Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

безразличия по уровням полезности; в баллах




 

Набор Qx1 1 U1 2 2 U2 3 3 U3
I         1,5        
II                  
III                  
IV                  

 

Далее, по данным таблицы, используя уравнение бюджетной линии 5.6, построим отрезок бюджетной линии и три кривых безразличия, отличающиеся по уровням полезности: U1 = 8 баллов,
U2 = 12, U3 = 20 (рис. 5.7).

Qx, кг

10 ¨

9

8 ¨ ¨

6 ¨ Е1

5 ¨

4 ¨ ¨ Е1* ¨ U3 = 20 баллов

3 ¨ U2 =12 баллов

2 ¨ U1 = 8 баллов

0

1 2 3 4 5 Qм, л

Рис. 5.7. Равновесие и неравновесие потребителя.

 

Каков же выбор потребителя? Выбор, очевидно, любой комбинации на кривой безразличия U1 свидетельствует о нерациональности поведения потребителя, поскольку это наименьшие по полезности наборы благ (8 баллов). Комбинации на кривой безразличия U3 просто недоступны потребителю по финансовым соображениям. Остается кривая безразличия U2 . Точку оптимума, в нашем случае, легко найти из следующей системы уравнений:

Qx = – а×Qм + в

Qx×Qм = U2 . (5.7 )

Подставив в 5.7 соответствующие данные из таблиц 5.9 и 5.10, получим систему уравнений вида

Qx = – 2Qм + 10

Qx×Qм = 12. (5.8)

Решение системы уравнений дает нам две точки равновесия Е1(6;2) и Е1* (4;3). Точку оптимума можно определить и с помощью формулы

RSxм = Рм / Рх, (5.9)

где RSxм = – DQx / DQм = – (6–8) / (4–3) = 2; Рм / Рх = 4 талера / 2 талера = 2.

Таким образом, в нашем примере не одна, а две точки равновесия.

Положение равновесия, очевидно, меняется в зависимости от динамики цен и доходов потребителя. Уменьшение, например, цены на молоко вдвое (с 4-х талеров до 2-х за 1 л) означает, что, и количество приобретаемого молока может увеличиться в два раза при прежних бюджетных ограничениях (недельном доходе потребителя в 20 талеров). Это значит, что изменится и уравнение бюджетной линии, а ее точка пересечения с осью абсцисс сместится вправо из положения М1 в положение М2 (рис. 5.8).

 

Qx

10

9

6 Е1

5 Е2

4 Е1* U2 = 25 баллов

2 U1 = 12 баллов

0 М1 М2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Qм

 

Рис. 5.8. Смещение вправо нижней точки бюджетной линии

из положения М1 в положение М2.

 

К чему такое смещение приведет? Во-первых, изменится уравнение бюджетной линии. Оно примет вид Qх = – Qм + 10. А во-вторых, сместится вправо в положение Е2 (рис. 5.8) и точка равновесия потребителя. Координаты точки Е2 легко найти, решив систему уравнений

Qx = – Qм + 10,

Qx×Qм = 25.

Выражаем Qм через 25 / Qx и в результате преобразований получаем следующее уравнение: Qx2 – 10Qx + 25 = 0. Откуда находим, что Qм = 5 и Qx = 5. В результате чего получаем точку равновесия Е2 с координатами 5 и 5.

Располагаемый доход (РД) потребитель иcпользует для потребительских расходов (С), а если он составляет достаточную величину, то часть его идет на сбережение (S).

Согласно закону Энгеля, с ростом доходов семьи доля расходов на питание уменьшается, но возрастает доля расходов на удовлетворение культурных и других потребностей.

Линия потребительских расходов может быть описана следующим уравнением: С = Са + Нп×РД, (5.10)

где С – потребительские расходы в определенном году; Нп – норма потребления или доля РД, которая идет на потребительские расходы.

Особо остановимся на автономном потреблении (Са), которое осуществляется за счет накопленного личного имущества, непосредственно не связанного с величиной текущих расходов потребителя. Приведем пример. Допустим ваше личное богатство оценивается в 60 млн руб. и каждый год Вы расходуете по 12 млн руб. (продаете имущество) на потребительские расходы. За пять лет в таком случае от вашего богатства, если оно не будет пополняться ничего не останется.

Динамику располагаемого дохода, потребительских расходов и сбережений, можно проиллюстрировать с помощью рис. 5.9.

 

С, тыс. руб.

800 А В

S

600

С = Са + Нп×РД

400 · Е

С

200

Са М

О 200 400 600 800 РД, тыс. руб.

 

Рис. 5.9. Линия потребительских расходов.

 

Отрезок ОВ, как видно из рисунка, представляет собой геометрическое место точек равенства доходов и потребительских расходов населения. В нашем примере потребитель, когда величина его располагаемого дохода превышает 400 тыс. руб., часть дохода оставляет на сбережения. Сам смысл уравнения 5.10 покажем на следующем примере. Предположим, что величина автономного потребления составляет 200 тыс. руб. в месяц, а норма потребления равна 0,8. Тогда при РД = 800 тыс. руб. величина потребительских расходов составит 200 тыс. руб. + 0,8×800 тыс. руб. = 840 тыс. руб. Что же касается величины сбережений, то в нашем примере они будут равны 160 тыс. руб.

Итак, у нас с вами уже есть общее представление о том, что собой представляют домашние хозяйства и как они ведут себя в условиях рыночной экономики.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Домашнее хозяйство. Семейный бюджет. Минимальный потребительский бюджет. Прожиточный минимум. Бюджет прожиточного минимума. Уровень жизни. «Лук» Лоренца. Общая полезность. Предельная полезность. Кривая безразличия. Карта безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя. Эффект замены. Эффект дохода.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

 

ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ

 

1. В чем состоит отличие минимального потребительского бюджета (МПБ) от бюджета прожиточного минимума (БПМ)?

2. Какое практическое значение имеют показатели МПБ и БПМ?

3. Какие правила измерения полезности однородных товаров вы знаете?

4. Каково практическое значение схемы К. Менгера?

5. В чем состоит правило максимизации полезности наборов потребляемых благ?

6. Что такое бюджетная линия?

7. Что такое автономное потребление?

 

 

ВЫПОЛНИМ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. По правилу Энгеля с ростом доходов семьи удельный вес затрат на жилищно-коммунальные услуги в семейном бюджете:

а) практически не изменится; б) вырастет; в) уменьшится;
г) такой связи нет.

2. Если ваш располагаемый доход 1,6 млн руб. в месяц, а потребительские расходы равны 1,2 млн руб., то норма сбережения будет равна:

а) 15%; б) 20%; в) 25%; г) 30%.

3. Предположим, что треугольник абсолютно справедливого распределения доходов населения по площади в
4 раза больше «лука» Лоренца, тогда коэффициент Джини будет равен:

а) 0,1; б) 0,15; в) 0,2; г) 0,25.

4. Предположим, что общая полезность яблок меняется следующим образом:

Количество яблок            
ТU; в баллах            

Каковы будут затраты рационального потребителя на покупку яблок, если полезность одного балла оценивается в 200 руб.:

а) 2000 руб.; б) 1000 руб.; в) 1600 руб.; г) 1200 руб.

 

РЕШИМ ЗАДАЧУ

 

1. По данным таблицы выделите сбалансированный, профицитный и дефицитный семейные бюджеты:

Доходы в месяц, в тыс. руб.   Семья Расходы в месяц, в тыс. руб. Семья
           
Заработная плата       Питание      
Пенсии, пособия, стипендии       Одежда, белье, обувь      
Доходы от подсобного хозяйства       Оплата жилья и жилищно-коммунальных услуг      
Прочие доходы       Прочие расходы      

ВЕСЕЛАЯ СТРАНИЧКА

ПРО ПОКУПАТЕЛЯ И ПРОДАВЦА

 

Покупатель жалуется директору магазина:

– Ваш продавец меня оскорбил! Я требую, чтобы он взял свои слова обратно!

– К сожалению, мы ничего не принимаем обратно! Можем только обменять на точно такие же.

 

МОРЕ, ФРУКТЫ, ПОКОЙ

 

К врачу-невропатологу обратились три женщины с одной и той же болезнью. Первой, жене богатого коммерсанта, он сказал:

– Лучшее лекарство для вас, мадам, – море, фрукты, покой …

Второй, жене рабочего, он посоветовал:

– Фрукты и покой …

Жене же безработного было сказано:

– Свежий воздух, мадам, воздух и только воздух!

Т Е М А 6

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В ЭТОЙ ТЕМЕ:

Ø дается характеристика предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики;

Ø описываются различные организационно-правовые формы фирм;

Ø раскрывается сущность закона переменной производительности факторов производства;

Ø говорится о том, что собой представляют издержки предприятия и какие они бывают;

Ø определяются доходы предприятий и рентабельность.

6.1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

ЕЕ ПРИЗНАКИ И СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Иногда говорят, что «реклама – двигатель торговли». Но верно и другое выражение: «предприниматель – двигатель рыночной экономики». Без его энергии рыночная экономика не смогла бы развиваться. Что собой представляет его деятельность?

6.1.1. Модель, признаки и схема поведения предпринимателя

Модель предпринимателя включает цель экономического поведения и средства ее достижения. При этом будем исходить из предположения о том, что предприниматель не только организует производство какой-либо продукции, но и продает ее.

Цель предпринимателя состоит в получении максимально возможной экономической выгоды, как правило, прибыли. Для достижения цели предприниматель должен удачно ответить на следующие вопросы: Что производить? Как производить? В каком количестве? Для кого? По какой цене продавать?

Главная фигура на поле рыночной экономики – платежеспособный покупатель. Но кто предоставляет ему продукты, одежду, персональные компьютеры и многое другое? Все это входит в обязанности предпринимателей, которые за определенную плату, разумеется, занимаются организацией производства и доставкой различных товаров для покупателей.

Предпринимательской деятельностью может заниматься отдельный человек, группа граждан и государство. Тем самым были перечислены различные субъекты хозяйствования. Объектами же хозяйственной деятельности являются эффективное использование ресурсов, их кругооборот, материальная и нематериальная продукция, издержки и доходы.

Признаки предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью подразумевают инициативную, самостоятельную деятельность граждан по организации производства и доставки потребителю товара с целью получения прибыли.

Предпринимателем может стать далеко не каждый, хотя возможность получать большие доходы притягивает многих. Такие люди составляют 4–6% экономически активного населения. Что отличает предпринимателей от других людей? Прежде всего, отметим такой признак предпринимательства, как риск. Но есть и вероятность оказаться у разбитого корыта из-за конкуренции. Предприниматель рискует потерять и личное имущество, например, квартиру, автомобиль. Всякий ли способен на это?

Второй признак – высокая степень самостоятельности. В самом деле, предприниматель сам ищет вид хозяйственной деятельности. Более того, во многих случаях он создает рабочие места, предоставляет возможность другим людям получать заработную плату.

Предприниматель должен проявлять также инициативу, стараясь опередить соперника. Он постоянно ведет активный поиск новых форм хозяйствования, широко применяет инновации (нововведения).

Под предпринимательской деятельностью, по мнению известных экономистов А. Маршалла (1842–1924) и Й. Шумпетера (1883–1950), подразумевается новаторская деятельность, направленная на поиск и внедрение новых технологий, форм организации труда и производства, новых рынков и путей удовлетворения потребностей покупателей.

Схема предпринимательской деятельности достаточно проста. Предприниматель – слуга двух господ. С одной стороны, он за определенную плату предоставляет товар потребителю и выступает в роли продавца. Но с другой – с этой целью он приобретает и использует соответствующие факторы предпринимательской деятельности, то есть выступает в роли покупателя (рис. 6.1).

 

Ресурсы предпринимательства, например, станки, земля     ПРЕДПРИНИ МАТЕЛИ Товар, например, обувь, одежда  
 
Продавцы ресурсов предпринимательства   Покупатели товаров  
Доход, например, процент, рента   Доход  
 
           

 

Рис. 6.1. Схема предпринимательской деятельности.

6.1.2. Сферы предпринимательской деятельности

Самое, пожалуй, сложное занятие для предпринимателя – деятельность в сфере производства. Главная функция такого предпринимателя – организация производства. Факторами предпринимательской деятельности в этом случае являются работники, производительный капитал и природные ресурсы. Прибыль же рассчитывается как разница между рыночной ценой единицы продукции и стоимостью затраченных на производство и реализацию продукции факторов производства.

Проще «сколотить» капитал, занимаясь коммерцией, или торговлей. Основная функция предпринимателя-коммерсанта – реализация готовой продукции. Она же является фактором предпринимательской деятельности. Коммерсанту нужно иметь продукцию, которая заинтересовала бы покупателя. Его прибыль рассчитывается как разница между ценой продажи и ценой покупки. Ясно, что себе в убыток никто торговать не захочет.

Весьма популярно и финансовое предпринимательство. При этом под финансовым предпринимательством будем подразумевать не только экономические отношения по поводу купли-продажи на денежном рынке, но и – ценных бумаг, например, акций. Функция такого предпринимательства – оказание финансовых услуг. В качестве факторов предпринимательской деятельности здесь выступают деньги и ценные бумаги. Прибыль же определяется как разница между ценами продажи и покупки денег или ценных бумаг.

Важную роль в рыночной экономике играет посредническая деятельность. Основная функция предпринимателя-посредника – соединение покупателя с продавцом продукции. Главным фактором посредника является экономическая информация. Недаром говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». За информацию, понятное дело, надо платить. Величина дохода посредника определяется как процент от стоимости
сделки.

Отметим также страховое предпринимательство. Его функция – возмещение ущерба. Объектами страхования могут быть имущество, вклады в банках, здоровье, жизнь и т.д. Прибыль в этой сфере предпринимательства образуется как разница между страховыми взносами и величиной выплат страховки.

В наше дни бурно развиваются и другие виды предпринимательства: инновационное, инжиниринг (оказание инженерных услуг), консалтинг и т.п. (рис 6.2).

 

 

 
 

 

 


Рис. 6.2. Сферы предпринимательской деятельности.

В дальнейшем остановимся, главным образом, на предпринимательстве в сфере производства, исходном пункте предпринимательства вообще. В самом деле, если продукция не произведена, то нечего будет и продавать, не о чем сообщать информацию покупателям.

После того, как выбор сделан, перед предпринимателем встает вопрос: создавать ли при этом предприятие или нет? «Челноком» много не заработаешь, да и всю жизнь этим заниматься не интересно. Поэтому серьезный предприниматель создает фирму. Но что это такое?

 

6.2. ФИРМЫ И ИХ ВИДЫ

Фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который с целью получения прибыли производит и реализует продукцию.

Фирма обладает следующими признаками:

Ø самостоятельно ведет хозяйство;

Ø является юридическим лицом, то есть выступает как единая организация, имеет устав, органы управления и контроля, обладает имуществом, несет имущественную ответственность, на суде выступает от своего имени;

Ø имеет трудовой коллектив;

Ø использует имущество для производства и реализации продукции.

Наряду с понятием «фирма» для характеристики предпринимательской деятельности часто используется и такое понятие, как «предприятие». Какая разница, возникает вопрос, между ними? На языке формальной логики можно сказать, что «фирма» — по объему более широкое понятие, нежели «предприятие». Она может включать в себя несколько предприятий, как производственные единицы, связанные общим управлением. Эти понятия, другими словами, соподчиненные (рис. 6.3).

 
 

 


Рис. 6.3. Соотношение объемов понятий «фирма»

и «предприятие».

 

Однако в тех случаях, когда в составе фирмы только одно предприятие, тогда эти понятия можно считать идентичными.

В современной литературе фирма, как форма организации производственно-хозяйственной деятельности, представляет собой основную экономическую ячейку. Ее структуру образуют два главных элемента. Во-первых, коллектив работников, взаимодействующих друг с другом на основе внутрипроизводственного разделения труда. А во-вторых, сюда входит комплекс средств производства, обладающих технологическим единством.

В мировой практике существуют различные организационно-правовые формы фирм. Они определяются национальным законодательством.

Многообразие фирм велико. Их можно классифицировать по разным признакам. По форме собственности выделяют частные, коллективные, государственные и совместные фирмы. По сфере деятельности фирмы бывают промышленные, аграрные, строительные, транспортные, торговые и т.д. По формам организации хозяйственной деятельности можно выделить государственные хозрасчетные и бюджетные, арендные, коллективные, единоличные собственные фирмы, акционерные общества открытого и закрытого типа, партнерства с полной, ограниченной и смешанной ответственностью. В зависимости от размеров различают крупные, средние и малые фирмы. По целям деятельности образуются коммерческие и некоммерческие (бесприбыльные) фирмы.

Стратегической целью всех коммерческих фирм является прибыль, хотя в краткосрочном периоде на первый план могут быть выдвинуты и тактические цели, например, увеличение доли рынка.

Любая фирма в своей деятельности отвечает на такие вопросы, как что и в каком объеме ей производить, какие ресурсы использовать, какие цены установить на продукцию с целью получения запланированного результата.

Более подробно рассмотрим классификацию фирм, основанную на различных формах собственности. По такому признаку выделим частные, коллективные, государственные и совместные фирмы.

 

6.2.1. Частные фирмы

Фирму будем считать частной, если она принадлежит отдельному гражданину (физическому лицу) или членам семьи. Семейные фирмы, в свою очередь, могут быть с выделением доли каждого (долевой собственности) и без определения доли каждого участника (совместная собственность). В первом случае каждый член семьи имеет право на свою долю, поскольку она заранее определена, а во втором – нет.

Частные фирмы в Республике Беларусь формируются, во-первых, путем приватизации государственных предприятий, а во-вторых, за счет создания новых. Имущество частных фирм пополняется, главным образом, из такого источника, как доход собственника.

Частная фирма – это самая простая форма существования фирмы. В этом случае один собственник или семья самостоятельно ведут хозяйство и отвечают на вопросы о том, что и как производить, для кого и т.д. Частник единолично распоряжается выручкой и несет неограниченную ответственность по долгам фирмы, то есть отвечает по ним всем своим имуществом. В случае неудачи с «молотка», как говорится, могут пойти и дом, и автомобиль, и дача.

В странах с развитой рыночной экономикой частные фирмы – самая распространенная форма предпринимательства. В США они, например, составляют около 70% всех фирм. Объясняется это тем, что они обладают рядом достоинств. К ним относятся:

Ø Полная самостоятельность и оперативность действий. Владелец фирмы полностью управляет и распоряжается полученной выручкой и прибылью. В этом случае наиболее полно реализуется и принцип экономической заинтересованности;

Ø Простота учреждения и ликвидации фирм. Для учреждения частной фирмы, как правило, не требуется разрешения центральных властей. Эта проблема решается местной властью. Кроме того, до тех пор, пока собственник регулярно и исправно платит по счетам, он сохранят право в любой момент прекратить деятельность своего предприятия;

Ø Частник платит из своего дохода меньше налог, нежели другие фирмы, а, следовательно, в большей мере заинтересован в высоких конечных результатах.

Частнику приходится преодолевать и трудности, связанные с недостатками частных фирм. Главный из них – высокий риск. Частный предприниматель несет неограниченную ответственность и может лишиться в случае банкротства не только вложенных в дело средств, но и личного имущества. Да и возможности роста частной фирмы ограничены средствами владельца и банковскими кредитами. И далеко не всем удается нажить многомиллионные состояния честным трудом и смекалкой. Кроме того, частные фирмы недолговечны, разумеется, по сравнению с другими формами предпринимательства. Юридически они прекращают существование со смертью владельца, а переход фирмы к наследникам может отпугнуть прежних клиентов и создать серьезные трудности в работе фирмы. Многое ведь зависит от личности самого предпринимателя, его способностей.

В Беларуси частный сектор народного хозяйства только встал на ноги. Перед ним масса проблем: нехватка стартового капитала для предпринимательской деятельности; трудности в получении кредита; неразвитость рынка ценных бумаг и т.д. При этом львиная доля частного капитала вкладывается в основном в торговлю, в результате чего страдает производственный сектор.

Не у всех предпринимателей хватает средств, духа и смелости заниматься предпринимательской деятельностью в гордом одиночестве. Тогда перед ними следующий выбор: хозяйственные товарищества (партнерства) и общества, кооперативы, предприятия трудовых коллективов.

 

6.2.2. Хозяйственные товарищества и кооперативы

Хозяйственное товарищество (партнерство ) – это такая форма предпринимательской деятельности, при которой имущество фирмы формируется за счет вкладов нескольких граждан, которые объединяются для хозяйственной деятельности на основе договора. В этих фирмах один или несколько участников обязательно несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества и своим вкладом, и личным имуществом. Имущество товариществ формируется за счет вкладов участников на праве общей долевой собственности. Товарищество может использовать труд наемных работников. Полученная прибыль распределяется пропорционально вкладам участников. По признаку ответственности партнеров перед товариществом выделяют полные, коммандитные и акционерно-коммандитные товарищества.

Товарищество полное, если все его участники несут по его обязательствам полную (неограниченную) ответственность, то есть отвечаютпо долгам не только величиной своего вклада, но и личным имуществом.

Товарищество коммандитное, если в нем по меньшей мере один участник несет неограниченную ответственность, и хотя бы один ограниченную ответственность перед кредиторами. Лица с полной ответственностью называются действительными членам, а с ограниченной – коммандитами (членами-вкладчиками). Коммандит отвечает перед кредиторами только вкладом в общее имущество, но не личным состоянием. Кроме того, у него нет обязательств по управлению товариществом.

Акционерно-коммандитное товарищество отличается от простого коммандитного тем, что коммандиты вносят свою долю, приобретая акции товарищества. Эта форма фирмы является, можно сказать, переходной к акционерным обществам.

К достоинствам товариществ относятся:

Ø возможность привлекать капитал других вкладчиков, что позволяет создавать предпосылки для расширения и совершенствования производства;

Ø несложная процедура учреждения товарищества;

Ø простая структура системы управления, что связано с небольшим количеством участников товарищества.

Недостатками товариществ являются:

Ø нестабильность функционирования из-за того, что при выходе одного из участников деятельность товарищества, как правило, прекращается;

Ø отсутствие централизованного профессионального управления, так как в управлении участвуют все действительные члены товарищества;

Ø непривлекательность неограниченной имущественной ответственности предпринимателей.

Товарищества нашли широкое распространение, как об этом свидетельствует опыт развитых стран, в малом и среднем бизнесе, в производстве, в торговле, в сфере услуг.

На принципах товарищества в Беларуси функционируют и кооперативы.

Кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместного ведения предпринимательской деятельности путем привлечения его участниками имущества и личного трудового участия. Все имущество кооператива в соответствии с его уставом делится на вклады членов кооператива. Члены кооператива несут дополнительную ответственность личным имуществом.

Кооперативы подразделяются на производственные и потребительские и от товариществ отличаются тем, что в них не участвуют юридические лица.

Широкое распространение в современной экономике получили и хозяйственные общества.

6.2.3. Хозяйственные общества

Хозяйственное общество создается юридическим и физическими лицами путем объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности. Особенность этой формы фирмы состоит в том, что у всех ее участников только ограниченная ответственность по обязательствам общества. Хозяйственное общество – собственник общего имущества, продукции, доходов от хозяйственной деятельности. Общество отвечает по обязательствам всем имуществом, а его участники рискуют своими паями. Различают общества с ограниченной ответственностью (ООО), с дополнительной ответственностью (ОДО) и акционерные (АО). Что они собой представляют?

Общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью – это общество, в котором каждый его участник несет ограниченную ответственность по обязательствам общества только в пределах своего вклада.

Общество с дополнительной ответственностью – это такое общество, участники которого несут дополнительную ответственность по обязательствам в размерах, превышающих долю в имуществе общества. Размер дополнительной ответственности оговорен в учредительских документах общества и, как правило, в одинаковых размерах (в процентах к вкладу каждого). Это единственное отличие обществ с дополнительной и с ограниченной ответственностью.

Оба названных общества являются закрытыми, то есть его участники могут уступить свою долю участнику общества или третьему лицу только с согласия остальных членов. В них не выпускают акций. Их участники имеют паи, то есть долю в имуществе, находящемся в коллективной собственности. Это удостоверяется специальным свидетельством.

Владелец пая имеет имущественные и другие права на:

Ø получение части прибыли фирмы в виде дивидендов;

Ø возврат пая по усмотрению участника;

Ø участие в управлении обществом;

Ø получение информации о деятельности общества.

В качестве недостатка таких обществ можно отметить ограниченные возможности привлечения внешних источников финансирования. Такого недостатка лишены акционерные общества.

Акционерные общества. Общество является акционерным, если его уставной фонд разделен на определенное количество акций равной номинальной стоимостью и формируется за счет их продажи.

Для АО характерны следующие признаки:

Ø обязательное наличие уставного капитала, разделенного на паи или акции;

Ø ограниченная ответственность общества по обязательствам только своим имуществом;

Ø взаимоотношения участников по управлению фирмой, распределению доходов и имущества зависят от размера внесенного капитала;

Ø участники общества должны вносить вклады в его капитал, но не обязаны трудиться.

АО отличаются тем, что их уставный фонд формируется за счет продажи акций, а его участники владеют акциями. Акция – ценная бумага, свидетельствующая о вкладе ее владельца в уставный фонд АО. Акции могут выпускаться в виде бланков или в форме записей на счетах. Акции подразделяются на обыкновенные (простые) акции и привилегированные, а также – на именные и на предъявителя. Обыкновенные акции дают их владельцу такие же права, как паи, за исключением права возврата. Это значит, что АО не выплачивают стоимость акции по желанию или по требованию их владельца.

Привилегированные акции дают их владельцу особые права:

Ø преимущество в получении дивидендов в размере не менее заранее установленного фиксированного процента от номинальной стоимости акции, независимо от результатов деятельности общества;

Ø на участие в разделе имущества общества при его ликвидации.

В Беларуси предусмотрен выпуск привилегированных акций в количестве не более 10% уставного фонда.

Все акционеры имеют право продать свои акции на рынке ценных бумаг, не получая при этом согласия акционерного общества или других акционеров.

Совокупный доход акционера складывается из дивидендов и дохода от продажи акций. Дивиденды выплачиваются, как правило, ежегодно из прибыли, оставшейся в распоряжении общества после направления ее части на развитие производства, в резервный фонд и т.д.

Доход от продажи акций составляет разность между ценой продажи и ценой приобретения акций. Цена, по которой продается и покупается акция, называется курсом акции (Ка).

Курс акции рассчитывается по формуле Ка = d100%/Rд, (6.1)

где d – дивиденд на акцию, а Rд – депозитная процентная ставка.

Количество акций, которое позволяет принимать решение на собрании акционеров, называется контрольным пакетом акций. Теоретически он равен 50% + 1 акция, однако в реальной действительности для контроля над собранием акционеров, во многих случаях, достаточно иметь около 20%.

Акционерные общества, иногда их называют корпорациями, обладают целым рядом достоинств. К ним относятся:

Ø ограниченная ответственность акционера, рискующего лишь суммой денег, потраченной на покупку акций;

Ø свобода покупки и продажи акций. В товариществах, например, передача пая другому лицу – дело непростое, так как для этого требуется согласие всех остальных партнеров;

Ø акционерные общества более долговечны, нежели частные фирмы и товарищества. В случае смерти акционера его акции просто передаются по наследству. Смерть же частника влечет за собой распад фирмы;

Ø акционерная форма фирмы – самая эффективная для привлечения дополнительных финансовых средств. Открытые АО могут иметь множество вкладчиков. Так, у корпорации «Америкэн телефон энд телеграф» более трех миллионов акционеров. Поэтому, очевидно, и возможности АО по привлечению денежных ресурсов гораздо выше частных предприятий или товариществ.

Вместе с тем, АО обладают и существенными недостатками, которые иногда перевешивают их достоинства. Так, сложным и весьма трудоемким делом является учреждение АО, требующее множества специальных документов.

АО бывают двух типов: открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Первых в Беларуси на начало 2003 г. насчитывалось более 1,5 тыс., а число акционеров составило около 100 тыс. человек. ОАО могут привлекать большие финансовые средства. Однако такие общества обязаны подробно отчитываться о результатах хозяйственной деятельности, что в условиях конкуренции считается нежелательным. ЗАО, к слову, вправе не оглашать информацию о своем финансовом положении. Вместе с тем уставные фонды таких предприятий не должны превышать определенную величину.

Серьезным недостатком АО является двойное налогообложение: налоги взимаются как с прибыли, так с дивиде

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...