Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
ОПРОС – метод сбора первичной вербальной информации, который основан на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и исследователем. Классификация О.: • по характеру взаимодействия с респондентом: 1) интервью: - стандартизированное, - полустандартизированное, - предельно нестандартизированное; 2) анкетировании; 3) очный анкетный опрос; • по способу коммуникации с респондентом: 1) устный: - непосредственный, - телефонный; 2)письменный: - очный, - заочный; 3) интерактивный (голосование – позвонить или нажать на кнопку); • по форме организации процедуры: 1) индивидуальный опрос; 2) групповой опрос; • по объему генеральной совокупности, на которую распространяются результаты опроса: 1) монографический опрос (только на одного человека/выдающегося); 2)исследовательский опрос (есть ГС, на которую будут распространяться результаты – репрезентативный/нерепрезентативный); 3) массовый опрос (широкая ГС – все жители РФ, напр.); • по основной теме: 1) событийный, 2) ценностно-ориентационный, 3) мотивационный, 4) бюджет времени (опрос хронометрии), 5) отношение к определенной проблеме, 6) межличностные отношения, 7) статистический опрос; • по степени обобщенности получаемой информации: 1) экспертный опрос, 2) опрос населения. О.- распространенный прием в соц.-псих. исследованиях. В соц. психологии метод опроса используется в 60-70% всех исследований. Критика о. - как можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Среди многочисленных видов о. наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп). Главные методологические проблемы - заключаются в конструировании вопросника. Важно: логика построения, предусмотрения того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.
Самый главный этап в разработке опроса – определение проблемы, целей и задач работы. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет. Три направления работы по подготовке заочного анкетирования: 1)работа над формальными/внешними характеристиками анкеты (шрифт, бумага); 2)формально- содержательные характеристики анкеты (формулировка вопросов, создание общей структуры а., последовательность вопросов); 3)содержательные характеристики а. (насколько вопросы соответствуют цели исследования). 1) внешний вид А. - • а. должна привлекать внимание; • учёт условий заполнения а. (в какой ситуации будет заполняться); • пространство листа не должно быть монотонным (достаточно место для ответов, оригинальное, но удобное расположение вопросов и т.д.). 2) формально-содержательные требования к А.: • Требования к формулировке вопросов: в. должен быть понятен респонденту; в. должен быть однозначным; в. не должен идти в разрез с соц. нормами; в. не должен быть внушающим, наводящим. Классификация вопросов: • по форме ответов: - открытый; - закрытый; - шкальные альтернативы (количественные (отмечаем баллы), словесные (выбираем слова – полностью не согласен, согласен, абсолютно согласен и т.д.)); альтернативы–«меню»; - полузакрытые вопросы. •по содержанию вопросов: - фактологические вопросы (как часто…, и т.д.); - вопросы о психике (в широком смысле); - в. о личности–«паспортичка»; - в. о межличностных отношениях.
• по характеру интерпретации: - прямые; - косвенные. • по форме вопроса: - личный; - безличный. • по функциям: - содержательные (основные, для получения основной информации); - функциональные (определен. ф-я, для достижения успеха опроса в целом) – контактные (для налаживания контакта); - вопросы-глушители (отвлечение, перебить монотонность опроса); - вопросы-фильтры (позволяют дробить выборку по опред. критерию); - контрольные вопросы (-проверочные, - вопросы- ловушки, - шкала лжи). Необходимо использовать РАЗНЫЕ вопросы в одной анкете. Интервью – это очный устный опрос. Преимущества: 1) есть возможность получения более полной информации (верб. и неверб. Реакции, уточняющие вопросы); 2) выше мотивация и ответственность респондента; 3) есть возможность дополнить информацию. Трудности: 1) связаны с влиянием личности интервьюера на ответы респондента (внешний вид не должен отталкивать, темп речи – средний. Желательно сходство по возрасту, по полу). Усталость интервьюера влияет – необходимо прекратить интервью: при длительности интервью 20-30 мин – не более 10 интервью в день, если 1 час – не более 5, при массовом опросе – много интервьюеров. 2) связаны с ситуацией проведения интервью (где проводится опрос – условия должны быть подходящими, дома интервью проводить нельзя (воспринимает интервьюера как гостя и старается ему угодить), нужно продумать пространственное решение). Структура интервью. • 1ый этап - установление контакта: представиться, нельзя подчеркивать реальные цели, обращаться по имени, познакомьтесь, сказать, что исследованию интересен весь спектр мнений, что вопросы легкие, начинать с отвлеченных тем. • 2ой этап - закрепление контакта и переход к содержательным вопросам: закрепить мотивацию, первые вопросы должны быть простыми (событийными, фактологическими), подчеркнуть, что нам интересны мнения респондента. • 3ий этап - сбор основной информации: тематические блоки вопросов можно объединять, важно активное слушание, есть опасность потери контакта. причины потери контакта - отсутствие у респондента информации по данному вопросу (извиниться, сказать, что этого ответа вы не можете знать, не заострять не этом внимание); - респондент не понял вопрос (пояснить); - не хочет отвечать на вопрос (уверить о конфиденциальности).
• 4ый этап - завершение беседы: главная задача – выход из контакта, к концу можно сказать, что уже осталось недолго, можно использовать повторы (мы с вами не полностью ответили на вопрос…), используем паспортичку, предлагаем узнать о результатах через несколько дней, если респондент интересуется, поблагодарить, подарить сувенир, важно, чтобы контакт не стал слишком тесным (личное знакомство – отрицательный фактор) БЛИЦ – ОПРОС И БЛИЦ- ИНТЕРВЬЮ Содержат не более 10-12 вопросов, используется, когда есть четкая гипотеза, также для быстрого зондажа. Можно использовать технику постадийного развертывания опроса (Лазерфельд) – эта техника используется в опросах общественного мнения. 1-й вопрос – фильтр, 2-й – общий (для выявления общей направленности мнения) – это открытый или полузакрытый вопрос, 3-й – уточняющий (для уточнения общей направленности), 4-й – выяснение причин взглядов (открытые, полузакрытые вопросы), 5-й – определение интенсивности мнения. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА Используется на этапе разработки проблемы, для оценки подготовленности нами продукт количество экспертов чаще всего 3, лучше 7. Главное – компетентность экспертов. Цели исследования должны быть четкими. Чаще встречаются открытые вопросы, используются шкальные. Язык близок к профессиональному. Анализ результатов чаще качественный. ПОЧТОВЫЙ ОПРОС дешевле обычного, главные проблемы вызывают анкеты – возврат оплачивается. Факторы, влияющие на возврат: - уведомление об опросе (по TV, в газете, по почте и заранее); - уведомление по телефону увеличивает возврат на 10-20%; - использовать напоминание о возврате – увеличивает на 20%; - вознаграждение – 10%; - личное обращение - возврата больше, чем у безличных. Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Существуют различные виды Б. – представители школы Пиаже, гуманистические психологи, основоположники и последователей "глубинной" психологии и т.д.
Б. включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью. Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|