Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Подчеркивание общности»




Упражнение «Подчеркивание общности»

Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, броса­ющий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет... », и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба быва­ем несколько прямолинейны». Тот, кто получает мяч, отвеча­ет: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я по-ДУмаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает Упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Упражнение «Подчеркивание значимости»

Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам пред­лагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызыва-

*                                          99

ющие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: «Таня, мне в тебе нравится... » - „ называется то личностное качество, которое было найдено Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое воз­никло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжа­ет кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.

Упражнение

«Снятие эмоционального напряжения в парах»

Участники разбиваются на пары и садятся по кругу напротив друг друга: внутренний круг направлен наружу, внешний -к ним лицом. Предлагается для решения какая-либо эмоцио­нально напряженная ситуация. Участник, сидящий во внутрен­нем круге, должен снять напряжение партнера, находящегося во внешнем круге. Ситуации, предлагаемые для разрешения, должны носить отвлеченный характер, чтобы избежать излиш­ней личностной вовлеченности участников. Например, паци­ент записался на прием к врачу, к которому ему посоветовали обратиться знающие люди, но в назначенное время его прини­мает другой врач (молодой и менее опытный; мужчина, а не женщина и др. ). Ситуации могут касаться валютной стипендии, в которой кому-то отказали по неизвестной причине; отмены поощрительной поездки в Париж и т. п. Время ограничено дву-мя-тремя минутами. Ситуаций предлагается, как правило, три. Каждый раз меняется партнер, снимающий напряжение, так как внешний круг после каждой ситуации перемещается на од­ного человека вправо.

Вопросы для обсуждения:

• Какие приемы были использованы для снятия эмоциональ­ного напряжения?

• Кому это удалось лучше всего?

Упражнение «Почтительная вербализация»

Участники объединяются в пары по кругу. Один из них -нападающий, его задача — агрессивно нападать на партнера-Задача сидящих напротив - снизить напряжение его партнера с помощью почтительно выполненной техники вербализации

яств. Парам дается две минуты, чтобы подготовить демонст-пионную сценку. По истечении времени пары по очереди лжны продемонстрировать свои сценки. Материал: таблица формул вербализации чувств.

Обсуждение: Всякий раз после окончания сценки ведущий спрашивает у группы: «Было ли это сделано почтительно? Было ли это сделано эффективно? ». По окончании круга группе за­дается вопрос: «Какие формулировки оказались наиболее эф­фективными? » В том случае, если у группы появились форму­лировки новых техник снижения эмоционального напряже­ния, они записываются на доске.

Формулы вербализации чувств

Менее уважительные формулировки Более уважительные формулировки
Вы не понимаете; я не понимаю Вам неприятно; мне неприятно Вам противно; мне противно Вы нервничаете; я нервничаю Вам обидно; мне обидно Вы злитесь; я злюсь Вы боитесь; я боюсь Вы удивлены; я удивлен Вы огорчены; я огорчен Вы возмущены; я возмущен Вас беспокоит; меня беспокоит Вас задевает; меня задевает Вы сердитесь; я сердит Вы опасаетесь; я опасаюсь

Упражнение «Метафорическая вербализация»

Участники объединяются в пары. Выбирается для разыгры­вания какая-либо конфликтная ситуация. Один участник пары нападает на другого участника. Тот, на кого напали, должен ответить метафорическим описанием своего состояния. Напри-МеР, один участник может сказать: «По-моему, вы уже забыли о нашем вчерашнем разговоре». Второй участник может ответить: «Я чувствую себя как школьник, отвечающий у доски».

Варианты ответа: «Я чувствую себя как подсудимый в зале сУда», «я чувствую себя как Дюймовочка в тюльпане: упала и барахтаюсь в цветке».

Метафора должна быть яркой и в тоже время мягкой, прав­дивой и в то же время шутливой, точной и в тоже время ува-ительной по отношению к себе.

Для обсуждения:

• Каковы возможности метафорического ответа на чужое на­падение?

Игра «Парижская выставка»

Всем участникам предлагается разбиться на три команды и придумать им название. Каждая из команд — фирма, произво­дящая ценные человеческие качества.

Инструкция ведущего: «Вам дается восемь минут для того чтобы обсудить, какие ценные качества каждая команда может представить на Парижской выставке. Для этого вы по очереди должны высказать каждому участнику вашей команды, что вы в нем цените. Например, первая команда может сначала пого­ворить об Алексее. Участники команды скажут Алексею, что они в нем ценят. После этого они вместе с ним решат, какое из его ценных качеств можно представить на выставке. Затем та­ким же образом нужно обсудить ценные качества других уча­стников и решить, какие ценные качества участников вашей команды вы будете представлять на выставке».

Названия презентуемых ценных качеств указываются на специальных табличках для выставки (на каждом листке -одно качество), они остаются в тайне от остальных групп. После выполнения задания предлагается подумать, какие цен­ные качества представят на выставке другие команды, и со­ставить их список (на эту работу дается еще восемь минут). Далее следует открытие Парижской выставки. У каждой ко­манды берется интервью - задается вопрос: «Первая команда, что именно вы надеетесь увидеть в павильоне команды номер два? ». После высказываний команд делается вывод о сочетании спроса и предложения, об осознании производителем своих про­дуктов. Подобная процедура проводится со всеми командами.

Для обсуждения:

• Какое действие оказывает обсуждение ценных качеств чело­века?

Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межлично­стные отношения Метод, рекомендации СПб., 2001.

Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб., 2002.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...