Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус – группы.




Качественные методы, главным образом, направлены на понимание, то есть здесь важно выявить индивидуальное отношение и его смысл к ч.-л. Поэтому лучше всего использовать и количественные и качественные методы.

Качественные методы также являются научными, в связи с чем существуют определенные требования и логика их применения.

В.В. Семенова предложила следующую классификацию:

1) Тактики качественного исследования:

- Исследования отдельной общности или случая – кэйс-стади (case-study). Когда нужно исследовать уникальную общность во всей совокупности ее взаимосвязей. Используется для изучения определенных замкнутых общностей – для анализа бригад, коллективов, клинических практик. В течение длительного времени исследователь находится во взаимодействии с объектом исследования. Чаще всего результат – это прикладные советы, которые могут касаться разрешения конфликтных стадий или улучшения функционирования.

- Этнографическое исследование – пришло из культурной антропологии. Задача – описание и анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры – нормы, традиции, ценности, мифы и т.п. Результат – описание. Основная проблема – внедрение в общность.

- Историческое исследование – устная история – изучение субъективного опыта переживания исторических событий. Пр., становление производственного общества, война и т.д. При этом необходимо помнить, что мы работаем с воспоминаниями и переживаниями – учет искренности и качеств личности. Можно соотносить с реальными фактами.

- История жизни – биографический метод изучения индивидуального пути и жизненного опыта на разных этапах жизни. Важна вся биография. Объект – выдающийся, уникальный или среднестатистический человек. Важно начинать с хронологических моментов и постепенно наращивать этот аспект историями.

- История семьи – семья как стабильная малая группа в контексте психологических, социальных жизненных изменений. Беседы с разными членами семьи, выделение главного, создание генеалогического графа, который показывает членов во всем многообразии родственных отношений.

2) Методы:

- Наблюдение – полевое, неструктурированное или полуструктурированное с детальной регистрацией событий в дневнике наблюдения (в case-study и этнографических исследованиях).

- Опрос (интервью) – чаще используется полу- или неструктурированное интервью. Очень длительны (минимум 1,5 – 2 часа в течение нескольких дней). Расшифровка – 100-200 печатных страниц. Выделяют: 1)предельно неструктурированное – повествование человека о своей жизни. Он говорит, а мы молчим. 2) полуструктурированное – биографическое интервью. 3) лейтмотивное интервью – отслеживаем блок вопросов по поводу одного аспекта жизнедеятельности на протяжении всей жизни. 4) фокусированное интервью – выделяем ситуации и глубоко о них беседуем. 5) диалоговое интервью или свободная беседа – исследователь более полно выражает свою точку зрения.

- Анализ личных документов – наиболее распространенные – глубинный анализ дневников, писем, фото, видео, все неодушевленные предметы.

Метод фокус-группы.

Определение: Фокусирование на основной проблеме групповое интервью.

Первое его применение относится ко 2-ой мировой войне. В 1941 году Лазерефельд и Мертон – эффективная работа радио. 1943 – по эффективности пропаганды. Первое теоретическое описание 1946 – в книге Мертона, Кендалл и Фиске «Фокусированное интервью». У нас метод используется с конца 80-х – начала 90-х.

В его основе лежит механизм групповой дискуссии, но без 3-ей фазы. Фазы:

1. ориентация в проблеме;

2. высказывания мнений;

3. принятие единого решения; (в фокус-группах, последнего этапа – нет!!!)

При этом в фокус-группе первые две стадии не требуют единства мнений. Главное – выявить весь спектр мнений. Дискуссию проводит модератор (ведущий) – подготовленный и компетентный социальный психолог и человек, разбирающийся в проблеме.

Подготовка:

1) разработка программы исследования.

2) наличие ведущего.

3) написание гайда (плана). Вопросы должны быть четкими, нетравмирующими. Гайд – 5-7 блоков, по 10-15 вопросов в каждом блоке.

4) набор участников зависит от проблемы. Испытуемые должны быть компетентными. Не рекомендуется реклама по СМИ. Стараются не приглашать людей, имеющих отношение к работе с группами и знакомых друг с другом людей. Важна гомогенность состава по значимым признакам – пол, возраст, образование, социальный статус, политические признаки. Важно, чтоб модератор не выпадал из этих групп. Важно также заранее оговорить время, место, вознаграждение, продолжительность.

5) подготовка помещения: нужна комната средних размеров + овальный стол.

Оптимальное число участников – 6-8 людей. По одной теме проводят 3-4 группы. 1 – пилотажная и 3-4 основных.

6) проведение – все должны быть задействованы и активны. Вопросы модератор знает наизусть и общается со всеми участниками. В заключении также высказываются по всем нерешенным вопросам и проблемам.

Часто используется просмотр и прослушивание видео- и аудио материалов. В конце подводится итог.

7) расшифровка полученного материала.

8) отчетная работа.

Главная «+» особенность – быстрота и экономичность метода. Но есть претензии к методу ввиду репрезентативности выборок.

 

20. Механизмы искажения восприятия при межличностном общении.

В рамках анализа процесса познания людьми друг друга в целом можно исходить из 2 базовых положений: 1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

В рамках каузальной атрибуции изучаются попытки "рядового человека", "человека с улицы" понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. При этом здесь речь идет как о приписывании причин поведения другого человека, так и способах приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной "желательности" или "нежелательности". В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно так же и во втором случае: под социально "желательным" понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально "нежелательное" поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

Кроме того во многих исследованиях было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г.Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Также было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи. Особый интерес также представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события, что тоже имеет место при познании человека человеком.

На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. И хотя этот вывод не разделяется всеми исследователями, важность открытия явления атрибуции очевидна для более углубленного представления о содержании межличностного восприятия.

Дополнительные знания были получены и о том, что процесс этот определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда "сфера" приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый "простор" для приписывания. Выявлена также зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия. Например, "плохой человек обладает плохими чертами", "хороший человек обладает хорошими чертами" и т.д. Поэтому приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: "плохим" людям всегда приписываются плохие поступки, а "хорошим" – хорошие.

Правда, наряду с этим в теориях каузальной атрибуции уделяется внимание и идее контрастных представлений, когда "плохому" человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт. В конечном итоге, все вышеперечисленные основания приводят к чрезвычайно важному вопросу более общего плана – вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. При этом здесь учитывается как роль характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия, так характеристики объекта восприятиия. Как выясняется, от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные психологические особенности различных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего "раскрытия" себя для восприятия другими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко ("он – скрытный", "он – себе на уме" и т.д.). Однако эти соображения здравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия.

Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область анализа, которая связана с выделением различных "эффектов", возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего известны три таких "эффекта": эффект ореола ("гало-эффект"), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

Сущность "эффекта ореола" заключается в приписывании человеку набора связанных между собой качеств, когда мы на самом деле наблюдаем только одно качество из этого набора. Соответственно, этот образ, ранее у нас существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. При этом более вероятно, что мы наделим других отрицательным ореолом, чем положительным.

Эффект ореола чаще всего возникает при следующих условиях: 1) когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия; 2) когда воспринимающий судит о чертах, в которых он не разбирается; 3) когда черты связаны с нравственностью и 4) когда воспринимающий хорошо знает данного человека.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты "первичности" и "новизны". Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При этом влияние "эффекта первичности" обычно имеет место быть при восприятии именно незнакомого человека. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует "эффект новизны", который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Стереотипы – это упрощенные и стандартизованные концепции характеристик или ожидаемого поведения человека или членов определенной группы. Эти характеристики, рассматриваемые в целом, могут быть восприняты как положительные или отрицательные и могут быть точны или не точны. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям: 1) упрощение процесса познания другого человека, то есть в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку; 2) приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

 

21. Вербальная коммуникация. Язык и значение (денотация, коннотация).

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системычеловеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетическихзнаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речьявляется самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачеинформации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда,этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуациивсеми участниками коммуникативного процесса.

Что касается отношения между языком и значением в рамках вербальной коммуникации, то на первый взгляд, оно кажется совершенно ясным. Мы выбираем правильное слово, а люди будут истолковывать вложенный в него смысл верно. На самом деле отношение между языком и значением вовсе на так просто по двум причинам: язык должен быть выучен, а использование языка – это творческий акт.

Во-первых, мы не рождаемся знающими язык. Скорее, каждое поколение, принадлежащее определенному языковому сообществу, изучает язык заново. Мы узнаем многое из нашего языка на ранней стадии жизни, от наших семей, и еще больше мы узнаем в школе. Но мы не всегда умеем использовать те же самые слова для тех же самых целей.

Второй причиной некоторых трудностей в отношении между языком и значением служит то, что, несмотря на наличие в языках синтаксиса и грамматики, каждое высказывание – это творческий акт. Когда мы говорим, мы используем язык для создания новых предложений, которые и несут вложенный нами смысл. Несмотря на то, что при случае мы повторяем конструкции предложений, принадлежащих другим людям, чтобы выразить наши мысли и чувства, некоторые из наших собственных высказываний уникальны.

Третьей причиной сложности отношений между языком и значением является различное восприятие людьми смысла слов. Слова имеют два типа значений: денотативное и коннотативное.

Денотация – прямое точное значение, которое языковое сообщение формально приписывает слову. Денотация слова – это значение, которое мы находим в словарях. При этом в некоторых случаях денотативное значение слова не всегда ясно. Во-первых, потому что словарное толкование отражает текущую или прошлую практику, принятую в языковом сообществе. А, во-вторых, словарь использует слова для определения других слов. В результате в разных словарях слова определяются по-разному и часто имеют несколько значений, которые меняются со временем.

Кроме того, значение может меняться в зависимости от контекста, в котором используется слово. То есть контекст – место слова в предложении и другие слова вокруг него – играет важную роль в правильной интерпретации значения этого слова. Т.о., не только наличие других слов, синтаксиса и грамматики словарного послания помогает нам понимать и обозначать смысл конкретного слова; также имеет значение ситуация, при которой они были произнесены.

Коннотация – чувства или оценки, которые у нас ассоциируются со словом. В некоторых случаях данный компонент может играть даже более важную роль в понимании нами значения, чем само слово. Здесь можно отметить, что С.К. Огден и И.А. Ричардз были среди первых ученых, рассмотревших непонимание между людьми из-за незнания общающихся о том, что их субъективные реакции на слова основаны на их жизненном опыте.

Т.о., денотативное и коннотативное значения слова важны потому, что имеет значение лишь то, что понял человек из нашего сообщения, независимо от того, что мы хотели передать.

 

22. Назначение и техники малого разговора.

Малый разговор - это беседа на интересную и приятную для собеседников тему, чаще всего не связанную с темой "большого" разговора.

Малый разговор - болтовня о пустяках, но не пустячная болтовня.

Малый разговор – это непринужденная и приятная беседа о семейных делах, хобби, забавных событиях.

Цель малого разговора – создать благоприятную психологическую обстановку, заложить основы взаимной симпатии и доверия.

Малый разговор должен проходить в личной экспертной зоне собеседника, касаться приятных или интересных для него сторон жизни.

Техники малого разговора таковы:

1.цитирование партнера - Ссылки на ранее сказанное партнером, его рассказы о себе, своих занятиях, хобби

 

2.позитивные констатации - Положительные высказывания о событиях в жизни партнера, о благоприятных событиях вообще, о сдвигах к лучшему, о достижениях партнера, о людях, не участвующих в разговоре, но известных обоим собеседникам.

3.информирование - Сообщение информации, важной, интересной и приятной для собеседника

4.интересный рассказ - Увлекательное, захватывающее повествование, неожиданное, приятное или пикантное

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...