Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Правила поведения в дискуссии»




Упражнение «Правила поведения в дискуссии»

Цель: выделить основные правила дискуссионного обще­ния; научиться анализировать поведение в дискуссии — свое и собеседника.

Порядок работы.

1. Тема дискуссии выбирается методом «корзины идей»:

— на доске записываются все предложенные темы;

— систематизируются по общности смысла;

— выбирается предпочтительная или формулируется новая на основе обобщения (часто учащиеся выбирают тему юмори­стического плана).

2. Разрабатываются правила проведения дискуссии при по­мощи задавания (напоминания) проблем, которые смогут воз­никнуть в ее процессе. Выработанные правила записываются на доске. Например:

— предельная доброжелательность;

— обсуждение и аргументация не переводятся на личность;

— нельзя голосовать;

— не отнимать время, решая свою личностную проблему -желание выглядеть лучше (не рисоваться);

непозволительны самоуверенный безапелляционный тон, оскорбления. 3. Дискуссия.

а) Тренировочный вариант.

Предлагается утверждение «День начинается с восхода сол-па» Участники делятся на людей, согласных с утверждением, и оппонентов. Оговаривается предмет обсуждения. Приводит­ся аргументация утверждения. Защита точки зрения на данное утверждение проходит по правилам, которые записаны на доске. Опенка аргументов: доказательность, логика, четкость и кор­ректность формулировок, строгое следование теме.

б) Дискуссия на тему, выбранную из предложенных студен­тами. Например: «Интеллигентный человек», «Деловой чело­век».

1 вариант. Участники делятся на две команды, устанавлива­ются правила дискуссии.

2 вариант - «Аквариум». Участники делятся на три группы: 1-я и 2-я группы - оппоненты, 3-я группа - наблюдатели. Наблюдатели отслеживают поведение, стиль общения, выпол­нение правил дискуссии.

3 вариант. 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — члены жюри. Члены жюри выбираются по деловым и личнос­тным качествам.

Критерии оценки:

- умение слушать и выслушивать;

- умение понять собеседника;

- доброжелательный или оценочный подход к товарищам;

- организованность и умение объединяться для групповой Деятельности;

- умение встать на точку зрения партнера и оппонента;

- умение склонить собеседника к своей точке зрения.

Вопросы для обсуждения:

Рефлексия: чувства, открытые в себе и в других. Что мешало, что помогало в процессе дискуссии? Какие принципы нарушались чаще? Почему? Чему вы научились в процессе дискуссии?

Гаджиева Н. М., Никитина Н Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

-6682

Григорьев Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивное общения' Метод, пособие для преподавателей. — Новосибирск, М., I9gj

Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межлично стные отношения: Метод, рекомендации. — СПб., 2001.

Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991.

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕГУЛЯЦИЮ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГА

Упражнение «Стенка на стенку»

Группа делится на две равные подгруппы. Команды садятся на два ряда стульев, поставленных друг против друга. Участни­ков первой команды ведущий просит представить себе труд­ную конфликтную ситуацию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни. Ему необходимо обратить­ся к кому-то из участников противоположной команды с пре­тензией. Задача его партнера - снять напряжение у нападаю­щего. Спустя две минуты диалог прерывается, даже если он еще не вполне закончен, и нападающего просят определить, снизилось ли его напряжение, осталось на прежнем уровне или даже повысилось.

Проводится анализ результатов, обсуждаются техники сни­жения эмоционального напряжения, которыми пользовались партнеры по взаимодействию. Далее участникам группы пред­лагается разделить лист вертикально пополам и в левый стол­бец записать техники, снижающие эмоциональное напряже­ние, а в правый — повышающие его. Ведущий дополняет пере­чень техниками, которые не были спонтанно использованы в разыгрываемых ситуациях.

Снижающие напряжение Повышающие напряжение^___
1. Предоставление партнеру возможности выговориться 1. Перебивание партнера
2. Вербализация эмоциональ­ного состояния (своего; партнера) 2. Игнорирование эмоцио­нального состояния (своего; партнера)_____

{-Подчеркивание общности с партнером (сходство Hirrppjgf™- мнений и т. д. ) •^Тп^явление интереса ' к проблемам партнера

-^подчеркивание значимости партнера, его мнения «ваших глазах___________

■ ^Предложение конкретного выхода из сложившейся

ситуации 7 Обращение к фактам

8. Спокойный, уверенный темп речи ___________

9. В случае вашей неправоты немедленное ее признание

10. Поддержание оптималь­ной дистанции, установле­ние контакта с глазами оппонента

3. Подчеркивание различий между собой и партнером

4. Демонстрация незаинте­ресованности в проблеме партнера_______

5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера

6. Поиск виноватых и обвинение партнера

9. Оттягивание момента признания своей неправоть или отрицание ее

10. Избегание

пространственной близости

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...