отношений: проведения бесчисленных проверок и перепроверок, раздумья и затяжки времени, бесчисленные согласования и консультации.

Отдельный разговор пойдет о ситуации, когда переговоры проводятся с участием персонажа, выполняющего функции, подозрительно схожие с обязанностями РТ (о нем мы поговорим отдельно в главе «Как нас проверяют?»). Это может сигнализиро­вать о богатом опыте набивания шишек фирмой, что само по себе не страшно. Плохо, ес­ли подобный опыт направлен против того, кто еще не успел им обзавестись. Возможно, вас воспринимают именно в таком качестве и фирма вынашивает некие замыслы. Для ответа на вопрос: «Какие именно и как?» — вам потребуется проанализировать личность и пове­дение «консельере». Вверенные ему функции — в его вопросах. Чем более они коварны и неожиданны, тем меньше шансов на успех вашей игры. Чем более они вами ожидаемы — тем хуже виды на урожай у противника.

Выделить «консельере» несложно по комплексу простых визуальных на­блюдений. Если руководитель фирмы вызывает к себе на помощь различ­ных специалистов, тот из них, кто постоянно присутствует при всем этом, скорее всего, и есть консультант по ББ — «бизнес-секьюрити». Вообще го­воря, при соответствующей подготовке такой «специалист», возможно из «бывших», возможно самостоятельно подготовленный партнерской фир­мой, или профессионал со стороны почти не идентифицируется. Его мо­гут подключить в работам на более продвинутых этапах взаимодействия, например, к разработке документов в качестве юриста или к выполнению других ограниченных функции, но серьезная фирма никогда не будет его афишировать. Если вы видите обратное: человек сидит и козыряет на лбу написанным назначением — что-то с этой фирмой не в порядке. Вполне вероятны внутренние ограничения руководства или попытка нагнать на вас страху пугалом. Один достаточно долгое время интересующий нас банк стал утрачивать свою привлекательность именно с того момента, как обзавелся подобным персонажем. Именно с этого первого звоночка нача­лась серия контрольных проверок, итогом которых стал уход из банка на­шего клиента. Не по нашей вине этого банка нет сегодня. Но вполне мог­ло статься, что он сумел бы выстоять при помощи нашего инвестора, ес­ли бы продолжал оставаться «чистым» или хотя бы избегал афишировать смену вкусов и пристрастий.

• охрана в нерабочее время

усилия фирмы по охране имущества, отражающие ресурсоотношение партнера, весьма неплохо проявляются в постановке охраны в нерабочее время. Также можно прощупать финансовое состояние партнера. Если офис, заставленный компьютера­ми, закрывают на выходные на ключ без какой-либо сигнализации — скорее всего, таким людям не стоит доверять свое имущество. Даже если это оправдывается элементарной не­хваткой денег на содержание охраны или установку сигнализации. С таким отношением очень быстро можно лишиться и того немногого, что есть.

Привлечение фирмой к такому виду охраны специализированных агентств - уже лучше для характеристики ресурсосберегательных наклонностей. Однако и этот ход далек от однозначности оценок. Так, например, в ходе одного проекта мы столкнулись с фактом непрекращающихся грабежей и хищений сырья со складов, охраняемых подобным об­разом. Поговорив с сотрудниками внутренней безопасности предприятия, мы пришли к вы­воду, что призванная охранная фирма фактически обеспечивает сговор с расхитителями, ко­торые, в свою очередь, состоят в подозрительных отношениях с директором. В доказатель­ство этому были представлены кипа докладных записок службы охраны и договор на охран­ные услуги, подписанный лично директором, в котором отсутствовала какая-либо ответственность охранников за вверенное имущество.

• разграничение доступа персонала

«Гостевые карточки» представляют собой наиболее спорный реквизит ох­ранного дела. Смешно таскать на лацкане карточку с надписью «Гость», выданную на «фильтре» единственным на всю контору охранником. По нашему мнению, гостевые карточки — это пустой формализм, ибо там, где их придумали, они скорее всего служат идентификатором для охранного персонала на местах. Поэтому, как только вам прицепит такую карточку единственный наличествующий в фирме охранник, можете предположить такие дефекты фирмы, как склонность к формализму, внешнему обозначению деятельности, по­зерство, стремление соответствовать искусственно раздутому имиджу, неадекватное само­мнение и, весьма вероятно, некачественное финансовое планирование. Понаблюдайте за другими возможными признаками — скорее всего, вы обнаружите эти дефекты в более яв­ном виде. Как-то нам пришлось в течение целого рабочего дня прохлаждаться по коридо­рам одной интересной конторы. Мы не только вволю поприставали к сотрудникам и бес­платно пообедали в их столовой, но и порылись в компьютерах директорских кабинетов. И все это время в наших карманах бултыхались гостевые карточки. Неудивительно, что обита­тели кабинетов оказались малопривлекательными в профессиональном плане субъектами. Подход сквозит в мелочах.

Вообще же говоря, в серьезных фирмах разграничение доступа может быть выполнено на базе самых последних технических достижений, таких, например, как магнитные карточки, технические комплексы биометрических параметров человека, тач-память и т.д. Впрочем, работа против таких фирм — вне компетенции настоящего Введения.

• основной задействованный контингент охранников

- «бывшие»

· наиболее интересен для нас контингент охранников, представляющий собой бывших и нынешних сотрудников правоохранительных органов. Им мы уделяем повышенное внимание, ибо среди них можно натолкнуться на коллегу. Идентифицируются они по ряду типичных внешних признаков: стрижка, манера держаться «по службе», иногда наличие табельного воо­ружения типа МП или, что еще показательнее, «товарища Стечкина», воз­можно в старорежимной поясной кобуре. В своей области охранных ра­бот эти люди предпочтительнее и доброкачественно характеризуют объ­ект ваших исследований. Вот простой пример, показывающий разницу между профессионалом и круто узколобым «терминатором»-любителем, столь модным ныне деловым атрибутом.

в одной операции пришлось сопровождать клиента, на этапе перевозки крупной суммы денег. Как мы уже говорили, Агентство не выпол­няет физического сопровождения, и на сей раз, находясь в цейтноте, мы призвали на помощь нескольких действующих оперативников. Их внеш­ний вид поначалу нас слегка смутил: неприметные, какие-то серые лично­сти неопределенного возраста в таких же бесцветных плащах. Партнер приехал в сопровождении сумрачного «Рем6ыа> с ремингтоном-помпой в руках. То, что работа познается в мелочах, мы увидели воочию. Среди нас был оперативник со стажем, который подробно рассказал нам скрытый смысл поведения наших «серых дядей», все тонкости и премудрости их действии. Где и как они шли, как перекрывали зоны возможного простре­ла так, чтобы в случае чего не мешать друг другу и не подстрелить нас и нашего клиента, как они «по-секционно» просматривали возможные под­ходы, и «не светили свои стволы». Почему среди них один был левшой, и как мы этого не заметили. Особо любопытно выглядела опека Рембы Ремингтоновича. Когда дело было сделано, и Ремба со своим хозяином ука­тил, мы услышали щелчки разряжаемого оружия. Интереса ради мы по­пытались впоследствии разыграть возможную атаку, и наш опер наглядно показал нам ее обреченность. Тогда кто-то заметил, что очень повезло Рембо — по счастью, он не споткнулся случайно...

— спортсмены

· наиболее приемлемый контингент для любительской охраны в фирмах, стремящихся произвести впечатление. Толку от такой охраны не больше, чем от цветочного горшка. Зато выглядят красиво. За исключением вари­анта, когда спортсменами эти люди были в молодости, а потом достаточ­но проработали в органах.. Один наш работник любит швырять им под ноги ключи. Говорит, что профессиональная реакция классного охранни­ка такова: не реагирует на ваши звенящие железки, смотрит на ваши ру­ки. Охранник-любитель со «спортивной» реакцией подхватывает ключи на лету...

— уголовный элемент

Про этот вариант особо говорить не приходится. Если в конторе на сто­лах лежат «пацаны» и режутся в карты такие же «охранники» — все пре­дельно ясно: фирма в опеке, если не хуже. Причем в очень явном виде. Слишком явном, чтобы с ней нельзя было работать.

ОПЕРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Персональная обработка личной охраны дает наиболее достоверные ре­зультаты и позволяет строить точные выводы. Беседы с руководителями, в частности лично с боссом партнерской фирмы, может дать информацию для дополнения и перекрестного со­поставления различных фрагментов общей картины страхов и опасений партнерской фир­мы. Как обычно, результаты всех ваших работ носят множественный характер: за одну опе­рацию вы должны получить не только основную, но и массу дополнительной полезной ин­формации. Например, оперативная работа с шефом «секьюрити» или даже с рядовыми ох­ранниками очень часто завершается не только сбором ответов на поставленные вопросы, но и получением доступа к информации, компрометирующей фирму или активно скрываемой ею.

Приемы оперативной работы дают вам возможность избежать непосред­ственного контакта с персоналом СБ, например, когда проникновение в объект проводится путем подставки фирме сторонних специалистов и услуг. Скажем, «представитель охранной фирмы предлагает спецтехнику...» или «бывший офицер с боевым и техническим опытом ищет высокооплачиваемую работу...» Даже если проникновение осуществляется под личи­нами, далекими от охранной деятельности или специфики службы безопасности, нечто страхообразующее в поведении фирмы проявляется всегда. Например, весьма показательно тре­бование «в интересах безопасности фирмы» подписки о проверке лояльности кандидата в штатные сотрудники. Подобный подход отражает высокую степень недоверчивости партне­ра. По всей видимости, сегодня преждевременно говорить о повальном распространении внешнеразведывательных акций в отношении росфирм настолько, чтобы они вызывали объ­ективные ответные реакции, такие как разработка наступательных программ контроля лояльности персонала. Для основной массы нормативного бизнеса кадровый вопрос вполне решабелен. Скорее всего, виною перестраховочного подхода, при котором расценивают в качестве главной угрозы собственные кадры, являются личные качества и дефекты руково­дителей фирмы или секретный повышенно опасный характер деятельности партнерского предприятия.

Также используются приемы оперативно-технического съема информа­ции с сотрудников охраны, болтовня которых в долгие часы дежурств выдает иной раз слиш­ком много ценной информации.

• специальные средства противодействия

Если в отношении технических средств защиты все достаточно ясно и их выявление не вызывает сложностей, то трудности могут возникнуть при попытках обнару­жения наиболее показательной техники в составе службы безопасности предприятия — а именно средств противодействия коммерческому шпионажу: телесистем скрытого видео­контроля, поисково-обнаружительных систем и комплексов радиомониторинга, аппаратуры контроля и защиты информации (детекторов записывающих устройств, постановщиков по­мех и т.п.).

Особо показательно, как мы говорили выше, характеризуют фирму сред­ства контроля лояльности персонала. В последнее время они становятся все более частым атрибутом солидных российских банков и промышленно-торговых компаний. В этой связи уместно выделить такие системы, как комплексы контроля телефонных переговоров. Выяв­ление наличия подобной практики и техники представляется возможным исключительно оперативным путем, например, обработкой персонала фирмы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

Выяснение организационной формы СБ не представляет сложности, за ис­ключением случаев интеллектуализации ее функций. Все остальное, включая вопросы опла­ты труда охранников, представляет собой предмет оперативной работы.

Самодеятельность в форме совмещения охранных функций с иными, на­пример совмещение функций шофера, референта, консультанта, весьма откровенно говорит о прижимистости руководителя или о его плохо скрываемой плотной опеке.

В тех конторах, которые вызывают на подмогу «коммандос» головной или вышестоящей организации, как правило, наблюдается низкая инициативность и отсутствие полномочий. Проектную деятельность разумно переключить на ступень выше.

Организационно выделенные единицы и службы предполагают тяготение фирмы к программно-целевому планированию деятельности, неплохое финансовое планирование и, в случае четкой адекватности охранных усилий реальным угрозам, наиболее благо­приятно характеризуют фирму.

Найм «спецов» по необходимости под конкретные работы по безопасно­сти предопределяет гибкость структуры фирмы, мобильность ее деловых подходов и ресурсосберегательную политику. Кроме того, проанализировав тех, к кому обращается фирма, можно сделать вывод о искушенности фирмы в деле разборок. Должны быть связи — ищи­те.

Прозрачные системы СБ, организационно припрятанные, если вам их уда­лось обнаружить, кричат вам: «Осторожно!». Имеющий уши да услышит.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...